Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе второе.
[Содержаніе.]

Въ семъ второмъ отдѣленіи первой книги, въ которомъ содержится тринадцать ересей, порядокъ слѣдующій:

1. Симоніане, получившіе имя отъ Симона волхва, современнаго апостолу Петру, и происходившаго изъ селенія Гитѳы, въ Самаріи. Онъ оставилъ самарянъ, и принялъ одно только имя Христово. Училъ срамнымъ дѣламъ, скверному смѣшенію, неразличенію женъ. Воскресеніе же тѣлъ отвергаетъ, и утверждаетъ, что міръ не отъ Бога. Свое изображеніе, какъ Діево, а съ нимъ и блудницы, по имени Елены, въ образѣ Аѳины передалъ ученикамъ своимъ для поклоненія. Называлъ же себя самарянамъ — отцемъ, а іудеямъ — христомъ.

2. Менандріане получили начало отъ сегоже Симона чрезъ нѣкоего Менандра, и разнились отъ симоніанъ кое-чѣмъ. Менандръ говорилъ, что міръ сотворенъ Ангелами.

3. Саторниліане усилили въ Сиріи срамословіе симоніанъ, но къ большему приведенію въ изумленіе проповѣдуютъ и нѣчто иное противъ симоніанъ; они получили начало отъ Саторнила, который и самъ, подобно Менандру, училъ, что міръ приведенъ въ бытіе ангелами, но только семью, по опредѣленію вышняго отца.

4. Василидіане въ тѣ же срамныя дѣла посвящены Василидомъ, который вмѣстѣ съ Саторниломъ учился у симоніанъ и менандріанъ, держится одинаковаго съ ними образа мыслей, кое-въ-чемъ разнится отъ нихъ. Онъ утверждаетъ, что небесъ триста шестьдесятъ пять, и придаетъ имъ ангельскія имена. Поэтому и годъ состоитъ изъ столькихъ дней, и слово: аврасаксъ (ἀβρασὰξ[1], которое содержитъ въ себѣ число 365, есть имя силы. Сіе имя, говоритъ Василидъ, есть Святый Духъ.

5. Николаиты — отъ Николая, поставленнаго апостолами при вдовицахъ. Онъ по ревности къ супругѣ своей училъ вмѣстѣ съ другими учениковъ своихъ совершать срамныя дѣла, и толковалъ о Кавлакахѣ, Пруникѣ, и другихъ непристойныхъ варварскихъ именахъ, которыя ввелъ въ употребленіе.

6. Гностики приняли тѣже самыя ереси, но больше всѣхъ ересей съ неистовствомъ предаются срамотѣ; въ Египтѣ называются они стратіотиками и фивіонитами, въ верхнихъ частяхъ Египта — секундіанами, а въ другихъ частяхъ сократитами, у иныхъ же — закхеями; а иные называютъ ихъ коддіанами, другіе зовутъ ихъ ворворитами. Они величаютъ Варвило́ и Варвиро́.

7. Карпократіане отъ какого-то азіатца Карпократа, который училъ дѣлать всякій срамъ и всякое грѣховное дѣло. Если кто, говорилъ онъ, не пройдетъ всего, и не выполнитъ воли всѣхъ демоновъ и Ангеловъ, то не можетъ онъ взойдти на самое высшее небо, и стать выше началъ и властей. Утверждалъ же, что Іисусъ воспріялъ на Себя душу разумную, зналъ и возвѣщалъ здѣсь горнее; и, если кто возможетъ поступать подобно Іисусу, то онъ не ниже Его. А законъ и воскресеніе мертвыхъ Карпократъ отрицалъ, какъ отрицаютъ и другія ереси, донынѣ происшедшія отъ Симона. Его послѣдовательницею была въ Римѣ Маркеллина. Въ тайнѣ сдѣлавъ изображенія Іисуса, Павла, Омира и Пиѳагора, Карпократъ покланялся и кадилъ имъ.

8. Керинѳіане, они же и меринѳіане. Это — какіе-то іудеи, ученики Керинѳа и Меринѳа; хвалились они обрѣзаніемъ; о мірѣ говорили, что приведенъ въ бытіе Ангелами, и Іисусъ за преспѣяніе названъ Христомъ.

9. Назореи исповѣдуютъ Іисуса Христомъ, Сыномъ Божіимъ, во всемъ же живутъ по закону.

10. Евіонеи близки къ упомянутымъ прежде керинѳіанамъ и назореямъ; съ ними сходятся кой-въ-чемъ ереси сампсеевъ и елкесеевъ. Они говорятъ, что Христосъ и Святый Его Духъ созданы на небѣ, что Христосъ пришелъ на землю сперва въ Адамѣ, и по временамъ совлекался сего Адама, и опять облекался въ него. Сіе самое, утверждаютъ они, совершилъ Онъ и при Своемъ пришествіи во плоти. Будучи іудеями, они пользуются Евангеліями; отвращаются мясоястія. Воду почитаютъ, какъ Бога, а о Христѣ, какъ сказалъ я, говорятъ, что въ плотскомъ Своемъ пришествіи облекся Онъ въ человѣка. Часто крестятся въ водахъ, и лѣтомъ, и зимою, именно для очищенія, какъ самаряне.

11. Валентиніане отрицаютъ воскресеніе плоти, отвергаютъ ветхій завѣтъ и пророковъ, хотя читаютъ оный; и что́ можно протолковать сходно съ ихъ ересію, то́ принимаютъ. Но привносятъ другія нѣкія баснословія, представляя именованія тридцати эоновъ обоего пола, въ совокупности приведенныхъ въ бытіе Отцемъ всяческихъ, и ихъ почитаютъ и богами, и эонами. А о Христѣ говорятъ, что принесъ тѣло съ неба, и прошелъ чрезъ Марію, какъ чрезъ трубу.

12. Секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидоръ, и сами допускаютъ тѣже четы, мудрствуя подобно Валентину, а иное толкуя нѣсколько отлично отъ него. Присовокупляютъ же и то, что учатъ срамнымъ дѣламъ. И они отрицаютъ воплощеніе.

13. Птолемеи — также ученики Валентина; въ связи съ ними состоитъ Флора. И они говорятъ о четахъ то́же, что́ Валентинъ и секундіане; но кой-въ-чемъ и разнятся съ ними.

Вотъ оглавленіе тринадцати ересей во второмъ отдѣленіи первой книги.

Примѣчаніе:
[1] Надлежитъ знать, какія буквы греческой азбуки какимъ соотвѣтствуютъ числамъ, напримѣръ: α = 1, β = 2, ξ = 60 ρ = 100, σ = 200.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 102-106. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0