Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе первое.
Явленіе и пришествіе Христово во плоти, истина Лицъ, эта единая и единственная вѣра Божія.

1. Скоро за симъ послѣдовало пришествіе во плоти Господа нашего Іисуса Христа; оно застигло упомянутыя выше семь ересей въ Іерусалимѣ, и сила Его угасила и разсыпала сіи ереси. Всѣ прочія ереси произошли уже по Его пришествіи, разумѣю же — послѣ того, какъ Гавріилъ благовѣствовалъ Маріи въ Назаретѣ, однимъ словомъ, по совершенномъ явленіи Господа во плоти и послѣ Его вознесенія, ибо благоволилъ Богъ, чтобы въ дѣвственныхъ ложеснахъ зачатъ былъ снисшедшій для спасенія человѣческаго собственный Сынъ Его, это Слово сущее съ небеси, превѣчно и безначально рожденное изъ нѣдръ Отчихъ, пришедшее въ послѣдніе дни, Богъ-Слово, истинно рожденный отъ Бога Отца, единосущный Отцу, и ни въ чемъ не инаковый со Отцемъ, но непреложный и неизмѣняемый, совершенно безстрастный, и нестраждущій, состраждущій же нашему роду, сошедшій съ неба, зачатый во утробѣ не отъ сѣмени мужескаго, но отъ Духа Святаго, истинно возъимѣвшій тѣло отъ Маріи, создавшій Себѣ плоть отъ святыхъ ложеснъ, пріявшій и душу человѣческую, и умъ, и все, чтó есть человѣкъ кромѣ грѣха, соединившій въ Себѣ съ Своимъ Божествомъ, родившійся въ Виѳлеемѣ, обрѣзанный въ пещерѣ, принесенный въ Іерусалимъ, принятый въ объятія Симеономъ, исповѣданный пророчицею Анною, дочерью Фануиловою, отнесенный въ Назаретъ, и въ слѣдующій годъ бывшій въ Іерусалимѣ явиться предъ Господомъ, ради родства принесенный Матерію въ Виѳлеемъ, потомъ опять взятый въ Назаретъ, въ теченіе втораго года бывшій въ Іерусалимѣ и Виѳлеемѣ, носимый также Своею Матерью, въ Виѳлеемѣ же съ Своею Матерью и съ Іосифомъ, уже старцемъ, но не оставлявшимъ Маріи, вошедшій въ домъ, и здѣсь во второй годъ по Своемъ рожденіи найденный волхвами для поклоненія Ему, принявшій дары, и въ ту же ночь, по повелѣнію Ангела Іосифу, взятый въ Египетъ, и оттуда чрезъ два года снова возвратившійся, когда Иродъ умеръ, преемникомъ же его сдѣлался Архелай.

2. Ибо въ тридцать третій годъ Ирода, и въ сорокъ второй царя Августа раждается Спаситель въ Виѳлеемѣ іудейскомъ; удаляется же въ Египетъ въ тридцать пятый годъ Ирода, и возвращается изъ Египта по кончинѣ Ирода. Почему въ тридцать седьмой годъ сего правленія Иродова Господь былъ отрокомъ четырехъ лѣтъ, когда Иродъ, по исполненіи тридцати семи лѣтъ, кончилъ жизнь. Архелай же царствуетъ девять лѣтъ; въ началѣ его царствованія Іосифъ съ Маріею и съ Отрокомъ вышелъ изъ Египта, услышавъ, что царствуетъ Архелай, и, удалившись въ страны Галилейскія, поселился въ Назаретѣ. Архелай же родилъ Ирода младшаго, и Иродъ по преемству воцаряется въ девятый годъ царствованія отца Архелая; а отъ пришествія Христова во плоти считалось тринадцать лѣтъ. Въ осмнадцатый же годъ Ирода, прозывавшагося Агриппою, началъ Іисусъ проповѣдь, — и тогда пріемлетъ крещеніе отъ Іоанна, и проповѣдуетъ лѣто пріятно (Лук. 4, 19), непререкаемый никѣмъ (Лук. 2, 34) ни изъ іудеевъ, ни изъ еллиновъ, ни изъ самарянъ, ни изъ другаго какого народа; потомъ во второе лѣто проповѣдывалъ пререкаемый, и правленію того Ирода былъ девятнадцатый годъ, а Спасителю тридцать вторый. Въ двадцатый же годъ Ирода, называемаго четверовластникомъ, совершается спасительное страданіе и безстрастіе, вкушеніе смерти безсмертнымъ, дѣйствительно пострадавшимъ до креста и неподлежащимъ страданію по Божеству. Христу убо пострадавшу за ны плотію, говоритъ Писаніе (1 Петр. 4, 1); и еще: умерщвленъ убо бывъ плотію, оживя же духомъ (1 Петр. 3, 18), и такъ далѣе. Пригвождается ко кресту, погребается, Божествомъ и душею сходитъ въ преисподняя, плѣняетъ плѣнъ, и въ третій день востаетъ съ тѣмъ же святымъ тѣломъ, соединивъ съ Божествомъ тѣло, уже не разрѣшимое, уже не страждущее, уже необладаемое смертію, какъ говоритъ Апостолъ: стерть имъ ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9).

3. Тоже дѣйствительно тѣло, туже плоть, туже душу, тоже все; а не другое чтó, кромѣ этого тѣла, но тоже самое облекши силою, Господь вмѣстилъ въ единомъ единствѣ, въ единомъ Божествѣ, плотское содѣлавъ нетлѣннымъ, тѣлесное духовнымъ, грубое тонкимъ, смертное безсмертнымъ, вовсе невидѣвшимъ истлѣнія; душа не оставлена во адѣ, не отдѣлено орудіе грѣха, ума не коснулась превратность; напротивъ того, воспринялъ на Себя все человѣческое, все сохранилъ совершеннымъ, потому что Божество къ законнымъ потребностямъ, разумѣю обнаруживаемыя тѣломъ, и душею, и умомъ человѣческимъ, придало удостовѣреніе въ истинномъ вочеловѣченіи, именно же, голодомъ и жаждою, плачемъ, скорбію, слезами, сномъ, упокоеніемъ. Ибо сіе — не видъ грѣха, но признакъ самаго истиннаго вочеловѣченія; при семъ не страждетъ, какъ свойственно человѣчеству, дѣйствительно соприсущее человѣчеству Божество, а напротивъ того Божество соизволяетъ на то, чтó законно и состоитъ внѣ грѣха и запрещенной превратности. Онъ воскресъ и вошелъ запертыми дверями, чтобы показать, какъ сдѣлалось это грубое утонченнымъ, само имѣя еще и плоть, и кости. Ибо, вошедши, показалъ руки и ноги, и прободенное ребро, кости и жилы, и прочее, въ доказательство, что видимое — не призракъ. Такъ Собою совершенно содѣлалъ все обѣтованное нашей вѣрѣ и надеждѣ. И не въ призракѣ, но въ дѣйствительности входитъ въ собраніе. Наставляя, учитъ проповѣдывать по истинѣ царство небесное, давая разумѣть великую и самую главную тайну ученикамъ, и говоря: научите языки (Матѳ. 28, 19), то есть, обратите народы отъ порока къ истинѣ, отъ раздѣленій къ единому единству. Крестите ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, въ Господне именованіе Троицы, святую и царскую печать, чтобы показать именемъ, что нѣтъ никакого измѣненія въ единомъ единствѣ. Ибо крещаемыхъ повелѣваетъ онъ крестить во имя Отца (несомнѣнное славословіе), во имя Сына (наименованіе неимѣющаго ни въ чемъ недостатка), во имя Святаго Духа (неразрывный и неизмѣнный союзъ, имѣющій печать единаго Божества).

4. И вознесся на небо съ тѣми же — и тѣломъ, и душею, и умомъ, соединивъ ихъ въ одно единство и въ одну духовную Ѵпостась, и совершивъ ихъ обоженіе, возсѣлъ одесную Отца, пославъ въ цѣлую вселенную проповѣдниками — Симона Петра и Андрея брата его, Іакова и Іоанна, сыновъ Зеведеевыхъ, давно Имъ избранныхъ; Филиппа и Варѳоломея, Матѳея, Ѳому и Іуду и Ѳаддея, Симона Зилота. Ибо Іуда Искаріотъ, хотя прежде и причтенъ былъ къ двенадцати, но, сдѣлавшись предателемъ, изъятъ изъ святаго списка апостоловъ. Послалъ же проповѣдывать и иныхъ семдесятъ двухъ, изъ которыхъ были поставлены въ числѣ семи для призора вдовицъ Стефанъ, Филиппъ, Прохоръ, Никаноръ, Тимонъ, Парменъ и Николай. Прежде же сихъ Матѳій вмѣсто Іуды сопричтенъ къ апостоламъ; кромѣ ихъ и Матѳія и послѣ сихъ семи послалъ Марка, Луку, Іуста, Варнаву, Апеллеса, Руфа, Нигера, и прочихъ семдесятъ двухъ. А послѣ всѣхъ сихъ и съ ними святаго апостола Павла собственнымъ гласомъ Своимъ съ неба избралъ апостоломъ и вмѣстѣ проповѣдникомъ язычниковъ и совершителемъ апостольскаго ученія, который, какъ оказывается, святаго Луку, одного изъ семидесяти двухъ, возвратилъ изъ разсѣянія, сдѣлалъ своимъ послѣдователемъ, сотрудникомъ въ благовѣствованіи и вмѣстѣ апостоломъ. Такъ совершалось все евангельское дѣло даже до сего времени.

Симъ пусть будетъ у меня кончено слово объ одиннадцати ересяхъ и, но мѣрѣ силъ сокращенно мною изложенномъ, послѣдованіи евангельскаго тайноводства, совершеннаго въ мірѣ Самимъ Господомъ и учениками Его. Можно собрать подобное сему, приложить предреченія и пророчества изъ закона и псалмовъ, и другихъ книгъ, видѣть всю послѣдовательность и связь, и въ точности уразумѣть, что неложны, но истинны и, какъ предвозвѣщенные въ Ветхомъ Завѣтѣ, несомнѣнны — и пришествіе Христа во плоти и евангельское ученіе. Но, чтобы изъ сего сочиненія не вышло чего либо громаднаго, удовлетворюсь доселѣ сдѣланнымъ.

Поступая же далѣе, и послѣ сего подъ дурнымъ предлогомъ явившіяся въ міръ мнѣнія изложу подобно, кратко перечисливъ уже одиннадцать ересей у іудеевъ и самарянъ, и прежде нихъ девять у еллиновъ, варваровъ и другихъ, бывшихъ прежде пришествія Господня и до сего времени.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 94-100. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0