Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Противъ Антидикомарiанитовъ. Пятьдесятъ осмая, а по общему порядку семдесятъ осмая ересь.

Глава 1. Отъ этой ереси, нѣкоторыми называемой Димиритскою или отрицающею умъ въ человѣческой природѣ Христа, возникли еще нѣкоторыя безпокойства, особенно въ Аравіи; донесено же о томъ нашему смиренію нѣкоторыми людьми благоговѣйными. И хотя мы ранѣе написали посланіе объ этомъ предметѣ, однако же и здѣсь, при исчисленіи ересей по порядку, приведемъ это самое посланіе противъ означенной ереси, съ присоединеніемъ къ нему или съ изъятіемъ изъ него того, что слѣдуетъ, по разсужденію.

Нѣкоторые изъ Антидикомаріанитовъ, имѣя какъ бы вражду къ Дѣвѣ и желая унизить славу ея, завистію-ли какою побуждаемые или заблужденіемъ, и изъ желанія нанести вредъ душамъ людей, дерзнули говорить, что Святая Марія, послѣ рожденія Храста, сожительствовала съ мужемъ, то есть, съ самимъ Іосифомъ. И говорятъ, какъ сказано мною выше, что это мнѣніе было высказано самимъ старцемъ Аполлинаріемъ, или кѣмъ либо изъ учениковъ его; но я сомнѣваюсь. А о говорящихъ это имѣю нужду говорить. И чтобы не принимать на себя вторичнаго труда, я приведу въ послѣдовательномъ порядкѣ написанное въ Аравійскую страну посланіе, о которомъ я выше сказалъ. Вотъ оно:

Гл. 2. Всечестнѣйшимъ господамъ моимъ и возлюбленнѣйшимъ чадамъ, и истиннымъ братіямъ, и единовѣрнымъ православнымъ отъ священника до мірянина, и оглашаемымъ въ Аравіи, Епифаній, меньшій изъ епископовъ, желаетъ здравствовать.

Въ настоящее время есть нѣчто такое, чему слѣдуетъ и удивляться, и не удивляться. Удивляться, потому что въ наше время все исполняется; и не удивляться, потому что это должно исполняться. Ибо нынѣ изъ человѣческихъ разсужденій и размышленій ежедневно все болѣе и болѣе возникаетъ у насъ ложное мудрованіе, стремящееся къ худшему и оставляющее Апостольское ученіе, какъ предсказалъ святѣйшій Апостолъ: яко отступятъ нѣцыи отъ здраваго ученія, внемлюще баснемъ и ученіемъ бѣсовскимъ, и прочее (1 Тим. 4, 1; ср. 1, 4. 10). Люди стараются болѣе о томъ, нельзя ли какъ нибудь изыскать и измыслить пути лукавые, нежели о томъ, чтобы исполнять заповѣдь, научающую искать добраго и благопріятнаго (ср. Флп. 4, 8), или говорящую: слово да бываетъ солію растворено, да подастъ благодатъ слушающимъ (Кол. 4, 6). И о если бы мы поразмыслили о томъ, откуда происходитъ то, что на каждый день возобновляется у насъ злое, и что сами мы будемъ похожи на необразованныхъ, не внемля словамъ Божественнымъ и пророчественнымъ! Надлежитъ этому исполниться. Ибо во всѣхъ частяхъ вѣры должно совершиться сказанное: Сынъ человѣческій пришедъ убо обрящетъ ли вѣру на земли (Лук. 18, 8)? Потому что до чего дошло помышленіе человѣческое прилѣжащее на злое отъ юности (Быт. 8, 21)? Какія частя вѣры не погубило оно? Въ какомъ ученіи злосовѣтованіе не разстроило того, что полезно? А между тѣмъ было бы приличнѣе всего и соотвѣтственнѣе устройству разумной природы болѣе помышлять о честномъ (Флп. 4, 8) и стараться къ этому прилежать, хотя бы то было и вопреки природѣ, нежели, усиливаясь стремиться къ худшему, превращать истинное въ безчестное.

Гл. 3. И послѣ того, какъ все переполнилось въ наше время, и хулы и все чуждое святаго Духа, люди обращаются еще къ другимъ новостямъ. Одни хулятъ Отца, Бога всяческихъ и Зиждителя, это — такъ называемые Гностики. Другіе же, называемые Маркіонитами и Архонтиками и имъ послѣдовавшіе Манихеи, но безъ праведнаго нѣкотораго смотрѣнія Божія получившіе наименованіе неистовствующихъ [1] — всѣ эти съ большею частію другихъ еретиковъ, разумѣю Каинитовъ, Ситіанъ, Мелхиседекіанъ, Колорвасіанъ, Кердоніанъ и другихъ, произносятъ хулу на Отца всяческихъ, отрицая, что Онъ есть Богъ, глаголавшій въ законѣ и пророкахъ и праведно покланяемый отъ всѣхъ тварей, какъ Творецъ и Зиждитель. Вмѣстѣ съ почитаніемъ они пытаются уничтожить и владычество, отрицаясь отъ истинно Сущаго, и измышляя въ баснословящемъ умѣ своемъ другаго не сущаго, чтобы и отъ Сущаго отпасть и измышляемаго не найти. Такъ пустословіе и сѣяніе діавола обыкло производить таковое смятеніе мыслей и помрачеченіе, чрезъ хульные помыслы возбуждая умъ людей сотворенныхъ воинствовать противъ Владыки своего злыми измышленіями и отрицаніями. Но и отъ этого еще уклонившись нѣкоторые дерзнули перейти къ другому нечестію, отрицаясь единаго искупившаго ихъ Владыки, единороднаго Отрока Iисуса Христа, Сына, Бога живаго, истинно сущаго, отъ Отца рожденнаго безначально и безлѣтно, всегда сущаго отъ Отца и со Отцемъ сущаго, рожденнаго же непостижимо и непорочно, единосущнаго Отцу и не инаковаго со Отцемъ. Обезумѣвъ, они, подобно бѣшенымъ собакамъ, поднимаютъ лай на собственнаго своего Владыку; подобно тому Іудеи, изначала Его не познавшіе, названы пси нѣміи (Ис. 56, 10), справедливо удостоенные пророкомъ таковаго наименованія за безстыдное устремленіе ихъ противъ Господа и Его пришествія, какъ то и въ дѣйствительности можно видѣть: ибо говорятъ, что бѣшеныя собаки называются нѣмыми по той причинѣ, что дѣлаются беззубыми отъ оставляющаго ихъ ума.

Гл. 4. Такова природа собакъ, когда они обращаются въ бѣшенство. Зная нѣкогда своего господина и его сыновей, домашнихъ и всѣхъ родныхъ домовладыки, онѣ когда схватываетъ ихъ бѣшенство, измѣняютъ видъ свой при взглядѣ на нихъ и возстаютъ на самыхъ родныхъ, передъ которыми нѣкогда ласкаясь виляли хвостомъ, въ знакъ покорности. Такъ и Іудеи, ожидавшіе пришествія Христова, готовившіеся принять Жениха, желавшіе видѣть пророковъ, давшіе обѣщаніе повиноваться словамъ Божественнымъ, вступившіе съ Моисеемъ въ такой завѣтъ: предстательствуй ты за насъ предъ Господомъ, и: вся елика речетъ Господь къ тебѣ, услышимъ, и сотворимъ (Втор. 5, 27), когда увидѣли пришедшимъ Владыку своего, то не познавши образа тѣхъ признаковъ истины, которые, прежде явленія Его во плоти, пророки начертывали, описывали, возвѣщали, обозначали, прежде всего говорили Ему: кто сей, иже глаголетъ хулы (Лук. 5, 21)? А въ другихъ случаяхъ, не стыдясь, дерзали говорить, что Онъ бѣса имать (Іоан. 10, 20; ср. 7, 20 и 8, 48); еще же и Самаряниномъ называли Его не краснѣя (Іоан. 8, 48). И наконецъ, какъ прежде сказано было мною, подобно бѣшенымъ собакамъ, возстали на Него и пригвоздили руки Его: подобно тому, какъ всегда собака въ бѣшенствѣ, нападая на господъ своихъ, не стыдится терзать лицо ихъ, такъ и они предали Господа своего на распятіе, а пророковъ и домочадцевъ Того же Владыки — иного перепилили, иного каменіемъ побили, иногоже убійствомъ меча погубили (Евр. 11, 37). А послѣ тѣхъ теперь такимъ же образомъ и эти новые Іудеи, руководясь тѣми же правилами, одни, подобно природнымъ Іудеямъ, отрицали Его пришествіе во плоти, а другіе теперь отрицающіе совершенное равенство Сына Божія со Отцемъ, неистовствуя и обезумѣвши, утверждаютъ непрестанно, что Онъ есть созданіе и тварь и во всемъ чуждъ Отца.

Гл. 5. Изъ нихъ еще нѣкоторые, оставивъ вышесказанныя богохульныя ученія и созерцая, такъ сказать, самую небесную природу, и возшедъ на высоту, и много занимаясь этимъ, и какъ бы съ неба сошедши, съ самоувѣренностію возвѣщаютъ и усиливаются утверждать, что Духъ Святый долженъ быть исключенъ изъ лицъ Божества. Отца они не отрицаютъ и сродства съ Нимъ Сына, но вступаютъ на иной еще путь, дабы совершенно исполнилось сказанное: погибе вѣра отъ устъ ихъ (Іер. 7, 28). Ибо въ отношеніи къ Святому Духу, не чуждому Отца и Сына, отъ того же Божества сущему и не могущему быть чуждымъ Божества, что хотятъ они дѣлать, какъ не повелѣвать скорѣе Богомъ какъ бы сами власть имѣющіе, а не отъ Него получать повелѣнія? Потому что не стыдясь называютъ Духа чуждымъ, и рабомъ, и тварію, и недавнимъ по происхожденію, и созданіемъ, и если что иное постыдное можно присоединить къ мнѣнію о Немъ, измышляютъ свободно. Поелику нынѣшній міръ такъ пораженъ неизлѣчимою язвою невѣрія, что беззаконіе, губящее людей, ничего не опустило для того, чтобы дойти до зломыслія, невѣрія и невѣжества: то избѣжавшихъ хуленія на Святую Троицу праздная и злонамѣренная мысль увлекла еще къ иному такъ, что никто не избѣгнетъ заблужденія. Ибо слышу, что кто-то помышляетъ нѣчто суетное о святой Маріи Приснодѣвѣ и дерзаетъ нападать на нее съ нѣкоторою хульною мыслію; такъ что наше время является во всѣхъ отношеніяхъ похожимъ на губительнаго змія и ядовитаго звѣря, скрывающагоея во мракѣ и устремляющагося на всѣхъ съ цѣлію укушенія, на одного —въ лицо, на другаго — въ пяту, на иного — въ руку: дабы никого не миновало укушеніе невѣрія, такъ что думающій, что онъ избѣжалъ въ одномъ, въ другомъ не избавится отъ яда, и имѣющій здравую вѣру въ одномъ, попуститъ повредить себѣ въ чемъ либо другомъ.

Гл. 6. Откуда это зломысліе? Откуда такая дерзость? Самое имя не свидѣтельствуетъ ли, не убѣждаетъ ли тебя, любоспорливый? Кто когда либо, или въ какомъ родѣ дерзалъ произносить имя святой Маріи и вопрошаемый не присоединялъ тотчасъ наименованіе: Дѣва? Изъ самыхъ приложеній къ именамъ открываются признаки совершенства. Достоинства наименованій праведники получаютъ приличествующимъ каждому образомъ и такъ, какъ оно соотвѣтствуетъ ему самому. Такъ Аврааму придано названіе: Другъ Божій (Іак. 2, 23), — и оно пребудетъ нерушимымъ; Іакову — названіе Израиль (Быт. 32, 28), — и оно не измѣнится; Апостоламъ — Воанергесъ, то есть, сыны громовы (Мар. 3, 17), — и оно не отнимется; а святой Маріи — Дѣва, — и названіе это не перемѣнится: ибо святая пребыла непорочною. Не научаетъ ли васъ само естество? О новое безуміе, о новыя дѣла! Но и другое есть многое, на что въ древнія времена не дерзали отцы: а нынѣ одинъ произноситъ хулу на пришествіе Христа во плоти, говоря ложь о самомъ Божествѣ Его, другой считаетъ недостаточнымъ дѣло всего воплощенія, иной тревожится относительно воскресенія мертвыхъ, иной — еще о чемъ нибудь. И просто сказать, какъ безпокоенъ нашъ вѣкъ, когда жизнь находится въ опасности и отовсюду окружена исходящими отъ діавола дурными посѣвами мнѣній и помысловъ зловѣрія! Какъ дерзаютъ касаться непорочной Дѣвы, удостоившейся быть жилищемъ Сына Божія, на сіе самое избранной изъ безчисленнаго множества Израильтянъ, чтобы быть удостоенною послужить сосудомъ и жилищемъ единаго Бога родившагося?

Гл. 7. Услышалъ я отъ кого-то, что нѣкоторые дерзаютъ говорить о ней, будто она, послѣ рожденія Спасителя жительствовала съ мужемъ. И не удивляюсь. Ибо невѣжество незнающихъ въ точности Божественнаго Писанія и не близко знакомыхъ съ исторіею, обращаетъ ихъ отъ одного къ другому, и желающаго собственнымъ умомъ выслѣдить истину. уклоняетъ въ сторону. Прежде всего, когда Дѣва передана была Іосифу, къ чему привела ее необходимость ея положенія, то передана была не для сожительства, если сказать правду, потому что онъ былъ вдовъ; но по закону названъ ея мужемъ. А преданіе іудейское прямо свидѣтельствуетъ, что Дѣва передана была ему не для сопряженія брачнаго, но для того, чтобы она сохранена была во свидѣтельство будущаго, чтобы домостроительство пришествія во плоти было не сомнительно, но засвидѣтельствовано во истину совершимся безъ участія сѣмени мужа, силою Святаго Духа. Ибо какъ могъ такой старецъ имѣть женою Дѣву, будучи столько лѣтъ вдовъ послѣ первой жены? Этотъ Іосифъ, братъ Клеопы, былъ сыномъ Іакова, прозваннаго Панѳиромъ. Оба они рождены отъ Панѳира по прозванію. Іосифъ же имѣлъ первую свою жену изъ колѣна Іудина, и она родила ему дѣтей числомъ шесть, четверыхъ мужескаго и двухъ женскаго пола, какъ изъяснено въ евангеліяхъ отъ Марка и Іоанна (Мар. 3, 31 и дал. 6, 3; Матѳ. 13, 55-56; ср. Іоан. 6, 42). Первороднымъ онъ имѣлъ Іакова, прозваннаго Овліемъ, что значитъ: стѣна, названнаго также Праведнымъ и бывшаго назореемъ, что значитъ: святый. И онъ первый получилъ каѳедру епископскую, такъ какъ ему первому ввѣрилъ Господь престолъ его [2], и назывался братомъ Господнимъ, какъ и Апостолъ согласуется съ этимъ, такъ говоря въ одномъ мѣстѣ: иного же отъ Апостолъ не видѣхъ, токмо Іакова брата Господня и прочее (Гал. 1, 19). Братомъ же Господнимъ называется по совмѣстному воспитанію, не по естеству, а по благодати. Ибо Марія, присоединенная къ Іосифу, только казалось женою мужа, но не имѣла съ нимъ сожительства по тѣлу. На этомъ основаніи близость родства сыновъ Іосифа съ Спасителемъ достигаетъ до названія братьевъ, или лучше, — вмѣнена въ братство; также какъ и самъ Іосифъ, не имѣвъ участія въ рожденіи Спасителя по плоти, считается въ положеніи отца Его по домостроительству, какъ говоритъ евангелистъ Лука о Самомъ Спасителѣ, сый, яко мнимъ, сынъ Іосифовъ (Лук. 3, 23); такъ и сама Маріамъ сказала Ему по словамъ Евангелія отъ Луки: се азъ и отецъ твой боляще искахомъ тебе (Лук. 2, 48). Итакъ кто назвалъ бы Іосифа отцемъ Господа, Который отнюдь не имѣлъ въ немъ для Себя виновника, и именно потому, что воплощеніе Его было безъ сѣмени мужа? Но по смотрѣнію Божію дѣла приняли такое положеніе.

Гл. 8. Іосифъ раждаетъ упомянутаго Іакова будучи лѣтъ приблизительно около сорока, а можетъ быть болѣе или менѣе того. Послѣ него раждается сынъ называемый Іосіею; затѣмъ послѣ него Симеонъ; потомъ Іуда и двѣ дочери: Марія и Саломія. И затѣмъ умерла жена его. И спустя много лѣтъ послѣ того онъ принимаетъ Марію вдовый, будучи человѣкомъ въ возрастѣ около осмидесяти лѣтъ и даже болѣе того. Вотъ уже когда принимаетъ онъ Марію, какъ и въ Евангеліи сказано: обрученнѣй бо бывши Маріи (Матѳ. 1, 18); но не сказано: по вступленіи ея въ бракъ. И еще въ другомъ мѣстѣ: и не знаяше ея (Матѳ. 1, 25). Удивляться нужно всѣмъ тѣмъ, которые ловятъ всякій дурной предлогъ къ изслѣдованію причинъ того, въ чемъ нѣтъ нужды, и къ изысканію о томъ, чего нельзя изыскивать, и отъ существеннаго обращаются къ глупымъ вопросамъ, дабы отовсюду коснулась насъ пагуба невѣрія и хулы вслѣдствіе безчестія, наносимаго святымъ. И прежде всего со всѣхъ сторонъ изобличаетъ ихъ слѣдующее: первое, что старецъ, имѣвшій свыше осмидесяти лѣтъ, взялъ Дѣву не для того, чтобы пользоваться ею, но напротивъ она ввѣрена ему была для охраненія ея дѣвства; второе, что они и сами оба были во всемъ праведны. И услышавшій, что зачавшееся въ ней есть отъ Духа Святаго, послѣ таковаго устроенія Божія, уже не дерзнулъ бы покуситься на то, чтобъ пользоваться сосудомъ, удостоившимся вмѣстить Того, Котораго Небо и Земля не вмѣщаютъ по преизбытку славы Его. Ибо если и нынѣ дѣвы во имя Его наперерывъ стараются о томъ, чтобы пребыть въ совершенствѣ, чистотѣ и воздержаніи, то не тѣмъ ли болѣе были набожны Iосифъ и сама Марія, вся слагающи въ сердцы своемъ, какъ написано (Лук. 2, 19)? Да и возможно ли опять, чтобы, послѣ такого великаго устроенія Божія, старецъ сожительствовалъ съ Дѣвою чистою и удостоенною чести, съ сосудомъ, вмѣстившимъ Невмѣстимаго и принявшимъ таковое таинство знаменія небеснаго и спасенія человѣческаго?

Гл. 9. Развѣ мы не можемъ доказать, что Дѣва пребыла совершенно чистою? Пусть они прямо покажутъ намъ, что послѣ рожденія Спасителя Нашего Марія родила еще какахъ либо дѣтей! Пусть назовутъ ихъ имена выдумщики, сочинители и составители обмана и злоухищренія! Но они не могутъ доказать этого. Ибо Дѣва не сожительствовала съ мужемъ; да не будетъ! Потому что, если бы она родила дѣтей, всегда пребывая вмѣстѣ съ Самимъ Спасителемъ, то было бы сказано, что и дѣти ея была съ нею вмѣстѣ. Ихъ вводитъ въ заблужденіе сказанное: вотъ, мати твоя и братія твоя внѣ стоятъ, ища Тебя (Лук. 8, 20). Но они и не знаютъ того, что написано прежде сего: ни братія его вѣроваху въ Него (Іоан. 7, 5). Ибо и мы въ прежнее время удивлялись столь просто написанному въ Божественныхъ Писаніяхъ, но теперь, все понявши, благодаримъ Бога, утвердившаго истину всего Писанія повидимому краткими словами, поставленныма въ Божественномъ Писаніи. Постоянно слыша объ Іаковѣ, что онъ назывался братомъ Господнимъ. мы съ удивленіемъ говорили: какая въ томъ нужда? а теперь мы узнали, по какой причинѣ такъ напередъ сказало Божественное Писаніе. Это конечно для того сказано, чтобы когда слышимъ: вотъ мати твоя и братія твоя внѣ стоятъ, ища Тебя, мы поняли, что говорится объ Іаковѣ и о другихъ сынахъ Іосифа, а не о сынахъ Маріи, не существовавшихъ. Ибо извѣстно, что Іаковъ былъ старшій возрастомъ во время пришествія Господа во плоти. Но и о самихъ братьяхъ Его говоритъ Писаніе, изобличая еретиковъ и поименно называя Іакова, Іосію, Семеона, Іуду, Саломію и Марію (ср. Марк. 6, 3 и 15, 40) для того, чтобы они поняли, чей Онъ былъ сынъ и отъ какой матери былъ Іаковъ, а также, чтобы уразумѣли по возрасту, кто старше: потому что Іисусъ распятъ былъ на тридцать третьемъ году своего воплощенія; царствованія же Ирода, сына Архелая, въ то время былъ годъ двадцатый.

Гл. 10. Въ тридцать третьемъ году царствованія перваго Ирода, сына Антипатрова, раждается Спаситель въ Виѳлеемѣ Іудейскомъ, каковой годъ былъ сорокъ вторымъ царствованія Августа. По прошествіи двухъ лѣтъ послѣ того, Онъ переносится Іосифомъ въ Египетъ, такъ какъ по причинѣ сказаннаго волхвами Ироду, Иродъ искалъ Отроча (чтобы убить Его). Сходитъ въ Египетъ и тамъ проводитъ еще два года. Затѣмъ умираетъ царь Иродъ на тридцать осмомъ году (своего царствовавія); а наслѣдуетъ ему Архелай, сынъ его, царствовашій девять лѣтъ. Послѣ сего дѣло спасенія совершается, Іисусъ предается кресту, на осмнадцатомъ году царствованія Тиверія Кесаря, царствованія же Агриппы, прозваннаго Великимъ, или Ирода младшаго, сына Архелаева, это былъ двадцатый годъ. Ни откуда мы не слышали, чтобы Іосифъ въ это время еще произвелъ дѣтей. Да притомъ послѣ возвращенія изъ Египта онъ и самъ немного лѣтъ прожилъ. Ибо Спасителю былъ четвертый годъ, а Іосифу болѣе восьмидесяти четырехъ, когда онъ прибылъ изъ земли Египетской. Но и послѣ того Іосифъ прожилъ еще восемь лѣтъ. И на двѣнадцатомъ году жизни Спасителя, когда они восходили въ Іерусалимъ, Іосифъ съ Маріею искали Его, когда не находили Его на обратномъ пути, какъ о томъ свидѣтельствуетъ Евангеліе отъ Луки (2, 42-45). Въ слѣдующіе послѣ того годы умираетъ Іосифъ, и Іисусъ, воспитанъ былъ уже не Іосифомъ, а только въ домѣ Іосифа. Поэтому и Евангеліе уже не говоритъ, что пришелъ отецъ Его, и мать Его, и братья, но: вотъ мати твоя и братія твоя внѣ стоятъ. Также, когда говорили Ему въ Галилеѣ: никто, совершая это [3], не хочетъ быть втайнѣ: аще сія твориши, яви себе (Іоан. 7, 4), то не сказано, что это сказалъ Ему отецъ Его и братія Его, но (только) братія Его (Іоан. 7, 3), такъ какъ Іосифа уже не было въ живыхъ. За тѣмъ и при самой кончинѣ, когда Спаситель висѣлъ на крестѣ, какъ написано въ Евангеліи отъ Іоанна, Господь обратившись, какъ сказано, видѣ ученика, егоже любляше, и глагола ему о Маріи: се мати твоя и ей: се сынъ твой (Іоан. 19, 26-27). Если бы у Маріи были дѣти и если бы былъ у нея мужъ, то на какомъ основаніи Іисусъ передалъ бы Марію Іоанну, и Іоанна Маріи? Почему не передаетъ ее скорѣе Петру или Андрею, Матѳею и Варѳоломею? Ясно, что Іоанну, по причинѣ дѣвства. Ибо сказалъ: се мати твоя, — хотя она и не была матерію самого Іоанна по плоти, — для того, чтобы показать саму Матерь началоводительницею дѣвства, поелику отъ нея произошла жизнь. Іоанну, хотя по плоти и чуждому, Господь говорилъ такъ, дабы научить его почитать собственную Его Матерь, ибо отъ нея поистинѣ родился по плоти Самъ Господь, чтобы кто не подумалъ, что дѣло воплощенія есть только призракъ, а не истина. Потому что если бы она не была истинно Его Матерью по плоти, родившею Его, то онъ не предпринималъ бы о ней заботы, чтобы передать Приснодѣву, содѣлавшуюся Матерію, по домостроительству, и дивнымъ, чуждымъ нечистоты, сосудомъ по причинѣ чести Ему принадлежащей. Евангеліе говоритъ: и отъ того дня поятъ ю Іоаннъ къ себѣ (Іоан. 19, 27). А если бы она имѣла мужа, имѣла домъ, дѣтей, то и удалилась бы во свояси, а не къ чужому.

Гл. 11. Но да не обратится это во вредъ для нѣкоторыхъ и да не подумаютъ они, по злоухищренному подозрѣнію, принимать это за поводъ помышлять въ себѣ о такъ называемыхъ женщинахъ сводныхъ и возлюбленныхъ. Ибо тамъ дѣла совершались по домостроительству, такъ что эти дѣла были отдѣлены отъ всякой иной, долженствующей быть соблюдаемою по повелѣнію Божію, заботы. Да и притомъ, когда это совершилось, и Іоаннъ взялъ ее къ себѣ, то она уже не осталась у него. А если нѣкоторые думаютъ, что мы ошибаемся, то пусть изслѣдуютъ Писанія, и не найдутъ свѣдѣній ни о смерти Маріи, ни о томъ, умерла ли она, ни о томъ, что не умерла, ни о томъ, погребена ли она, ни о томъ, что не погребена. И когда Іоаннъ предпринялъ путешествіе по Азіи, то также нигдѣ не говорится, чтобы онъ велъ съ собою святую Дѣву; но Писаніе просто умолчало объ этомъ по чрезвычайности чуда, чтобы не привести въ изумленіе разумъ человѣческій. Я не дерзаю говорить, но размышляя о дѣлѣ, храню молчаніе. Впрочемъ быть можетъ мы найдемъ гдѣ либо слѣды святой и блаженной Дѣвы, когда ничего нельзя найти о смерти ея. Ибо въ одномъ мѣстѣ Симеонъ говоритъ о ней: и тебѣ самой душу пройдетъ оружіе: яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 35), а въ другомъ, — въ Апокалипсисѣ Іоанна, говорится: и устремлялся змій на жену, родившую мужеска: и даны быша ей крыла орла, и взята была она въ пустыню, дабы не похитилъ ее змій (Апок. 12, 13-14). Можетъ быть это исполнилось на ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что она осталась безсмертною; но не утверждаю и того, что она умерла. Ибо Писаніе стоитъ выше ума человѣческаго и оставило то неизвѣстнымъ, такъ какъ Дѣва была сосудъ честный и превосходнѣйшій, дабы не остался кто либо въ предположеніи чего либо плотскаго о ней. И такъ умерла ли она и погребена ли, мы не знаемъ, но она пребыла чуждою плотскаго совокупленія. Да не будетъ, чтобъ мы думали иначе. Да и кто, наведши на себя умоповрежденіе, захочетъ допустить какую либо хульную догадку и раскрыть уста, развязать языкъ и двигать губами для обнаруженія худаго помысла, а равно также, вмѣсто пѣснопѣній и славословія, измышлять дерзостныя рѣчи, безумно поносить святую Дѣву и не чтить сосуда досточтимаго.

Гл. 12. Если же нужно взять это дѣло въ разсмотрѣніе съ другой какой либо стороны, то мы коснемся также и свойствъ предметовъ видимой природы. Говорятъ, напримѣръ, что львица не рождаетъ болѣе одного раза, а причина этого такая: животное это прожорливѣйшее, видомъ рыжее, силою крѣпчайшее, такъ сказатъ царственнѣйшій родъ между прочими животными. Затѣмъ она имѣетъ зачатіе отъ одного супруга и ввергаемое сѣмя носитъ въ утробѣ двадцать шесть мѣсяцевъ, такъ что по причинѣ продолжительнаго времени львенокъ выростаетъ въ утробѣ до совершенства, до того, что имѣетъ уже и всѣ зубы, прежде нежели выйдетъ изъ чрева, имѣетъ и большіе когти, твердые такъ называемые клыки, и собачьи и коренные зубы и прочее, что бываетъ у этого животнаго. Такимъ образомъ, во время пребыванія своего въ утробѣ, онъ подпрыгиваніями, движеніями и другими способами, съ помощію когтей расторгаетъ и терзаетъ носящую его въ себѣ утробу и ложесна. Посему, когда для матери его придетъ время рожденія, то чрево въ этотъ самый день становится свободно отъ всякаго сопряженнаго съ чревоношеніемъ изнеможенія. И вмѣстѣ съ родами выдѣляются также ложесна и утроба, какъ говорятъ естествоиспытатели, такъ что ни половое стремленіе у ней не пробуждается, если не употреблено будетъ нѣкоторое къ тому усиліе, ни можетъ она еще зачать, если бы даже и вынуждена была къ соитію, такъ какъ нѣтъ у нея ни утробы, ни ложеснъ. Такимъ образомъ и самое это сказаніе даетъ намъ возможность найти нѣкоторую мысль о сходствѣ его съ изслѣдуемымъ дѣломъ болѣе къ пользѣ, чѣмъ ко вреду. Ибо если Іаковъ таинственно говоритъ: скименъ львовъ Іуда (Быт. 49, 9), именуя тѣмъ Христа, и если въ Апокалипсисѣ Іоанна сказано: се побѣдилъ есть левъ, иже сый отъ колѣна Іудова и отъ сѣмени Давидова (Апок. 5, 5), при чемъ Господь уподобленъ льву, не по естеству. но ради предъизображенія и ради царственнаго достоинства животнаго, изъ всѣхъ животныхъ самаго отважнаго и сильнаго и во всемъ прочемъ самаго пріятнаго на видъ: то не могъ ли бы я и родившую Его назвать львицею? Во всякомъ случаѣ откуда можетъ родиться левъ, если мать его не будетъ называться львицею? У львицы же втораго зачатія не бываетъ: по этому и Марія уже не знала другаго зачатія, и святая Дѣва, — сожительства плотскаго.

Гл. 13. Но посмотримъ на дѣло и съ иной стороны. Дѣва слѣдовала за Іисусомъ, всегда пребывая вмѣстѣ съ Нимъ. Званъ бысть Іисусъ на бракъ (Іоан. 2, 2) и бѣ мати Его ту (Іоан. 2, 1). и братія (Іоан. 2, 12), но не упомянуто объ Іосифѣ. Что Мнѣ и тебѣ, жено? не у пріиде часъ Мой, сказалъ ей Іисусъ (Іоан. 2, 4). Не сказалъ Онъ: что Мнѣ и вамъ, люди? При крестѣ Спасителя стояли: Марія Магдалина, Марія Клеопова, Марія — мать Руфова и другая Марія и Саломія и прочія (ср. Іоан. 19, 25; Матѳ. 27, 55 и дал.; 28, 1; Марк. 15, 40; 16, 1 и др). Однако не сказано: былъ тамъ Іосифъ, или Іаковъ — братъ Господень. Этотъ послѣдній скончался девяноста шести лѣтъ, пребывши дѣвственникомъ; на главу его не всходило постризало; онъ не употреблялъ бани, не употреблялъ въ пищу животныхъ, не облекался во вторую одежду, носилъ единственный льняный поношенный плащъ, какъ сказано въ Евангеліи: бѣжа юноша, и остави плащаницу, въ которую былъ одѣянъ (Марк. 14, 52. 51). Вотъ кто трое проводили такую жизнь: Іоаннъ и Іаковъ, два сына Зеведеевы, и Іаковъ, сынъ Іосифовъ, братъ Господа, по причинѣ совмѣстной съ нимъ жизни и воспитанія, по причинѣ того, что онъ имѣлъ его на положеніи брата, ради того только, что Іосифъ имѣлъ близкое отношеніе къ Маріи, какъ обрученной ему. Только этому Іакову можно было однажды въ годъ входить во Святая святыхъ, потому что онъ былъ назорей и причастенъ священству. Отсюда Марія двоякимъ образомъ была сродницей Елисаветы; и Іаковъ отличался достоинствомъ священства, поелику только два племени сопрягались одно съ другимъ: царское съ священническимъ и священническое съ царскимъ; такъ и въ древности, во время исхода Евреевъ изъ Египта, Наассонъ родоначальникъ изъ колѣна Іудина, беретъ старшую дочь Аарона (Исх. 6, 23) [4]. Многіе изъ еретиковъ не знаютъ родословія Спасителя по плоти и по причинѣ этого своего незнанія не вѣруютъ, и думаютъ, что это противорѣчитъ истинѣ, говоря: какимъ образомъ произшедшая отъ племени Давидова и Іудина можетъ быть сродницею Елисаветы происходившей отъ колѣна Левіина?

Гл. 14. Этотъ Іаковъ носилъ на головѣ и золотую дщицу [5] и, когда было бездождіе, воздѣвалъ руки къ небу и молился, и тотчасъ небо давало дождь. Шерстяной же одежды онъ никогда не надѣвалъ. Колѣна его ожестѣли, на подобіе колѣнъ верблюдовъ, отъ постояннаго преклоненія ихъ предъ Господомъ, по преизбытку благочестія. Его звали не по имени, но имя ему было: Праведникъ. Онъ никогда не мылся въ банѣ и не употреблялъ въ пищу животныхъ, какъ выше мною было сказано. Сандалій онъ не подвязывалъ. И много можно было бы сказать объ этомъ мужѣ и его добродѣтельномъ житіи. И такъ видишь ли, что домъ Іосифа во всѣхъ отношеніяхъ былъ достославнѣйшій. Ибо если и дѣти Іосифа знали чинъ дѣвства и долгъ назореевъ, то насколько болѣе самъ этотъ старецъ и честный мужъ умѣлъ хранить Дѣву чистою и чтить сосудъ, въ которомъ заключалось спасеніе людей? Не показываетъ ли намъ и сама природа его, что мужъ онъ былъ старый, на много превосходившій Дѣву возрастомъ, былъ великимъ между мужами, вѣрнымъ по образу жизни, благоговѣйнымъ по виду? Ибо Евангеліе говоритъ, что онъ, будучи мужемъ, боящимся Бога, искалъ случая тай пустити ю (Матѳ. 1, 19). Скончался Іаковъ, братъ Господень и сынъ Іосифа, въ Iерусалимѣ, проживши послѣ вознесенія Спасителя лѣтъ немногимъ болѣе или менѣе двадцати четырехъ, будучи лѣтъ девяноста шести, пораженный въ голову скалкой валяльщика и сверженный съ крыла храма; но спустившись внизъ, онъ ни въ чемъ не получилъ поврежденія: преклонивъ колѣна, онъ молился за свергнувшихъ его, говоря: отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ (ср. Лук. 23, 34). Симеонъ, внукъ его, сынъ Клеопы, стоя вдали, говорилъ: перестаньте! за что вы побиваете камнями праведника? Вотъ онъ въ молитвѣ за васъ испрашиваетъ вамъ блага. Такъ совершилось его мученичество.

Гл. 15. Итакъ если сынъ Іосифа былъ столькихъ лѣтъ, то что же сказать объ отцѣ его, видѣвшемъ страшныя событія: ангеловъ, сопровождавшихъ рожденіе сына, воспѣвавшихъ съ неба и говорившихъ: слава въ вышнихь Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14)? И когда пастыри пришли въ вертепъ, въ которомъ Онъ родился и возвѣстили это, и старецъ Iосифъ слышалъ даже и по прошествіи нѣкотораго времени о столь великихъ знаменіяхъ и чудесахъ: то какъ дерзнулъ бы онъ нанести поношеніе и оскорбленіе святому тѣлу, въ которое вселился Богъ? Изъ этого тѣла произошло для насъ домостроительство пришествія Христа во плоти; изъ него образовалась для насъ святая непорочная плоть, соединенная съ божествомъ Спасителя, какъ и Ангелъ Гавріилъ о томъ засвидѣтельствовалъ, говоря: Духъ Господень найдетъ на тя, и сила Вышняго осѣнитъ тя: тѣмже и раждаемое отъ тебя свято, наречется Сынъ Божій (Лук. 1, 35). Какъ дерзнулъ бы Іосифъ сожительствовать со столь великою святою Дѣвою Маріей? Да и что пользы намъ въ изысканіи о томъ, сожительствовалъ ли онъ съ нею, — чего да не будетъ! Насколько предпочтительнѣе для насъ то, чтобы предать такія дѣла Богу, нежели усильно стремиться къ худшему? Потому что не написано намъ, что если мы не будемъ вѣрить тому, что Марія опять сожительствовала съ мужемъ, то не будемъ имѣть жизни вѣчной, но подпадемъ суду. Это всякому извѣстно. А написано: что прекрасно, что праведно, что честно (Флп. 4, 8), да дадимъ благодать слишащимъ (Ефес. 4, 29). Между тѣмъ люди оставили необходимое, — то, что относится къ истинѣ вѣры, что состоитъ въ славословіи Бога, и гдѣ только возможно, стараются измыслить, увы! — вредное для себя, тогда какъ Писаніе не говоритъ о томъ.

Гл. 16. Если бы говорило о томъ Писаніе, мы признали бы истину и нисколько бы не задумывались. Развѣ не честна женитва? Развѣ не чисто ложе? Не есть ли напротивъ ложе нескверно (Евр. 13, 4)? Развѣ бракъ есть прелюбодѣяніе? Если пророки и первосвященники отъ него воздерживались, то это ради высшаго служенія. И Моисей послѣ того, какъ началъ пророчествовать, уже не сожительствовалъ съ женою, не зачиналъ и не раждалъ дѣтей, такъ какъ большую часть жизни проводилъ съ Владыкою. Ибо иначе какъ онъ могъ пробыть сорокъ ночей и сорокъ дней на горѣ Синаѣ (Исх. 24, 18), пребывая въ брачномъ сожитіи? или какимъ образомъ онъ могъ быть готовъ къ домостроительству Божію, совершавшемуся въ продолженіи сорока лѣтъ въ пустынѣ и заниматься священными дѣлами? Какимъ образомъ могъ разъяснять Божественныя тайны и собесѣдовать съ Богомъ, продолжая быть связаннымъ узами брака? Ибо если и о насъ ясно говоритъ святый Апостолъ, чтобы это было до времени, да пребываемъ въ молитвѣ (1 Кор. 7, 5), то насколько болѣе это слово должно быть истиннымъ въ отношеніи къ пророкамъ? Такъ и Марія есть пророчица; ибо сказано: вошелъ къ пророчицѣ, и во чревѣ зачатъ, и роди сына. И рече Господь мнѣ: нарцы, имя ему: скоро плѣни, нагло расхити и прочее (Ис. 8, 3). Пророчество означаетъ здѣсь входъ Гавріила къ Маріи, когда онъ вошелъ благовѣстить ей, что она имѣетъ родить Сына Божія, Спасителя міру, не отъ сѣмени мужа, но отъ Духа Святаго (Лук. 1, 26-35). Также и у Филиппа, благовѣстника бяху дщери четыри проріцающія (Дѣян. 21, 9), а пророческаго дара онѣ удостоились по той причинѣ, что имѣли дѣвство. Равнымъ образомъ когда Ѳекла встрѣчается съ Святымъ Павломъ, она разрѣшается отъ брака, хотя имѣла обрученнымъ себѣ человѣка благообразнѣйшаго, первенствующаго въ городѣ, весьма богатаго, благороднѣйшаго по жизни и знатнѣйшаго; но святая презираетъ земное, чтобъ быть обладательницею небеснаго [6]. Если же такъ поступали эти, то насколько болѣе ихъ Марія, на которой совершилось все дивное домостроительство? Итакъ какимъ еще образомъ я могу привести ихъ мысли ко благу и разогнать мракъ отъ зачавшихъ нѣчто ужасное, какъ написано: зачатъ болѣзнm, и роди беззаконіе (Псал. 7, 15)? Потому что они истинно зачинаютъ болѣзнь вымысловъ, а рождаютъ беззаконіе хуленій.

Гл. 17. Но да не думаетъ кто-либо такъ и, пытаясь какъ бы подсѣять въ себѣ заблужденіе другимъ способомъ, да не скажетъ слѣдующаго: почему же евангеліе сказало, что Марія обрѣтеся имущи во чревѣ отъ Духа Свята, прежде даже не снитися има (Матѳ. 1, 18)? Значитъ совокупленіе ожидалось, и по этому сказано: прежде даже не снитися? А въ другомъ еще мѣстѣ тоже опять евангеліе говоритъ: и обрѣтеся имущи во чревѣ прежде, чѣмъ вошли они другъ къ другу (Матѳ. 1, 18); или: и роди, и не знаяше ея (Матѳ. 1, 25); или же: роди сына своего первенца, и не знаяше ея; и еще: не знаяше ея, дондеже роди сына своего первенца (Матѳ. 1, 25; сh. Лук. 2, 7). Но принимающіе на себя разбирать мысль Писаній и покушающіеся изслѣдовать возвышенное и глубочайшее въ немъ, не знаютъ, что настоящее сказаніе имѣетъ не такой смыслъ. Ибо если бы Марія родила еще, то надлежало бы сказать имена и другихъ братьевъ. А если Единородный есть перворожденъ всея твари (Кол. 1, 15), то не смущайся; ибо не сказано, что Марія родила первенца своего, — но: не знаяше ея, дондеже роди сына своего (Матѳ. 1, 25). И не сказано: первенца своего, но первенца. Потому что изреченіемъ: сына своего означается рожденіе Его отъ нея по плоти, а къ наименованію: первенца не прибавлено своего, но только: первенца. Онъ-то и есть названный у Апостола перворожденнымъ всея твари и не соединенный съ тварію, но рожденный прежде твари (Кол. 1, 15). И не назвалъ его Апостолъ первосозданнымъ, но перворожденнымъ; такъ самое чтеніе выводитъ на лучшій и безопаснѣйшій путь, представляя въ себѣ сначала изреченіе: перворожденъ, а потомъ рѣчь о подчиненной твари (Кол. 1, 15); изреченіе: перворожденъ относится къ Сыну, а тварь — создана Сыномъ. Итакъ: роди сына своего первенца, — первороднаго, не въ томъ смыслѣ, будто она имѣла родить еще другаго. И не знаяше ея. Откуда могъ онъ знать, что жена пріиметъ такую благодать? или откуда онъ могъ знать, что Дѣва будетъ прославлена таковою славою? Онъ зналъ ее женщиною по устройству тѣла и имѣющею женскій полъ по природѣ, происшедшею отъ матери Анны и отца Іоакима, сродницею Елисаветы, происходившею изъ дома и рода Давидова, но не зналъ, что кто-нибудь почтенъ будетъ на землѣ таковою славою, а тѣмъ болѣе — женщина. Итакъ онъ не знаяше ея, пока не увидѣлъ чуда; не зналъ и самаго чуда съ нею, пока не увидѣлъ Рожденнаго отъ нея. Когда же она родила, то онъ позналъ и возданную ей честь Божію, именно что она услышала слова: радуйся благодатная: Господь съ тобою (Лук. 1, 28).

Гл. 18. Она предзнаменована была Евою, въ прообразѣ получивши названіе матери живущихъ (Быт. 3, 20). Та названа была матерію живущихъ, и притомъ послѣ того, какъ совершивъ преступленіе, услышала слова: земля еси, и въ землю отъидеши (Быт. 3, 19). Удивительно, что послѣ преступленія получила она это великое наименованіе. И со стороны внѣшней, отъ той Евы получило начало всякое рожденіе человѣческое на землѣ. Такимъ же образомъ и отъ Маріи истинно родилась для міра самая жизнь, чтобы Марія, родивъ Живущаго, содѣлалась и матерію живущихъ. Итакъ матерію живущихъ Марія названа прообразовательно. Ибо о двухъ женахъ сказано: кто далъ есть женѣ мудрость, или испещренія хитрость (Іов. 38, 36)? Потому что первая мудрая Ева сшила чувственныя одежды для Адама, котораго сдѣлала нагимъ: ей данъ былъ этотъ трудъ. Такъ какъ чрезъ нее произошло обнаженіе, то ей же и дано было одѣвать чувственное тѣло вслѣдствіе чувственной наготы; Маріи же дано было отъ Бога родить намъ Агнца и Овча, и отъ славы этого Агнца и овцы, какъ бы отъ руна, мудро устроена намъ Его добродѣтелію одежда нетлѣнія. Но и нѣчто другое удивительно въ отношеніи къ этимъ обѣимъ женамъ: Евѣ и Маріи, — чтобы о томъ поразмыслить. Ева была причиною смерти для людей; ибо чрезъ нее вошла смерть въ міръ (ср. Рим. 5, 12). А Марія содѣлалась причиною жизни: чрезъ нее рождена намъ жизнь. И ради этого Сынъ Божій пришелъ въ міръ, и: идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20); и откуда произошла смерть, тамъ наступила жизнь, чтобы вмѣсто смерти родилась жизнь, уничтожившая произшедшую отъ жены смерть, то есть Родившійся намъ отъ жены, какъ Жизнь. И поелику тамъ Ева, еще будучи дѣвой, обнаружила уклоненіе къ преслушанію: то и здѣсь опять чрезъ Дѣву явлено послушаніе благодати, когда благовѣщено было сошествіе съ неба Воплощаемаго и жизни вѣчной. Тамъ Богъ говоритъ змію: и вражду положу между тобою, и между нею, и между сѣменемъ твоимъ, и между сѣменемъ тоя (Быт. 3, 15). Но сѣмени жены нигдѣ не оказывается; поэтому не иначе, какъ иносказательно, къ Евѣ относится вражда между раждаемымъ отъ нея и зміемъ и бывшимъ въ зміѣ діаволомъ и завистію.

Гл. 19. Но все въ совершенствѣ не можетъ быть исполнено въ Евѣ, а истинно имѣло быть исполненнымъ въ Сѣмени святомъ, избранномъ, единственнѣйшемъ, явленномъ только отъ Маріи, а не отъ сопряженія съ мужемъ. Ибо Сынъ ея пришелъ сокрушить силу дракона и извивающагося змія, бѣгущаго и говорящаго, что онъ овладѣлъ всей вселенной. Для этого произошелъ отъ жены Единородный, для истребленія змія, то есть злаго ученія, тлѣнія, обмана, заблужденія и беззаконія. Онъ есть поистинѣ разверзающій ложесна матери (Исх. 13, 2; срав. ст. 12 и 13). Ибо всѣ первородные сколько ихъ ни раждалось, чтобы сказать скромнѣе, не могли этого исполнить, кромѣ одного Единороднаго, разверзающаго ложесна Дѣвы. Въ Немъ одномъ совершилось это, и ни въ комъ другомъ. И изъ самаго предмета разсужденія можно видѣть это. Ибо отъ Маріи берется изреченіе (Писанія), и отнесено будетъ мною къ Церкви: сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь свою, и прилѣпится къ женѣ своей: и будета два въ плоть едину (Быт. 2, 24). А святый Апостолъ говоритъ: тайна сiя велика есть: азъ же глаголю во Христа и во Церковь (Ефес. 5, 32). Обрати вниманіе на точность Писаній: объ Адамѣ говорится, что его Богъ создалъ (Быт. 2, 7), а объ Евѣ уже не говорится, что она была создана, но устроена: взя, сказано, едино отъ ребръ его, и созда ему въ жену (Быт. 2, 21 и 22) [7], чтобы показать, что Господь отъ Маріи образовалъ для Себя тѣло, а изъ самаго ребра Его устроена Церковь, такъ какъ ребра Его были прободены и искупленіемъ для насъ содѣлались таинства крови и воды [8].

Гл. 20. Іосифъ однако же позналъ Марію, но не какимъ либо познаніемъ тѣлеснаго употребленія, не познаніемъ совокупленія. Онъ позналъ, чтя ее, какъ почтенную отъ Бога; ибо не зналъ, что она удостоилась такой славы дотолѣ, пока не увидѣлъ Господа рожденнымъ отъ жены. И написано: прежде даже не снитися има, обрѣтеся имущи во чревѣ (Матѳ. 1, 18), чтобы не возобладало когда либо мнѣніе думающихъ, что таинство Божіе совершилось вслѣдствіе сообщенія съ мужемъ; ибо сказано: прежде чѣмъ совершилось то, что ожидалось; но этого не было. Да если бы даже и ожидалось отъ Дѣвы сожительство съ Іосифомъ, — чего однакоже не могло быть по причинѣ его старости, — то и при этомъ писаніе предупреждаетъ, внушая намъ и направляя нашу мысль такъ, что совершившееся тогда событіе Божественнаго рожденія можетъ убѣдить въ томъ, что мужъ даже и не приближался къ Дѣвѣ для сожительства; да и Ангелъ. убѣдилъ Іосифа не быть такого мнѣнія о Дѣвѣ, какое онъ имѣлъ. Ибо вышесказанному: прежде даже не снитися има, — въ чемъ представляется ожидавшееся, но не совершившееся, — подобно слѣдующее: праведенъ сый, искалъ случая не обличити ея, но тай пустити ю (Матѳ. 1, 19), такъ какъ отъ обличенія ея онъ былъ бы опороченъ, чего однакоже не было. Такъ и Ангелъ научаетъ его, говоря: не убойся пріяти Маріамъ жены твоея (Матѳ. 1, 20), еще не бывшей женою и хотя находящейся у тебя въ подозрѣніи паденія, но не таковой въ дѣйствительности, каковою ты ее представляешь и прочее. Прямо вслѣдъ затѣмъ говоритъ: рождшееся бо въ ней (Матѳ. 1, 20), какъ о рожденномъ уже, а далѣе еще: родитъ сына (Матѳ. 1, 21), какъ о будущемъ; потому что это такъ и было. Но это предвозвѣщеніе сдѣлано было для увѣренія, равно какъ и то: прежде даже не снитися. И для насъ достаточно, что этого отнюдь не было, дондеже роди сына своего первенца (Матѳ. 1, 25), что должно быть объясняемо въ томъ же смыслѣ, и относится къ познанію дивнаго о Дѣвѣ, удостоенной чести отъ Бога.

Гл. 21. Но въ виду сказаннаго да не подумаетъ кто либо: прежде даже не снитися има, что они потомъ сошлись. Этого никто не можетъ ни указать, ни доказать, тогда какъ, чтобы доказать непорочное зачатіе Спасителя, для этого Писаніе дало подтвержденіе. Итакъ: не знаяше ея, — въ отношеніи къ славѣ; первенцемъ же называется Онъ, поелику перворожденный существуетъ прежде бытія всѣхъ тварей и есть первородный во многихъ братіяхъ, по Апостолу (Рим. 8, 29); не въ отношеніи къ происхожденію отъ Маріи, какъ бы отъ нея были еще другія дѣти, но въ отношеніи къ удостоившимся принять чрезъ Него усыновленіе, хотя по плоти Онъ истинно былъ Сынъ ея, дабы не предполагаема была одна призрачность плоти. Но и первенцемъ и сыномъ самой Дѣвы Онъ называется не потому, что она, какъ я сказалъ, имѣла другихъ дѣтей. Это сходно съ выраженіемъ: перворожденный, употребляемымъ до воплощенія. Будучи истинно перворожденнымъ Сыномъ Отца далеко прежде бытія всякой твари (ср. Кол. 1, 15), Онъ называется перворожденнымъ не отъ того, что послѣ Него отъ Отца родились другіе; ибо у Него не было втораго брата, такъ какъ Онъ есть единородный. Такъ и при явленіи во плоти Онъ всегда былъ и есть на сколько первенецъ Маріи, на столько же и единородный у Маріи, не имѣя втораго отъ нея брата. И пусть замолкнутъ измыслившіе болѣе вредное для себя, нежели полезное! Прошу, да не будетъ сего болѣе, да не будетъ! Чтущій Господа чтитъ и святаго; не почитающій же святаго не почитаетъ и Владыку своего. Да будетъ Марія сама въ себѣ святою Дѣвою, святымъ сосудомъ! Противное сему служитъ намъ ко вреду, а не къ пользѣ; а намъ должно разсуждать объ этомъ благочестнѣе, чтобы не допустить въ себѣ высокомѣрія, разномыслія и многословія; потому что за всяко слово праздное мы воздадимъ слово, по Писанію (Матѳ. 12, 36). Будемъ пещись о самихъ себѣ, будемъ всматриваться въ свои дѣла! Не станемъ переносить свойственнаго намъ на святыхъ и не станемъ тѣмъ, что свойственно намъ, измѣрять того, что принадлежитъ святымъ.

Гл. 22. Нѣкоторые, увлекаясь и устремившись къ неумѣренному сладострастію и имѣющіе въ самихъ себѣ тлетворный помыслъ, желаютъ порочить и святыхъ въ видахъ благовидной защиты своего собственнаго злаго и немощнаго помысла. Таковымъ Апостолъ говоритъ: я хотѣлъ бы, да вси будутъ, якоже и азъ (1 Кор. 7, 7). Эти слова: якоже и азъ, въ какомъ иномъ смыслѣ онъ употребляетъ, какъ не въ смыслѣ чистоты? Но блудодѣянія ради кійждо свою жену да имать (1 Кор. 7, 2). Здѣсь опущено мѣстоименіе. Рѣчь здѣсь обличительная и болѣе увѣщательная. Апостолъ имѣлъ въ виду сказать: блудодѣянія ради вашего; но опустилъ слово: вашего, чтобы не показаться сказавшимъ это для оскорбленія кого либо. А между тѣмъ это сказано было въ осужденіе нѣкоторыхъ, не хотѣвшихъ служить Богу, послѣ того, какъ они стали жить по закону и благоразумно употреблять свой сосудъ для дѣторожденія. Такъ употребляли и древніе отцы ваши, какъ мы находимъ то въ одномъ мѣстѣ писанія: и Ревекка отъ единаго ложа имущи (Рим. 9, 10). Къ изреченію: отъ единаго, благочестно сказанному, ничего не добавлено, и тѣмъ показана праведность зачатія; ибо свидѣтельствуется, что Исаакъ послѣ того, какъ получилъ отъ Ревекки двухъ дѣтей (Исава и Іакова), уже болѣе не сожительствовалъ съ нею. Нашъ умъ легко и охотно обращается болѣе на дурное, нежели на необходимое, потому что нашъ человѣческій помыслъ шатокъ и не скоро направляетъ стремленіе свое на правый путь Господень, а напротивъ уклоняется то направо, то налѣво и съ трудомъ исполняетъ сказанное у Соломона: не уклонися ни на десно, ни на шуе (Прит. 4, 27). Къ тому же зло у насъ вращается около однихъ и тѣхъ же помысловъ и побуждаетъ здравый умъ нашъ вступать на иные еще пути. Поэтому должно опасаться, чтобы излишнія похвалы Дѣвѣ не послужили кому либо въ соблазнъ для новаго вымысла.

Гл. 23. Произносящіе хулу на Сына Божія, какъ мною выше было объяснено, стремились сдѣлать Его чуждымъ Божества Отца по естеству. Другіе же, еще иначе мыслившіе, какъ будто побуждаемые тѣмъ, чтобы возможно болѣе почтить Его, говорили, что одно и тоже есть Отецъ, одно и тоже Сынъ, и одно и тоже Духъ Святый. Но въ обоихъ заблужденіяхъ язва неисцѣлимая. Такъ и въ отношеніи къ святой и блаженной Приснодѣвѣ, одни дерзнули оскорблять ее, говоря, что она будто бы сожительствовала по плоти съ мужемъ послѣ величайшаго и чистаго домостроительства Господа, то есть Его воплощенія. И это нечестивѣйшее изъ всѣхъ заблужденій. Но какъ мы узнали и дерзнувшихъ на это и легкомысленно предавшихъ себя грѣху, такъ съ удивленіемъ услышали и еще нѣчто иное. Нѣкоторые безумствующіе въ мнѣніи о самой святой Приснодѣвѣ старались и стараются ставить ее вмѣсто Бога и говорятъ о ней, увлекаемые какимъ-то умопомраченіемъ и умоповрежденіемъ. Разсказываютъ, что въ Аравію принесли это пустословіе нѣкоторыя женщины, пришедшія изъ странъ Ѳракійскихъ, что во имя Приснодѣвы онѣ дѣлаютъ приношеніе изъ какого то печенья и имѣютъ собранія, на которыхъ во имя святой Дѣвы сверхъ всякой мѣры пытаются предаваться беззаконному и хульному дѣлу и во имя ея совершаютъ жертвоприношенія чрезъ женщинъ же, что все нечестиво и беззаконно и далеко отъ провозвѣщеннаго Духомъ Святымъ, такъ что все это дѣло діавольское и наученіе духа нечистаго. И на нихъ исполняется сказанное: отступятъ нѣцыи отъ здраваго ученія внемлюще баснемъ и ученіемъ бѣсовскимъ (Тим. 4, 10; ср. 1, 4. 10); будутъ же, сказано, служить мертвымъ, какъ и въ Израилѣ имъ воздавалась честь. Такъ слава святыхъ, жившихъ въ извѣстное время направленная къ Богу, послужила для другихъ невидящихъ истины, поводомъ къ заблужденію.

Гл. 24. Въ Сикимахъ [9], то есть въ нынѣшнемъ Неаполѣ, тамошніе жители приносятъ жертвы во имя Дѣвы подъ тѣмъ предлогомъ будто бы, что и дочь Іефѳая нѣкогда принесена была въ жертву Богу (Суд. гл. 11). Для обольщенныхъ это послужило въ порокъ идолослуженія и суетнаго почитанія. Также и дочь Фараона, которая почтила раба Божія Моисея и взяла его изъ воды и воспитала (Исх. гл. 2), ради содѣлавшагося потомъ славнымъ отрока, Египтяне, сверхъ должнаго, почтили вмѣсто Бога, и передали безсмысленнымъ это дурное преданіе въ видѣ богослуженія. И покланяются они этой Ѳермути, дочери Аменофиса, тогдашняго Фараона, потому, какъ я сказалъ выше, что она воспитала Моисея. И многое тому подобное въ мірѣ служило къ заблужденію обольщенныхъ, между тѣмъ какъ не святые были виновниками соблазна для кого бы то ни было, а самъ разумъ человѣческій, не остающійся въ спокойномъ состояніи, но обращающійся на лукавое. Потому умерла ли святая Дѣва и погребена: во славѣ успокоеніе ея, въ непорочности кончина и въ дѣвствѣ — вѣнецъ; а если умерщвлена, какъ написано: и душу ея пройдетъ оружіе (Лук. 2. 35), и въ такомъ случаѣ съ мучениками слава ея и въ блаженствѣ святое тѣло ея, чрезъ которое Свѣтъ возсіялъ міру. А можетъ быть она осталась въ живыхъ, такъ какъ не изнеможетъ у Бога все, что онъ хочетъ дѣлать (Лук. 1, 37): ибо о кончинѣ ея никому не было извѣстно. Вообще сверхъ должнаго не должно почитать святыхъ, но чтить Владыку ихъ. Посему да престанетъ заблужденіе обольщенныхъ! Ибо Марія — не Богъ, и не съ неба получила тѣло, но отъ совокупленія мужа и жены, и по обѣтованію, какъ Исаакъ, предуготована къ участію въ домостроительствѣ Божіемъ. Пусть не приноситъ никто и жертвъ во имя ея, ибо онъ тѣмъ губитъ свою душу; но съ другой стороны да не дерзаетъ и безумно оскорблять святую Дѣву! Она не сожительствовала съ мужемъ по плоти ни послѣ, ни прежде зачатія Спасителя. Да не будетъ!

Гл. 25. Это немногое по разсужденію своему написали мы для желающихъ узнать истину Писанія и не злоупотреблять напрасно словами, или вооружать языкъ свой хуленіемъ. Если же нѣкоторые желаютъ противиться и не принимать полезнаго, а напротивъ слушать вредное, въ такомъ случаѣ и нами смиренными да будетъ сказано: слышай да слышитъ, и не покаряяйся да не покаряется (Іез. 3, 27); пусть такой человѣкъ не доставляетъ труда ни Апостоламъ, ни намъ, ибо мы, что знали честнѣйшаго и полезнаго для Церкви, то и сказали о святой Дѣвѣ, взывая къ облагодатствованной во всемъ согласно съ Гавріиломъ: радуйся благодатная: Господь съ тобою (Лук. 1, 28). Если же Господь съ нею, то какъ она можетъ быть въ иномъ сопряженіи? Какъ сблизится съ плотію охраняемая Господомъ? Святые въ чести; упокоеніе ихъ въ славѣ; отшествіе ихъ отсюда въ совершенствѣ; жребій ихъ въ блаженствѣ, въ обителяхъ святыхъ; ликъ ихъ съ Ангелами; жизнь, — на небѣ; занятіе,—въ Божественныхъ Писаніяхъ; слава въ нескончаемой и постоянной почести; награда во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, чрезъ Котораго и съ Которымъ слава Отцу со Святымъ Духомъ во вѣки, аминь.

Привѣтствуютъ васъ всѣ братія. Передайте взаимно и вы наше привѣтствіе всѣмъ находящимся у васъ братіямъ, вѣрнымъ, православнымъ, которые гнушаются надменности, ненавидятъ общеніе съ Аріанами и наглость Савелліанъ; но чтутъ Троицу единосущную, Отца, и Сына, и Святаго Духа, три ипостаси, едино существо, и едино Божество, кратко сказать, — едино славословіе, и не колеблются въ мнѣніи о спасительномъ домостроительствѣ Спасителя нашего и о Его пришествіи во плоти, но вѣруютъ въ совершенное вочеловѣченіе Христа, Который есть совершенный Богъ и въ тоже время совершенный человѣкъ, безъ грѣха воспринявшій самое тѣло отъ Маріи, принявшій и душу, и умъ, и все, изъ чего состоитъ человѣкъ, кромѣ грѣха; Который не состоитъ изъ двухъ существъ, но есть единый Господь, единый Богъ, единый Царь, единый Архіерей, Богъ и человѣкъ, человѣкъ и Богъ, не два, но единъ, соединенный не до сліянія, ни до потери личнаго бытія, но такъ совершенно, какъ того требуетъ великое домостроительство благодати. Будьте здравы!

Довольствуясь этимъ спискомъ посланія, весьма пригоднымъ къ опроверженію разсмотрѣнной ереси, и считая этого въ настоящій разъ достаточнымъ, мы и эту ересь, какъ бы пресмыкающееся, высунувшееся изъ норы, съ помощію Божіею преодолѣли посредствомъ разумнаго ученія и могущества Божія, распространяющаго въ мірѣ какъ бы благовоніе стираксы въ добродѣтели святыхъ чадъ дѣвства, начавшагося отъ святой Маріи. При помощи Свѣта, возсіявшаго отъ Нея міру, изобличивши эту ересь и показавши злой ядъ гибельнаго ея нечестія, перейдемъ теперь къ другимъ ересямъ, чтобы, съ Божіею помощію, довести до конца все это твореніе.

Примѣчанія:
[1] Μανιώδης — бѣснующійся, неистовый, безумный.
[2] Ср. Дѣян. 12, 17; 15, 13; 21, 18; и Іос. Флавія, Древности, XX, 9; Евсев. Церк. истор. II, 23; хронику пасх. стр. 382 изд. Боннскаго и др.
[3] Рѣчь о чудесахъ, которыя Господь совершалъ въ Галилеѣ.
[4] Въ указанномъ мѣстѣ книги Исходъ собственно сказано, что Елисавету взялъ Ааронъ, а не Наассонъ, и что кромѣ того Елисавета была дочерью Аминадава и сестрою Наассона, а не дочерью Аарона.
[5] На кидарѣ, — головномъ украшеніи, принадлежавшемъ ему по праву первосвященства. Дщица была съ надписью: святыня Господня, о чемъ см. Исх. 39, 30-31 по русскому переводу Библіи. Въ славянсколъ счетъ стиховъ не означенъ.
[6] См. Acta Pauli et Theclae у Грабія въ Spicilegium. ss. Pafrum t. I. Oxoniae, 1700.
[7] Въ славянской Библіи и въ томъ и въ другомъ случаѣ употреблено одно слово: созда; но въ греческомъ текстѣ является именно разница, на которую указываетъ св. Епифаній, потому что въ первомъ случаѣ употреблено слово: ἔπλασεν, а во второмъ ᾠϰοδόμησεν. Первое слово употребляется въ техническомъ значеніи о лѣпной работѣ, а послѣднее — о постройкѣ зданій, домовъ и пр.
[8] То есть причащенія и крещенія.
[9] Здѣсь разумѣется Неаполь (Flavia Neapolis) Самарійскій, древній Сихемъ. См. Іос. Флавія, О войнѣ Іудейской 1, 2. 3; Древн. IV, 8 и др.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть пятая: На восемьдесятъ ересей Панарiй, или ковчегъ. М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К0, 1882. – С. 236-276. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 50.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0