Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе первое.
Объ иродіанахъ, въ іудействѣ седьмой, а по общему порядку двадцатой, ереси.

1. Послѣ сей и предшествующихъ была и еще седьмая, такъ называемая, ересь иродіанъ. Они не имѣли ничего отличнаго отъ другихъ, но всецѣло были іудеи недѣятельные и лицемѣрные. Ирода же признавали они Христомъ Господомъ, тѣмъ самымъ, который представленъ ожидаемымъ во всѣхъ писаніяхъ закона и пророковъ; симъ-то Христомъ признавая Ирода, и обманутые сею мыслію, хвалились они Иродомъ, и, тщеславясь тогдашнимъ своимъ царемъ, въ пользу его толковали сказанное въ слѣдующемъ изреченіи: не оскудѣетъ князь отъ Іуды, и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидутъ, кому отложено, или, какъ читается въ другихъ спискахъ, дондеже пріидутъ отложенная ему (Быт. 49, 10). А Иродъ былъ сынъ Антипатра, какого-то аскалонитянина, священнослужителя при идолѣ Аполлоновомъ. Отецъ этого Антипатра былъ по имени также Иродъ, сынъ Антипы. Самъ Антипатръ плѣненъ былъ идумеями, и, живя тамъ, въ Идумеѣ, родилъ Ирода. Поелику отецъ былъ бѣденъ, и не могъ внести выкупа за сына, разумѣю Антипатра; то долгое время пребывалъ онъ въ рабствѣ. Напослѣдокъ соотечественники сдѣлали складчину, и онъ выкупленъ съ сыномъ Иродомъ, и возвратился на родину. Потому-то нѣкоторые называютъ его идумеемъ, а другіе знаютъ въ немъ аскалонитянина. Въ послѣдствіи вошелъ въ дружбу съ Димитріемъ, поставленъ правителемъ Іудеи, пришелъ въ извѣстность царю Августу, и, какъ правитель, дѣлается прозелитомъ, обрѣзывается самъ, и обрѣзываетъ сына Ирода, на котораго палъ жребій царствованія надъ іудеями. Царемъ же былъ въ Іудеѣ подъ державою царя Августа, самъ будучи связанъ условіями съ нимъ. Итакъ, поелику царемъ сдѣлался онъ изъ иноплеменниковъ, а царская власть по преемству шла отъ Іуды и Давида, отъ Іуды были князья и патріархи; то, когда царская власть перешла къ иноплеменнику, по понятію заблуждающихся казалось убѣдительнымъ вдаться въ обманъ сего иноплеменника, и почесть его Христомъ, на основаніи приведеннаго выше изреченія: не оскудѣетъ князь отъ Іуды, дондеже пріидетъ, кому отложено; а это должно понимать имъ такъ, говорили они, что отложено Ироду; потому что происходившіе отъ Іуды оскудѣли, и Иродъ былъ не Іудина, даже вовсе не израильскаго, рода; а такому и отложено быть Христомъ.

2. Но обличаютъ ихъ послѣдующія за симъ слова: Той чаяніе языковъ (Быт. 49, 10), и: на Того языцы уповати будутъ (Ис. 11, 10). Какой же народъ уповалъ на Ирода? Какое народное чаяніе ожидало Ирода? Какъ исполнились у нихъ слова: уснулъ яко левъ, и яко скименъ львовъ; кто возбудитъ его (Быт. 49, 9)? Гдѣ было Ироду испереть виномъ одежду свою, и кровію гроздія одѣяніе свое (Быт. 49, 11), какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, окропившій собственною кровію тѣло Свое, и кровію гроздія одѣяніе свое? Но пойми, чтó говорю; ибо Господь да дастъ тебѣ разумъ во всемъ. Чтобы послужить очистительною жертвой состоянія народа Господня, пришелъ Онъ собственною кровію ученія очистить зубы людей, оскверненные кровію тучной и недозволенной жертвы. Но къ чему говорить много? Ибо сказать можно многое, но время не позволяетъ расширять слово опроверженіемъ поименованныхъ предъ симъ ересей.

3. Но сіи семь ересей были въ Израилѣ, въ Іерусалимѣ и въ Іудеѣ; а сказанныя выше четыре — у самарянъ, въ Самаріи. Бóльшая ихъ часть истребилась; нѣтъ ни книжниковъ, ни фарисеевъ, ни саддукеевъ, ни имеробаптистовъ, ни иродіанъ. Однихъ только назореевъ отыщется развѣ самое небольшое количество, гдѣ одинъ, гдѣ два, за верхнею Ѳиваидою и по ту сторону Аравіи. Найдется остатокъ оссиновъ, уже не держащихся іудейской вѣры, но приставшихъ къ сампсеямъ, наслѣдственно обитавшимъ за Мертвымь моремъ. Нынѣ они присоединились къ ереси евіонеевъ; и произошло, что отдѣлились они отъ іудейства, какъ отрѣзанный корень, или тѣло пресмыкающагося, и изъ него вышедшій двухголовый и безхвостый змій, рожденный и связанный съ половиннымъ тѣломъ.

Доселѣ шла рѣчь о четырехъ ересяхъ самарянскихъ и о семи іудейскихъ; изъ нихъ теперь существуютъ только три самарянскія ереси, гороѳиновъ, досиѳеевъ и севуеевъ; а ересь ессиновъ, если не совсѣмъ исчезла, то какъ бы погребена во мракѣ. А у іудеевъ остались только іудеи и назореи; оссины же изъ іудейства перешли въ ересь сампсеевъ, и теперь уже ни іудеи, ни христіане. Вотъ чтó останется у меня доселѣ сказаннымъ объ упомянутыхъ выше ересяхъ.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 91-94. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0