Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Отвѣтъ самаго Епифанія на посланіе пресвитеровъ Акакія и Павла, въ которомъ просили они Епифанія писать противъ ересей.

Досточестнѣйшимъ господамъ братіямъ и сопресвитерамъ, Акакію и Павлу, Епифаній желаетъ о Господѣ радоваться.

Древніе писатели, вступленіе или предисловіе изложивъ въ видѣ надписанія, въ этой загадкѣ показывали содержаніе всего предлежащаго творенія. Посему то и мы вступленіе въ написанное по вашему прошенію, возлюбленные, противъ ересей, начиваемъ тѣмъ же складомъ рѣчи, всю силу заключая въ краткой рѣчи. Поелику намѣреваемся объявить вамъ имена ересей, открыть дурныя ихъ дѣйствія, какъ бы ядовъ какихъ и губительныхъ веществъ, приложивъ къ тому годныя противоядія, врачевства для пораженныхъ, и предохранительныя средства для тѣхъ, которые могутъ подвергнуться пораженію; то добротолюбивымъ пишемъ такое заглавіе: Панарій или, какъ мы толкуемъ, ковчегъ съ цѣльбоноснымъ отъ угрызенія ядовитыхъ животныхъ запасомъ, то-есть: въ трехъ книгахъ восемьдесять ересей, которыя загадочно изображаются ядовитыми животными, или пресмыкающимися, а послѣ сихъ осмидесяти единое основаніе и ученіе истины, спасительное дѣланіе, Христова невѣста святая церковь, пребывающая отъ вѣка, по пришествіи же воплотившагося Христа среди сказанныхъ предъ симъ осмидесяти по преемству времени открытая, и нами на основаніи проповѣди Христовой въ особомъ сочиненіи представленная, и снова послѣ всѣхъ еретическихъ козней къ воодушевленію понесшихъ трудъ при чтеніи книги объ ересяхъ ясно возвѣщенная нами въ краткомъ изложеніи, согласно съ ученіемъ апостоловъ.

1. Всѣ же съ вѣрною оцѣнкою читающіе это вступленіе, слѣдующее за тѣмъ описаніе ересей, защищеніе истины и ученіе истины, изложеніе вѣры святой вселенской Церкви, соблаговолите извинить насъ, если, какъ люди, при усиліи и божественной ревности принявшіе на себя трудъ писать въ защиту богочестія Іисусова [1], о самомъ всесвятомъ и всечтимомъ имени пожелаемъ сказать въ защиту чтó-либо трудное для насъ по собственной своей силѣ, такъ какъ и Богъ снисходитъ къ вамъ, доискивающимся того, чтó выше нашихъ силъ; слово у насъ объ истинѣ, и дѣло о благочестіи. И еще соблаговолите не взыскивать, если гдѣ, хотя и не въ обычаѣ у насъ осуждать или осмѣивать кого, найдете, что, по ревности, возбужденной ересью, или къ отвращенію отъ нея читателя, выразимся иногда въ раздраженіи, называя иныхъ или обманщиками, или скоморохами, или людьми жалкими. Ибо самая необходимость оспоривать сказанное еретиками готовитъ намъ такой усильный трудъ для отвращенія отъ нихъ читателей, и для доказательства, что ихъ обряды, таинства и ученіе, по нашему образу мыслей, вовсе запрещены; а сими изреченіями и ощутительностію противорѣчія и мы докажемъ свою свободу, и нѣкоторыхъ отклонимъ отъ нихъ словами, по видимому, болѣе тяжелыми.

2. И это во всемъ произведеніи изложено въ сказанныхъ выше трехъ книгахъ: первой, второй и третьей; три же книги сіи подраздѣлили мы на семь отдѣленій; и въ каждомъ отдѣленіи заключается нѣкое число ересей и расколовъ, всѣхъ же ихъ въ совокупности восемьдесятъ; названія и содержанія ихъ слѣдующія: первая — варварство, вторая — скиѳство, третія — еллинство, четвертая іудейство, пятая — самарянство; отъ нихъ — прочія. Послѣ варварства и скиѳскаго суевѣрія до Христа отъ еллинства произошли сіи: шестая ересь — пиѳагорейцы или перипатетики — ересь, отдѣленная Аристотелемъ, седьмая — платоники, осмая — стоики, девятая — епикурейцы. Потомъ ересь самарянская, ведущая начало отъ іудейства, и четыре ея толки: десятая ересь — гороѳины, одиннадцатая — севуеи, двѣнадцатая — есеины, тринадцатая — досиѳеи. Потомъ само поименованное выше іудейство, отличительную черту свою пріявшее отъ Авраама, посредствомъ даннаго закона распространенное Моисеемъ, и отъ Іуды, сына Іаковлева или Израилева чрезъ Давида, отъ Іудина колѣна происшедшаго и царствовавшаго, наслѣдовавшее прозваніе іудейства. И отъ сего іудейства слѣдующія семь ересей: четырнадцатая книжниковъ, пятнадцатая Фарисеевъ, шестнадцатая саддукеевъ, семнадцатая имеробаптистовъ, осмнадцатая оссеевъ, девятнадцатая назареевъ, двадцатая иродіанъ.

За сими ересями въ слѣдъ ихъ по преемству временъ открылись спасительное пришествіе Христа Господа нашего во плоти, евангельское ученіе и проповѣдь царствія, этотъ единственный источникъ спасенія и истинная вѣра вселенской, апостольской и православной церкви. Отъ нея же отторглись и отдѣлились слѣдующія, имя только Христово, а не вѣру содержащія, ереси: первая — симоніане, вторая — менандріане, третія — саторниліане, четвертая — василидіане, пятая — николаиты, шестая — гностики, они же стратіотики, и еще фивіониты, называемые у нѣкоторыхъ секундіанами, у другихъ сократитами, а у иныхъ закхеями, у нѣкоторыхъ же коддіанами, ворворитами и варвилитами; седмая ересь — карпократиты; осьмая — керинѳіане, они же и миринѳіане; девятая — назореи; десятая — евіонеи; одиннадцатая — валентины; двѣнадцатая — секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидорь; тринадцатая — птолемеи; четырнадцатая — маркосіи; пятнадцатая — колорвасіи; шестнадцатая — ираклеониты; семнадцатая — офиты; осмнадцатая — кайяне; девятнадцатая — сиѳіяне; двадцатая — архонтики; двадцать первая — кердоніане; двадцать вторая — маркіониты; двадцать третія — лукіанисты; двадцать четвертая — апелліане; двадцать пятая — севиріане; двадцать шестая — татіане; двадцать седьмая — енкратиты; двадцать осмая у фриговъ состоящая изъ монтанистовъ и таскодругитовъ, таскодругиты же дѣлились еще и сами; двадцать девятая — пепузіане, они же прискилліане и квинтилліане, съ которыми состоятъ въ связи артотириты; тридцатая — четыредесятники, въ одинъ и тотъ же день года совершающіе Пасху; тридцать первая — алоги, не принимающіе Іоаннова Евангелія и Апокалипсиса; тридцать вторая — адаміане; тридцать третья — сампсеи, они же елкесіи; тридцать четвертая — ѳеодотіане; тридцать пятая — мелхиседекіане; тридцать шестая — вардисіанисты; тридцать седьмая — ноетіане; тридцать осмая — валисіи; тридцать девятая — каѳары, они же новатіане; сороковая — ангелики; сорокъ первая — апостолики, они же апотактики; сорокъ вторая — савелліане; сорокъ третія — оригенисты, срамники; сорокъ четвертая — оригенисты, адамантики; сорокъ пятая — Павла самосатскаго; сорокъ шестая — манихеи, они же ануканиты; сорокъ седьмая — іеракиты; сорокъ осмая — мелетіане, египетскій расколъ; сорокъ девятая — аріане, они же аріоманиты; пятдесятая — расколъ авдіанъ; пятдесятъ первая — фотиніане; пятдесятъ вторая — маркелліане; пятдесятъ третія — полуаріане, пятдесятъ четвертая — духоборцы, они же македоніане и ученики Елевсія, хулящіе Святаго Божія Духа; пятдесятъ пятая — аэріане; пятдесятъ шестая — аэтіане, они же аномеи, съ которыми въ связи Евномій, лучше же сказать, не признающій закона (ἄνομος); пятдесятъ седьмая — димириты, не исповѣдающіе совершеннаго Христова вочеловѣченія, они же аполлинариты; пятдесятъ осмая — утверждающіе, что Святая Приснодѣва Марія по рожденіи Спасителя имѣла общеніе съ Іосифомъ, которыхъ называемъ антидикомаріанитами; пятдесятъ девятая — во имя той же Маріи приносящіе коллириды [2], почему и называются коллиридіане, шестдесятая — массаліане, съ которыми состоятъ въ связи мартиріане, у еллиновъ называемые евфимитами и сатаніанами.

Теперь, возвращаясь назадъ и перечисленныя ереси разобравъ по книгѣ, въ семъ оглавленіи моемъ покажу всѣ тѣ, какія изъ осмидесяти ересей въ первой книгѣ, какія потомъ во второй, и какія въ третьей; а также и о каждомъ изъ семи отдѣленій, помѣщенныхъ въ трехъ книгахъ, покажу, какія именно ереси нашли себѣ въ немъ мѣсто. Именно, въ первой книгѣ отдѣленій три, а ересей сорокъ шесть съ ихъ именованіями, разумѣю же варварство, скиѳство, еллинство, іудейство и самарянство. Во второй книгѣ отдѣленій два, ересей двадцать три; въ третьей книгѣ отдѣленій два, ересей одиннадцать. Посему въ первомъ отдѣленіи первой книги двадцать ересей; онѣ суть слѣдующія: варварство, скиѳство, еллинство, іудейство; разности у еллиновъ: пиѳагорейцы или перипатетики, платоники, стоики, епикурейцы; самарянство, происходящее отъ іудейства; слѣдующія четыре толка самарянъ: гороѳины, севуеи, ессины, досиѳеи; семь ересей іудейскихъ, а именно: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назореи, иродіане. А во второмъ отдѣленіи первой книги также слѣдующія тринадцать ересей: симоніане, менандріане, саторниліане, василидіане, николаиты, гностики, называемые стратіотиками и фивіонитами, а у нѣкоторыхъ секундіанами, у другихъ сократитами, у иныхъ закхеями, коддіанами, ворворитами и варвилитами, карпократиты, керинѳіане, они же и миринѳіане, назореи, эвіонеи, валентиніане, секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидоръ, птолемеи. Въ третьемъ отдѣленіи той же первой книги тринадцать ересей, именно: маркосіи, колорвасіи, ираклеониты, офиты, кайяне, сиѳіяне, архонтики, кердоніане, маркіониты, лукіанисты, апелліане, севиріане, татіане. Вотъ оглавленіе трехъ отдѣленій первой книги. Во второй же книгѣ два отдѣленія, и въ первомъ отдѣленіи второй книги, въ четвертомъ же по порядку числъ отъ начала, осмнадцать ересей, именно: енкратиты, у фриговъ состоявшіе изъ монтанистовъ и таскодругитовъ; таскодругиты же отдѣлились отъ поименованныхъ прежде; пепузіане и квинтилліане, съ которыми въ связи артотириты; четыредесятники, въ одинъ и тотъ же день года совершающіе Пасху; алоги, не принимающіе Іоаннова Евангелія и Апокалипсиса; адаміане, сампсеи, они же елкесеи, ѳеодотіане, мелхиседекіане, вардисіанисты, ноетіане, валисіи, каѳары, ангелики, апостолики, они же апотактики, съ которыми въ связи называемые саккофорами, савелліане, оригенисты срамники, оригенисты адамантовые. Во второмъ отдѣленіи той же второй книги, которое но сказанному выше счету есть пятое, слѣдующія пять ересей: Павла самосатскаго, манихеи, они же акуаниты, іеракиты, мелетіане, египетскій расколъ, и аріане. Вотъ оглавленіе отдѣленій и второй книги. Подобно и въ третьей книгѣ отдѣленій два. Въ первомъ отдѣленіи третьей книги, въ шестомъ же по счету сказанному нами выше, слѣдующія семь ересей: авдіане, составляющіе расколъ, фотиніане, маркелліане, полуаріане, духоборцы, хулящіе Святаго Божія Духа, аэріане, аэтіане, отъ Аэтія аномея, съ которымъ вступилъ въ связь Евномій, также аномей. А во второмъ отдѣленіи той же третьей книги, то есть въ седьмомъ отдѣленіи по раздѣленію числа отдѣленій, какое сказано было нами (а именно, что это отдѣленіе седьмое и конецъ всего произведенія), изложены слѣдующія четыре ереси: димириты, вочеловѣченіе Христово не признающіе совершеннымъ, они же аполлинариты, утверждающіе, что Пресвятая Приснодѣва по рожденіи Спасителя имѣла общеніе съ Іосифомь, за что назвали мы ихъ антидикомаріанитами, и во имя той же Маріи приносящіе коллириды, которые называются коллиридіанами, массаліане, а также защищеніе правой и истинной вѣры съ сокращеннымъ словомъ о томъ, какова святая вселенская и апостольская Церковь.

Вотъ оглавленіе и описаніе всего сочиненія объ осмидесяти ересяхъ и одного защищенія истины единой, то есть, вселенской и православной Церкви, составленныхъ въ трехъ предлагаемыхъ книгахъ, и раздѣленныхъ на семь отдѣленій.

А вотъ оглавленіе перваго отдѣленія первой книги, содержащаго въ себѣ обличеніе двадцати ересей:

Во-первыхъ всѣхъ ересей родоначальницы, первообразы и именованія, отъ которыхъ произошли и другія ереси; и такихъ первыхъ четыре.

1). Первая ересь варварство; она, сама по себѣ, продолжалась десять родовъ отъ дней Адамовыхъ до Ноя. Варварствомъ же названа, потому что жившіе тогда люди не имѣли у себя какого либо вождя, или одного единогласнаго правила, но каждый самъ распоряжался собою и въ предпочтеніи собственной своей воли служилъ для себя закономъ.

2). Вторая ересь — скиѳство, отъ дней Ноевыхъ и въ послѣдующее время до построенія столпа и Вавилона, и послѣ столпотворенія не большое число лѣтъ, то есть при Фалекѣ и Рагавѣ; нѣкоторые, уклонившись въ страну Европы, селились въ области скиѳской между тамошними племенами со временъ Ѳираса (Быт. 10, 2), отъ котораго произошли ѳракіяне, и позднѣе.

3). Третія ересь — еллинство, со временъ Серуха начавшееся идолопоклонствомъ; и какъ тогда каждый водился какимъ нибудь суевѣріемъ, то при большей образованности при установившихся обычаяхъ и законахъ, начали племена человѣческія дѣлать общія распоряженія и объ идолахъ, которыхъ тогда, прилѣпившись къ нимъ, обоготворили; въ началѣ расписывали красками и изображали подобія чтимыхъ ими издревле властителей, чародѣевъ, сдѣлавшихъ въ жизни что-либо, по людскому мнѣнію, достойное памятованія, уважаемыхъ по силѣ и тѣлесной крѣпости; а потомъ, со временъ Ѳарры, отца Авраамова ввели въ идолопоклонство дѣланіе кумировъ, почтили праотцевъ своихъ изваяніями, стали выдѣлывать подобія умершихъ, сперва съ помощію скудельнаго искусства, а потомъ, примѣнительно ко всякому искусству, строители домовъ обтесывая каменья, а серебряники, золотари, а также столяры и прочіе обдѣлывая каждый свое вещество. Египтяне, а вмѣстѣ съ ними вавилоняне, фригійцы и финикіяне сдѣлались первыми учредителями сего богопочтенія, дѣланія кумировъ и совершенія таинствъ; отъ нихъ бóльшая часть учрежденій перешла къ еллинамъ во времена Кекропса и послѣ него. А въ послѣдствіи гораздо позднѣе провозглашены богами Кронъ, Рея, Дій и Аполлонъ, и прочіе.

Еллины же получили себѣ имя отъ нѣкоего еллина, одного изъ жителей Эллады, и какъ говорятъ другіе, отъ оливы (ἐλάια), росшей въ Аѳинахъ. Вождями еллиновъ, какъ показываетъ точная исторія, были іоняне, происшедшіе отъ Іовнана [3], одного изъ строившихъ столпъ, когда раздѣлились у всѣхъ языки. По этой причинѣ, отъ раздѣлившейся (μεμερισμένη) рѣчи, получали всѣ названіе μέροπες. Въ послѣдствіи, гораздо въ позднѣйшія времена, еллинство перешло въ ереси, разумѣю пиѳагорейцевъ, стоиковъ, платониковъ, епикурейцевъ и прочихъ. Отличительное же свойство богочестія, а вмѣстѣ и законъ естественный имѣли силу у сихъ народовъ отъ сложенія міра и до послѣднихъ временъ, въ особомъ отдѣльномъ видѣ сохраняясь среди варварства, скиѳства и еллинства, пока не вошли въ единеніе съ богочестіемъ Авраамовымъ.

4). И потомъ іудейство, со временъ Авраамовыхъ воспріявъ на себя отличительное свойство, и распространившись чрезъ Моисея, седьмаго по Авраамѣ, посредствомъ даннаго ему Богомъ закона, отъ Іуды четвертаго сына Іакова, прозваннаго Израилемъ, чрезъ Давида, перваго царя изъ колѣна сего Іуды, наслѣдовало полное свое имя іудейства. О сихъ четырехъ ересяхъ кратко и ясно выразился Апостолъ, сказавъ: о Христѣ Іисусѣ нѣсть ни варваръ, ни скиѳъ, ни еллинъ, ни іудей (Кол. 3, 11)., но нова тварь (2 Кор. 5, 17).

Разности у еллиновъ:

5). Пиѳагорейцы или перипатетики. Пиѳагоръ предлагалъ ученіе о монадѣ и о промыслѣ, училъ не дозволять, какъ приносить богамъ въ жертву, такъ и принимать въ пищу существа одушевленныя, воздерживаться отъ вина. Утверждалъ, что надъ луною и выше ея все безсмертно, а подъ луною все смертно, допускалъ переліяніе душъ изъ однихъ тѣлъ въ другія, даже въ тѣла животныхъ и дикихъ звѣрей. Училъ въ продолженіе пяти лѣтъ пребывать въ молчаніи. Напослѣдокъ же именовалъ себя Богомъ.

6). Платоники полагали, что есть Богъ, вещество и видъ; что міръ сотворенъ и тлѣненъ, а душа не сотворена, безсмертна и божественна, что въ ней три части: разумная, раздражительная и вожделѣвательная. Платонъ училъ, чтобъ жены были у всѣхъ общія, и никто не имѣлъ собственной своей супруги, но желающіе вступали въ единеніе съ произволяющими. Онъ также допускалъ переліяніе душъ въ разныя тѣла, даже въ тѣла дикихъ звѣрей; а вмѣстѣ училъ, что и многіе боги — всѣ отъ одного.

7). Стоики учатъ, что все есть тѣло, и чувственный сей міръ признаютъ Богомъ. Нѣкоторые же утверждали, что у Бога естество изъ огненной сущности. По ихъ опредѣленію, Богъ есть умъ и какъ бы душа всего этого объема, и неба и земли; вселенная же — тѣло Божіе, какъ сказалъ я, и свѣтила — очи. А плоть у всякаго гибнетъ, и душа у всякаго переливается изъ тѣла въ тѣло.

8). Епикурейцы объ атомахъ и недѣлимыхъ тѣлахъ, состоящихъ изъ подобныхъ неопредѣленнаго числа частей, утверждали, что въ нихъ начало всѣхъ вещей; учили, что высшее блаженство въ удовольствіи, что ни Богъ ни промыслъ не правятъ ходомъ дѣлъ.

9). Самарянство, и отъ него самаряне. Ересь сія произошла отъ іудейства прежде, нежели у еллиновъ явились ереси, и прежде нежели составились ихъ ученія; однакоже, возъимѣвъ начало, по установленіи уже богопочитанія у еллиновъ, среди іудейства, не ранѣе временъ Навуходоносора и плѣна іудеевъ. Переселенные въ Іудею ассиріяне, получивъ одно Моисеево пятокнижіе, когда царь прислалъ имъ оное изъ Вавилона съ священникомъ, по имени Ездрою, все имѣли общее съ іудеями, кромѣ того, что гнушались язычниками и къ иному не касались, и еще того, что отрицали воскресеніе мертвыхъ, и другія пророчества бывшія послѣ Моисея.

Толковъ же самарянскихъ четыре.

10). Гороѳины, совершающіе праздники въ иныя времена, а не одновременно съ севуеями.

11). Севуеи по той же причинѣ праздниковъ разнящіеся съ гороѳинами.

12). Ессины, не противящіеся ни тѣмъ ни другимъ, безразлично же празднующіе, съ которыми придется.

13). Досиѳеи водятся тѣми же обычаями, какъ и самаряне, хранятъ обрѣзаніе, субботу и иные уставы, пользуются пятокнижіемъ, строже другихъ соблюдаютъ правило не употреблять въ пищу одушевленнаго, проводить жизнь въ непрестанныхъ постахъ. Нѣкоторые же изъ нихъ пребываютъ въ дѣвствѣ, другіе воздерживаются; вѣруютъ въ воскресеніе мертвыхъ, чтó чуждо для самарянъ.

У іудеевъ семь ересей.

14). Книжники, законники и преподаватели вторичныхъ законовъ или преданій такъ называемыхъ у нихъ старцевъ, съ излишнею ревностію соблюдающіе произвольно принятые богослужебные обряды, которые не изъ закона дознали они, но сами для себя признали достоуважительными по закону оправданія.

15). Фарисеи, по значенію слова, отщепенцы, ведущіе самую высокую жизнь, и болѣе другихъ получавшіе одобреніе. Ими, какъ и книжниками, признается воскресеніе мертвыхъ, бытіе ангеловъ и Святаго Духа. Жизнь ихъ отлична; ими соблюдаются до времени воздержаніе и дѣвство, два раза въ недѣлю постъ, очищенія кувшиновъ, блюдъ и чашъ, а также, какъ и у книжниковъ, десятины, начатки, непрерывныя молитвы, произвольнымъ суевѣріемъ предписанный наружный видъ одежды, состоявшей изъ ризы, похожей на стихарь, и далматиковъ или одежды безъ рукавовъ, съ разширеніемъ хранилищъ, то-есть, полосъ изъ багряницы, воскрилій и пуговицъ на воскриліяхъ ризъ, чтó служило знакомъ содержимаго ими до времени воздержанія. Они ввели ученіе о днѣ рожденія и о судьбѣ.

16). Саддукеи, по значенію имени, правдивѣйшіе; родъ вели отъ самарянъ и вмѣстѣ отъ священника по имени Садока; отрицали воскресеніе мертвыхъ, не допускали ни ангела, ни Духа; по всему же прочему были іудеи.

17). Имеробаптисты. Они по всему были іудеи, утверждали же, что никто не улучитъ жизни вѣчной, если не каждый день будетъ креститься.

18). Оссины, чтó значитъ: самые смѣлые. Они исполняли все по закону, но послѣ закона пользовались и другими писаніями, бóльшую же часть позднѣйшихъ пророковъ отвергали.

19). Назореи, чтó значитъ: необузданные, запрещаютъ всякое мясоястіе, вовсе не вкушаютъ одушевленнаго, въ пятокнижіи святыя имена патріарховъ до Моисея и Іисуса Навина принимаютъ и вѣрятъ въ нихъ, разумѣю Авраама, Исаака, Іакова и старѣйшихъ, а также самаго Моисея, Аарона и Іисуса. О пятокнижіи же учатъ, что книги сіи — не Моисеевы писанія, и утверждаютъ, что вмѣсто ихъ есть у нихъ другія.

20). Иродіане по всему были іудеи, но Христа ожидали въ лицѣ Ирода, и Ироду воздали Христову честь и Христово приписали имя.

Вотъ первое отдѣленіе, заключающее въ себѣ всѣ сіи двадцать ересей. Въ немъ же и разсужденіе о пришествіи Христовомъ, и исповѣданіе истины.

Примѣчанія:
[1] Такъ читается въ изданіи Элера, которое предпочитается Петавіеву въ продолженіи всего перевода.
[2] Родъ печенья.
[3] По славянской Библіи: Іована (Быт. 10, 2).

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 4-20. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0