Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Противъ духоборцевъ. Ересь пятдесятъ четвертая, а по общему порядку семдесятъ четвертая.

Гл. 1. Отъ этихъ Полуаріанъ и отъ православныхъ выродились нѣкоторые странные люди, состоящіе изъ двухъ породъ и полузвѣри въ родѣ Кентавровъ, или Пановъ, или Сиренъ, какъ представили ихъ намъ писатели басенъ. Одни изъ нихъ произошли отъ Арія и признаютъ Сына тварію не вполнѣ, но Сыномъ, произшедшимъ безлѣтно. А время, по ихъ мнѣнію, разумѣется то, которое протекло отъ сотворенія неба и донынѣ. Въ дѣйствительности же они не отступаютъ отъ мнѣнія, впервые изверженнаго Аріемъ, именно, что было время, когда Сына не было. Говоря, что Онъ существуетъ прежде всѣхъ временъ и Имъ все сотворено, они въ то же время хулятъ Духа Святаго. Другіе, правильно и православно думая о Сынѣ, именно, что Онъ всегда былъ со Отцемъ и никогда не переставалъ существовать, но безначально и безлѣтно родился отъ Отца, хулятъ Духа Святаго, не сопричисляя Его по Божеству къ Отцу и Сыну. Объ этомъ мы много разъ разсуждали и въ каждой ереси представили не мало прямыхъ доказательствъ на то, что Онъ называется Господомъ вмѣстѣ съ Отцемъ и Сыномъ. Ибо Духъ Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7), Духъ истины, Духъ Божій (Іоан. 16, 13; Рим. 8, 9). Онъ называется Духомъ Господнимъ (Лук. 4, 18), отъ Отца исходящимъ (Іоан. 15, 26) и отъ Сына пріемлющимъ (Іоан. 16, 14), дарующимъ дарованія различно, якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11), испытующимъ и глубины Божія (1 Кор. 2, 10), сущимъ со Отцемъ и Сыномъ, крещающимъ, запечатлѣвающимъ, совершающимъ запечатлѣннаго. Впрочемъ, чтобы мнѣ не взять здѣсь на себя труда снова, я предложу то, что у меня уже было сказано въ большомъ сочиненіи о вѣрѣ, написанномъ въ Памфилію, въ опроверженіе хулителей Духа Святаго, въ наученіе читателей и въ радость удостоившихся Духа Святаго. Вотъ оно.

Слово изъ Якоря.

Гл. 2. Явися благодать Господа нашего Іисуса Христа, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и благочестно и праведно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Иже далъ есть себе за ны, да избавитъ ны отъ всякаго беззаконія и очиститъ себе люди избранны, ревнители добрымъ дѣломъ (Тит. 2, 11-15), истребивъ еже на ны рукописаніе ученми, еже бѣ сопротивно намъ, взятъ отъ среды, пригвоздивъ е на крестѣ: совлекъ начала и власти, изведе въ позоръ дерзновеніемъ, изобличивъ ихъ въ себѣ (Кол. 2, 14. 15), и сокрушивъ врата мѣдная и вереи желѣзныя сломивъ (Псал. 106, 16), показалъ потомъ свѣтъ жизни, простирая руки, путеводя, указуя на лѣствицу къ небесамъ и удостоивая опять обитанія въ раю. Итакъ Онъ вселися въ ны (Іоан. 1, 6) и далъ намъ оправданіе закономъ Духа, дабы мы познали Его, или о Немъ, что есть начало и конецъ жизни. У насъ явился законъ правды, законъ вѣры, законъ духа, свободный отъ закона плоти грѣховной. Посему соуслаждаюся закону Божію по внутреннему человѣку (Рим. 7, 22); внутри же насъ Христосъ, если обитаетъ въ насъ. Но умерши, Онъ содѣлался для насъ путемъ жизни, да живущія не ктому себѣ живутъ, но умершему за насъ и воскресшему (2 Кор. 5, 15) виновнику жизни. Онъ воспомянулъ клятву, которою клялся за много лѣтъ, по словамъ Давида (Псал. 88, 4). Богъ бѣ во Христѣ, міръ примиряя себѣ, не вмѣняя имъ согрѣшеній ихъ (2 Кор. 5, 19), яко въ немъ благоизволи всему исполненію вселитися и тѣмъ примирити всляческая себѣ, умиротворивъ кровію креста (Кол. 1, 19). Итакъ Онъ пришелъ въ смотреніе исполненія временъ, какъ возвѣщено Аврааму и прочимъ святымъ, возглавити всяческая въ Немъ, яже на небесѣхъ и яже на земли (Ефес. 1, 10). При долготерпѣніи Божіемъ существовали раздоръ и вражда, но Онъ примири въ тѣлѣ плоти его (Кол. 1, 22), сотворивый обоя едино (Ефес. 2, 14). Ибо пришелъ миръ нашъ средостѣніе ограды разоривый, вражду плотію своею, законъ заповѣдей ученми упразднивъ, да оба созиждетъ собою во единаго новаго человѣка (Ефес. 2, 15); Онъ повелѣлъ быти языкомъ снаслѣдникомъ, стѣлесникомъ и спричастникомъ обѣтованія, (Ефес. 3, 6), сказавъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 18). И такъ, когда я немоществовалъ плотію, посланъ былъ мнѣ Спаситель въ подобіи плоти грѣха (Рим. 8, 3), исполняя таковое домостроительство, дабы искупить меня отъ рабства, тлѣнія и смерти. И бысть мнѣ правда и освященіе и избавленіе (1 Кор. 1, 30): правда, потому что силою вѣры разрушилъ грѣхъ; освященіе, потому что освободилъ меня водою и Духомъ и словомъ Своимъ; избавленіе, потому что предалъ себя и свою истинно агнчую кровь въ искупленіе за меня, въ очищеніе міра, въ примиреніе всего на небѣ и на землѣ (Кол. 1, 20), исполняя въ опредѣленное время тайну, сокровенную отъ вѣкъ и отъ родовъ (Кол. 1, 26). Онъ же преобразитъ тѣло смиренія нашего, яко быти ему сообразну славѣ его, по дѣйству, еже возмогати и покорити ему всяческая (Флп. 3, 21): яко въ томъ живетъ всяко исполненіе Божества тѣлеснѣ (Кол. 2, 9).

Гл. 3. Итакъ пріятелище премудрости и Божества — Христосъ, ходатайствующій и все въ Себѣ примиряющій съ Богомъ, не вмѣняющій грѣха (2 Кор. 5, 19), исполняющій сокровенныя тайны, съ вѣрою въ завѣтъ Его, предвозвѣщенный закономъ и пророками, возвѣщается какъ Сынъ Божій и именуется Сыномъ Давидовымъ. Ибо то и другое: Богъ и человѣкъ былъ ходатай Бога и человѣковъ (1 Тим. 2, 5), истинный домъ Божій, святительство свято (1 Петр. 2, 5), раздаятель Духа, возраждающаго и все обновляющаго Богу. И Слово плоть бысть и вселися въ ны и видѣхомъ славу его, яко славу единороднаго отъ Отца (Іоан. 1, 6). Какъ дождь, проникая деревья и растенія, даетъ имъ тѣло и плодъ каждому сообразно съ природою, такъ что и въ маслинѣ бываетъ жирное масло, сообразное съ ея существомъ, и въ виноградѣ красуется сладкое вино, на смоковницѣ произрастается сладкая смоква и въ каждомъ сѣмени по виду его умножается растительность: такъ, думаю, Слово Божіе въ Маріи стало плотію и въ сѣмени Авраама по обѣтованію открылся человѣкъ. Обрѣтохомъ Мессію, о которомъ написалъ Моисей (Іоан. 1, 45). И Моисей сказалъ: да снидетъ, яко дождь, вѣщаніе мое и какъ капли, каплющія на землю (Втор. 32, 2); да снидетъ, яко роса на руно (Псал. 71, 6). Шерсть, принимающая росу, умножаетъ пышность руна, а земля, принимающая дождь, — надежду земледѣльца, производитъ плодъ, принятіемъ дождя, по повелѣнію Владыки, придавая растеніямъ сильный ростъ, и жаждетъ получить отъ Него дождя еще больше. Такъ и Дѣва Марія, когда сказала: почему узнаю, что это будетъ мнѣ? услышала въ отвѣтъ: Духъ Господень найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и раждаемое отъ Тебя свято будетъ и Сынъ Вышняго наречется (Лук. 1, 34-35). Христосъ говоритъ въ лицѣ Ангела и образуетъ себя въ своемъ видѣ Владыка, зракъ раба пріимъ (Флп. 2, 7). И Марія воспріемлетъ Слово въ зачатіи, какъ земля — дождь. А Богъ, пріемлющій естество смертнаго, являетъ себя святымъ плодомъ. Изъ Дѣвы, подобно землѣ и руну, воспріявшей Его, произошелъ этотъ плодъ истинной надежды и ожиданія святыхъ, какъ говорила Елисавета: благословенна Ты въ женахъ и благословенъ Плодъ чрева Твоего (Лук. 1, 42). Все это приняло отъ природы человѣческой Слово, пострадавшее, будучи безстрастнымъ. Онъ есть хлѣбъ животный, сшедый съ небесе (Іоан. 6, 51) и дарующій жизнь. Онъ есть плодъ истинной маслины, елей помазанія и сложенія, который предобразилъ Моисей (Исх. 30, 25. 37). Онъ есть лоза истинная (Іоан. 15, 2), которую воздѣлываетъ одинъ Отецъ, родившій намъ гроздъ радости. Онъ — вода живая, которую принявъ человѣкъ жаждущій не вжаждется паки, но она во чревѣ его пребываетъ текущею въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 13-14). Принявши отъ Него отпрыскъ, новые земледѣльцы передали его въ міръ, а старые земледѣльцы вырвали его и сгубили по невѣрію. Онъ освящаетъ народы своею кровію; Онъ вѣчнымъ Духомъ ведетъ званныхъ на небеса. Елицы Духомъ Его водятся (Рим. 8, 14), тѣ живутъ для Бога, а которые нѣтъ, тѣ обречены на смерть и называются душевными, или плотскими (1 Кор. 2, 14). Итакъ Онъ уничтожаетъ дѣла плоти, которая есть твердыня грѣха, и своею благодатію умерщвляетъ члены смерти. Онъ повелѣваетъ принять Духа Святаго, котораго мы не имѣли, Который животворитъ меня, древле умершаго, и Котораго если не получу, умру. Ибо безъ Духа Его всякій мертвъ. Итакъ, аще Духъ Его въ насъ, воздвигій Его изъ мертвыхъ оживотворитъ мертвенныя тѣлеса наша живущимъ Духомъ Его въ насъ (Рим. 8, 11). Но я думаю, что въ праведникѣ обитаетъ и тотъ и другой, и Христосъ и Духъ Его.

Гл. 4. Если же вѣруется, что Христосъ отъ Отца, т. е. Богъ отъ Бога и что Духъ его отъ Христа, или отъ Обоихъ (какъ говоритъ Христосъ: иже отъ Отца исходитъ и еще: Онъ отъ моею пріиметъ (Іоан. 15, 26 — 16, 14) [1], а Христосъ отъ Духа Святаго (ибо сказано гласомъ Ангела: рождшееся въ ней отъ Духа есть Свята (Матѳ. 1, 20): то искупившее меня таинство я разумѣю вѣрою и единымъ слухомъ и любовію къ Тому, Который пришелъ ко мнѣ. Богъ знаетъ Самого Себя, Христосъ возвѣщаетъ о Самомъ Себѣ, Духъ Святый являетъ Себя достойнымъ. Въ Святыхъ Писаніяхъ возвѣщается намъ Троица и пріемлется съ вѣрою, при слушаніи символовъ, безъ пытливости, безъ спора. Отъ самой вѣры — спасеніе благодатное; отъ вѣры правда безъ дѣлъ закона, какъ написано (Рим. 3, 22; Гал. 2, 16): отъ слуха вѣры Духъ Христовъ подается спасаемымъ. Вѣра же каѳолическая, какъ я думаю, научаемый изъ Писаній, на языкѣ проповѣдниковъ выражается такъ: три святые, три вмѣстѣ святые, три существующіе, три вмѣстѣ существующіе, три образные, три сообразные, три дѣйствующіе, три вмѣстѣ дѣйствующіе, три ипостасные, три соипостасные, соединенные другъ съ другомъ. Эта Троица называется Святою, въ которой три лица, но едино согласіе, едино Божество, таже сила, таже сущность, подобное изъ подобнаго, въ Которой дѣйствуетъ равенство одинаковой благодати Отца и Сына и Святаго Духа. А какъ это, — предоставляется научить Имъ. Никтоже знаетъ Отца, токмо Сынъ, ни Сына, токмо Отецъ и емуже аще Сынъ откроетъ (Матѳ. 11, 27); открываетъ же посредствомъ Духа Святаго. Итакъ эти три выраженія: или изъ Него, или отъ Него, или у Него достойнымъ образомъ мыслятся по отношенію къ Каждому, какъ открываютъ Лица Сами Себя. Таковы же свѣтъ, огонь, духъ и другія подобныя названія видимыхъ предметовъ, какъ способенъ уразумѣть человѣкъ, этимъ занимающійся. Тотъ Богъ, Который въ началѣ сказалъ: да будетъ свѣтъ и бысть этотъ видимый свѣтъ, просвѣтилъ насъ, чтобы видѣть свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9). Посли свѣтъ твой и истину твою, говоритъ Давидъ (Псал. 42, 3). Самъ Господь сказалъ: въ послѣдняя дни излію отъ Духа моего на всяку плоть, и прорекутъ дщери ихъ и юноши ихъ видѣнія увидятъ (Іоил. 2, 28; Дѣян. 2, 17). Здѣсь пророкъ указываетъ намъ три лица святаго служенія, такъ какъ изъ ѵпостаси происходитъ третья ѵпостась.

Гл. 5. Итакъ глаголю Христа, служителя бывша обрѣзанія по истинѣ Божіей, во еже исполнить обѣтованія (Рим. 15, 8). А что Духъ Святый вмѣстѣ съ Нимъ служитъ, мы приняли это отъ Божественныхъ Писаній. Христосъ посылается отъ Отца, посылается и Духъ Святый. Говоритъ во святыхъ Христосъ, говоритъ и Духъ Святый. Исцѣляетъ Христосъ, исцѣляетъ и Духъ Святый. Освящаетъ Христосъ, освящаетъ и Духъ Святый. Креститъ Христосъ во имя Свое, креститъ и Духъ Святый. Такъ говорятъ Писанія: послеши Духа Твоего и обновиши лице земли (Псал. 103, 30); это похоже на слова: послеши слово твое и истаетъ я (Псал. 147, 7). Служащимъ же имъ Господеви, сказано, и постящимся рече Духъ Святый: отдѣлите ми Варнаву и Савла на дѣло, на неже призвахъ ихъ (Дѣян. 13, 2); это похоже на слова: Господъ рече: внидите во градъ и тамъ речется, что вамъ подобаетъ творити; они же послани бывше отъ Духа Свята, снидоша въ Селевкiю (Дѣян. 9, 6. — 13, 4). Подобно и Христосъ говоритъ: се Азъ посылаю вы, яко овцы посредѣ волковъ (Матѳ. 10, 16). Изволися Духу Святому ничтоже иное возложити тяготы, развѣ нуждныхъ сихъ (Дѣян. 15, 28): подобно сему сказано: глаголю не азъ, но Господъ: женѣ отъ мужа не отлучатися (1 Кор. 7, 10). Прошли же Фригію и Галатійскую страну, возбранени отъ Святаго Духа глаголати слово во Асіи, пришедше же въ Мисію, покушахуся въ Виѳинію поити и не остави ихъ Духъ Святый (Дѣян. 16, 6-7). Подобно и Христосъ сказалъ: шедше, крестите вся языки (Матѳ. 28, 19), не носите ни пиры, ни жезла, ни сапоговъ (Лук. 9, 3 - 10, 4). Иже, говорится, Павлови глаголаху Духомъ не восходити во Іерусалимъ, и Агавъ сказалъ: тако глаголетъ Духъ Святый: мужа, егоже есть поясъ сей (Дѣян. 21, 4. 11). Это похоже на то, что сказалъ Павелъ: понеже искушенія ищете глаголющаго во мнѣ Христа (2 Кор. 13, 3); или: поминайте слова Господа, яко самъ рече: благо паче даяти, нежели пріимати (Дѣян. 20, 35). И еще: нынѣ се азъ связанъ Духомъ гряду (Дѣян. 20, 22). Подобно сему говорится: Павелъ, юзникъ Іисусъ Христовъ (Флп. 1, 1). Точію яко Духъ по вся грады свидѣтельствуетъ мнѣ глаголя (Дѣян. 20, 23). Это похоже на слова: Господь свидѣтель душѣ моей, яко не лгу (Гал. 1, 20). Слова: въ силѣ, по Духу святыни (Рим. 1, 4) подобны сказанному: Святый, во святыхъ почиваяй (Ис. 57, 15). Слова: и обрѣзаніе сердца Духомъ (Рим. 2, 29) подобны словамъ: и обрѣзанъ былъ обрѣзаніемъ нерукотвореннымъ, въ совлеченіи тѣла грѣховнаго, во обрѣзаніи Христовѣ (Кол. 2, 11). Слова: если Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16) подобны словамъ: якоже пріясте Христа, въ немъ ходите (Кол. 2, 6). И еще: Духъ Господень глагола во мнѣ и слово Его во устахъ моихъ (2 Цар. 23, 2). Также слова: начатокъ Духа имуще (Рим. 8, 23) сходны со словами: начатокъ Христосъ (1 Кор. 15, 23). Слова: но самъ Духъ ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 26) сходны съ словами: иже есть одесную Бога, иже ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 34). Слова: да будетъ приношеніе еже отъ языкъ благопріятно, освященно Духомъ Святымъ (Рим. 15, 16) похожи на слова: Господь да освятитъ васъ, да будете чисти и непреткновени въ день Господень (1 Сол. 5, 23; Флп. 1, 10). Слова: намъ же открылъ есть Духомъ своимъ (1 Кор. 2, 10) подобны словамъ: егда благоволи Богъ, избравый мя отъ чрева матере моея, благодатію своею явити Сына своего во мнѣ (Гал. 1, 15-16). Слова: мы же не духа міра пріяхомъ, но Духа Божія (1 Кор. 2, 12) похожи на слова: себе искушайте, есть ли Христосъ въ васъ (2 Кор. 13, 5). Слова: храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16) подобны словамъ: вселюся въ нихъ и похожду и буду имъ Богъ и тіи будутъ ми людіе (2 Кор. 6, 16).

Гл. 6. Оправданіе и благодать Писаніе производитъ отъ Обоихъ (т. е. отъ Христа и Духа Святаго): оправданные именемъ Господа нашего Іисуса Христа и Духомъ Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Подобнымъ образомъ сказано: оправдившеся вѣрою, миръ имамы, къ Богу Господемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ (Рим. 5, 1). Никтоже, можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3). И еще: никто не можеть получить Духа Святаго, какъ только отъ Господа (Іоан. 20, 22); раздѣленія дарованій суть, а тойжде Духъ и раздѣленія служеній суть, а тойжде Богъ, дѣйствуяй вся во всѣхъ (1 Кор. 12, 4-6). И еще: отъ славы въ славу, якоже отъ Господня Духа (2 Кор. 3, 18). И еще слова: не оскорбляйте Духа Святаго, имже знаменастеся въ день избавленія (Ефес. 4, 30) похожи на слова: если раздражаемъ Господа, еда крѣпчайши его есмы (1 Кор. 10, 22)? Слова: Духъ явственнѣ глаголетъ (1 Тим. 4, 1) сходны еъ словами: сія глаголетъ Господь Вседержитель (Агг. 2, 6). Слова: Духъ мой настоитъ посредѣ васъ (тамъ же) похожи на слова: аще кто отверзетъ мнѣ, Я и Отецъ обитель у него сотворимъ (Апок. 3, 20; Іоан. 14, 23). Исаія говоритъ: и на немъ Духъ Божій (Ис. 11, 2), а Христосъ говоритъ: Духъ Господень на Мнѣ, Егоже ради помаза Мя (Лук. 4, 18); и еще: Іисуса, иже отъ Назарета, Котораго помаза Богъ Духомъ Святымъ (Дѣян. 10, 38): или: Господь посла мя и Духъ его (Ис. 48, 16). Ясенъ и гласъ Серафимовъ взывающій: Святъ, Святъ, Господь Саваоѳъ (Ис. 6, 3). Если же услышишь слѣдующія выраженія: десницею Божіею вознесеся и обѣтованіе Духа пріемь отъ Отца (Дѣян. 2, 33), или: ждати обѣтованія Отча, еже слышасте (Дѣян. 1, 4), или: Духъ изведе его въ пустыню (Марк. 1, 12), или, что самъ Христосъ говоритъ: не пецытеся, что возглаголете, потому что Духъ будетъ глаголяй въ васъ (Матѳ. 10, 19, 20), или: аще ли же о Дусѣ Божіи изгоню бѣсы (Матѳ. 12, 28), или хулящій на Духа Святаго, не имать отпущенія и такъ далѣе (Марк. 3, 29), или: Отче! въ руцѣ Твои предаю духъ Мой (Лук. 23, 46), или: отроча растяше и крѣпляшеся Духомъ (Лук. 1, 80), Іисусъ же, исполнь Духа Святаго возвратися отъ Іордана (Лук. 4, 1), возвратися Іисусъ силою Духа (Лук. 4, 14), или: рожденное отъ Духа, духъ есть (Іоан. 3, 6), — то всѣ эти выраженія сходны съ слѣдующими: въ томъ животъ бѣ (Іоан. 1, 4), или: и Азъ умолю Отца и иного Утѣшителя дастъ вамъ, Духа истины (Іоан. 14, 16), или: Ананіе! почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому, и потомъ: не человѣкомъ солгалъ еси, но Богу (Дѣян. 5, 3-4). Значитъ, Духъ Святый есть Богъ отъ Бога и Богъ, которому солгали утаившіе отъ цѣны села. И еще: Онъ явися во плоти, оправдася въ Дусѣ (1 Тим. 3, 16). Больше этого я не имѣю, что сказать. И Сынъ есть Богъ; Апостолъ говоритъ: отъ нихъ же Христосъ по плоти, сый надъ всѣми Богъ (Рим. 9, 5). Еще говорится: вѣруй въ Господа Іисуса и спасешися. И глаголалъ имъ слово Господне, введъ же я въ домъ свой, постави имъ трапезу, и возрадовася со всѣмъ домомъ, вѣровавъ Богу. (Дѣян. 16, 31, 32, 34). Или: въ началѣ бѣ Слово и Слово бѣ къ Богу и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1). Или: да ученіе Спасителя нашего украшаютъ (Тит. 2, 16). Или: явися благодать Господа и Спаса нашего Христа всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ; ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11. 13). Или: вотъ служеніе Духа и Слова: внимайте, сказано, себѣ и всему стаду, въ немже васъ Духъ Святый постави епископы пасти церковь Бога (Дѣян. 20, 28). Это похоже на слова: благодарю укрѣпляющаго мя Христа Іисуса, Господа нашего, яко вѣрна мя непщева, положивъ въ службу (1 Тим. 1, 12).

Гл. 7. И такъ Сынъ и Духъ Святый, какъ доказано, дѣйствуютъ вмѣстѣ со Отцемъ: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 9). Духъ же Святый есть покланяемъ, ибо покланяющіеся Богу должны покланяться Духомъ и истиною (Іоан. 4, 24). Если же истина дѣйствуетъ вмѣстѣ съ Духомъ, то тварь не производитъ твари, ни Божество не бываетъ сотвореннымъ, ни Богъ не познается ограниченнымъ мѣрою, или объемомъ; ибо Онъ неописуемъ, невмѣстимъ, непостижимъ, но объемлетъ всѣ дѣла Божіи. Твари же не должно приносить служенія: ибо послужиша твари паче творца и объюродѣша (Рим. 1, 25. 22). Дѣйствительно: какъ не глупо твари приписывать божество и нарушать заповѣдь Отца, которая гласитъ: слыши Израилю, Господь Богъ твой единъ есть, не будетъ тебѣ Богъ новъ (Втор. 6, 4; Псал. 80, 10)? Въ святыхъ Писаніяхъ различными именами называются Отецъ и Сынъ и Святый Духъ; Отецъ называется Отцемъ Вседержителемъ, Отцемъ всѣхъ, Отцемъ Христа, а Господь — Словомъ, Христомъ, Сыномъ, Свѣтомъ истиннымъ, Духъ же Святый — Утѣшителемъ, Духомъ истины, Духомъ Божіимъ, Духомъ Христовымъ. И такъ что же? И Богъ Отецъ разумѣется какъ свѣтъ, но какъ свѣтъ, чрезмѣрно блестящій, какъ сила и премудрость. Если же Богъ Отецъ — свѣтъ, то и Сынъ свѣтъ отъ свѣта и поэтому во свѣтѣ живый неприступнѣмъ (1 Тим. 6, 26). Богъ же вообще есть сила, и потому — Господь силъ. Богъ есть и премудрость, и такимъ образомъ Сынъ есть премудрость отъ премудрости, въ Немже вся сокровища премудрости сокровена (Кол. 2, 3). Богъ есть и жизнь, потому и Сынъ есть жизнь отъ жизни: Азъ есмь истина и животъ (Іоан 14, 6). Духъ же Святый отъ обоихъ, духъ отъ духа. Духъ есть Богъ, Божество, раздаятель дарованій, истиннѣйшій, просвѣтительный, утѣшительный, возвѣститель воли Отца. Ибо какъ Сынъ — велика совѣта Ангелъ (Ис. 9, 6), такъ и Духъ Святый. Мы, сказано, пріяхомъ Духа Божія, да вѣмы яже отъ Бога дарованная намъ, яже и глаголемъ не въ наученыхъ премудрости словесѣхъ, но въ явленіи Духа Божія, духовная духовными сразсуждающе (1 Кор. 2, 12-13).

Гл. 8. Но кто нибудь скажетъ: и такъ мы говоримъ, что существуютъ два Сына? Какъ же такъ, когда Сынъ единороденъ? Тѣмже убо, ты кто еси противуотвѣщаяй Богови (Рим. 9, 20)? Если Писаніе называетъ Сыномъ произшедшаго отъ Отца, а Святаго Духа — отъ Обоихъ, то эти три лица, разумѣваемыя святыми только вѣрою, свѣтлыя и свѣта податели, имѣють дѣятельность просвѣтительную и во свѣтѣ вѣры хранятъ согласіе съ самимъ Отцемъ. Послушай ты: Отецъ истинно есть Отецъ Сына, всецѣлый свѣтъ, и Сынъ есть Сынъ истиннаго Отца, свѣтъ отъ свѣта, не такъ, какъ созданныя или сотворенныя существа только наименованіемъ, и Духъ Святый есть Духъ истины — третій свѣтъ отъ Отца и Сына. Прочіе всѣ называются сынами по усыновленію, или по сравненію, или по призванію, а не по дѣйствію, сходному съ дѣйствіемъ Сына, или по силѣ, или по свѣту, или по мысли, какъ сказано: сыны родихъ и возвысихъ (Ис. 1, 2), или: азъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6), или: родивый капли росныя (Іов. 38, 28), или: изъ Негоже всяко отечество на небесѣхъ и на земли (Ефес. 3, 15), или: Азъ утверждаяй громъ и созидаяй вѣтръ (Амос. 4, 13). Истинный Отецъ не началъ быть Отцемъ такъ, какъ прочіе отцы, или патріархи, и не перестанетъ никогда быть Отцемъ. Ибо если бы Онъ началъ быть Отцемъ, то Сынъ былъ бы нѣкогда сыномъ другаго отца, прежде чѣмъ существовалъ Отецъ Единороднаго. Подобно отцамъ и дѣти мыслятся отцами, и для открытія истиннаго отца-родоначальника нужно идти до безконечности. И истинный Сынъ не началъ только что быть Сыномъ, какъ другія чада по усыновленію. Если бы Онъ началъ быть Сыномъ, значитъ было нѣкогда время, когда не существовалъ Отецъ Единороднаго. И Духъ истины не есть существо сотворенное или произведенное, как прочiе духи. И велика совѣта Ангелъ (Ис. 9, 6) называется не въ томъ смыслѣ, какъ прочіе ангелы. Тѣ имѣютъ начало и конецъ, а Они (Сынъ и Духъ Святый) имѣютъ непостижимую силу и власть. Они сотворили все, въ безконечныя вѣки содѣйствуя Отцу, сотворили, какъ восхотѣли. Сотворенное служитъ Имъ и всѣ твари чтутъ Ихъ. Они врачуютъ свои творенія, а эти принимаютъ отъ Нихъ врачеваніе. Тѣ подвергаются суду по заслугамъ, а Они творятъ праведный судъ. Тѣ существуютъ во времени, а Они внѣ времени. Они просвѣщаютъ все, а тѣ просвѣщаются. Они призываютъ младенцевъ на высоту, а тѣ призываются отъ Совершеннаго. Они даруютъ всѣмъ, тѣ получаютъ дары. И вообще сказать: тѣ воспѣваютъ святость на небесахъ небесъ и въ прочихъ невидимыхъ мѣстахъ, а Они, достойно пѣснословимые, дары подаютъ достойнымъ.

Гл. 9. Писаніе говоритъ о многихъ духахъ: творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный (Псал. 103, 4); и еще: всѣ духи хвалите Господа (Псал. 150, 6). Достойнымъ подаются дары различенія духовъ (1 Кор, 12, 10). Иные духи суть небесные, радующiеся истинѣ, другие — земные, подверженные обольщению и заблуждению, иные — подземные, чада бездны и тьмы: и моляху его, говорит Евангелiе, да не пошлетъ ихъ въ бездну ити (Лук. 8, 34). Равным образомъ Христосъ повелевалъ духамъ и изгонялъ духовъ словомъ и не позволялъ имъ говорить (Марк. 1, 25). Говорится еще о духѣ суда и духѣ зноя (Псал. 4, 4), говорится и о духѣ міра: мы же не духа міра пріяхомъ (1 Кор. 2, 12), и о духѣ человѣка: кто бо вѣсть яже въ человѣцѣ, точію духъ человѣка, живущій въ немъ (1 Кор. 2, 11). Упоминается и духъ ходяй и не обращаяйся (Псал. 77, 39): духъ пройде въ немъ и не будетъ (Псал. 102. 16); и еще: отъимеши духъ ихъ и изчезнутъ (Псал. 103, 29). И еще: дуси пророчестіи пророкомъ повинуются (1 Кор. 14, 22). И еще: вотъ духъ лживъ ста предъ Господемъ и рече ему (Господь): въ чемъ прельстишь Ахаава? И рече: буду духъ лживъ во устѣхъ пророковъ (3 Цар. 22, 21-22). Упоминается еще духъ умиленія (Рим. 11, 8), духъ страха (1 Тим. 1, 7), духъ пытливъ (Дѣян. 16, 16), духъ блуженія (Ос. 4, 12), духъ буренъ (Псал. 10, 6), духъ многоглаголивъ (Іов. 8, 2), духъ недуженъ (Лук. 13, 11), духъ нечистый, духъ глухій, духъ нѣмый (Марк. 9, 25), духъ гугнивый (Марк. 7. 32), духъ лютъ зѣло, который называется легеонъ (Матѳ. 8, 28; Лук. 8, 30), и наконецъ духи злобы (Ефес. 6, 11). Люди умные найдутъ безчисленыя свидѣтельства о духахъ. Но какъ много сыновъ по усыновленію, или по названію, а не истинныхъ, которые склонны ко грѣху, потому что имѣютъ начало и конецъ: такъ весьма много и духовъ по усыновленію или названію, которые расположены ко грѣху. Но Святымъ Духомъ называется единый духъ отъ Отца и Сына, Духъ истиный, Духъ Божій, Духъ Христовъ и Духъ благодати. Различно даруется каждому благо, овому духъ премудрости, овому духъ разума, овому духъ силы, овому духъ исцѣленій, овому духъ пророчества, овому духъ разсужденія, овому духъ сказаній и другіе дары, какъ говоритъ Апостолъ: единъ и тойжде Духъ, раздѣляя коемуждо, якоже хощетъ (1 Кор. 12; 8-11) И Давидъ говоритъ: Духъ твой благій наставитъ мя (Псал. 142, 10); или: Духъ, идѣже, хощетъ, дышетъ (Іоан. 3, 8). Этими словами Писаніе указываетъ намъ на истинность Святаго Духа: и гласъ его слышиши, но не вѣси, откуду приходитъ и камо идетъ. И еще слова: аще не родитесь отъ воды и Духа подобны словамъ Павла: о Христѣ Іисусѣ азъ вы родихъ (1 Кор. 4, 15). О Духѣ Господь сказалъ: егда пріидетъ Утѣшителъ, егоже Азъ послю вамъ, Духъ истины, Иже отъ Отца исходитъ, Той свидѣтельствуетъ о Мнѣ (Іоан. 15, 26). И еще много имамъ глаголати, но не можете носити нынѣ, егда же пріидетъ онъ, Духъ истины, наставитъ вы на всяку истину: не отъ себе бо глаголати имать, но елика услышитъ, глаголати имать и грядущая возвѣститъ вамъ. Онъ Мя прославитъ, яко отъ Моего пріиметъ, и возвѣститъ вамъ все (Іоан. 16, 12-14).

Гл. 10. И такъ, если Духъ отъ Отца исходитъ, и отъ Моего пріиметъ, какъ говоритъ Господь, то подобно тому, какъ ни Отца кто знаетъ, токмо Сынъ, ни Сына, токмо Отецъ (Матѳ. 11, 27), и Духа, осмѣлюсь сказать, никто не знаетъ, кромѣ Сына, отъ котораго Онъ пріемлетъ, и Отца, отъ котораго исходитъ, равно какъ и Сына и Отца никто не знаетъ, какъ только Духъ Святый, прославляющій Ихъ истинно, научающій всему, свидѣтельствующій о Сынѣ, Духъ, который отъ Отца, который отъ Сына, единый путеводитель къ истинѣ, истолкователь святыхъ законовъ, изъяснитель закона духовнаго, наставникъ пророковъ, учитель апостоловъ, освѣтитель евангельскихъ догматовъ, избиратель святыхъ, свѣтъ истинный отъ истиннаго свѣта. А Сынъ есть естественный, Сынъ истинный, Сынъ законный, единый отъ единаго; съ Нимъ вмѣстѣ и Духъ, но называется Духомъ. Сей Богъ прославляется въ церкви, — всегда Отецъ, всегда Сынъ, и всегда Духъ Святый, высокій отъ высокаго и вышній, имѣющій безмѣрную разумную славу, Которому подчинено созданное и сотворенное и все вообще, что подлежитъ измѣренію и объему. Но у Моисея возвѣщается преимущественно единое Божество, у Пророковъ проповѣдуется преимуществено Двоица, а въ Евангеліяхъ открывается Троица, сообразно съ временами и поколѣніями болѣе способствующая праведнику къ познанію и вѣрѣ. Это познаніе безсмертія происходитъ отъ самой вѣры, или сыноположенія. Но сперва оно выражаетъ оправданія плотскія, какъ бы воздвигая внѣшнее огражденіе храма при Моисеѣ, а потомъ излагаетъ оправданія души въ пророчествахъ, какъ бы украшая Святилище, въ третьихъ же излагаетъ оправданія духа, въ Евангеліяхъ какъ бы устрояя для собственнаго обитанія очистилище и святое святыхъ. Вмѣсто святой скиніи, святаго Храма мы имѣемъ одного Праведника, пребывающаго въ немъ. Въ Немъ обитаетъ единое Божество нетлѣнное, единое Божество недомыслимое, непостижимое, неизъяснимое, невидимое, одно знающее себя, являющее себя, кому хочетъ, воздвигающее, предопредѣляющее, прославляющее, возводящее изъ ада, освящающее, соединяющее для своей славы и вѣры три сія: небесное, земное и преисподнее, духъ, душу, плоть, вѣру, надежду, любовь, прошедшее, настоящее, будущее, вѣкъ вѣка, вѣки вѣковъ, субботы субботъ, обрѣзаніе плоти, обрѣзаніе сердца, обрѣзаніе Христово въ совлеченіи тѣла грѣховнаго (Кол. 2, 11). Вообще Божество очищаетъ себѣ все невидимое и видимое, престолы, господства, начала, власти, силы. Во всемъ таже премудрость и святый гласъ, отъ славы въ славу, возглашающій: святъ, святъ, святъ (Ис. 6, 3), и возвѣщающій Отца въ Сынѣ, Сына во Отцѣ со Святымъ Духомъ, которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь. И скажетъ такъ вѣрующій: да будетъ, да будетъ!

Конецъ выписки изъ Якоря.

Гл. 11. Вотъ что вкратцѣ по смиренію нашему написавши о вѣрѣ въ Отца и Сына и Святаго Духа мы изложили и предложили изъ прежде сказаннаго нами. Теперь для утвержденія нашей жизни продолжимъ благочестиво представлять свидѣтельства и на основаніи прямаго смысла излагать ученіе о Божествѣ. Многими прежде сего свидѣтельствами доказано, что Единородный дѣйствуетъ вмѣстѣ съ Отцемъ и во всемъ равно совершаетъ и даруетъ, такъ какъ Онъ отъ Отца и не чуждъ силы и Божества Отца, но единосущенъ Отцу. И не только Сынъ, но и Духъ Святый дѣйствуетъ вмѣстѣ съ Сыномъ и Отцемъ и одинаково совершаетъ, даруетъ и ущедряетъ, какъ хочетъ, такъ какъ и Онъ существенно происходитъ отъ Бога и не чуждъ Отца и Сына, но единосущенъ Отцу и Сыну, и это всякому ясно во всѣхъ отношеніяхъ и столькими свидѣтельствами уже доказано и будетъ доказано. А теперь для противниковъ и враговъ Святаго Духа изложивши благочестивыя доказательства отъ прямаго смысла и свидѣтельства того же Божественнаго Писанія объ одномъ Святомъ Духѣ, съ большею подробностію приложимъ оныя къ прежнимъ свидѣтельствамъ, слѣдуя истинному ученію о Святомъ Духѣ. Духъ Святый есть единственный, отъ всѣхъ покланяемый, для всѣхъ тварей и созданій вожделѣнный, ни съ кѣмъ не уравняемый, ни съ ангеломъ, ни съ другимъ духомъ, но единственный. Ибо хотя и много духовъ, но Онъ высшій всѣхъ духовъ, такъ какъ Онъ существуетъ вѣчно отъ Отца, а не отъ другихъ существъ, произшедшихъ изъ ничего. Много духовъ, но Духъ Святый одинъ, какъ единъ Богъ и единъ единородный Сынъ Божій. Такъ и Духъ Святый Божій, — отъ Бога и въ Богѣ. Единородный Сынъ непостижимъ, и Духъ непостижимъ; Онъ отъ Бога и не чуждъ Отца и Сына. Онъ не въ сліяніи съ Отцемъ и Сыномъ, но Троица вѣчно одного и тогоже существа, существа не инаго отъ Божества и Божество не иное отъ существа, но самобожество, и отъ того же Божества Сынъ и Святый Духъ. И Духъ есть Духъ Святый и Сынъ есть Сынъ. Духъ же есть отъ Отца исходящій и отъ Сына пріемлющій, испытующій глубины Божія, возвышающій дѣла Сына въ мірѣ, освящающій, содѣлывающій святыхъ посредствомъ Троицы. По наименованію Онъ третій, поелику Троица есть Отецъ и Сынъ и Святый Духъ, какъ сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Онъ есть печать благодати, союзъ Троицы, не чуждъ освященія, не различествуетъ именованіемъ, не чуждъ дара, но единъ Богъ, едина вѣра, единъ Господь, едина благодатъ, едина церковь, едино крещеніе. (Ефес. 4, 5).

Гл. 12. Троица существуетъ вѣчно, какъ я много разъ говорилъ, и никогда Троица не получаетъ прибавленія: это сладостно исповѣдывать и говорить не насыщаясь. Сладка, говоритъ Пророкъ, гортани моему словеса твоя (Псал. 118, 103); и если сладки словеса, то кольми паче святое имя: Троица, источникъ всякой сладости. Троица счисляется такъ: Отецъ и Сынъ и Святый Духъ. Троица несліянна и не отдѣляется отъ своего единства, но въ совершенной ипостаси — совершенный Отецъ, совершенный Сынъ, совершенный Духъ Святый, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ. И опять: Духъ распоряжается дарованіями; раздѣленія дарованій суть, а тойжде Духъ: и раздѣленія служеній суть, а тойжде Господь, и раздѣленія дѣйствъ суть, а тойжде Богъ, дѣйствуяй вся во всѣхъ (1 Кор. 12, 4-6).

Если такъ, то остережемся отпасть отъ истины, но будемъ исповѣдывать истину, не заступаясь за Бога, но мысля благочестиво, дабы не погибнуть. Ибо невозможно о Троицѣ говорить, или мыслить что нибудь тварное или природившееся, но вѣчно былъ Отецъ и Сынъ и Святый Духъ. Сынъ не собратъ Отцу и не сліянъ съ Нимъ, и Духъ ни сліянъ, ни собратъ Отцу и Сыну. Но Сынъ рожденъ отъ Отца и Духъ произошелъ отъ Отца, и Троица неизъяснимо пребываетъ въ одной и тойже славѣ, и Сынъ непостижимо существуетъ также со Отцемъ и Святымъ Духомъ, и никогда Троица не перестанетъ быть такою же вѣчною. И такъ Отецъ есть вѣчно нерожденный и несозданный и непостижимый; Духъ Святый всегда нерожденный, несозданный, не собратъ, не прадѣдъ, не внукъ, но отъ одного и тогоже существа со Отцемъ и Сыномъ. Таковъ Духъ Святый. Духъ есть Богъ.

Гл. 13. Свидѣтельства такой твердой нашей вѣры встрѣчаются во всемъ Писаніи. Изъ многихъ я по возможности предложу немногія, чтобъ и въ настоящемъ случаѣ не оставить ученіе о Духѣ безъ свидѣтельствъ. Прежде всего Отецъ говоритъ о пришествіи Сына: положу Духъ мой нань и судъ языкомъ возвѣститъ (Ис. 42, 1). Сими словами Онъ проповѣдуетъ Духа Святаго истиннымъ Богомъ всѣмъ вѣрнымъ во спасеніе. Единородный, присовокупивши къ томуже свидѣтельству, говоритъ: Духъ Господень на мнѣ, егоже ради помаза мя (Ис. 61, 1). Симъ свидѣтельствомъ Христа о плотскомъ Его пришествіи, утвержденномъ и Духомъ Святымъ и возвѣщаемомъ вѣрнымъ, ясно исповѣдано, что Духъ не чуждъ Бога. И еще Господь говоритъ о Духѣ: Духъ Отца моего глаголяй въ васъ (Матѳ. 10, 20). И опять, дабы показать, что Духъ не чуждъ Божественности Бога, Господь дунулъ въ лице учениковъ и сказалъ: пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущіе со Святымъ Духомъ Своимъ и Отчимъ, говоритъ: аще любите мя, заповѣди моя соблюдитѣе, Азъ умолю Отца и иного Утѣшителя дастъ вамъ (Іоан. 14, 15-16); какъ бы Самъ Господь есть Утѣшитель и Духъ Святый подобнымъ образомъ есть Со-утѣшитель. Апостолы, показывая, что Духъ не есть рабъ, но одного и тогоже Божества, указываютъ на его самостоятельное владычество, говоря: и рече Духъ Святый: отдѣлите ми Варнаву и Савла на дѣло, на неже призвахъ и т. д. (Дѣян. 13, 2). А Апостолъ ясно говоритъ о Немъ: Господъ же Духъ есть, а идѣже Духъ Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17); и еще: вы храмъ Божій есте и Духъ Господень живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16). Итакъ, если мы называемся храмомъ Божіимъ по причинѣ обитанія въ немъ Духа Святаго, то кто осмѣлится отвергать Духа и отчуждать Его отъ существа Божія, когда Апостолъ ясно говоритъ, что мы содѣлались храмомъ Божіимъ по причинѣ обитающаго въ достойныхъ Духа Святаго? Какимъ же образомъ будетъ чуждъ Бога Духъ, испытующій глубины Божіи? Не говори мнѣ: испытуетъ (1 Кор. 2, 10), но еще не знаетъ, какъ нѣкоторые дерзаютъ хулить и губить себя. Поелику они тоже должны сказать и объ Отцѣ, что и о Немъ написано, именно что Онъ испытаетъ тайная утробы (Прит. 20, 27). Если ты будешь нечестиво мыслить, потому что о Духѣ къ слову: испытывать не прибавлено слово: знать, то ты нечестиво сталъ бы мыслить и объ Отцѣ, будучи принужденъ произносить и о Немъ тоже мнѣніе, потому что по отношенію къ Отцу, испытующему тайная утробы, не присоединено, что Онъ знаетъ. И не нужно было этого говорить, когда ясно показывается предвѣдѣніе Божіе, и заключается совершенный смыслъ въ словѣ: испытывать. Такимъ образомъ и Духу и Сыну и Отцу слѣдуетъ приписывать единое знаніе и предвѣдѣніе, такъ какъ Святая Троица очевидно имѣетъ совершенство и тождество.

Гл. 14. И весьма много можно говорить объ этомъ и привести множество свидѣтельствъ отъ Божественнаго Писанія и тѣмъ доставитъ трудъ читателямъ. Но мы, при опроверженіи всякой ереси, довольно много сказали и всѣ ереси силою Божіею мы немощные опровергли и доказали, что онѣ чужды истины и каждая изъ нихъ хулитъ и отрицаетъ истину или въ маломъ, или во многомъ. Такъ они, напрасно богохульствуя противъ Господа и Святаго Духа, не получатъ, по словамъ Господа, отпущенія грѣховъ ни здѣсь, ни въ будущемъ вѣкѣ (Матѳ. 12, 32), будучи поражены самою истиною, какъ бы страшнымъ однорогимъ зміемъ. Таково значеніе хулы, что она можетъ повредить всему тѣлу. И мы вѣримъ слову Распятаго и истинному исповѣданію Единороднаго, что хулящему на Духа не отпустится ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ, какъ я сказалъ. Попранные и пораженные, они безсильны противъ истины. Всѣ ереси по истинѣ врата адовы, но онѣ не будутъ имѣть силы противъ камня, т. е. истины. Если бы нѣкоторые изъ нихъ захотѣли сказать: мы сами исповѣдуемъ вѣру, изложенную на Никейскомъ соборѣ; покажи же мнѣ, на ея основаніи, что Духъ Святый сопричисляется съ Божествомъ, — то они окажутся изобличенными этою вѣрою. Тогда не было изысканія о Духѣ. Что подлежитъ изслѣдованію въ извѣстное время, о томъ соборы составляютъ твердое опредѣленіе. Такъ какъ Арій простиралъ хулы на Сына, поэтому съ преимущественною тщательностію и происходило о томъ разглагольствіе. Впрочемъ посмотри въ самомъ исповѣданіи: въ немъ не встрѣтятся говорящіе что нибудь хулители противъ Духа, духоборцы и чуждые Его дара и освященія. Ибо прежде всего изложеніе утверждаетъ истину, а не отрицаетъ: вѣруемъ во единаго Бога Отца, Вседержителя; не просто сказано вѣруемъ, но вѣруемъ въ Бога. И во единаго Господа Іисуса Христа, — не просто сказано, но вѣруемъ въ Бога. И въ Духа Святаго не просто сказано, но во едино прославленіе и во едино соединеніе Божества, и въ одно единосущіе, въ три совершенныхъ, единое Божество, единую сущность, единое славословіе, единое господство, что показываютъ слова: вѣруемъ, и вѣруемъ, и вѣруемъ. Симъ опровергается ихъ ученіе. И доколѣ мнѣ продолжать слово, когда я считаю сказанное противъ нихъ достаточнымъ для любящихъ истину? Посему я оставлю и эту ересь, моля Бога даровать намъ обычную помощь для опроверженія всѣхъ ихъ, дабы, силою Его совершивъ обѣщанное, возблагодарить Его за все.

Примѣчаніе:
[1] Высокопреосвященный Макарій, имѣя въ виду это мѣсто, такъ объясняетъ его смыслъ: «о Духѣ Святомъ справедливо можно выразиться, что Онъ есть отъ Обоихъ, отъ Отца и отъ Сына, но только въ разныхъ смыслахъ; есть отъ Отца, какъ имѣющій съ Нимъ одну и туже природу и какъ отъ Него исходящій и посылаемый въ міръ; есть отъ Сына, какъ имѣющій съ Нимъ одну и туже природу, какъ усвоившій отъ Него ученіе для проповѣдывавія людямъ и какъ отъ Него посылаемый и раздаваемый людямъ». Въ подтвержденіе такого объясненія Высокопреосвященный Макарій приводитъ слова Марка Ефесскаго, который говорилъ на Соборѣ Флорентійскомъ, что быть отъ кого нибудъ не значитъ непремѣнно исходить отъ кого либо, или заимствовать бытіе, а употребляется и въ другомъ смыслѣ, напр. въ смыслѣ одинаковости свойствъ и природы, какъ напр. въ словахъ Спасителя: вы отъ міра сего есте, азъ нѣсмь отъ міра сего (Іоан. 8, 23). Прав. Догмат. Богословія т. 1, стр. 254.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть пятая: На восемьдесятъ ересей Панарiй, или ковчегъ. М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К0, 1882. – С. 5-34. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 50.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0