Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.

Книга первая. Отдѣленіе второе.
О Саторниліанахъ, по пришествіи Христовомъ третьей, а по общему порядку двадцать третьей, ереси.

1. Послѣ этого возсталъ нѣкто Саторнилъ, заимствовавшій начало оттуда же, разумѣю, отъ Менандра и прежнихъ. Живя въ Сиріи, то есть, въ Антіохіи близъ Дафниса, показалъ онъ свѣту великое какое-то искусство и опытность вводить въ заблужденіе. Сіи двое, Василидъ и Саторнилъ, были соученики. И Василидъ, удалившись въ Египетъ, тамъ проповѣдывалъ темныя глубины своего заблужденія. А Саторнилъ, проводя время въ указанномъ выше мѣстѣ, подобно Менандру возвѣщалъ, что міръ сотворенъ ангелами; но невѣдомъ единый Отецъ, и Онъ создалъ силы, начала и власти, ангелы же отдѣльны отъ всевышней силы, какіе-то семь изъ нихъ создали міръ и что въ мірѣ; міръ по раздѣлу составляетъ долю каждаго ангела. Сіи ангелы, собравшись, совокупно, замыслили и сообща создали человѣка по подобію приникшаго свыше свѣтлаго образа, не въ состояніи будучи удержать сіе приникшее изображеніе, потому что немедленно вознеслось оно въ верхъ, пожелали подражать ему; и созданъ ими человѣкъ не ради чего другаго, но по таковому только предлогу. Поелику, говоритъ Саторнилъ, приникшій оный свыше свѣтъ въ самихъ ангелахъ произвелъ нѣкое возбужденіе: то они, по любви къ вышнему подобію, предприняли совершить сотвореніе человѣка. И какъ возжелали они вышняго свѣта, исполненные любви къ нему и удовольствія, когда онъ явился и исчезъ предъ ними; то сихъ возлюбившихъ его ангеловъ, и невозмогшихъ наполниться его любезностію, потому что этотъ свѣтъ въ одно мгновеніе отдѣлился въ верхъ, по сей самой причинѣ этотъ обманщикъ, какъ бы выведя на зрѣлище, представляетъ сказавшими: сотворимъ человѣка по образу и по подобію, усѣкая сказанное въ книгѣ Бытія Богомъ: по образу и подобію нашему (Быт. 1, 26). Слово же: нашему выпускаетъ Саторнилъ, чтобы ложная его мысль имѣла вѣроятность, потому что одни творятъ, образъ же другаго означается сими словами: сотворимъ человѣка по образу и по подобію. Но когда человѣкъ сотворенъ, говоритъ еретикъ, ангелы, по безсилію своему, не могли довершить его творенія, и лежалъ онъ и бился, на землѣ лежа на подобіе пресмыкающагося червя, не могъ же ни стать прямо, ни сдѣлать что-либо другое, пока всевышняя сила, приникнувъ и умилосердившись ради собственнаго своего образа и вида, изъ жалости не послала искру своей силы, и такимъ образомъ ею не возставила и не оживотворила человѣка. Сею искрою, конечно, называетъ Саторнилъ душу человѣческую. И по этому сей искрѣ непремѣнно должно спастись, а всему прочему въ человѣкѣ погибнуть, снисшедшему свыше по прошествіи нѣкіихъ временъ вознестись въ горнее, а всему дольнему, созданному ангелами, остаться здѣсь у нихъ. О самомъ же Христѣ говоритъ этотъ обманщикъ, что приходилъ Онъ только въ образѣ и одномъ видѣ человѣка, и все дѣлалъ, то есть, родился, ходилъ, бывалъ видимъ, страдалъ призрачно.

2. Отъ сего же лжеименно такъ называемое вѣдѣніе снова начинаетъ возрастать въ глубинѣ его лукавства, начало и поводъ заимствовавъ отъ Симона, но увеличенное инымъ еще большимъ пустословіемъ, какъ скажемъ это въ послѣдствіи въ обличеніе его. Ибо Саторнилъ, разсуждая объ ангелахъ, говоритъ, что и Богъ іудеевъ есть одинъ изъ нихъ. Но онъ и прочіе ангелы отдѣлились отъ силы Божіей; Спаситель же посланъ Отцемъ но общему рѣшенію силъ для смиренія Бога іудеевъ и для спасенія увѣровавшихъ. Держащіеся же сей ереси имѣютъ въ себѣ искру всевышняго Отца. Ибо Саторнилъ утверждаетъ, что въ началѣ созданы были два человѣка, одинъ добрый и одинъ дурной. Отъ этихъ двоихъ происходятъ два рода людей въ мірѣ, — добрый и лукавый. А поелику лукавымъ помогали демоны, то посему напослѣдокъ дней, говоритъ онъ, пришелъ Спаситель на помощь добрымъ людямъ и для низложенія лукавыхъ и демоновъ. Вступать въ бракъ и рождать дѣтей, по словамъ сего обманщика, — это отъ сатаны. Посему многіе изъ сихъ еретиковъ воздерживаются отъ употребленія въ пищу чего-либо одушевленнаго, чтобы притворнымъ своимъ поведеніемъ кого-либо привлечь въ свое заблужденіе. О пророчествахъ же говоритъ тотъ же опять обманщикъ, что однѣ изъ нихъ проречены силою творцевъ міра — ангеловъ, а другія — силою сатаны. И самъ сатана, говоритъ Саторнилъ, есть ангелъ, противодѣйствующій творцамъ міра — ангеламъ, а наипаче Богу іудеевъ.

3. Но когда говоритъ сіе этотъ скотоподобный, непремѣнно окажется исповѣдующимъ единаго Бога, и все возводящимъ къ единому единству единоначалія. Ибо если и ангелы творили, но вину бытія имѣли сами ангелы опять въ силѣ свыше; то слѣдуетъ, что виновники сотворенія человѣка — не они, но сила свыше, сотворившая ангеловъ, отъ которыхъ произошло и сотвореніе человѣка. Ибо не орудіе причина тому, что имъ сдѣлано, но совершающій произведеніе орудіемъ, которымъ производится дѣло, какъ и написано: не прославится пила безъ влекущаго ю (Ис. 10, 15), и такъ далѣе. Такъ видимъ, что не мечь причина убійства, но совершившій убійство мечемъ; колодка, въ которую отливается что-либо изъ воска, сама собою не можетъ произвести отливаемаго; производитъ же это сдѣлавшій колодку и отлитое восковое изображеніе. Слѣдовательно, не ангелы виновники, но Виновникъ — Сотворившій ангеловъ, хотя и запрещалъ имъ творить человѣка. Ибо, или осуждаетъ Саторнилъ невѣдѣніе высшей силы и незнаніе того, что имѣло совершиться сверхъ ея воли; или признаетъ, что по ея благоволенію созданы и ангелы на пользу устроенія человѣка, котораго она пожелала создать, сотворивъ ангеловъ, и не воспретивъ имъ исполнить сіе предпріятіе, то есть, произвесть слѣпокъ человѣка, какъ ухищренное это сотвореніе баснословно описывается у еретиковъ.

4. Посему опять должно спросить этого баснослова: знала ли превысшая Сила, что сдѣлаютъ ангелы? Да, говоритъ онъ. А если знала, то сдѣлала это сама, а не ангелы. Если же хотя знала, но не желала этого, и ангелы безъ ея согласія исполнили сіе предпріятіе; то по какой причинѣ не воспрепятствовала? А если не имѣла возможности воспрепятствовать, то первый недостатокъ въ томъ, что отъ нея получившихъ бытіе ангеловъ расположила противъ себя, и уготовала себѣ же самой противленіе и огорченіе; а второй въ томъ, что, имѣя возможность, не воспрепятствовала, но содѣйствовала въ дурномъ дѣлѣ, совершенномъ ангелами. Если же не содѣйствовала, и хотѣвъ воспрепятствовать, не могла того сдѣлать; то какая-то великая оказывается немощь въ желавшей и не возмогшей. И полкъ получившихъ отъ нея бытіе ангеловъ будетъ гораздо сильнѣе, нежели она сама — причина сихъ сотворенныхъ ею ангеловъ. Итакъ еретическое ученіе всѣмъ уличается въ томъ, что больше впадаетъ оно въ несостоятельность, нежели сходится съ истиною. Но если Сила, хотя знала, однакоже по необходимости сотворила ангеловъ поступать непозволительнымъ образомъ вопреки ея изволенію; то опять впадетъ въ другое несовершенство, и такимъ образомъ опять, но слову еретика, въ превысшей Силѣ не окажется никакой полноты. Но еще продолжимъ спрашивать его: скажи намъ ты, о премудрый, приникавшій въ окна, позволь сказать это въ шутку надъ твоимъ сумасбродствомъ, и приникнувъ видѣвшій, какъ сотворены были ангелы, и тогда же усмотрѣвшій искусство, какое употреблено ими въ сотвореніи человѣка, и изслѣдовавшій хитрое дѣйствованіе вышней Силы, знали ли они, что творятъ, или не знали? А не знавъ, чѣмъ принуждены были совершать это въ невѣдѣніи? Нѣтъ, говоритъ еретикъ, не незнали; ибо извѣстно имъ было, что намѣрены дѣлать. Посему вышняя Сила знала ли, что ангелы предпримутъ это, или не знала? Не незнала. Посему для того и сотворила ихъ, чтобы сдѣлали это, или нѣтъ? Нѣтъ, говоритъ онъ. Ибо только сотворила ихъ, они же вопреки всевышней Силѣ вознамѣрились создать тварь. По этому они знали, а оная вышняя Сила не знала, но слову твоему, о неразумнѣйшій всѣхъ людей. И составъ устройства человѣческаго, и виновники его — ангелы будутъ въ вѣдѣніи, а сотворившая ангеловъ Сила въ невѣдѣніи? Но безразсудно и противно здравому смыслу признать, что дѣло гораздо совершеннѣе Художника, и Художникъ безсильнѣе сотворенныхъ Имъ ангеловъ — этихъ виновниковъ человѣческаго состава. Такъ по всему слѣдуетъ тебѣ признать необходимость возводить все къ одному и тому же Творцу и къ единому Его единоначалію.

5. Ибо, не ангелы, но Богъ Отецъ сотворилъ человѣка и все, по Своему благоволенію; даже и не по совѣщанію съ ангелами что-либо создано. Богъ, сказавъ: сотворимъ человѣка, присовокупилъ: по образу Нашему (Быт. 1, 26), а не только — по образу, потому что для созданія своего призываетъ Свое Слово — Единороднаго, какъ гласитъ объ этомъ и на истинѣ основанное мнѣніе вѣрныхъ, и самое точное изслѣдованіе истины, какъ и во многихъ другихъ случаяхъ ясно и пространно изложено нами исповѣданіе о семъ, а именно, что Отецъ къ созданію съ Нимъ человѣка призываетъ Сына, которымъ сотворилъ и все прочее. А я скажу, что призываетъ не только Сына, но и Святаго Духа. Ибо Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 6). Захочетъ ли, или не захочетъ, разумѣю Саторнила, начальника этой ереси, но всѣмъ принужденъ онъ будетъ — единаго Бога исповѣдать Богомъ и Господомъ, Творцемъ и Зиждителемъ всего, а вмѣстѣ и человѣка. Но во всякомъ случаѣ еретикъ сей будетъ постыжденъ, какъ клеветникъ, и въ сказанномъ о пророкахъ, и въ неосновательномъ осужденіи честнаго брака. Ибо Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ ясно возглашаетъ въ Евангеліи, и говоритъ согласно съ пророкомъ: яко Азъ есмь глаголяй въ пророкахъ, ту есмь (Ис. 52, 6), и еще: Отецъ Мой доселѣ дѣлаетъ, и Азъ дѣлаю (Іоан. 5, 17). А чтобы показать, что дѣлаетъ Отецъ Его, и Самъ Онъ, спрашивавшимъ Его: надобно ли отпускать жену свою по всякой винѣ (Матѳ. 19, 3)? въ отвѣтъ сказалъ: какъ написано? сотвори Богъ человѣка: мужа и жену сотвори ихъ (Быт. 1, 27); и еще чрезъ нѣсколько словъ: сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится къ женѣ своей, и будета оба въ плоть едину, и немедленно присовокупилъ говоря: кого Богъ сочета, человѣкъ да не разлучаетъ (Матѳ. 19, 5-6). Такъ Спаситель всѣмъ научаетъ, что Содѣтель человѣковъ есть Богъ всяческихъ и Его Отецъ. А что бракъ происходитъ не отъ сатаны, но отъ Бога, то во-первыхъ утверждаетъ сіе Господь: кого Богъ, говоритъ онъ, сочета, человѣкъ да не разлучаетъ; а еще и святый апостолъ: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4). Но также обращаетъ рѣчь къ овдовѣвшимъ, когда они еще въ силахъ, говоря чрезъ Тимоѳея: юныхъ же вдовицъ отрицайся: егда бо разсвирѣпѣютъ противу Христа, посягати хотятъ (1 Тим. 5, 11); и чрезъ нѣсколько словъ продолжая: пусть вступаютъ въ бракъ, раждаютъ дѣтей, управляютъ домомъ (1 Тим. 5, 14), и о бракѣ постановляетъ законъ, что онъ отъ Бога, и по честности его дарованъ людямъ.

6. На клеветливыя же предположенія Саторнила о Божіихъ пророчествахъ, будто бы они не отъ Бога, можно представить тысячи возраженій. Самъ Единородный въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ благовѣствуетъ о Своей лѣпотѣ, во-первыхъ говоритъ: Авраамъ отецъ вашъ желалъ видѣть день Мой: и видѣ, и возрадовася (Іоан. 8, 56); и еще говоритъ: аще бысте вѣровали Моѵсеови, вѣровали бысте убо и Мнѣ: о Мнѣ бо той писа (Іоан. 5, 46). Кто же изъ здравомысленныхъ и получившихъ отъ Бога разумѣніе не обличитъ обманщика Саторнила, зная, что Спаситель, въ явленіе истины открывшійся во славѣ, не иначе показалъ славу Свою, какъ среди Иліи и Моѵсея, которые въ собственной своей славѣ были съ Нимъ видимы? И все сему подобное, сказанное Самимъ Господомъ во всемъ Новомъ Завѣтѣ, составляетъ связь закона и пророковъ и всего Ветхаго Завѣта съ Завѣтомъ Новымъ, потому что оба они отъ одного Бога. Напримѣръ Господь говоритъ: придутъ, и упокоются въ нѣдрахъ Авраама и Исаака и Іакова во Царствіи небеснѣмъ отъ востокъ.., и такъ далѣе (Матѳ. 8, 11). Еще же таково пророчествуемое о Немъ отъ лица Давидова: рече Господь Господеви моему: сѣди одесную Мене... (Матѳ. 22, 44); и еще Имъ Самимъ сказанное фарисеямъ: нѣсте ли чли? камень, егоже небрегоша зиждущіи... (Матѳ. 21, 42). И Лука утверждаетъ, что Самъ Спаситель по воскресеніи изъ мертвыхъ явился на пути Наѳанаилу и Клеопѣ, и напомнилъ имъ изъ пророковъ, что тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути отъ мертвыхъ въ третій день (Лук. 24, 46). И вообще пришествіе Господа во плоти ни въ чемъ не разногласитъ съ предреченіями пророковъ.

7. Но симъ пусть кончится сказанное о Саторниловой ереси, чтобы не тратить мнѣ времени, занимаясь глупыми вопросами Саторнила и опроверженіемъ его. Перешедши же отъ нея по порядку, раскрою ересь Василида, бывшаго соученикомъ Саторнилу и раздѣлявшаго то же съ нимъ заблужденіе. Ибо они имѣютъ нѣчто общее, какъ бы другъ у друга заимствовавшіе ядъ, по извѣстной пословицѣ: «какъ аспидъ, занявъ ядъ у ехидны». Ибо и въ школѣ, и въ собраніи одинъ съ другимъ вмѣстѣ, но каждый самъ по себѣ, защищалъ свою ересь, и худое брали они другъ у друга, а разногласіе между собою удерживали. И такъ Саторнилъ ли, подобно ехиднѣ, войдя въ общеніе съ древнѣйшими, передалъ Василиду, или послѣдній первому; ядъ ихъ, какъ равно губительный, и отъ такихъ пресмыкающихся происходящій, но ученіемъ Господа, какъ противоядіемъ, ослабленный и уничтоженный, пусть будетъ нами отложенъ въ сторону; мы же, возлюбленные, призвавъ Бога на помощь, поступимъ далѣе.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 118-128. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0