Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе второе.
О Симоніанахъ, отъ начала вѣры во Христа Господа нашего первой, а по общему порядку, двадцать первой ереси.

1. Первою ересью, изъ бывшихъ со времени Христа доселѣ, является ересь Симона волхва. Она принадлежитъ носящимъ на себѣ имя Христово, но не правильно и не чисто, и по растлѣнію, ими произведенному, причиняетъ ужасныя дѣйствія. Этотъ Симонъ былъ обманщикъ, а происходилъ изъ Гитѳовъ — города, а нынѣ селенія, въ Самаріи. Онъ принималъ на себя разные виды, обольщая и уловляя волхвованіями народъ самарянскій. Говорилъ о себѣ, что онъ — великая Божія сила, и снисшелъ свыше. Самарянамъ называлъ себя Отцемъ, а іудеямъ говорилъ, что онъ Сынъ, и хотя страдалъ, но недѣйствительно, а только по видимости. Домогался благосклонности апостоловъ, и самъ, подобно другимъ, въ числѣ многихъ крещенъ Филиппомъ. Но всѣ, которые безъ него приступали къ крещенію въ пришествіе великихъ апостоловъ, по ихъ рукоположенію принимали Святаго Духа. Поелику Филиппъ, будучи діакономъ, не имѣлъ власти на рукоположеніе, чтобы крещеннымъ преподавать Святаго Духа; то Симонъ, не имѣя ни сердца, ни помысла праваго, но одержимый какимъ-то корыстолюбіемъ и любостяжательностію, и никакъ не оставляя дурнаго своего предначинанія, апостолу Петру принесъ деньги, чтобы далъ ему власть возложеніемъ рукъ сообщать Духа Святаго, расчитавъ преподавать многимъ, хотя бы за малость, и за сообщеніе другимъ Духа собрать множество денегъ и обогатиться.

2. Итакъ Симонъ, имѣя разумѣніе разстроенное демонскою прелестію магіи, и сдѣлавшись мечтательнымъ, будучи всегда готовъ своимъ чародѣйствомъ показывать варварскія дѣла своей и демонской злобы, исшедши на среду, и чрезъ прикровеніе именемъ Христовымъ, какъ бы медъ примѣшивая къ чемерицѣ, уловленнымъ въ злотворное его заблужденіе подавъ отраву, достоинствомъ имени Христова причинилъ смерть повѣрившимъ. Будучи же по природѣ похотливъ, и по причинѣ своихъ обѣщаній уязвляемый стыдомъ, обманщикъ сей въ обольщаемыхъ имъ старался вселить дурную мысль. Ибо, нашедши себѣ какую-то женщину-побродягу, по имени Елену, по происхожденію тирянку, водитъ ее съ собою, не показывая вида, что имѣетъ съ нею связь; но въ тайнѣ срамно живя съ этою женщиною, обманщикъ разсказывалъ ученикамъ своимъ нѣкую забавную баснь, именно же, называя себя великою Божіею силою, осмѣливается утверждать, что сія блудная сожительница есть Духъ Святый, и ради ея-то, говорилъ онъ о себѣ самомъ, сошелъ и онъ. Но на каждомъ небѣ, продолжалъ онъ, преображался я по образу Того, Кто на этомъ небѣ, чтобы утаиться мнѣ отъ ангельскихъ силъ, и низойдти къ Мысли, которая есть эта, такъ называемая, и Духъ Святый и Пруникъ, и при посредствѣ которой сотворилъ я ангеловъ, ангелы же сотворили міръ и людей. Она же есть та древняя Елена, изъ-за которой трояне и еллины вступали въ брань. И сказывалъ на это какую-то басню, что сходящая свыше сила сама себя преображала; стихотворцы же говорили о семъ иносказательно. Ибо силою свыше, которую называютъ Пруникъ, и которая въ другихъ ересяхъ называется Варвиро́ или Варвило́ являемая красота ея привела ихъ въ воспламененіе, и тѣмъ послала на расхищеніе князей, творившихъ сей міръ. Сами ангелы вступили за нее въ войну; она же нисколько не пострадала, страстію же, какую возбудила въ нихъ къ себѣ, довела до того, что производятъ они взаимное убійство себя самихъ. И удерживая ее, чтобы не могла взойдти въ высоту, каждый пребывалъ съ нею въ каждомъ принимаемомъ ею на себя тѣлѣ женскаго и женственнаго вида, между тѣмъ какъ она переливается изъ тѣлъ женскихъ въ разныя тѣла и естества человѣческаго и животныхъ и другія, чтобы они тѣмъ самымъ, въ чемъ оказываютъ свое дѣйствіе, убивая и будучи убиваемы, симъ пролитіемъ крови производили умаленіе себя самихъ, а она, собирая силы, могла потомъ опять взойдти на небо.

3. Она же была и тогда при еллинахъ и троянахъ, и гораздо прежде созданія міра, а по сотвореніи міра невидимыми силами производитъ подобное и подобообразно. Она же и теперь со мною, и для нея низшелъ я, и она ожидала моего пришествія; потому что она есть Мысль, у Омира называемая Еленою. И поэтому-то Омиръ принужденъ былъ описать, какъ стоитъ она на столпѣ, и при свѣтильникѣ показываетъ еллинамъ злоумышленіе противъ фригіянъ; свѣтильникомъ же, какъ сказалъ я, давалъ разумѣть указаніе свѣта свыше. Посему и о вымышленномъ у Омира деревянномъ конѣ, о которомъ еллины полагаютъ, что сдѣланъ былъ нарочито, обманщикъ сей опять говорилъ, что это — невѣжество народовъ. И какъ фригіяне, ввезя его по невѣжеству, привлекли собственную свою гибель; такъ и народы, то-есть, родъ человѣческій, безъ моего вѣдѣнія, по невѣжеству сами на себя навлекаютъ погибель. Но и объ Аѳинѣ говорилъ Симонъ, что она есть таже, такъ именуемая у нихъ, Мысль; претворяя истину въ свою ложь, пользуется этотъ лжецъ словами святаго апостола Павла: облекитесь въ броню вѣры, и шлемъ спасенія, и обувь, и мечь, и щитъ (Ефес. 6, 14-17); все сіе, сказанное апостоломъ съ твердымъ помысломъ по вѣрѣ чистаго обращенія и по силѣ Божія и небеснаго слова, сей обманщикъ, съ лицедѣйственнымъ искусствомъ Филистіона, превращаетъ въ смѣхъ и ни во что́ болѣе. Ибо что́ говоритъ? Все сіе таинственно представлялъ въ образахъ Аѳины. Почему, какъ говорилъ я прежде, указывая на бывшую при немъ женщину, взятую имъ изъ Тира, соименную древней Еленѣ, опять повторялъ свои разсказы, называя ее всякими именами — и Мыслію, и Аѳиною и Еленою и иначе. Для нея, говорилъ, онъ и сошелъ я; ибо это — написанная въ Евангеліи заблудшая овца (Матѳ. 18, 12). Да и нѣкое изображеніе передалъ онъ своимъ послѣдователямъ, какъ будто бы оно было его собственное; и въ образѣ Дія покланяются ему; а также другое изображеніе Елены передалъ своимъ въ видѣ Аѳины, и обольщенные имъ кланяются онымъ.

4. Установилъ же и таинства срамоты и тѣлесныхъ истеченій, чтобы, выражусь скромнѣе, на таинства въ какое-то срамное собраніе сходились мужчины для изліянія и женщины для обычныхъ мѣсячныхъ очищеній. И то называлъ таинствами жизни, вѣдѣнія и притомъ совершеннѣйшаго, что наипаче пріобрѣтшему разумѣніе отъ Бога свойственно признавать скорѣе мерзостію и смертію, нежели жизнію. Самъ придаетъ какія-то имена началамъ и властямъ; говоритъ и о разныхъ небесахъ; на каждой тверди и на каждомъ небѣ описываетъ какія-то силы, и предаетъ имъ варварскія имена. Утверждаетъ, что не возможно кому-либо спастись иначе, если не дознаетъ сколько-нибудь сего тайноводства, и необучится приносить таковыя жертвы Отцу всяческихъ, при посредствѣ сихъ началъ и властей. И настоящій вѣкъ, по словамъ его, началами и властями зла устроенъ съ недостатками. Допускаетъ же истлѣніе и погибель только плоти, но очищеніе душъ, и именно, если души состояли въ тайноводствѣ, при помощи погрѣшительнаго его вѣдѣнія. И такимъ образомъ полагается начало такъ называемымъ гностикамъ. О законѣ Симонъ утверждалъ, что онъ не отъ Бога, но отъ недоброй силы, и что пророки бываютъ не отъ благаго Бога, но отъ той и другой силы; и какъ ему угодно, опредѣляетъ каждому, законъ приписываетъ одной силѣ, Давида отдаетъ другой, Исаію еще иной, Іезекіиля опять иной, и каждаго изъ пророковъ какому-либо одному началу. Всѣ же они отъ недоброй силы, и внѣ Полноты; а всякій вѣрующій въ ветхій завѣтъ подлежитъ смерти.

5. Но ученіе сіе опровергается самою истиною. Ибо ежели Симонъ есть великая Божія сила, а живущая съ нимъ развратница — Духъ Святый, какъ онъ говоритъ; то пусть скажетъ, какое имя этой силы, или по какой причинѣ изобрѣлъ онъ имя прилагаемое той женщинѣ, а себѣ вовсе не нашелъ имени? Почему оказывается по преданію въ нѣкое время воздавшимъ долгъ природѣ въ державѣ римской, потому что этотъ бѣдный умеръ упавъ въ главномъ городѣ римлянъ? На какомъ основаніи Петръ далъ такой приговоръ, что не имѣетъ онъ ни части, ни жребія въ части богочестія (Дѣян. 8, 21)? Какъ можетъ міръ происходить не отъ благаго Бога, когда Имъ избраны всѣ добрые? Какъ можетъ быть не доброю сила, глаголавшая въ законѣ и пророкахъ, которая предвозвѣстила пришествіе Христа, благаго Бога, и запрещаетъ все дурное? Почему будетъ не одно Божество и не тотъ же Духъ въ новомъ и ветхомъ завѣтѣ, когда Господь сказалъ: не пріидохъ разорити законъ, но исполнити (Матѳ. 5, 17)? И чтобы показать, что законъ Имъ же возвѣщенъ и дарованъ чрезъ Моисея, а евангельскую благодать проповѣдуетъ Самъ Онъ Своимъ пришествіемъ во плоти, сказалъ Господь іудеямъ: аще бысте вѣровали Моѵсеови, вѣровали бысте убо и Мнѣ, о Мнѣ бо той писа (Іоан. 5, 46). Много есть и другихъ мѣстъ въ опроверженіе прекословія сего обманщика. А какъ признать животворнымъ срамное, если нѣтъ въ этомъ какого-либо мудрованія демоновъ? Самъ Господь въ Евангеліи спрашивающимъ у Него: аще тако есть вина человѣку съ женою, лучше есть не женитися, сказалъ: не вси вмѣщаютъ сего; суть бо скопцы, иже исказиша сами себе царствія ради небеснаго (Матѳ. 19, 10-12). И показалъ, что воздерживаться отъ естественнаго побужденія къ супружеской жизни есть даръ царства небеснаго. Но опять въ другомъ мѣстѣ о честномъ бракѣ (растлѣвая который этотъ Симонъ срамно обращаетъ въ удовлетвореніе своей похоти) говоритъ: ихъ же Богъ сочета, человѣкъ да не разлучаетъ (Матѳ. 19, 6).

6. Но какъ опять этотъ обманщикъ, забывъ о собственномъ своемъ пустословіи, обличаетъ самъ себя, какъ бы не зная того, что́ сказано имъ прежде? Ибо, сказавъ, что имъ сотворены ангелы, говоритъ опять, что Мыслію своею преобразовывался онъ на каждомъ небѣ, чтобы утаиться отъ нихъ въ своемъ нисхожденіи; а таился, конечно, изъ боязни. И почему же пустословъ боялся ангеловъ которыхъ самъ произвелъ? Какъ же не оказаться для разумныхъ, что сѣмя его заблужденія удобообличимо всякимъ, когда Писаніе говоритъ: въ началѣ сотвори Богъ небо и землю (Быт. 1, 1)? И согласно съ симъ словомъ Господь въ Евангеліи, какъ Богу, Отцу Своему говоритъ: Отче Господи небесе и земли (Лук. 10, 21). Посему, если Творецъ неба и земли есть Богъ Отецъ Господа нашего Іисуса Христа; то не имѣетъ никакой силы, какъ утверждаемое клеветникомъ Симономъ, будто бы міръ сотворенъ Ангелами съ недостатками, такъ и все прочее, разглашаемое о мірѣ симъ бѣснующимся обманщикомъ, и вводившее въ обманъ нѣкоторыхъ изъ обольщенныхъ имъ.

7. И сего кратко мною сказаннаго объ ереси Симоновой достаточно будетъ для читателей, чтобы доискаться истины и цѣлебныхъ средствъ, а также обличить покушающихся такимъ звѣрскимъ растерзаніемъ сдѣлать вредъ невѣдущимъ. Но перейду далѣе, и приступлю еще къ обличенію другой ереси. Ибо въ еретикѣ есть измѣненіе и двоякость; потому что онъ, хотя и обманщикъ, но облеченъ образомъ имени Христова, подобенъ тли выкидышей пресмыкающагося, зарождающейся отъ пустыхъ яицъ аспидовъ и другихъ ехиднъ, какъ говоритъ Пророкъ: яица аспидска разбиша, и хотяй отъ яицъ ихъ ясти обрѣте за́портокъ, и въ немъ василиска (Ис. 59, 5). Но силою Христовою, какъ сказалъ я, поразивъ его словомъ истины, и уничтоживъ его вредъ, поступимъ, возлюбленные, далѣе.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 107-116. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0