Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе первое.
О фарисеяхъ, въ іудействѣ третіей, а по общему порядку шестнадцатой, ереси.

1. Съ сими двумя ересями стоитъ въ ряду иная нѣкая ересь фарисеевъ, которые одного образа мнѣній держались съ этими, то есть книжниками, иначе законоучителями, потому что къ нимъ присоединялись и законники. Но фарисеи въ образѣ мыслей простирались еще далѣе, имѣя болѣе строгія правила жизни. Ибо нѣкоторые изъ нихъ, когда обучались, назначали себѣ десяти- или осми- или четырехлѣтіе равно для дѣвства, или для воздержанія, непрестанно пребывая въ молитвѣ, часто вступали въ сей подвигъ, конечно, чтобы не потерпѣть какого либо тѣлеснаго поврежденія, или непримѣтно не подвергнуться гнусному плотскому истеченію, производимому сонными мечтами. И одни любили выбирать для себя доску шириною въ одну пядень, и вечеромъ ложились на эту доску, чтобы, если кто заснетъ, и упадетъ на полъ, немедленно встать ему на молитву, и жизнь по возможности проводить бодрственно. Другіе же, набравъ кремней, изъ нихъ устрояли себѣ постель, чтобы, чувствуя боль, не предаваться глубокому сну, но усиливать въ себѣ принужденную бодрость. А иные для тогоже самаго стлали себѣ колючія растенія. Постились же дважды въ недѣлю, во вторый и въ пятый день; давали со всего десятину; приносили начатки, тридцатую и пятидесятую долю; въ принесеніи жертвъ и въ выполненіи обѣтовъ соблюдали величайшую точность. Они положили начало описанной выше сего наружности книжниковъ, и долгою одеждою и другими наружными покровами, похожими на женскія платья, выступая въ широкихъ сандаліяхъ со снурами у обуви. Назывались же они фарисеями, потому что держали себя отдѣльно отъ другихъ, по произвольно введенному у нихъ суевѣрію; потому что фаресъ съ еврейскаго толкуется: отдѣленіе.

2. Они исповѣдывали воскресеніе мертвыхъ, вѣрили въ бытіе ангеловь и Духа; но, какъ и другіе, не знали Сына Божія. Рокъ и астрономія имѣли у нихъ великое значеніе. Такъ, у нихъ еллинскія названія, употребительныя въ астрономіи заблуждающихъ, переложены на другія наименованія еврейскаго нарѣчія; напримѣръ солнце названо има и шéмешъ, а луна іéрее и алвана, какъ называется и мѣсяцемъ; потому что мѣсячный періодъ времени означается словомъ іéрее, а луна у еллиновъ называется и Μήνη отъ мѣсяца. Аресъ (Марсъ) названъ кохевъ окмолъ, Ермій (Меркурій) кохевъ охмодъ, Зевесъ (Юпитеръ) кохевъ ваалъ, Афродита (Венера) — серуа или луидъ. Кронъ (Сатурнъ) — кохевъ савиѳъ. Называются также у нихъ и другими именами; но не могъ я въ точности изложить ихъ именованіе. Да и названія, заблуждающимися напрасно признаваемыя въ числѣ первоначальныхъ знаковъ, которыя именуются зодіакальными, и непозволительно ввели міръ въ нечестивое заблужденіе, по еврейски называются такъ: Телаа, Соръ, Ѳомимъ, Саратанъ, Ари, Беѳула, Мозани, Акравъ, Кесетъ, Гади, Дали, Деггимъ. И они, разумѣю фарисеевъ, переименовали сіи названія по еврейски, напрасно послѣдуя еллинамъ; такъ у еллиновъ Овенъ, у нихъ названъ Телаа; тамъ Телецъ, здѣсь Соръ; тамъ Близнецы, здѣсь Ѳомимъ; тамъ Ракъ, здѣсь Саратанъ; тамъ Левъ, здѣсь Ари; тамъ Дѣва, здѣсь Беѳула; тамъ Вѣсы, здѣсь Мозани; тамъ Скорпіонъ, здѣсь Акравъ; тамъ Стрѣлецъ — здѣсь Кесетъ; тамъ Козерогъ, здѣсь Гади; тамъ Водолей, здѣсь Дали; тамъ Рыбы, здѣсь Деггимъ.

3. Все это изложено мною не на смущеніе читателей, и не съ тѣмъ, чтобы доказать невѣжество введшихъ въ жизнь несостоятельное и сумасбродное пустословіе астрономіи; потому что само собою обличается оно передъ истиною, будучи несостоятельно и погрѣшительно. И нами и въ другихъ сочиненіяхъ много уже говорено въ опроверженіе признающихъ часъ рожденія и рокъ; и особенно во введеніи въ это сочиненіе помѣщено краткое разсужденіе о томъ же; но чтобы не подумалъ кто, будтобы возстаемъ противъ инаго по клеветѣ, и излагаемъ несправедливо, не свѣривъ въ точности съ преданіями: говорится у насъ объ этомъ подробно. Крайняя же непонятливость и не случайная недогадливость — признающимъ воскресеніе и назначающимъ праведный судъ говорить о рокѣ. Ибо какъ могутъ быть вмѣстѣ и судъ и рокъ? Необходимо чтó-либо одно изъ двухъ: или, если важенъ часъ рожденія, то нѣтъ суда, потому что дѣлающій дѣлаетъ не самъ по себѣ, но по необходимости подъ владычествомъ судьбы; или, ежели есть судъ, и дѣйствительно угрожаетъ, и законы дѣйствуютъ, и поступающіе худо подлежатъ наказанію, то, по признаніи справедливаго закона и самаго истиннаго суда Божія, судьба дѣлается не дѣйствительною и вовсе не имѣющею никакой состоятельности.

4. Возможностію грѣшить и не грѣшить опредѣляется разность въ томъ и другомъ, и что одинъ подвергается наказанію за грѣхи, и что другой пріемлетъ похвалу за сдѣланное хорошо. И сказанное Истиною отъ лица Господня устами пророка Исаіи кратко выражаетъ сіе въ одномъ справедливомъ изреченіи: аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снѣсте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы поястъ: уста бо Господня глаголаша сія (Ис. 1, 19-20). Посему для всякаго ясно и несомнѣнно, что Богъ даровалъ свободу, такъ какъ Самъ говоритъ: аще хощете и аще не хощете; и тѣмъ показываетъ, что въ волѣ человѣка — дѣлать добро, или желать худаго. Посему къ фарисеямъ должно чаще и многократнѣе возглашать не въ одномъ изреченіи, но во многихъ, сказанное имъ Спасителемъ: горе вамъ, книжницы и фарисее лицемѣри, яко остависте вящшая закона, судъ и милость, и одесятствуете копръ, мятву и киминъ, и очищаете внѣшнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни нечистоты и неправды (Матѳ. 23, 23-25). Признаете справедливымъ клясться сущимъ верху алтаря, а кто клянется самымъ алтаремъ, тотъ у васъ разрѣшается отъ клятвы. Говорите, что клясться небомъ ничтоже есть; а если кто поклянется сущимъ верху его, то признается справедливымъ. Алтарь не подъемлетъ ли на себѣ возлежащаго на немъ? Небо не престолъ ли Сѣдящаго на немъ? И поелику глаголете: иже аще речетъ отцу или матери: корванъ, еже есть даръ, имже бы пользовался еси отъ мене (Марк. 7, 11), и не почтитъ отца своего; то отметаете заповѣдь Божію ради преданія старцевъ вашихъ. Преходите море и сушу, сотворити единаго пришельца, и егда будетъ, творите его сына геенны сугубѣйша васъ (Матѳ. 23, 15).

Чтó же превосходнѣйшее святыхъ сихъ изреченій представитъ кто въ возраженіе предъ симъ сказанному? Напротивъ того думаю, что весьма достаточно сихъ Спасителевыхъ словъ и истинныхъ реченій, на которыя фарисеи не могли возражать даже и въ самой малости.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 73-78. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0