Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе первое.
Объ оссинахъ, въ іудействѣ шестой, а по общему порядку девятнадцатой, ереси.

1. За этою ересью слѣдуетъ еще нѣкая другая, тѣсно связанная съ прежними, такъ называемая ересь оссиновъ. Они, какъ и прежде исчисленные, іудеи же, лицемѣры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, какъ говоритъ дошедшее до насъ преданіе, изъ страны наватеевъ, изъ Итуреи, изъ страны Моавитской и Аріельской, изъ мѣстности лежащей по ту сторону такъ называемой въ божественномъ Писаніи долины Сланой; а это есть, такъ называемое, Мертвое море. Родъ оссиновъ, по истолкованію сего имени, означаетъ родъ крѣпкій. Къ нимъ въ послѣдствіи, во времена царя Траяна, по пришествіи Спасителя, присоединился, такъ называемый, Илксай, который былъ лжепророкъ. Онъ написалъ книгу въ видѣ пророчества, или какъ бы по вдохновенной свыше премудрости. Говорятъ же и о другомъ нѣкоемъ Іексеѣ, братѣ перваго. Это былъ человѣкъ непостояннаго нрава, обманщикъ въ душѣ; происходя отъ іудеевъ и держась іудейскаго образа мыслей, жилъ онъ не по закону, вводилъ одно вмѣсто другаго, и сложилъ [1] собственную свою ересь. Повелѣвалъ клясться солью, водою, землею, хлѣбомъ, небомъ, воздухомъ и вѣтромъ, вмѣняя клятву въ служеніе имъ; нѣкогда же назначилъ еще семь другихъ свидѣтелей, разумѣю — небо, воду, вѣтры, святыхъ, какъ говоритъ, ангеловъ молитвы, масло, соль и землю. Онъ чувствуетъ отвращеніе отъ дѣвства, ненавидитъ воздержаніе, принуждаетъ къ браку. Вводитъ же какое-то мечтательное сочиненіе, какъ бы подъ именемъ апокалипсиса. Учитъ быть лицемѣрами, сказавъ, что нѣтъ грѣха, если придется во время наставшаго гоненія поклониться идоламъ, только бы поклоненіе было не по совѣсти, и исповѣдуемое устами, не было въ сердцѣ.

2. Представляя же и на сіе нѣкоего свидѣтеля, обманщикъ не стыдится сказать, что какой-то священникъ Финеесъ, изъ рода Левія, Аарона и древняго Финееса, въ Сузахъ, во время вавилонскаго плѣна, поклонившись Артемидѣ, избѣжалъ гибельной смерти при царѣ Даріѣ; такъ все у него ложно и пусто. Сей-то еретикъ первоначально принадлежалъ къ упомянутой выше такъ называемой ереси — оссиновъ, остатки которой и донынѣ есть въ тойже землѣ наватеевъ и въ Переѣ, смежной съ Моавитскою страною. Родъ сей нынѣ называется сампсеями. Мечтаютъ же, что еретикъ сей именуется сокровенной силой отъ словъ: іилъ — сила и ксай сокровенный. Но всѣ эти горделивыя усилія обличены и сильно постыждены людьми, способными уразумѣть и въ точности изслѣдовать истину. Со дней еще Констанція и доселѣ до нынѣшнихъ царей ясно обличаются. Ибо до Констанція нѣкоей Марѳусъ и Марѳанѣ, двумъ сестрамъ изъ рода сего еретика, въ странѣ ихъ покланялись, какъ божествамъ, потому что происходили онѣ отъ сѣмени упомянутаго выше Илксая. Марѳусъ умерла недавно, а Марѳана жива и донынѣ. Ихъ слюни и другія тѣлесныя нечистоты заблуждавшіе еретики разносили по той странѣ для врачеванія болѣзней. Дѣйствія отъ нихъ не было; но заблуждающійся всегда упоренъ и готовъ отдаться въ обманъ, потому что порокъ есть слѣпота, и заблужденіе есть недостатокъ благоразумія. Но долго ли тратить мнѣ время, разсказывая объ этомъ чародѣѣ все то, что лгалъ онъ противъ истины?

3. Во-первыхъ училъ отрицаться отъ вѣры, говоря, что въ скверныхъ идольскихъ жертвахъ можно участвовать лицемѣрно; потомъ, къ обману слушателей, утверждалъ, что можно отъ собственной своей вѣры отрекаться устами, и не имѣть грѣха. Посему болѣзнь еретиковъ была неисцѣльна, и не оставалось возможности ихъ исправить. Ибо если уста, исповѣдующія истину, предуготованы на ложь; кто повѣритъ имъ, что сердце ихъ не исполнено обмана, когда Божіе слово, поучая Духомъ Святымъ, ясно говоритъ: сердцемъ вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе (Рим. 10, 10)? Кромѣ того онъ исповѣдуетъ, правда, Христа по имени, говоря: Христосъ — великій Царь; но по причинѣ хитраго и сбивчиваго словосочиненія, въ книгѣ его пустословій мало понялъ я, о Господѣ ли нашемъ Іисусѣ Христѣ говоритъ онъ? Ибо не опредѣляетъ этого, но просто называетъ Христомъ, какъ будто, сколько поняли мы, означаетъ, или ожидаетъ нѣкоего другаго. Онъ запрещаетъ молиться на востокъ, говоря, что должно не востокъ имѣть въ виду, но изъ всякой страны обращать лице къ Іерусалиму, и кто молится съ востока, тому имѣть въ виду Іерусалимъ, обращаясь на западъ, а кто съ запада, къ нему же должно обращаться на востокъ; а съ юга и полдня — на сѣверъ, и съ сѣвера — на полдень, чтобы вездѣ лице было прямо противъ Іерусалима. И смотри, какое сумасбродство у обманщика! Проклятію предаетъ жертвы и жертвоприношенія, какъ чуждыя Богу, и вовсе никогда неприносившіяся Богу отцами и по закону, и говоритъ, что должно молиться тамъ въ Іерусалимѣ, гдѣ были жертвенникъ и жертвы, отрицая между тѣмъ и яденіе мяса іудеями и иное, и жертвенникъ, и огонь, какъ чуждый Богу. А что угодна Богу вода, огонь же чуждъ, сіе выражаетъ онъ слѣдующими словами: не идите чада на видъ огня, потому что вы въ заблужденіи; такой видъ есть заблужденіе; ибо видишь, говоритъ онъ, что огонь весьма близко, а онъ далеко отъ тебя; не идите на видъ его, а идите лучше на гласъ воды. И баснословія его многочисленны.

4. Потомъ изображаетъ Христа, что Онъ есть нѣкая сила, и означаетъ мѣру Его: длину двадцати четырехъ схинъ [2], то есть, девяноста шести миль, ширину шести схинъ, — двадцати четырехъ миль; а подобно сему придаетъ чудесную толщину, баснословя о ногахъ и о прочемъ. Говоритъ, что есть и Духъ Святый, и что Онъ женскаго пола, подобенъ Христу, въ видѣ кумира, стоитъ на облакѣ между двухъ горъ. О прочемъ умолчу, чтобы слухъ читателей не пріучить къ баснословію. Нѣкіими же словами и пустыми звуками обманываетъ, напослѣдокъ въ книгѣ говоря: никто недоискивайся толкованія, но произноси только это въ молитвѣ; самыя же реченія перенесъ изъ еврейскаго языка; почему понимаемъ отчасти, что ничего не значатъ его мечты. Ибо приказываетъ говорить: аваръ, анидъ, моивъ, нохиле, даасимъ, ани, даасимъ, нохиле, моивъ, анидъ, аваръ, селамъ. Слова сіи въ переводѣ объясняются такъ: да мимо идетъ униженіе, послѣдовавшее отъ отцевъ моихъ, по причинѣ осужденія ихъ, попранія ихъ и труда ихъ, попраніемъ въ осужденіи ради отцевъ моихъ, отъ мимошедшаго униженія въ апостольствѣ совершенства. На немъ же исполняется все сіе; потому что истощаются сила его и заблужденіе. Если же кто изъ любви къ утонченнымъ изслѣдованіямъ пожелаетъ слышать переводъ каждаго слова одного за другимъ; то не замедлимъ сдѣлать и это, и, удовлетворяя во всемъ тѣхъ, кому угодно съ мелочною требовательностію слышать самыя реченія еретика, рядомъ съ каждымъ изъ сихъ реченій выставимъ и переводъ. Онъ таковъ: аваръ — да мимоидетъ; анидъ, — униженіе; моивъ — которое отъ отцевъ моихъ; нохиле — осужденія ихъ; даасимъ — и попранія ихъ; ани — и труда ихъ; даасимъ — попраніемъ, нохиле — въ осужденіи; моивъ — ради отцевъ моихъ; анидъ — отъ униженія; аваръ — мимошедшаго; селамъ — въ апостольствѣ совершенства.

5. Такова упомянутая выше ересь оссиновъ; она держится іудейскаго образа жизни въ томъ, что субботствуетъ, обрѣзывается и дѣлаетъ все, требуемое закономъ, а отвергаетъ только, подобно назореямъ, книги. Но въ этомъ расколѣ есть разности съ другими изъ сихъ шести ересей. Въ опроверженіе ея достаточно будетъ сказать, что она чужда Богу, потому что Господь ясно говоритъ: священницы въ церкви субботу сквернятъ (Матѳ. 12, 5). Какое же это оскверненіе субботы? То, что въ субботу никто не дѣлаетъ никакихъ дѣлъ, а священники, совершающіе въ храмѣ жертвы, нарушали субботу, оскверняя непрестаннымъ приношеніемъ въ жертву животныхъ. Миную и эту ересь; потому что этотъ Илксай сходится еще съ евіонеями, бывшими по Христѣ, и съ назореями, появившимися еще позднѣе. Имъ пользовались четыре ереси, потому что обольщены его заблужденіемъ, именно: евіонеи, потомъ назореи, оссины, прежде него и съ нимъ вмѣстѣ бывшіе, и назореи, выше мною представленные. Вотъ одна изъ семи ересей въ Іерусалимѣ, которыя продолжались тамъ до пришествія Христова и по Христовомъ въ плоти пришествіи до взятія Іерусалима, совершеннаго царемъ Титомъ, братомъ Домиціана, и сыномъ царя Веспасіана. По взятіи же Іерусалима недолгое время оставались, какъ эта ересь, такъ и другія славившіяся тогда ереси, разумѣю ереси саддукеевъ, книжниковъ, фарисеевъ, имеробаптистовъ, назореевъ, оссиновъ и иродіанъ, пока наконецъ каждая изъ нихъ, со временемъ и обстоятельствами разсѣявшись, не прекратилась.

6. Но да будетъ достаточно имѣть врачевство, какое всякій, имѣющій умъ, приготовитъ изъ самаго сумасбродства еретиковъ, и изъ губительнаго яда, заключающагося въ реченіяхъ ихъ проповѣди, если только осудитъ ихъ пошлое ученіе и изложеніе, особливо потому, что Господь прямо говоритъ въ законѣ и въ Евангеліи: да не будутъ тебѣ бози иніи развѣ Мене (Исх. 20, 3); въ клятвѣ не принимай имени кого либо инаго; и въ Евангеліи еще говоритъ: не кленитеся, ни небомъ, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вамъ, еже ей, ей, и еже ни, ни (Іак. 5, 12), лишше же сею отъ непріязни есть (Матѳ. 5, 34-37). А я о семъ думаю: поелику Господь зналъ, что иные скажутъ: отвергается клятва другими именами; то дѣлаетъ сіе постановленіе, во-первыхъ, что не должно кляться ни Самимъ Господомъ, ни иною какою клятвою, потому что клятва отъ непріязни. Непріязненный же, конечно, говорилъ и въ Илксаѣ; ибо онъ принуждалъ клясться не только Богомъ, но и солью, и водою, и воздухомъ, и вѣтромъ, и землею, и небомъ. А намѣревающемуся искать уврачеванія достаточно воспользоваться противоядіемъ, заключающимся въ двухъ словахъ, какъ бы мимоходомъ сказанныхъ въ опроверженіе сего заблужденія. Но оставимъ безъ вниманія, чтó въ немъ смѣшнаго, и чтó гнилаго въ этой ереси, и приступимъ по порядку къ обличенію седьмой ереси, имѣвшей тогда силу у іудеевъ. Она такова:

Примѣчанія:
[1] Скалигеръ вмѣсто πλανήσας читаетъ πλάσας.
[2] Путевая мѣра въ 60 стадій или въ 4 италіянскія мили.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 83-90. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0