Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Посланіе, въ девяносто вторый годъ отъ начала царствованія Діоклитіана, въ двенадцатый царствованія Валентиніана и Валента, и въ осмый Граціана, къ Епифанію палестинскому, элевѳерополиту, бывшему отцу монастыря въ округѣ Элевѳерополя, а нынѣ епископу города Констанціи въ епархіи Кипрской, писанное Акакіемъ и Павломъ, пресвитерами-архимандритами, то есть отцами монастырей въ Халкидѣ и Веріи, чтó въ Килисиріи, о томъ, чтобы написалъ онъ обо всѣхъ ересяхъ, какъ такъ и многіе другіе совѣтуютъ, и, такъ сказать, понуждаютъ его приступить къ сему.

Господину нашему, по всему досточестнѣйшему и благоговѣйнѣйшему отцу Епифанію епископу, пресвитеръ Акакій и пресвитеръ Павелъ, архимандриты, желаютъ о Господѣ радоваться.

Достаточно было видѣть твое, отецъ, богочестіе, чтобы насытиться духовными глаголами, и ощутить въ себѣ любовь, когда наслаждались твоимъ лицезрѣніемъ. Но поелику слава, предшествующая ученику Спасителеву, провозглашаетъ о силѣ благоуханія словесъ и дѣлъ; то сильно томитъ желаніе еще насытиться и словомъ и разумомъ. Должно было, правда, придти самолично, чтобы насладиться благодатію, данною тебѣ отъ Бога, какъ апостоламъ; но какъ совершенію пути препятствовали тѣлесный недугъ и бѣдственное положеніе, то невозможно намъ стало самимъ придти и повергнуться къ ногамъ твоимъ, чтобы внимать и поучаться исходящими изъ устъ твоихъ духовными святыми глаголами. Ибо увѣрены, что, если были бы сего достойны, то, пришедши къ тебѣ и послушавъ тебя, и въ томъ житіи, какое предположили себѣ, утвердились бы, если только достойны достигнуть его конца. Посему, одержимые недугомъ, умоляемъ твое столько великое богочестіе, не поскупись и намъ сообщить дѣйствительно дарованнаго тебѣ Спасителемъ. Ибо не мы только признаемъ, но признаютъ и всѣ слушающіе тебя, что Христосъ въ настоящемъ родѣ тебя воздвигъ намъ, какъ новаго апостола и проповѣдника, новаго Іоанна, провозгласить намъ, чтó обязаны сохранять предположившіе идти симъ путемъ. Посему, такъ какъ Маркеллъ, общій нашъ братъ, нудимый такою славою, привлекается любовію къ твоему богочестію, принадлежитъ же нашей обители; то его, какъ новоначальнаго, употребивъ служителемъ къ совершенію такого дальняго пути, такое грѣшное наше дерзновеніе обратили къ тебѣ, ученику Спасителеву. Просимъ же у тебя изъ сказаннаго тобою въ наученіе нѣкоторымъ братіямъ подарить и намъ, чтó тебѣ, мужу праведному, не тяжело, а намъ, грѣшнымъ, если выслушаемъ, послужитъ въ радованіе о Господѣ. Ибо, насытившись отъ тебя духовныхъ глаголовъ, облегчимся отъ беззаконій своихъ. Слышали же мы наименованія, твоею досточестностію приданныя ересямъ; и теперь просимъ твое богочестіе ясно показать намъ ересь каждаго вѣроученія. Это равный для всѣхъ даръ. И еще просимъ тебя, какъ праведнаго предъ Господомъ, сотворить молитву о всѣхъ тебя любящихъ и ожидающихъ твоего дара. Въ постѣ и молитвѣ пребываемъ, чтобы общій нашъ братъ, твоею досточестностію принятый пріязненно, принесъ намъ врученный тобою даръ, и мы въ такомъ случаѣ вознесли обычныя молитвы Отцу и Сыну и Святому Духу. Всѣ братія надѣются, что подкрѣплены будутъ твоими о насъ молитвами. Умоляемъ тебя, не укосни сообщить божескую благодать, которую имѣешь съ апостолами. Всѣ малые въ обителяхъ возсылаютъ молитву къ Всесовершенному, чтобы отъ твоего богочестія пріять духовный даръ. Возмогая о Господѣ, благодушествуя о Христѣ, продолжай и данный тебѣ о Святомъ Духѣ престолъ и божескій даръ хранить до того вѣнца, какой ожидаетъ тебя.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 1-3. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0