Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
О Вардисіанистахъ; тридцать шестой, а по общему порядку пятдесятъ шестой, ереси.

1. За сими по порядку слѣдуетъ нѣкто, такъ называемый, Вардисіанъ. Этотъ Вардисіанъ, отъ котораго произошла ересь вардисіанистовъ, родомъ былъ изъ Месопотаміи, изъ жителей города Едессы. Сперва онъ былъ доблестнымъ мужемъ, и написалъ не мало книгъ, пока былъ здравомысленъ. Онъ принадлежалъ къ святой Божіей Церкви, и зналъ два языка, а именно: еллинское нарѣчіе и сирскій языкъ. Сперва онъ былъ своимъ человѣкомъ у властителя эдесскаго Авгаря, мужа праведнѣйшаго и краснорѣчивѣйшаго, съ нимъ вмѣстѣ дѣйствовалъ и соучаствовалъ въ его образованіи, а послѣ его кончины продолжалъ жизнь до временъ кесаря Антонина, не того, который называется благочестивымъ, но Вера. Много состязался съ астрономомъ Авидою противъ его ученія о судьбѣ. Встрѣчаются и другія его сочиненія согласныя съ благочестивою вѣрою. Онъ также возсталъ противъ убѣжденій друга Антонинова Аполлонія отказаться отъ именованія себя христіаниномъ. Онъ едва не сталъ исповѣдникомъ и, мужественно защищая благочестіе свое, отвѣчалъ разумными словами, а именно сказалъ, что не боится смерти, которой быть необходимо, хотя бы онъ и не сталъ прекословить царю. И такъ много этотъ мужъ по всему былъ украшенъ, пока ошибкою не впалъ въ свою ересь, уподобившись прекрасному кораблю, на который наложена несообразная тяжесть, и который разбился при входѣ въ пристань, и погубилъ весь свой грузъ, да и другимъ, бывшимъ на немъ, причинилъ смерть.

2. Ибо онъ растлился въ сообществѣ съ валентиніанами, и изъ ихъ негоднаго ученія почерпнулъ ихъ отраву и плевелы, и самъ сталъ учить о многихъ началахъ и горнихъ порожденіяхъ и, отвергнувъ воскресеніе мертвыхъ, установилъ сію самую ересь. Онъ пользуется закономъ и пророками, ветхимъ и новымъ завѣтомъ, а также нѣкоторыми подложными книгами. Но и этотъ еретикъ, вмѣстѣ со всѣми предшествовавшими ему и послѣдующими за нимъ, будетъ опровергнутъ, какъ отчуждившій самъ себя отъ истины и изъ свѣтлаго огненнаго свѣтильника обратившійся какъ бы въ копоть.

О воскресеніи мертвыхъ сказано уже нами во многихъ ересяхъ, но не поставимъ въ тягость и теперь сказать нѣсколько словъ въ опроверженіе сего еретика. Ибо если ты, Вардисіанъ, принимаешь ветхій завѣтъ, а также и новый: то чѣмъ не обличаешь себя въ томъ, что повреждаешь путь истины, и самъ себя устраняешь отъ истинной жизни Господней? Ибо Самъ Господь первый, да будетъ намъ залогъ воскресенія и перворожденъ изъ мертвыхъ (Кол. 1, 18), и умеръ за насъ и воскресъ, а не мнимо только пострадалъ, ибо былъ погребенъ, и тѣло Его было носимо. Что это было не мнимо, и не призрачно, свидѣтельствуетъ о томъ Іосифъ, иже отъ Аримаѳея (Марк. 15, 43), свидѣтельствуютъ и жены носящіи мѵро на гробъ (Лук. 23, 56; 24, 1), и алоя вѣсомъ литръ сто (Іоан. 19, 39). И Ангелы, явившіеся женамъ, свидѣтельствуютъ: воскресъ, нѣсть здѣ: что ищете живаго съ мертвыми (Лук. 24, 5-6)? И не сказали: не умиралъ, но: воскресъ Онъ, пострадавшій плотію, но всегда живый духомъ, и по Божеству Своему непричастный страданію, свыше вѣчно раждаемый отъ Отца, а въ послѣдніе дни благоволившій сдѣлаться человѣкомъ отъ дѣвы Маріи, какъ свидѣтельствуетъ святый Павелъ, который говоритъ: раждаемый отъ жены, бываемый подъ закономъ (Гал. 4, 4). Ужели ты не слыхалъ еще изреченія, въ которомъ сказано, что подобаетъ тлѣнному сему облещися въ нетлѣніе, и мертвенному сему облещися въ безсмертіе (1 Кор. 15, 53)? Или не убѣждаетъ тебя пророкъ Исаія, который говоритъ: и воскреснутъ мертвіи, и востанутъ, иже во гробѣхъ (Ис. 26, 19)? А также и Самъ Спаситель, Который говоритъ: и востанутъ сіи въ животъ вѣчный, а тѣ въ муку вѣчную (Матѳ. 25, 46)? Или не помнишь ты о посмертной бесѣдѣ Авеля къ Богу, о которой сказано, что не душа, но кровь обращается съ мольбою и вопіетъ къ Богу (Быт. 4, 10)? А кровь не душа, но въ крови душа. Ибо кровь есть тѣло видимое; а душа, какъ невидимая, имѣетъ пребываніе въ крови. И всѣмъ изобличается твое, Вардисіанъ, зловѣріе, опровергаемое самою истиною.

3. Поелику же о многихъ началахъ я много разъ много говорилъ противъ говорящихъ это: то здѣсь не буду много говорить о семъ, но припомню слова святаго апостола: намъ единъ Богъ Отецъ, изъ Негоже вся, и мы у Него: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся, и мы Тѣмъ (1 Кор. 8, 6). Посему, какъ можетъ быть многобожіе и много началъ, если единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся, и мы Тѣмъ? Изъ сего слѣдуетъ, что Творецъ одинъ, а не многіе боги, и не многіе эоны. Ибо сказано: аще многи суть бози глаголеміи (1 Кор. 8, 5). Словомъ: глаголеміи, апостолъ показалъ, что по существу своему это — не боги. Показавъ же сіе о такъ называемыхъ богахъ еллинскихъ, которыхъ боготворили еллины: солнцѣ, лунѣ, звѣздахъ, и симъ подобныхъ, заградилъ путь мнѣніямъ всѣхъ заблуждающихся.

Поелику же здравая вѣра сохраняется во всемъ цѣлою, и составляетъ твердыню и спасеніе вѣрныхъ: то всякое еретическое измышленіе странныхъ реченій удобно опровергается. Такъ опровергнутъ и этотъ, самъ себя сдѣлавшій жалкимъ и отчуждившійся отъ жизни. Ибо пророкъ говоритъ святой Божіей Церкви: положу анѳраксъ камень твой, и на основаніе твое сапфиръ, и стѣны твои каменія избранная, и забрала твоя іасписъ (Ис. 54, 11-12). Потомъ послѣ говоритъ: всякъ гласъ, иже на тя востанетъ: одолѣеши имъ всѣмъ, на тя же не благопоспѣшится (Ис. 54, 17), ибо не одолѣетъ истинной вѣры, потому что Церковь создана на камени, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18), какъ обѣщалъ ей святый Богъ-Слово, ея Царь и Женихъ, ея Господь и Владыка, Которому, и Отцу въ Сынѣ, со Святымъ Духомъ, слава честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь.

Поправъ и сію еще ересь, которую побили мы древомъ жизни, какъ отсѣченную, но еще трепещущую, змѣиную голову, сами воздадимъ, возлюбленные, благодарность Богу, и снова простремся къ разсмотрѣнію иныхъ ересей.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть вторая. — М.: Типографiя В. Готье, 1864. — С. 453-458. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 44.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0