Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Противъ коллиридіанъ, приносящихъ жертву Маріи. Пятьдесятъ девятая, а по общему порядку семдесятъ девятая ересь.

Глава 1. Послѣ вышеизложенной дошла до насъ молва о другой ереси, о которой мы уже упомянули не много раньше въ посланіи, написанномъ въ Аравію о Маріи [1]. Эта ересь появилась въ Аравіи изъ Ѳракіи и верхнихъ частей Скиѳіи и доведена была до нашего слуха. Она въ глазахъ людей разумныхъ также оказывается смѣшною и достойною презрѣнія. Но мы начнемъ и ее изобличать и разсуждать о ней: потому что она также, какъ и другія подобныя ей, будетъ признана заключающею въ себѣ болѣе неразумія, нежели мудрости. Ибо какъ указанные выше еретики, измыслившіе нѣчто оскорбительное о Маріи, сѣютъ въ умахъ людей вредныя мысли, такъ и эти уклонившись въ другую сторону, оказываются на краю погибели, такъ что и на нихъ исполнится изреченіе нѣкоторыхъ изъ языческихъ философовъ: крайности сходятся [2]; потому что одинаковый вредъ въ обѣихъ этихъ ересяхъ: и когда уничижаютъ святую Дѣву, и когда, напротивъ, прославляютъ ее сверхъ должнаго. Да и кто учитъ этому, какъ не женщины? Ибо женскій полъ удобопреклоненъ къ паденію, не надеженъ и малодушенъ. И кажется діаволъ изрыгнулъ это самое чрезъ женщинъ: какъ раньше чрезъ Квинтиллу, Максимиллу и Прискиллу изрыгнулъ онъ нелѣпыя ученія [3], такъ и теперь. Нѣкоторыя женщины, украсивши какую-то колесницу или четвероугольное сѣдалище, разостлавши на немъ бѣлое полотно въ одинъ изъ праздничныхъ дней года, въ теченіи нѣсколькихъ дней предлагаютъ хлѣбъ и возносятъ жертву во имя Маріи. Потомъ всѣ онѣ причащаются отъ хлѣба, какъ мы отчасти объ этомъ говорили въ посланіи, писанномъ въ Аравію. Теперь же яснѣе скажемъ о томъ и, испросивши помощи у Бога, по возможности присовокупимъ опроверженіе, чтобы, пресѣкши корни этой идолопоклоннической ереси, съ помощію Божіею, мы могли отклонить нѣкоторыхъ отъ таковаго безумія.

Гл. 2. Итакъ, рабы Божіи, воспріимемъ духъ мужества и разсѣемъ безуміе этихъ женщинъ. Ибо все это есть вымыслъ женскій и недугъ вновь обольщаемой Евы, или лучше льстивое обѣщаніе змія, звѣря-соблазнителя, говорившаго съ нею, ничего не приносящее съ собою и обѣщаннаго не исполняющее, но только причиняющее смерть, называя не сущее сущимъ и посредствомъ видѣнія древа производя преслушаніе и отвращеніе отъ самой истины и обращеніе къ многоразличному. Что посѣялъ обольститель, о томъ можно судить по словамъ его: будете яко бози (Быт. 3, 5). Такъ и духъ этихъ женщинъ обольщается гордостію вышеназваннаго звѣря, которою онъ естественно причиняетъ смерть, какъ я часто говорилъ. Прежде всего, если сразу обозрѣть все, бывшее отъ вѣка и донынѣ, то кому не будетъ ясно, что это есть наученіе и прикрытое дѣйствіе демоновъ и чуждая здраваго разума попытка? Отъ вѣка никогда не священнодѣйствовала женщина, даже и сама Ева, хотя и учинила преступленіе, но совершить столь нечестивое дѣло не дерзнула; равнымъ образомъ и ни одна изъ дочерей ея, между тѣмъ какъ и Авель вскорѣ священнодѣйствовалъ Богу, и Каинъ предъ лицемъ Господа закалалъ жертвы, впрочемъ непріятныя Ему, и Енохъ благоугодилъ Богу и преложенъ былъ (Быт. 5, 22. 24), и Ной отъ избытковъ сохраненнаго въ ковчегѣ принесъ благодарственныя приношенія Господу, представляя свидѣтельство признательности и исповѣдуя благодареніе Спасшему его. Также и праведный Авраамъ священнодѣйствуетъ Богу и Мелхиседекъ, священникъ Бога Вышняго (Быт. 14, 18), и Исаакъ оказывается благоугоднымъ Богу, и, какъ могъ, принесъ жертву на камнѣ, возливъ на него елей изъ сосуда (Быт. 28, 18). Изъ сыновей его Левій оказывается воспріявшимъ непрерывное священство. Изъ того же самаго рода были воспринявшіе священническій чинъ: Моисей — пророкъ и священнотаинникъ, Ааронъ и дѣти его Елеазаръ и Финеесъ и Иѳамаръ — внукъ его. Но для чего мнѣ говорить о множествѣ священнодѣйствовавшихъ Богу въ Ветхомъ Завѣтѣ? Такъ напримѣръ Ахитовъ является священнодѣйствующимъ, также Кориты, Герсониты и Мерариты, удостоенные быть въ левитскомъ чинѣ (Числ. гл. 3), домъ Илія (1 Цар. 1) и слѣдовавшіе за нимъ изъ родства его въ домѣ Авимелеха и Авіаѳара — Хелкія и Вузій до Iисуса — великаго священника и Ездры — священника и другихъ. И нигдѣ не говорится, чтобы женщина священствовала.

Гл. 3. Перейду къ Новому Завѣту. Еслибы установлено было Богомъ, чтобы женщины священствовали, или совершали что либо каноническое въ Церкви, то болѣе всего должно было бы въ Новомъ Завѣтѣ облечь саномъ священства саму Марію, удостоившуюся воспринять въ нѣдрахъ своихъ Царя всѣхъ, Бога небеснаго, Сына Божія; чрево которой содѣлалось храмомъ и уготовано было въ жилище Господа въ домостроительствѣ воплощенія по человѣколюбію Божію и поразительному таинству. Но такъ не благоволилъ Богъ. Даже и совершать крещеніе не довѣрено было ей, — хотя бы Христосъ скорѣе могъ быть крещенъ отъ нея, нежели отъ Іоанна. Однако Іоаннъ, сынъ Захаріи, облеченный властію отпущенія грѣховъ, совершилъ крещеніе въ пустынѣ; отецъ же его священствовалъ предъ Богомъ и во время кажденія видѣлъ видѣніе (Лук. 1, 10 и дал.). Петръ и Андрей, Іаковъ и Іоаннъ, Филиппъ и Варѳоломей, Ѳома, Ѳаддей и Іаковъ Алфеевъ, Іуда Іаковлевъ и Симонъ Кананитъ и Матѳей, избранный въ пополненіе двѣнадцати (Дѣян. 1, 26), — всѣ эти избраны были въ Апостолы, священодѣйствуя благовѣствованіе по всей землѣ (Рим. 15, 16), вмѣстѣ съ Павломъ и Варнавою и прочими, и являясь началовождями таинствъ вмѣстѣ съ Іаковомъ, братомъ Господнимъ и первымъ епископомъ Іерусалимскимъ. Отъ этого епископа и отъ вышепоименованныхъ Апостоловъ установлены преемства епископовъ и пресвитеровъ въ домѣ Божіемъ; но нигдѣ не сказано, чтобы въ числѣ ихъ поставлена была женщина. Бяху же, сказано, у Филиппа благовѣстника, дщери четыре прорицающыя (Дѣян. 21, 9), но не священнодѣйствующія. И бѣ Анна пророчица, дщи Фануилева (Лук. 2, 36), но священство ей не было ввѣрено; ибо должно было исполниться написанному: и прорекутъ сынове ваши, и дщери ваши сонія узрятъ, и юноши ваши видѣния увидятъ (Іоил. 2, 28; Дѣян. 2, 17). А что существуетъ въ Церкви чинъ діакониссъ, то это не для священнодѣйствія и не для порученія имъ чего либо подобнаго, но ради охраненія чести женскаго пола, или во время крещенія, или при надзорѣ за страданіемъ, или болѣзнію, и въ то время, когда обнажается тѣло женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодѣйствующими, но только діакониссою, которая получаетъ приказаніе отъ священника заботиться въ потребную пору для женщины при обнаженіи тѣла ея, чѣмъ весьма благоразумно и соотвѣтственно церковному постановленію поддерживается и благочиніе учрежденія (діакониссъ) и церковное благоустройство. Поэтому слово Божіе не позволяетъ женщинѣ ни въ церкви глаголати, ни властвовать надъ мужемъ (1 Кор. 14, 35). Да и много можно говорить объ этомъ.

Гл. 4. Должно обратить вниманіе и на то, что до тѣхъ поръ, пока была нужда въ церковномъ чинѣ діаконисъ, ихъ Церковь именовала вдовицами, а еще болѣе старыхъ — старицами, но никогда не повелѣвала имъ быть пресвитершами, или священницами. Даже и діаконы въ церковномъ чинѣ не облечены правомъ совершать какое либо таинство, но только служить при совершеніи таинствъ. Откуда же опять у насъ возникла эта новая басня? Откуда это ослѣпленіе женщинъ и женское неистовство? Откуда это зло, снова воспитываемое женщиною, изливающее въ наши умы женственныя мысли и производящее своего рода сладострастіе, которое покушается вынудить несчастную природу человѣческую выступать изъ предѣловъ предлежащей цѣли? Но пріимемъ духъ Іова; вооружимся твердостію борца; воспринявъ во уста праведный его отвѣтъ, скажемъ и сами: яко едина отъ безумныхъ женъ возглаголала еси (Iов. 2, 10). Ибо не покажется ли это безумнымъ всякому, имѣющему смыслъ и стяжавшему его въ Богѣ? Не идолопоклонническое ли это дѣло и не діавольское ли покушеніе? потому что діаволъ всегда, подъ предлогомъ справедливости подкрадываясь къ разуму человѣческому, воздавая божескую честь смертной природѣ, представлялъ предъ очами людей человѣкобразныя фигуры при помощи разнообразныхъ искусствъ. И служившіе предметомъ поклоненія умерли, а изображенія ихъ, никогда и не жившія (ибо никогда не жившее не можетъ быть мертвымъ), предлагаютъ для поклоненія, такъ что разумъ, удалясь отъ единаго и единственнаго Бога, впадаетъ въ блуженіе, подобно общей для многихъ блудницѣ, которая разжигается съ крайнимъ неприличіемъ къ соитію со многими и отвергаетъ цѣломудріе законнаго супружества съ однимъ мужемъ. Подлинно, свято было тѣло Маріи; и однакоже она — не Богъ. Подлинно Дѣва была дѣвою, и почтенною; однакожъ она дана намъ не для поклоненія, но сама покланяется Рожденному отъ нея по плоти и Сошедшему съ небесъ изъ нѣдръ Отчихъ. Поэтому Евангеліе предохраняетъ насъ, говоря словами самого Господа: что Мнѣ и тебѣ, жено! не у пріиде часъ Мой (Іоан. 2, 4), при чемъ въ словахъ: что Мнѣ и тебѣ, жено? назвалъ ее женою для того, чтобы не считалъ кто-либо святую Дѣву высшею надлежащаго, какъ бы предсказывая объ имѣющихъ быть на землѣ расколахъ и ересяхъ, дабы нѣкоторые, чрезмѣрно удивляясь Святой Дѣвѣ, не впали въ суесловіе таковой ереси.

Гл. 5. Все ученіе этой ереси достойно презрѣнія и есть, такъ сказать, старушечья басня. И какое Писаніе учило объ этомъ? Какой изъ пророковъ внушалъ покланяться человѣку, не говоря о женщинѣ? Хотя Марія есть сосудъ избранный, однако женщина по природѣ ничѣмъ отъ другихъ не отличающаяся, но по разуму и чувству славою почтенная, подобно тѣламъ святыхъ и, если сказать болѣе для ея восхваленія, подобна Иліи, который былъ дѣвственникомъ отъ утробы матерней, и пребываетъ таковымъ навсегда, и взятъ на небо не видѣвъ смерти (4 Цар. 1-2); и подобно Іоанну, который возлежалъ на персяхъ Господа и егоже любляше Іисусъ (Іоан. 13, 23; ср. 21, 20); и подобно святой Ѳеклѣ, которой Марія гораздо почтеннѣе ради домостроительства, котораго она удостоилась. Но ни Илія не долженъ быть предметомъ поклоненія, хотя онъ и находится въ живыхъ; ни Іоаннъ, хотя посредствомъ собственной молитвы и содѣлалъ онъ изумительною кончину свою и еще болѣе того пріялъ благодать отъ Бога; и ни Ѳекла, и никто изъ святыхъ не долженъ быть покланяемь. Да не господствуетъ надъ нами древнее заблужденіе — оставлять живаго Бога и покланяться созданному отъ Него: послужиша, сказано, и почтоша тварь паче Творца, и объюродѣша (Рим. 1, 25. 22). Ибо если и ангеламъ покланяться Богъ не дозволилъ, то кольми паче рожденной отъ Анны и дарованной Аннѣ отъ Іоакима, данной отцу и матери по обѣтованію ради молитвы ихъ и всяческой заботы, и рожденной не иначе, какъ по естеству человѣческому, какъ всѣ, отъ сѣмени мужа и утробы жены. Хотя исторія Маріи и преданіе сообщаютъ, что отцу ея Іоакиму сказано было въ пустынѣ: жена твоя зачала; однако это совершилось не безъ союза брачнаго и не безъ сѣмени мужа. Но имѣющее быть предвозвѣстиль посланный Ангелъ, дабы не было никакого сомнѣнія относительно того, что дѣйствительно появилось на свѣтъ и что уже опредѣлено было Богомъ и родилось у праведника.

Гл. 6. И. повсюду мы видимъ Писанія повѣствующими объ этомъ. Такъ Исаія предвозвѣщаетъ объ имѣющемъ исполниться на Сынѣ Божіемъ, говоря: се Дѣва во чревѣ зачнетъ, и родитъ сына и нарекутъ имя ему Еммануилъ (Ис. 7, 14; ср. Матѳ. 1, 23). Но поелику родившая была Дѣва и носимый въ женѣ толкуется: съ нами Богъ, то, дабы въ душѣ пророка не было сомнѣія о истинѣ событія, пророкъ усматриваетъ то въ видѣніи и побуждаемый Духомъ Святымъ повѣствуетъ и говоритъ: и вошелъ къ пророчицѣ (Ис. 8, 3), указуя на евангельскій разсказъ о вхожденіи Гавріила, который посланъ былъ отъ Бога (Лук. 1, 26) возвѣстить о вхожденіи въ міръ и рожденіи отъ Маріи Единороднаго Сына Божія. И во чревѣ зачатъ, говорить пророкъ, и роди сына. И рече Господъ мнѣ: нарцы имя ему: скоро плѣни, нагло расхити: прежде неже разумѣти отрочати назвати отца или матеръ, пріиметъ силу Дамаскову, и корысти Самарiйскія, и прочее (Ис. 8, 3-4). Но все это еще не было совершившимся. а имѣло исполниться на Сынѣ Божіемъ и сбыться спустя лѣтъ около 1600. И имѣвшее быть послѣ столькихъ поколѣній пророкь созерцалъ какъ уже бывшее. Развѣ это была ложь? — Да не будетъ! Предустроенное отъ Бога несомнѣнно проповѣдано было, какъ уже совершившееся, чтобы истина не пребыла не вѣрною и чтобы не пришло въ сомнѣніе въ умѣ пророка имѣвшее совершиться столь изумительное и поразительное таинство. Развѣ ты не замѣчаешь относящуюся къ сему самую проповѣдь, какъ говоритъ самъ святый Исаія: яко овча на заколеніе ведеся и яко агнецъ предъ стигущимъ его безгласенъ, тако не отверзаетъ устъ своихъ… Родъ же Его кто исповѣстъ? яко вземлется отъ земли животъ Его... И дамъ лукавыя вмѣсто погребенія Его, и прочее (Ис. 53, 7-9). Смотри, какъ о предыдущемъ повѣствуетъ, какъ о послѣдующемъ, а послѣдующее изъясняетъ, какъ уже бывшее, сказавъ: яко овча на заколеніе ведеся. Говорится, какъ о прошедшемъ; ибо не сказано, что возвѣщаемый Исаіей ведется и еще не веденъ былъ, но пророкомъ сказано было о томъ, какъ о дѣлѣ уже совершившемся. Тайноводство Божіе непреложно. Но отъ него исходя пророкъ говоритъ уже не какъ о бывшемъ, дабы опять не дать повода къ заблужденію; но говоритъ: вземлется отъ земли животъ Его. Этими двумя способами онъ показываетъ истину, именно словомъ: ведеся, — что уже совершилось, а словомъ: вземлется, — что послѣ того исполнялось, дабы изъ того, что совершилось, ты уразумѣлъ истинность и твердость обѣтованія Божія, а изъ имѣвшаго совершиться могъ сдѣлать заключеніе о времени откровенія таинъ.

Гл. 7. Такъ и о Маріи Ангелъ предсказывалъ то, что имѣлъ получить отъ Бога входившій въ собственный домъ отецъ ея, именно испрошенное чрезъ просительную молитву отца и матери: се жена твоя зачала во чревѣ, — для того, чтобы твердо укрѣпить въ обѣтованіи умъ вѣрующаго. А между тѣмъ это послужило для нѣкоторыхъ поводомъ къ заблужденію. Невозможно кому бы то ни было родиться на землѣ вопреки природѣ человѣческой. Только Ему одному приличествовало это; только Ему одному уступила природа. Онъ, какъ Создатель и Властелинъ всего, образовалъ Самого Себя отъ Дѣвы, какъ бы отъ земли, Богъ сошедшій съ небесъ, Слово облекшееся плотію отъ святой Дѣвы. Не смотря на это Дѣва не должна служить предметомъ поклоненія: не должно дѣлать ея Богомъ, не должно приносить жертвъ во имя ея, и не должно опять послѣ столькихъ поколѣній ставить женщинъ на священство. Не благоволилъ Богъ быть этому ни въ Саломіи, ни въ самой Маріи; не допустилъ Онъ ее до совершенія крещенія или благословенія учениковъ, не повелѣлъ начальствовать на землѣ, а желалъ только того, чтобы она была святынею и удостоена была царствія Его. Ни такъ называемой (Рим. 16, 13) матери Руфовой, ни женамъ во слѣдъ шедшимъ изъ Галилеи (Лук. 23, 55), ни Марѳѣ, сестрѣ Лазаря, ни Маріи, ни какой либо изь святыхъ женъ, удостоенныхъ быть спасенными Его пришествіемъ и служившихъ Ему оть своего имущества, ни женѣ Хананейской (Матѳ. 15, 22), ни кровоточивой и исцѣленной (Лук. 8, 47), ни какой либо другой изъ живущихъ на землѣ женъ не повелѣлъ усвоять это достоинство. Итакъ, откуда же у насъ этотъ кружащійся драконъ? Зачѣмъ возобновляются лукавые совѣты? Въ чести да будетъ Марія: но покланяемъ долженъ быть Отецъ и Сынъ и Святый Духъ; Маріи же никто не долженъ покланяться. Не говорю женѣ, но и мужу; только Богу усвояется это таинство; даже ангелы уступаютъ мѣсто Богу въ такомъ славословіи. Итакъ да изгладится худо написанное въ сердцѣ заблуждающихся! да исчезнетъ изъ глазъ дурной плодъ древа! Да обратится опять созданіе ко Владыкѣ! да обратится Ева съ Адамомъ къ почитанію Единаго Бога! да не руководится она голосомъ змія, но да пребудеть тверда въ заповѣди Божіей: отъ древа не ѣшь (Быт. 2, 17; 3, 3)! Древо не было заблужденіемъ, но чрезъ древо содѣлалось преслушаніе заблужденія. Да не вкушаетъ кто либо отъ заблужденія изъ-за святой Маріи! Ибо хотя и красно древо, но не въ снѣдь (Быт. 3, 6); хотя и весьма прекрасна Марія, и свята, и почтенна, но не для поклоненія.

Гл. 8. Эти женщины возобновляютъ чашу приносимую Судьбѣ и уготовляютъ трапезу демону, а не Богу, согласно написанному (1 Кор. 10, 20). И питаются хлѣбами нечестія, какъ говоритъ Божественное слово: и жены ихъ мѣсятъ муку, и сынове ихъ собираютъ дрова, да сотворятъ опрѣсноки воинству небесному (Іер. 7, 18). Да заградятся уста таковыхъ женщинъ отъ сказаннаго Іереміею, и да не смущаютъ онѣ вселенную! Пусть не говорятъ онѣ: мы чтимъ царицу небесную (Іер. 44, 17 и дал); ибо видѣлъ Тафнасъ отмщеніе ихъ и мѣста Магдальскія приняли тѣла ихъ на гніеніе (Іер. 44, 1 и дал). Не вѣрь, Израиль, женщинѣ! уклоняйся отъ совѣта злой женщины! ибо жена уловляетъ честныя души мужей; ея нозѣ низводятъ употребляющихъ со смерітю во адъ. Не внимай злѣй женѣ: медъ бо каплетъ отъ устенъ жены блудницы, яже на время наслаждаетъ твой гортань: послѣди же горчае желчи обрящеши, и изощрену паче меча обоюду остра (Прит. 5, 5. 3-4). Не вѣрь этой злой женѣ, потому что всякая ересь есть злая жена, а въ особенности эта ересь женская, которая произошла отъ обольстившаго первую жену. Итакъ должно чтить матерь нашу Еву, какъ Богомъ созданную, но не слушать ее, дабы не убѣдила она чадъ вкусить отъ древа и преступить заповѣдь. Пусть раскается и сама она въ своемъ пустословіи, пусть обратится стыдясь и облекаясь листьями смоковными (Быт. 3, 7)! Пусть познаетъ ее и Адамъ и пусть уже не повинуется ей! ибо послушаніе заблужденію и противный добру совѣтъ жены причиняетъ смерть собственному ея мужу, и не только мужу, но и дѣтямъ. Ева преступленіемъ низвратила созданіе Божіе, будучи возбуждена словами и обѣщаніемъ змія, заблудившись отъ заповѣди Божіей и вступивши на иной путь разумѣнія.

Гл. 9. Поэтому всѣхъ Владыка и Спаситель, желая уврачевать болѣзнь, возсоздать ниспровергнутое и исправить недостаточное, такъ какъ отъ жены смерть вошла въ міръ, Самъ родился отъ жены — Дѣвы, чтобы и смерть уничтожить и недостающее восполнить и уменьшенное усовершить. А зло снова обращается къ намъ, чтобы ввести въ міръ недостаточность; но уже ни юноши, ни старцы не слушаются женщины, по причинѣ даруемаго свыше цѣломудрія. Не играетъ Египтянка съ цѣломудреннымъ Іосифомъ и не развращаетъ его, хотя и величайшую хитрость употребила къ совращенію отрока (Быт. гл. 39). Не играетъ человѣкъ, воспріявшій отъ Духа Святаго благоразуміе и не теряетъ цѣломудрія, чтобы не унизнть своего благородства: оставляетъ одежды и не губитъ тѣла, убѣгаетъ изъ самаго мѣста, чтобы не попасть въ сѣть; наказывается временно и царствуетъ вѣчно; ввергается въ узилище; но для него вожделѣннѣе было оставаться подъ стражею и во углѣ непокровенномъ, неже съ женою сварливою и язычною (Прит. 21, 9. 19). И сколько еще можно сказать? Покланяясь ли самой Маріи, эти праздныя женщины приносятъ ей печенье, или покушаются за нее приносить это вышепоименованное, пустое приношеніе, — то и другое нелѣпо и чуждо здраваго смысла и, будучи совершаемо по мановенію демоновъ, есть ханженство и обманъ.

Чтобы не быть протяженнымъ въ словѣ, я удовлетворюсь сказаннымъ. Марія да будетъ въ чести, покланяемъ же да будетъ Господь! Праведники никому не подаютъ повода къ заблужденію: Богъ бо нѣсть искуситель злымъ, не искушаетъ же Той никогоже, ни рабы Его къ обольщенію. Кійждо же искушается отъ своея похоти влекомъ и прельщаемъ. Таже похоть раждаетъ грѣхъ: грѣхъ же содѣянъ, раждаетъ смерть (Іак. 1, 13-15).

Считая сказанное обо всемъ этомъ, возлюбленные, достаточнымъ, и сокрушивши словомъ истины этого, такъ сказать, жука, по виду золотистаго, а между тѣмъ окрыленнаго, такъ сказать, и летающаго, носящаго въ себѣ сущій ядъ и гибель, перейдемъ еще къ одной оставшейся неразсмотрѣнною ереси, призывая Бога въ предстатели и на изслѣдованіе частей истины и на то, чтобы Онъ сдѣлалъ совершеннымъ наше опроверженіе противнаго ей.

Примѣчанія:
[1] Противъ Антидикомаріанитовъ, гл. 23.
[2] Изреченіе находится у философа Платона въ VIII книгѣ его Республики.
[3] См. ересь 28 и 29, а по общ. порядку 48 и 49, гл. 1 и 2.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть пятая: На восемьдесятъ ересей Панарiй, или ковчегъ. М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К0, 1882. – С. 277-292. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 50.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0