Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Противъ Массаліанъ, съ которыми соприкасаются Мартиріане изъ Еллиновъ, Евфимиты и Сатаніане. Шестидесятая, а по общему порядку восемьдесятая ересь.

Глава 1. Безстыдство ненасытно и безразсудство не знаетъ мѣры, но на все простираетъ свой помыслъ и отверзаетъ уста, чтобы повредить потомству Адама и Ноя, различнымъ образомъ истребляя цѣломудріе и многообразно разсѣевая между повреждаемыми блудныя мысли. Послѣ тѣхъ ересей возстала предъ нами еще нѣкоторая другая ересь, безумная и полная всякаго безразсудства, совершенно смѣшная, имѣющая несостоятельный образъ мыслей и состоящая изъ обольщенныхъ мужчинъ и женщинъ. Они называются Массаліане, что значитъ молящіеся [1]. Существовали они нѣсколько ранѣе, приблизительно со временъ Констанція и существуютъ донынѣ. Есть еще другіе, называемые также Массаліанами Евфимиты, которые, какъ я съ вѣроятностію думаю, принялись ретиво подражать той ереси. Но тѣ вышли изъ язычниковъ, не принадлежали къ іудейству и не были Христіанами, не происходили и отъ Самарянъ, но дѣйствительно суть язычники, и хотя говорятъ, что есть боги, однако же никакому богу не покланяются, а воздаютъ честь только Одному, называя его Вседержителемъ. Устроивши себѣ нѣкоторые дома, или обширныя помѣщенія, на подобіе форумовъ, они называли ихъ молельнями. Были и въ древности между Iудеями и Самарянами мѣста молитвенныя внѣ города, какъ мы находимъ и въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ, гдѣ говорится, что порфиропродалница Лидія встрѣтилась съ сопровождавшими святаго Павла, причемъ Божественное Писаніе повѣствуетъ, что мняшеся молитвенница быти (Дѣян. 16, 14. 13). И пришли Апостолы и учили сошедшихся въ то время женъ. Было также мѣсто молитвенное и въ Сикимахъ, въ такъ называемомъ нынѣ Неаполѣ, [2] внѣ города, въ полѣ, приблизительно на два знака разстоянія [3], устроенное въ видѣ театра безъ крыши и подъ открытымъ небомъ Самарянами, во всемъ подражавшими Іудеямъ.

Гл. 2. Эти первоначальные Массаліане, происходившіе отъ язычниковъ, бывшіе прежде нынѣшнихъ, происходящихъ отъ имени Христа, и сами построили въ нѣкоторыхъ странахъ помѣщенія, называемыя молельнями и молитвенницами. Въ другихъ же мѣстахъ устроивши себѣ нѣчто въ родѣ и на подобіе церкви, они по вечеру и на разсвѣтѣ собираются тамъ со множествомъ зажженныхъ свѣтильниковъ и со свѣчами и долгое время воспѣваютъ Богу какія-то заунывныя пѣсни и хвалы, составленныя у нихъ людьми способными, обольщая себя надеждою, что этими пѣснями и хвалами они умилостивляютъ Бога. Все это заставляетъ дѣлать заблуждающихся слѣпое невѣжество, прикрытое самомнѣніемъ. Недавно въ одну изъ такихъ построекъ ударила молнія, не могу сказать, въ какомъ мѣстѣ, а кажется, мы слышали, что это было въ Финикіи. И нѣкоторые ревнители изъ начальствующихъ многихъ изъ нихъ убили за то, что искажаютъ истину и поддѣлываются подъ образъ жизни Церкви, не будучи Христіанами и не происходя изъ Іудеевъ. Думаю, что военачальникъ Луппикіанъ, былъ однимъ изъ тѣхъ, которые возбудили язычниковъ противъ тѣхъ же Евфамитовъ, по каковому поводу у нихъ появилось новое заблужденіе. Ибо нѣкоторые, взявши тѣла убитыхъ тогда за такое языческое нечестіе и похоронивши ихъ въ извѣстныхъ мѣстахъ, воспѣваютъ тамъ тѣ же самыя славословія и наименовали самихъ себя Мартиріанами, конечно ради пострадавшихъ за идоловъ.

Гл. 3. Иные же изъ нихъ еще глубже размышляя, и по глупости своей имѣя совѣтникомъ только разумъ, говорили: сатана великъ и очень силенъ и много зла совершаетъ противъ людей. Почему же мы не прибѣгаемъ скорѣе къ нему и ему не покланяемся, и его не чтимъ, и къ нему не обращаемся съ молитвою, чтобы за угодливое наше служеніе онъ не причинялъ намъ зла но щадилъ бы насъ, когда бы мы стали его рабами? Такимъ образомъ, они назвали себя Сатаніанами. Мы соединили ересь ихъ въ одно съ тѣми изъ вышеупомянутыхъ, о которыхъ намѣрены теперь говорить, поелику они одинаково выходя на открытое мѣсто, посвящали время молитвѣ и пѣнію. Впрочемъ все это, будучи очень смѣшно, оказалось безвреднымъ, такъ какъ не могло отклонить умъ отъ истины; потому что это были не христіане, но совершенные язычники. А теперь они за тѣ обычаи называются Массаліанами; у нихъ нѣтъ ни начала, ни конца, ни главы, ни корня, но во всемъ они не тверды, не знаютъ, отъ кого произошли, и обольщаются, совершенно не имѣя основанія ни въ имени, ни въ законности, ни въ положеніи, ни въ законодательствѣ. Повидимому они, какъ мужчины, такъ и женщины, вѣруютъ во Христа, говоря, что они отреклись отъ міра и оставили все свое. Когда наступаетъ лѣтнее время, они спятъ всѣ вмѣстѣ, мужчины съ женщинами и женщины съ мужчинама, на широкихъ улицахъ, потому, говорятъ, что у нихъ нѣтъ стяжанія на землѣ. Они дерзки а протягиваютъ руки, чтобы просить милостыню, какъ неимѣющіе пропитанія и стяжанія. Но рѣчи ихъ превосходятъ всякую мѣру безумія. Кого бы ты ни спросилъ изъ нихъ, всякій называеть себя тѣмъ, чѣмъ ты захочешь: назовешь ли пророкомъ, они скажутъ: я пророкъ; назовешь ли Христомъ, онь утверждаетъ: я Христосъ; — патріархомъ ли, онъ безстыдно именуетъ себя тѣмъ же именемь; ангеломъ ли, онъ называетъ и себя также. О, явное сумазбродство человѣческое! Поста они совершенно не знаютъ; но проведя время въ молитвѣ отъ втораго часа или отъ третьяго, или даже ночью, если захотятъ ѣсть, то спокойно дѣлаютъ все: ѣдятъ и пьютъ. О студодѣяніи и о похотливости ихъ въ точности я не знаю. Впрочемъ они и отъ этого не свободны, такъ какъ имѣютъ обыкновеніе ложиться спать всѣ вмѣстѣ, и женщины, и мужчины. Есть они и въ Антіохіи, куда перешли изъ Месопотаміи.

Гл. 4. Получили они это гибельное ученіе отъ чрезмѣрной простоты нѣкоторыхъ братій; ибо нѣкоторые изъ нашихъ братій и православныхъ, не зная мѣры жительства во Христѣ, не поняли повелѣнія объ отреченіи отъ міра, объ отказѣ отъ собственнаго имущества и денегъ, о продажѣ собственности и раздаяніи нищимъ, о взятіи креста и о послѣдованіи истинѣ, о томъ, чтобы не быть лѣнивымъ или празднымъ и безвремено ядущимъ, ни уподобляться пчелиному трутню, а чтобы, напротивъ, дѣлать все своими руками, какъ и святый Апостолъ Павелъ, отрекшійся отъ міра, но проповѣдникъ истины, котораго руцѣ послужистѣ не только ему самому, но и сущимъ съ нимъ (Дѣян. 20, 34) — хотя эти послѣдніе и не были бездѣятельными, но находились вмѣстѣ съ нимъ въ трудѣ, какъ онъ похваляется въ одномъ мѣстѣ и весьма ясно научаеть, говоря: не трудящійся ниже да ястъ (2 Сол. 3. 10). Нѣкоторые же изь вышесказанныхъ братій, быть можетъ, наученные отъ Манеса, пришедшаго, какъ говорятъ, изъ Персіи, учили тому, чему не должно. Такъ слово Божіе повелѣваеть смотрѣть за тѣми, которые ничего не дѣлаютъ; между тѣмъ умы нѣкоторыхъ введены въ заблужденіе словомъ Спасителя: дѣлайте не брашно гиблющее, но пребывающее въ животъ вѣчный (Іоан. 6, 27). Они думаютъ, что гиблющее есть доброе дѣло, которое мы совершаемъ ради праведности; такое дѣло проявлялось въ Авраамѣ, когда онъ приготовлялъ тельца (Быт. 18, 7); также въ заботливости вдовицы объ Иліи (3 Цар. 17), въ распоряженіи Іова относительно своихъ дѣтей и имущества, и въ дѣланіи всѣхъ рабовъ Божіихъ, трудившихся своими руками ради праведности, какъ напримѣръ, для вспомоществованія нуждающимся. Такъ трудятся ради праведности въ каждомъ монастырѣ въ странѣ Египетской и во всѣхъ странахъ. Какъ пчела, имѣя на ногахъ воскъ для выдѣлыванія, а во рту крошку меда, своимъ жужжащимъ голосомъ, по своему умѣнью, воспѣваетъ Владыку всѣхъ, какъ и Соломонъ свидѣтельствуетъ, что она премудростію почтена произведеся (Прит. 6, 8): такъ и рабы Божіи, поистинѣ основанные на твердомъ камнѣ истины и прочно созидающіе домъ свой, собственными руками дѣлаютъ самомалѣйшія дѣла свои сообразно съ умѣньемъ каждаго. Устами же они произносятъ почти все Божественное Писаніе, неутомимо и нелѣностно совершаютъ частыя бдѣнія, пребывая то въ молитвахъ, то въ псалмопѣніяхъ, непрестанно посѣщаютъ установленныя закономъ обычныя собранія, постоянно проводятъ извѣстные съ промежутками часы въ непрерывныхъ молитвахъ къ Богу. Они съ уничиженіемъ, великимъ смиренномудріемъ и тяжкимъ воздыханіемъ возсылаютъ сіи молитвы къ Богу и работаютъ своими руками, какъ я уже сказалъ, и послѣ духовнаго дѣланія, дабы не быть въ нуждѣ и не впасть въ человѣческое притворство, не дать нечестивому возможности говорить ту истину, что люди не свободные отъ нечистоты, неправдою обогатившіеся и разжившіеся на счетъ бѣдныхъ не имѣютъ недостатка въ хлѣбѣ, между тѣмъ какъ другіе, будучи не въ состояніи отъ праведныхъ трудовъ имѣть ежедневное пропитаніе, принуждены, вслѣдствіе вызваннаго бездѣйствіемъ недостатка, прибѣгать къ трапезѣ богатыхъ.

Гл. 5. Поэтому слово Божіе научаетъ, говоря: не желай брашенъ богачей, сія бо имутъ животъ ложенъ (Прит. 23, 3). И еще въ другомъ мѣстѣ: сицевая подобаетъ тебѣ уготовити. Аще же ненасытнѣйшій еси, не желай брашенъ его (Прит. 23, 2-3). Ибо тѣмъ прославились отроки въ Вавилонѣ, отказавшись отъ трапезы царской и предпочетши довольствоваться овощами, нежели трапезою и яствами, устранившись отъ славы, какъ и Моисей паче изволи страдати съ людми Божіими, нежели наслаждаться сокровищами въ Египтѣ (Евр. 11, 25 и дал.; ср. Исх. гл. 2 и дал). Дѣлая своими руками, онъ достигъ пророчества. Будучи знатенъ и усыновленъ дочерью царя, онъ содѣлался пастыремъ овецъ, дабы не въ праздности ѣсть хлѣбъ (Исх. 3), какъ научаетъ и отецъ нашъ Іаковъ, говорящій Лавану: дай мнѣ дѣла, чтобы я заработывалъ хлѣбъ свой. И онъ снова получилъ отъ своего тестя приказаніе пасти стада (Быт. 29), дабы не въ праздности вкушали хлѣбъ праведники. Апостоламъ же повелѣно довольствоваться проповѣданіемъ слова Божія, дабы они не увлеклись другими дѣлами, переходя изъ города въ городъ и изъ одного мѣста въ другое, для проповѣди: достоинъ бо есть дѣлатель мзды своея (Матѳ. 10, 10; ср. Лук. 10, 7); и еще: достаточно дѣлающему пищи своей (1 Тим. 6, 8) Такимъ же образомъ и пастырямъ, ради безпрестаннаго ихъ попеченія о людяхъ и церковнаго управленія, и непрерывнаго служенія, слово Божіе говоритъ: кто пасетъ стадо, и отъ млека его не ястъ? или кто насаждаетъ виноградъ, и отъ плода его не причащается (1 Кор. 9, 7)? И еще: трудящемуся земледѣльцу прежде всего должно причащатися отъ плодовъ (1 Кор. 9, 10; ср. Іак. 5, 1; Сир. 6, 19). Слово Божіе говоритъ это, дабы не оставить пресвитера или епископа нуждающимся въ ежедневномъ пропитаніи, побуждая людей удѣлять отъ праведныхъ трудовъ священникамъ нужое для ихъ пропитанія посредствомъ начатковъ и приношеній и прочаго, на что имѣя право, какъ поставленные Богомъ руководить народъ, они однако не пользуются этимъ въ избыткѣ, обѣщавшись въ совершенствѣ благоугождать Богу.

Гл. 6. И изъ самихъ священниковъ Божіихъ есть подражающіе въ проповѣданіи слова Божія святому своему по Бозѣ отцу во Христѣ, — разумѣю святаго Апостола Павла, — и они по возможности, хотя и не всѣ, однако большая часть, работаютъ своими руками, какое бы только ремесло ни нашли, совмѣстное съ ихъ достоинствомъ и непрерывностію попеченія о Церкви. Они имѣютъ въ виду, чтобы кромѣ слова и проповѣди, совѣсть ихъ радовалась, когда они получаютъ плоды отъ своихъ рукъ и удовлетворяютъ себя и братій, нуждающихся въ полученіи чего либо, напримѣръ начатковъ и приношеній и въ самомъ добываемомъ трудами рукъ. По преизбытку любви къ Богу и ближнимъ, они даютъ имъ добровольно, хотя и не принуждаются къ тому, и не осуждаются, но несутъ труды праведные и занятія церковныя и, получая пищу по заслугѣ, возлагаютъ на себя труды добровольно. Ибо Божественная душа ихъ, утвержденная въ страхѣ Божіемъ и пріобрѣтшая вѣдѣніе отъ Духа Святаго, вожделѣваетъ богатства небеснаго, заключающагося въ праведности, котораго они достигаютъ хваленіемъ и славословіемъ, великими подвигами, упражненіемъ въ Священномъ Писаніи и словесахъ Божіихъ, псалмопѣніемъ и церковными собраніями, святыми постами, чистотою добраго житія и добровольнымъ дѣланіемъ руками ради праведности. Однако же инымъ образомъ отличаются такіе же почтенные братія наши, находящіеся въ монастыряхъ Месопотаміи, называемыхъ мандрами [4]: они отпускаютъ волосы на подобіе женскихъ и ходять публично во власяницѣ. А между тѣмъ имъ надлежало бы быть скромными чадами святой Дѣвы, матери нашей Церкви, сидящими дома, тайно служащими Богу, видящему тайное и воздающему явно, согласно написанному (Матѳ. 6, 6); имъ надлежало бы быть благопричными ради мірскихъ, а не желать получить оть видящихъ награду и благодарность. Чуждо каѳолической Церкви и проповѣди апостольской носить публично власяницу и имѣть неостриженные волосы, ибо мужъ, сказано, не долженъ власы растить, образь и слава Божія сый (1 Кор. 11, 14. 7).

Гл. 7. Что хуже и противнѣе этого? Бороду — образъ мужа остригаютъ, а волосы на головѣ отращиваютъ. О бородѣ въ Постановленіяхь апостольскихъ слово Божіе и ученіе предписываетъ, чтобы не портить ее, то есть не стричь волосъ на бородѣ, но и не носить длинныхъ волось, подобно блудницамъ, и не давать доступа тщеславію подъ видомъ праведности [5]. Назореямъ это приличествовало только ради прообраза: древніе были руководимы посредствомъ прообразовь будущаго и носили волосы на головѣ вслѣдствіе обѣта, и это до тѣхъ поръ, пока не пришло и не совершилось обѣтованіе міра, т. е. пока не явился Глава — Христосъ, единородный Сынъ Божій, и узнанъ былъ въ мірѣ Присносущій, хотя и не узнанъ былъ всѣмъ человѣчествомъ, а только нѣкоторыми увѣровавшими въ Него, дабы, когда мы узнали Главу, не срамили головы. Ибо собственно не о головѣ каждаго говоритъ Апостолъ, но отъ нея производитъ дѣло поношенія Христа; онъ говоритъ: или не самое естество учитъ насъ, яко мужъ убо аще власы раститъ, безчестіе ему есть (1 Кор. 11, 14)? А это безчестіе непохвально, какъ и то, о которомъ говорится: ты презрѣлъ стыдъ. Это не есть какое нибудь доброе дѣло для Бога, хотя и предпринимается ради Бога; но этотъ обычай держится упорствомъ послѣ того, какъ прешелъ подзаконный образъ и явилась истина. Апостолъ говоритъ: аще кто мнится спорливъ быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божія (1 Кор. 11, 16). Итакъ, дѣлающихъ и поступающихъ такимъ образомъ, и пребывающихъ въ упорствѣ онъ устраняетъ отъ закона апостольскаго и отъ церкви Божіей. Но мы вынуждены говорить это по поводу вышеупомянутыхъ Массаліанъ, потому что и они, получивъ оттуда недугъ мысли и извративъ умъ, уклонились отъ истины. Такъ возникла ересь, состоящая въ страшномъ бездѣйствіи и другихъ злыхъ дѣлахъ.

Гл. 8. Вотъ что слышали мы объ этихъ людяхъ, ставшихъ позоромъ для міра и изрыгающихъ нечистыя мысли и слова, но несостоятельныхъ и безнадежныхъ и ставшихъ внѣ строенія Божія (1 Кор. 3, 9). Поэтому, сказавши о нихъ немного, мы тотчасъ займемся опроверженіемъ ихъ. И прежде всего, чтобы женщинамъ быть вмѣстѣ съ мужчинами, справедливаго основанія на то не указывается въ древнемъ обычаѣ находившихся въ естественномъ супружествѣ; но одинъ мужъ долженъ быть въ супружествѣ съ одною женою, какъ Адамъ былъ съ Евою, Сарра съ Авраамомъ, Ревекка съ Исаакомъ. А если нѣкоторые изъ праотцевъ имѣли двухъ или трехъ женъ, то жены эти были не въ одномъ домѣ; ибо такой видъ сожительства бываетъ у свиней, и таково сожительство скотовъ. Но эти еретики вынуждаютъ насъ еще къ большему изумленію, когда объявляютъ, что не имѣютъ сожительства съ женами, тогда какъ, напротивъ, совершаютъ еще болѣе позорное и обнаруживаютъ совершенную срамоту свою. Если бы они и имѣли женъ, то они должны бы держать ихъ отдѣльно, а не всѣхъ вмѣстѣ. Если они находятся въ супружествѣ, то не должно было бы имъ установленное отъ Бога совокупленіе мужа съ женою, которое должно совершаться съ благообразіемъ, честностію и благоразуміемъ, по своему произволу совершать предъ всѣми. А если нѣкоторые, сохраняющіе себя въ чистотѣ и воздержаніи, удалялись отъ женъ, то и эти нарушали свою праведность неразуміемъ и добродѣтельное житіе неосторожнымъ по безразсудству дѣйствованіемъ, тогда какъ этого ни апостолы не дѣлали, ни бывшіе прежде апостоловъ пророки этого не установили.

Гл. 9. Моисей въ пустынѣ, начавши пѣснословіе, поетъ пѣснь Богу по переходѣ чрезъ море, говоря: поимъ Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже въ море (Исх. 15, 1). Вмѣстѣ съ нимъ возглашали и мужи, но отнюдь не жены, дабы показать ихъ скромность и возвѣстить высоту благоустройства въ законѣ Божіемъ. Вслѣдъ за тѣмъ говоритъ: взя Маріамъ тимпанъ, преднача женщинамъ и говорила: поимъ Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 20-21). И женщины такимъ же образомъ возглашали вмѣстѣ съ нею, бывшею одного съ ними пола и нѣсколько превосходившею ихъ, дабы показать, какъ неразумна и нечиста мысль инаковаго ученія людей дѣлающихъ подобное въ безпорядочномъ смѣшеніи. Къ тому же о воскресеніи пророкъ говоритъ: и восплачутся по племенамъ: колѣно противъ колѣна: колѣно Наѳаново о себѣ, и жены ихъ о себѣ: колѣно Іудино о себѣ, и жены ихъ о себѣ, и прочее (Зах. 12, 12-13). Такъ и апостолы предписали для Церкви; такъ и Господь повелѣлъ въ Евангеліи, представляя намъ образецъ въ одной женѣ, сказавъ Маріи: не прикасайся Мнѣ, не у бо взидохъ ко Отцу (Іоан. 20, 17). Такимъ же образомъ и Гіезій подходитъ къ Суманитянкѣ, отталкикая ее отъ ногъ Елисея, дабы она не нарушила порядка и не оскорбила чинъ пророческій (4 Цар. 4, 27). Но пророкъ, движимый Духомъ Святымъ, видѣлъ Суманитянку скорбѣвшею и ради утѣшенія преступилъ порядокъ и благовременно перенесъ это ради утѣшенія женщины, считая противное обычаю прикосновеніе женщины къ ногамъ своимъ сообразнымъ съ ея душевнымъ несчастіемъ и огорченіемъ. Но что мнѣ много говорить о тѣхъ, которые подражаютъ псамъ и соревнуютъ свиньямъ? Что же касается наименованія себя Христомъ, то кому изъ имѣющихъ смыслъ не покажется это безуміемъ? Или когда кто изъ нихъ скажетъ: я пророкъ; то въ чемъ у нихъ обнаруживается видъ пророчества? Или какое ими совершено чудесное дѣло, подобно какъ Христомъ? Если же каждый изъ нихъ самъ Христосъ, то на какого Господа онъ надѣется и въ какого вѣруетъ? Что за ученіе неразумныхъ? Но довольно будетъ сказаннаго и объ этой ереси.

Гл. 10. Этимъ да будетъ запечатлѣно и завершено все наше твореніе о ересяхъ. Такъ какъ Богь намъ сопутствовалъ и помогъ, то мы должны исповѣдывать это отъ всей души и всѣмъ помышленіемъ и благодарить Самого Господа за то, что данное нами обѣщаніе мы съ Его помощію удостоились исполнить, разумѣю составленное нами повѣствованіе о ересяхъ и опроверженіе ихъ; а вмѣстѣ и открыли, что въ каждой изъ нихъ дѣлается, насколько это было возможно по нашимъ слабымъ силамъ человѣческимъ. Какъ скоро мы узнали восемьдесятъ ересей, распространившихся въ мірѣ, узнали ихъ число, наименованія, а нѣкоторыхъ и главныя положенія, доказательства и свойства, и показали неопустительно ихъ происхожденіе и причины, мы чрезмѣрно поражены были сказаннымъ въ Божественномъ Писаніи: шестьдесятъ суть царицъ, и осмьдесятъ наложницъ, и юнотъ, имже нѣсть числа. Едина есть голубица моя, совершенная моя (Пѣснь 6, 7-8). Итакъ мы сказали сначала объ этихъ восьмидесяти какъ бы наложницахъ: варварствѣ, еллинствѣ, скиѳствѣ, іудействѣ и самарянствѣ, каковыя наименованія не суть наименованія ни законныхъ женъ, ни получившихъ отъ царя приданое, ни имѣющихъ право на наслѣдство вмѣстѣ съ дѣтьми по договору. Въ дѣйствительности же ересей семьдесятъ пять и ихъ матерей пять, именно: еллинство, отъ котораго происходятъ Еллины; іудейство, отъ котораго Іудеи и ереси; ересь самарянская, отъ которой самарянство, и наконецъ христіанство, отъ котораго отломились, подобно вѣтвямъ, отдѣлившіяся ереси, названныя по имени Христа, но не принадлежащія Ему, напротивъ, однѣ очень далеко отстоящія отъ Него, а другія ради незначительнѣйшей причины содѣлавшіяся вмѣстѣ съ своими дѣтьми чуждыми и сторонними наслѣдія Его, такъ какъ онѣ не были законными, а находившимися внѣ и только носившими имя Христа. Намъ остается теперь изложить только свидѣтельство о истинѣ, о единственнѣйшей голубицѣ, восхваляемой Женихомъ.

Гл. 11. Какъ скоро мы будемъ имѣть досугъ, то послѣ пламенной молитвы Богу въ своемъ мѣстѣ сдѣлаемъ сокращенную по разсужденію, но твердую на основаніи предавія защиту истины, хотя она появилась не послѣ, но ранѣе и уже была упомянута нами раньше всѣхъ ересей въ рѣчи о воплощеніи Христа. Но она первая — обрученная Христу по воплощеніи и пришествіи Его святая невѣста, которая создана съ Адамомъ, проповѣдана между бывшими до Авраама патріархами, а послѣ Авраама запечатлѣна вѣрою, открыта Моисеемъ и предсказана Исаіею, но явилась во Христѣ и со Христомъ пребываетъ, напослѣдокъ же и нами имѣетъ быть восхваленною. Ибо вступающему въ состязаніе должно прежде всего утвердиться въ борьбѣ, въ трудѣ и другихъ упражненіяхъ состязанія, дабы впослѣдствіи, получивши вѣнецъ, онъ съ вѣнцомъ проводилъ жизнь въ радости. Но вѣнецъ не есть послѣднее, а предлежащее въ борьбѣ, напослѣдокъ же дается на радость и веселіе потрудившемуся. Сказавши такъ объ этомъ, мы перейдемъ къ вышесказаннымъ словамъ, чтобы показать, что такое восемьдесятъ наложницъ, и шестьдесятъ царицъ, и что такое одна дѣва, чистая и вмѣстѣ невѣста, и голубица, и агница, что такое святый градъ Божій и вѣра, и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15), в камень твердый, который врата адова не одолѣютъ (Матѳ. 16, 18). Призывая и призвавъ во всемъ Бога, мы достигли исполненія обѣщанія, разумѣю разсужденіе противъ всѣхъ ересей, которое мы довели до ереси Массаліанъ. И поправши оную какъ бы сапогами евангельскими, какъ многоногаго хамелеова, отвратительнаго, безобразнаго и дышащаго зловоніемъ, возблагодаримъ за все Бога, Отца въ Сынѣ, Сына во Отцѣ, со Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Названіе Массаліанъ (מצלײן) происходить отъ еврейскаго слова צלא — просить, молиться.
[2] Здѣсь разумѣется Неаполь (Flavia Neapolis) Самарійскій, древній Сихемъ. См. Іос. Флавія, О войнѣ Іудейской 1, 2. 3; Древн. IV, 8 и др.
[3] Этими знаками обыкновенно были камни.
[4] Μάνδρα, значитъ: ограда, мѣсто, обнесенное стѣною, монастырь.
[5] См. Постан. апост. 1, 3.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть пятая: На восемьдесятъ ересей Панарiй, или ковчегъ. М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К0, 1882. – С. 292-309. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 50.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0