Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе второе.
О Менандріанахъ, по пришествіи Господа второй, а по общему порядку двадцать второй, ереси.

1. Съ сею ересію по порядку состоитъ въ связи нѣкто Менандръ, который, происходя изъ самарянъ, нѣкоторое время былъ ученикомъ у этого Симона. И онъ, подобно Симону, говорилъ, что міръ сотворенъ ангелами, себя же называлъ силою ниспосланною свыше оть Бога. Но, съ большею противъ учителя отвагою поступая въ обольщеніи людей, утверждалъ о себѣ, что онъ посланъ именно для спасенія и для введенія нѣкоторыхъ въ тайну его, чтобы не быть имъ въ обладаніи у ангеловъ, началъ и властей, сотворившихъ міръ. Подобно же своему учителю, соплетая всѣ свои лжи, не имѣлъ недостатка въ чародѣйствахъ и другихъ обманахъ, и ничего не измѣнилъ въ ученіи, кромѣ того только, что себя самаго называлъ гораздо бóльшимъ въ сравненіи съ бывшимъ прежде него учителемъ.

2. Менандръ, обвиняемый въ томъ же самомъ недостаткѣ, въ какой впалъ его учитель, на тѣхъ же основаніяхъ будетъ низложенъ обличеніемъ истины. Да онъ и низложенъ, и ересь его большею частію прекратилась. Почему и я миную ее, и поступлю опять къ другой, простираясь впередъ въ изложеніи. Ибо дѣйствительно древніе расказываютъ баснь, будто бы изъ множества аспидовъ, собранныхъ въ одинъ глиняный сосудъ и положенныхъ въ основанія четырехъ угловъ каждаго идольскаго капища, строившагося въ Египтѣ, если который аспидъ оказывался сильнѣе, то онъ нападалъ на другихъ и пожиралъ ихъ; оставшись же одинъ, и не имѣя пищи, обращался къ себѣ, и начиналъ ѣсть съ хвоста самъ себя, пока не истребитъ нѣкоторой части своего тѣла; и такимъ образомъ оставалось уже не цѣлое пресмыкающееся, а только половина его; почему и называли его аспидогоргономъ, чтó и даетъ намъ разумѣть, что было это въ древности, а теперь сего уже нѣтъ, но уничтожено, какъ и эта ересь совершенно изгнана. Ибо и нами была опровергаема, и истреблена силою Христовою. Но миновавѣ и сію ерось, поступимъ, возлюбленные, далѣе.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 116-118. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0