Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Оглавленіе или краткое повтореніе содержащагося въ Панаріѣ.

Поелику мы приняли намѣреніе объявить вамъ названія ересей и открыть беззаконныя дѣянія еретиковъ, какъ ядъ и пагубу, но вмѣстѣ съ тѣмъ предложить и противоядіе, цѣлительное для уязвленныхъ и предохранительное для имѣющихъ подвергнуться уязвленію: то мы назовемъ свою книгу Панарій, или ящикъ съ врачествами для уязвленныхъ оными зміями. Эта книга состоитъ изъ трехъ частей и содержитъ восемдесятъ ересей, которыя суть какъ бы подобія звѣрей или змѣй. Послѣ разсмотрѣнія осмидесяти ересей представлено и единое основаніе истины, и вмѣстѣ спасительное ученіе, правило вѣры и невѣста Христова святая Церковь, существующая отъ вѣка, но съ пришествіемъ Христовымъ во плоти съ теченіемъ временъ открывшаяся среди вышесказанныхъ ересей, и нами разсмотрѣнная въ воспоминаніяхъ о проповѣди Христовой [1]. О ней мы кратко и много возвѣстили, согласно съ ученіемъ апостольскимъ, послѣ разсмотрѣнія нечестія ереси и это сдѣлали какъ бы для освѣженія предпринявшихъ трудъ чтенія сочиненія о ересяхъ. Просимъ всѣхъ васъ, добротолюбивые читатели, обратить вниманіе и на предисловіе, и на слѣдующее за тѣмъ изложеніе о ересяхъ, и исповѣданіе истины, и ученіе о истинной вѣрѣ святой вселенской Церкви.

Содержащееся во всемъ нашемъ твореніи изложено въ трехъ вышесказанныхъ книгахъ: первой, второй и третьей, каковыя три книги раздѣлили мы на семь отдѣленій; въ каждомъ отдѣленіи заключается нѣкоторое число ересей и расколовъ; а всѣхъ ихъ вмѣстѣ восемдесятъ. Наименованія и ученія ихъ слѣдующія: варварство, скиѳство, еллинство, іудейство, самарянство. Отъ нихъ потомъ произошли остальныя секты. Прежде пришествія Христова отъ варварства и скиѳскаго суевѣрія, еллинства и прочихъ произошли слѣдующіе: пиѳагорейцы, перипатетики, платоники, стоики, епикурейцы. Кромѣ того, отъ іудейства произошла самарянская ересь и четыре ея толка: гороѳины, севуеи, досиѳеи, ессины. Слѣдуетъ вышепоименованное іудейство, которое отличительную черту свою приняло отъ Авраама и распространилось посредствомъ даннаго Моисею закона и отъ Іуды сына Іаковлева или Израилева чрезъ Давида, царствовавшаго надъ ними и отъ того же колѣна произшедшаго унаслѣдовало прозваніе іудейства. Отъ этого іудейства произошли слѣдующія семь ересей: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назореи, иродіане. Вслѣдъ за сими ересями съ теченіемъ времени явилось спасительное домостроительство Господа нашего Іисуса Христа, или пришествіе Его во плоти, евангельское ученіе и проповѣдь царствія, этотъ единственный источникъ спасенія и истинная вѣра вселенской и апостольской Церкви. Отъ нея отторглись и отдѣлились ереси, содержащія только имя Христово, а не вѣру: симоніане; менандріане; саторниліане; василидіане; николаиты; гностики, они же и стратіотики, а также фивіониты, называемые у нѣкоторыхъ коддіанами и ворворіанами, у другихъ сократитами, а у иныхъ закхеями; карпократиты; керивѳіане, они же и меринѳіане; назореи; евіонеи; валентины; секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидоръ; птолемеи; маркосіи; колорвасіи; ираклеониты; офиты; кайяне; сиѳіане; архонтики; кердоніане; маркіониты; лукіанисты; апелліане; севиріане; татіане; енкратиты; ересь у фриговъ, состоящая изъ монтанистовъ и таскодругитовъ; пепузіане, они же и прискилліане и квинтилліане, съ которыми состоятъ въ связи артотириты; четыренадесятники, въ одинъ и тотъ же день года совершающіе пасху; алоги, не принимающіе Іоаннова Евангелія и Апокалипсиса; адаміане; сампсеи, они же и елкесеи; ѳеодотіане; мелхиседекіане; вардисіанисты; ноетіане; валисіи; каѳары, они же и новатіане; ангелики; апостолики, они же апотактики; савелліане, оригенисты, они же и срамники; оригенисты, они же адамантики; ересь Павла самосатскаго; манихеи, они же акуаниты; іеракиты; мелетіане, египетскій расколъ; аріане, они же аріоманиты; расколъ авдіанъ; фотиніане; маркелліане; полуаріане; духоборцы, хулящіе Святаго Духа Божія; аэріане; аэтіане, они же и аномеи, съ которыми въ связи Евномій; димириты, не исповѣдающіе совершеннаго Христова вочеловѣченія, они же и аполлинариты; утверждающіе, что святая Марія Приснодѣва по рожденіи Спасителя сожительствовала съ Іосифомъ, которыхъ мы назвали антидикомаріанитами; во имя той же Маріи Богородицы приносящіе жертву, которые называются коллиридіанами; массаліане, съ которыми состоятъ въ связи мартиріане, отъ еллиновъ произшедшіе, а также евфимиты и сатаніане. Теперь, возвращаясь назадъ и разобравъ ереси по книгѣ, я покажу въ семъ оглавленіи, сколько изъ этихъ осмидесяти ересей содержится въ первой книгѣ, за тѣмъ по порядку во второй и въ третьей; а также относительно каждаго изъ семи отдѣленій, заключающихся въ трехъ книгахъ, сколько въ нихъ помѣщено ересей. Именно, въ первой книгѣ отдѣленій три, а ересей сорокъ шесть съ ихъ именованіями, разумѣю варварство, скиѳство, еллинство, іудейство и самарянство. Во второй книгѣ отдѣленій два, ересей двадцать три. Въ третьей книгѣ отдѣленій два, ересей оданнадцать. Въ первомъ отдѣленіи первой книги ересей двадцать, которыя суть: варварство, скиѳство, еллинство, іудейство; различныя секты у еллиновъ: пиѳагорейцы или перидатики, платоники, стоики, епикурейцы; самарянская ересь, происходящая отъ іудейства; у самарянъ чтыре толка слѣдующихъ: гороѳины, севуеи, ессины, досиѳеи; іудейскихъ ересей семь, а именно: квижники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назареи, иродіане. Во второмъ отдѣленіи первой книги ересей тринадцать слѣдующія: симоніане; менандріане; саторниліане; василидіане; николаиты; гностики, они же и стратіотики, тѣ же и фивіониты, у нѣкоторыхъ называемые секундіанами, у иныхъ сократитами, а у другихъ закхеями; карпократиты; керинѳіане, они же и меранѳіане; назореи; евіонеи; валентины; секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифаній и Исидоръ; птолемеи. Въ третьемъ же отдѣленіи тойже первой книги ересей тринадцать слѣдующія: маркосіи; колорвасіи; ираклеониты; офиты; кайяне; сиѳіане; архонтики; кердоніане; маркіониты; апелліане; лукіанисты; севиріане; татіане. Вотъ оглавленіе трехъ отдѣленій первой книги. Во второй же книгѣ два отдѣленія. И въ первомъ отдѣленіи второй книги, а въ четвертомъ по порядку счета отъ начала, ересей осмнадцать, именно: енкратиты; ересь у фриговъ состоявшая изъ монтанистовъ и таскодругитовъ; пепузіане, они же и квинтилліане, съ которыми состоятъ въ связи артотириты; четыренадесятники, въ одинъ и тотъ же день года совершающіе пасху; алоги, не принимающіе Іоаннова Евангелія и Апокалипсиса; адаміане; сампсеи, они же елкесеи; ѳеодотіане; мелхиседекіане; вардисіанисты; ноетіане; валисіи; каѳары; ангелики; апостолики, они же и апотактики; савелліане; оригенисты срамники; оригенисты адамантики. Во второмъ отдѣленіи той же второй книги, а по вышесказанному счету въ пятомъ, ересей пять слѣдующія: Павла Самосатскаго; манихеи, они же и акуаниты; іеракиты; мелетіане, произведшіе расколъ въ Египтѣ; аріане. Вотъ оглавленіе отдѣленій второй книги. Равнымъ образомъ въ третьей книгѣ отдѣленій два. Въ первомъ отдѣленіи третьей книги, въ шестомъ же по счету, сказанному нами выше, ересей семь слѣдующія: авдіане; фотиніане; маркелліане; полуаріане; духоборцы, хулящіе Святаго Духа Божія; аэріане; аэтіане, они же и аномеи. А во второмъ отдѣленіи тойже третьей книги, седмомъ по сказанному нами раздѣленію, ересей четыре, именно: димириты, не исповѣдующіе совершеннаго Христова вочеловѣченія, они же и аполлинариты; утверждающіе, что святая Марія Приснодѣва по рожденіи Спасителя сожительствовала съ Іосифомъ, которыхъ мы назвали антидикомаріанитами; во имя той же Маріи приносящіе жертву, которые называются коллиридіанами; массаліане. Наконецъ защищеніе правой вѣры и истины съ сокращеннымъ словомъ о томъ, что есть святая вселенская и апостольская Церковь.

Вотъ оглавленіе и описаніе всего сочиненія объ осмидесяти ересяхъ и защищенія истины, то есть единой вселенской Церкви. Предлагаемое сочиненіе составлено изъ трехъ книгъ и раздѣлено на семь отдѣленій. Сдѣлаемъ же теперь еще иное оглавленіе перваго отдѣленія первой книги, содержащаго въ себѣ обличеніе двадцати ересей. Вопервыхъ всѣхъ ересей родоначальницы и первообразныя именованія, отъ которыхъ произошли другія, суть слѣдующія:

Варварство. Эта ересь держалась отъ дней Адамовыхъ въ десяти родахъ до Ноя. Варварствомъ же названа отъ того, что тогдашніе люди не имѣли какого либо началовождя или одного согласія, но всякій самъ распоряжался собою, и законъ для него состоялъ въ предпочтеніи собственной воли.

Скиѳство, — существовавшее отъ дней Ноевыхъ и послѣ того до построенія столпа и Вавилона и послѣ столпотворенія немного лѣтъ, то есть до Фалека и Рагава (Быт. 11, 18 и дал). Уклонившись въ страну Европы, скиѳы поселились въ области скиѳской между тамошними племенами со временъ Ѳарры (ст. 26), отъ котораго произошли ѳракіяне, и позднѣе.

Еллинство, со временъ Серуха начавшееся идолопоклонствомъ: и какъ тогда каждый водился какимъ нибудь суевѣріемъ, то при большей образованности, при установившихся обычаяхъ и законахъ, племена человѣческія начали составлять постановленія объ идолахъ, которыхъ обязательно обоготворяли; въ началѣ расписывали красками и дѣлали изображенія чтимыхъ ими издревле властителей или чародѣевъ, сдѣлавшихъ въ жизни что либо достопамятное, уважаемыхъ за силу и тѣлесную крѣпость; а потомъ, со временъ Ѳарры, отца Авраамова, ввели въ идолопоклонство дѣланіе кумировъ, почтили праотцевъ своихъ изваяніями, стали выдѣлывать подобія умершихъ, сперва съ помощію скудельнаго искусства, а потомъ примѣнительно ко всякому искусству: строители домовъ обтесывали камень, серебряники же, золотари, а также столяры и прочіе обдѣлывали каждый свое вещество. Египтяне, а вмѣстѣ съ ними вавилоняне, фригійцы и финикіяне сдѣлались первыми учредителями сего богопочтенія, дѣланія кумировъ и совершенія таинствъ; отъ нихъ большая часть учрежденій перешла къ еллинамъ со временъ Кекропса и послѣ него. А впослѣдствіи и гораздо позднѣе провозгласили богами Кроноса, Рею, Зевса, Аполлона и прочихъ. Еллины получили имя отъ нѣкоего Еллина, одного изъ жителей Еллады, давшаго названіе и самой странѣ; а другіе говорятъ, — отъ маслины (ἐλαία), росшей въ Аѳинахъ. Вождями еллиновъ, какъ показываетъ дѣйствительная исторія, были іоняне, названные отъ имени Іона [2], сына одного изъ построившихъ столпъ. По причинѣ раздѣленія (μεμερισμένη) языковъ они названы также меропами. Впослѣдствіи, гораздо въ позднѣйшія времена, еллинство перешло въ ереси, разумѣю пиѳагорейцевъ, стоиковъ, платониковъ, епикурейцевъ и прочихъ. Но вмѣстѣ съ тѣмъ у этихъ народовъ существовало богопочтеніе, и законъ естественный, отъ сложенія міра и до послѣднихъ временъ, сохраняясь въ особомъ отдѣльномъ видѣ среди варварства, скиѳства и еллинства, пока они не вошли въ единеніе съ богочестіемъ Авраамовымъ. Послѣ того іудейство, со временъ Авраама получивъ особый характеръ и распространившись чрезъ Моисея, седмаго отъ Авраама, посредствомъ даннаго ему Богомъ закона, отъ Іуды, четвертаго сына Іакова, прозваннаго Израилемъ, чрезъ Давида, перваго царя изъ колѣна того же Іуды, унаслѣдовало полное свое имя.

Различныя секты у еллиновъ слѣдующія:

Пиѳагорейцы или перипатетики. Они учили о монадѣ и о промыслѣ, запрещали приносить богамъ жертвы, принимать въ пищу существа одушевленныя и употреблять вино. Утверждали, что, начиная отъ луны и выше, все безсмертно, а что ниже, то смертно. Учили о переселеніи душъ изъ однихъ тѣлъ въ другія, даже въ тѣла животныхъ и дикихъ звѣрей. Хранившій молчаніе учитель ихъ Пиѳагоръ наименовалъ себя богомъ.

Платоники полагали, что существуютъ Богъ, вещество и видъ; что міръ произведенъ и подверженъ тлѣнію, а душа нерожденна, безсмертна и божественна; что въ ней три части: разумная, раздражительная и вожделѣвательная. Учили, чтобъ жены были у всѣхъ общія, и чтобы никто не имѣлъ одной собственной супруги, но желающіе вступали въ союзъ съ произволяющими. Они также учили о преселеніи душъ въ разныя тѣла, даже въ тѣла дикихъ звѣрей, а равно и о томъ, что отъ одного произошли многіе боги.

Стоики учатъ, что все есть тѣло, и чувственный сей міръ признаютъ Богомъ. Нѣкоторые утверждаютъ, что естество Его состоитъ изъ огненной сущности. Они учатъ, что Богъ есть умъ и какъ бы душа всего существующаго пространства, неба и земли; что тѣло Его, какъ я сказалъ, есть вселенная, а очи — свѣтила; что плоть у всякаго гибнетъ, и душа у всякаго переходитъ изъ тѣла въ тѣло.

Епикурейцы объ атомахъ и недѣлимыхъ тѣлахъ, состоящихъ изъ подобныхъ неопредѣленнаго числа частей, утверждали, что они суть начало всѣхъ вещей; учили, что высшее блаженство въ удовольствіи, и что ни Богъ, ни Промыслъ не управляютъ вселенною.

Самарянство, и отъ него самаряне. Эта ересь получила начало отъ іудейства прежде, нежели у еллиновъ появились ереси, и прежде нежели образовались ихъ ученія, однако жъ по установленіи богопочитанія у еллиновъ, именно, со временъ Навуходоносора и плѣна іудейскаго. Будучи переселенцами изъ Ассиріи въ Іудею, самаряне приняли одно Пятокнижіе Моисеево, когда царь прислалъ имъ оное изъ Вавилона чрезъ священника именуемаго Ездрою. Они имѣютъ все общее съ іудеями, кромѣ того, что гнушаются язычниками и къ иному не прикасаются, и кромѣ отрицанія воскресенія мертвыхъ и другихъ пророчествъ бывшихъ послѣ Моисея. Толковъ самарянскихъ четыре: гороѳины, совершающіе праздники въ иныя, нежели севуеи, времена; севуеи, по поводу тѣхъ же праздниковъ разнящіеся съ гороѳинами; ессины, не противящіеся ни тѣмъ, ни другимъ, но безразлично празднующіе, съ которыми придется; досиѳеи, водящіеся тѣми же обычаями, какъ и самаряне: хранятъ обрѣзаніе, субботу и иные уставы, пользуются Пятокнижіемъ, строже другихъ соблюдаютъ правило воздерживаться отъ употребленія въ пищу одушевленнаго, проводить жизнь въ непрестанныхъ постахъ. Нѣкоторые изъ нихъ хранятъ и дѣвство, а другіе — воздержаніе. Вѣруютъ также въ воскресеніе мертвыхъ, что чуждо для самарянъ.

У іудеевъ ересей семь:

Книжники, которые были законниками и блюстителями вторичныхъ законовъ или преданій такъ называемыхъ у нихъ старцевъ, съ излишнею ревностію соблюдающіе произвольно принятые богослужебные обряды, которые не изъ закона узнали они, но сами для себя составили обряды какъ бы законные и праведные.

Фарисеи, что значитъ отдѣленные, ведущіе самую высокую жизнь и болѣе другихъ казавшіеся праведными. Они, также какъ и книжники, признаютъ и воскресеніе мертвыхъ, и бытіе ангеловъ и Святаго Духа. Жизнь ихъ особенная: они соблюдаютъ воздержаніе до извѣстнаго времени, также дѣвство, два раза въ недѣлю постъ, очищеніе кружекъ, блюдъ и чашъ, а равно, какъ и у книжниковъ, одесятствованіе, начатки, непрерывную молитву, произвольнымъ суевѣріемъ предписанный наружный видъ одѣянія, состоявшаго изъ ризы, похожей на стихарь и далматика, или одежды безъ рукавовъ, съ разширеніемъ хранилищъ (Матѳ. 23, 5), то есть, полосъ изъ багряницы, воскрилій и пуговицъ на воскриліяхъ ризы, что служило знакомъ хранимаго ими до времени воздержанія. Они ввели ученіе о рожденіи и о судьбѣ.

Саддукеи, что значитъ правдивѣйшіе, родъ вели и отъ самарянъ, и вмѣстѣ отъ священника Садока. Они отрицали воскресеніе мертвыхъ, не признавали ни ангела, ни духа; по всему же прочему были іудеи.

Имеробаптисты, которые по всему были іудеи, но утверждали, что никто не получитъ жизни вѣчной, если не будетъ совершать омовенія каждый денъ.

Оссины, что значитъ самые смѣлые. Они исполняли все по закону, но пользовались и другими писаніями, явившимися послѣ закона; однако большую часть позднѣйшихъ пророковъ отвергали.

Назареи, что значитъ необузданные, запрещаютъ всякое мясоястіе, вовсе не вкушаютъ одушевленнаго, въ Пятокнижіи святыя имена патріарховъ до Моисея и Іисуса Навина принимаютъ и вѣрятъ въ нихъ, разумѣю Авраама, Исаака, Іакова и старѣйшихъ, а также самого Моисея, Аарона и Іисуса. Учатъ однако же, что Пятокнижіе не Моисеево писаніе, и утверждаютъ, что вмѣсто сего есть у нихъ другія писанія.

Иродіане по всему были іудеи, но Христомъ признавали Ирода и сему послѣднему воздавали честь и приписывали имя Христа.

Вотъ первое отдѣленіе, содержащее въ себѣ обличеніе всѣхъ двадцати ересей; тутъ же и разсужденіе о пришествіи Христовомъ и изложеніе исповѣданія истины, единой и единственно истинной вѣры Божіей.

Доселѣ излагаемо было опроверженіе бывшихъ до Христа двадцати ересей и слово о вѣрѣ и о пришествіи Христа во плоти. Когда вскорѣ послѣдовало пришествіе во плоти Господа нашего Іисуса Христа, оно застигло вышеупомянутыя семь ересей въ Іерусалимѣ, и сила Его угасила и разсыпала сіи ереси. Всѣ прочія ереси произошли уже послѣ Его пришествія, — послѣ благовѣщенія Маріи въ Назаретѣ и зачатія Слова, сшедшаго съ неба изъ нѣдръ Отчихъ, рожденнаго предвѣчно и безначально, пришедшаго же въ послѣдніе дни, Бога Слова, истинно рожденнаго отъ Бога Отца, единосущнаго Отцу и ни въ чемъ не инаковаго со Отцемъ, но непреложнаго и неизмѣняемаго, всецѣло безстрастнаго, но состраждущаго нашему роду, сошедшаго съ неба, зачатаго во утробѣ не отъ сѣмени мужескаго, но истинно отъ Духа Святаго, возъимѣвшаго тѣло отъ Маріи, создавшаго Себѣ плоть отъ святыхъ ложеснъ, пріявшаго душу человѣческую и умъ, и все, что есть человѣкъ, соединившаго въ Себѣ съ Своимъ Божествомъ. Сей Богъ — Слово, рожденный въ Виѳлеемѣ и обрѣзанный принесенъ былъ въ Іерусалимъ, принятъ здѣсь въ объятія Симеономъ, исповѣданъ Анною пророчицею, дочерью Фануиловою, и отнесенъ былъ въ Назаретъ. Въ слѣдующій годъ пришелъ (въ Іерусалимъ), чтобы явиться предъ Господомъ, ради родства отнесенъ былъ Матерію въ Виѳлеемъ, потомъ опять взятъ былъ въ Назаретъ. Въ теченіе втораго года снова приходилъ въ Іерусалимъ, носимый Своею Матерью; въ Виѳлеемѣ съ Своею Матерью и Іосифомъ, уже старцемъ, но не оставлявшимъ Маріи, вошелъ въ домъ и здѣсь во второй годъ по Своемъ рожденіи былъ обрѣтенъ (волхвами), принялъ дары, и въ ту же ночь, по откровенію отъ Ангела Іосифу, взятъ былъ въ Египетъ и оттуда снова, по прошествіи двухъ лѣтъ, возвратился, когда Иродъ умеръ, преемникомъ же его сдѣлался Архелай.

Спаситель раждается въ Виѳлеемѣ іудейскомъ; въ тридцать третій годъ Ирода, и въ сорокъ второй царя Августа, удаляется же въ Египетъ въ тридцать пятый годъ Ирода, а возвращается изъ Египта по кончинѣ Ирода. По этому въ тридцать седмой годъ того же правленія Иродова Господь былъ отрокомъ четырехъ лѣтъ, когда Иродъ, по исполненіи тридцати семи лѣтъ, кончилъ жизнь. Архелай же царствуетъ девять лѣтъ; въ началѣ его царствованія Іосифъ съ Маріею и Отрокомъ, услышавъ, что царствуетъ Архелай, удалился въ страны галилейскія и поселился въ Назаретѣ. Архелай же родилъ Ирода младшаго, и Иродъ по преемству воцаряется въ девятый годъ царствованія отца Архелая. Отъ пришествія Христова во плоти считалось тогда тринадцать лѣтъ. Въ осмнадцатый же годъ Ирода, прозваннаго Агриппою, началъ Іисусъ проповѣдь и тогда пріемлетъ крещеніе отъ Іоанна, и проповѣдуетъ лѣто приятно (Лук. 4, 19), не встрѣчая прекословія ни отъ кого (Лук. 2, 34) ни изъ іудеевъ, ни изъ еллиновъ, ни изъ самарянъ, ни изъ другаго какого народа; потомъ во второй годъ проповѣдывалъ, встрѣчая прекословіе, когда правленію того же Ирода былъ девятнадцатый годъ, а Спасителю тридцать вторый. Въ двадцатый же годъ Ирода, называемаго четверовластникомъ, совершается спасительное страданіе и безстрастіе, вкушеніе смерти крестной, когда Господь пострадалъ воистину, но пребывалъ безстрастнымъ по Божеству. Христу пострадавшу за ны плотію, говоритъ Божественное Писаніе (1 Петр. 4, 1); и еще: умерщвленъ убо бывъ плотію, оживъ же духомъ (1 Петр. 3, 18). и такъ далѣе. Пригвождается ко кресту, погребается, Божествомъ и душею сходитъ въ преисподняя, плѣняетъ плѣнъ, и востаетъ тридневенъ съ тѣмъ же святымъ тѣломъ [3], соединивъ тѣло съ Божествомъ, уже не страждущее, не обладаемое смертію, какъ говоритъ Апостолъ: смерть Имъ ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9). Тоже по истинѣ тѣло, туже плоть, туже душу, тоже все; и не иное какое тѣло, но тоже самое Господь облекъ силою и соединилъ въ единомъ единствѣ, въ единомъ Божествѣ, плотское содѣлавъ нетлѣннымъ, тѣлесное духовнымъ, грубое тонкимъ, смертное безсмертнымъ, вовсе невидѣвшимъ истлѣнія, такъ какъ не оставися душа Его во адѣ (Дѣян. 2, 31); тѣло Его не уклонилось хотя и отчасти ко грѣху, умъ не осквернялся обращеніемъ къ худшему; напротивъ того, Онъ воспринялъ на себя все человѣческое, но все сохранилъ совершеннымъ, такъ какъ Божество истиннымъ потребностямъ, тѣлеснымъ и душевнымъ, и отъ ума человѣческаго получающимъ удостовѣреніе, дало мѣсто въ истинномъ вочеловѣченіи: разумѣются голодъ и жажда, плачъ и скорбь, слезы и сонъ, утомленіе и упокоеніе. Это — не видъ грѣха, но признакъ самаго истиннаго человѣчества, при чемъ истинно соприсущее человѣчеству Божество не терпитъ того, что свойственно человѣчеству, а напротивъ, Божество соизволяетъ на то, что благословно и состоитъ внѣ грѣха и обращенія къ худшему. Но Онъ и воскресъ, и вошелъ дверемъ заключенымъ, дабы предъявить утонченнымъ тѣло грубое, имѣвшее мясо и кости. Вошедши, Онъ показалъ руки и ноги, и прободенныя ребра, кости и жилы, и прочее, въ доказательство, что видимое — не призракъ. Такъ Собою Онъ исполнилъ обѣтованное нашей вѣрѣ и надеждѣ, все совершивъ, и вкушая и пребывая съ учениками не призрачно, но истинно; и наставляя, училъ проповѣдывать воистину царство небесное, давая разумѣть великую и самую главную тайну ученикамъ, и говоря: научите языки (Матѳ. 28, 19), то есть, обратите народы отъ порока къ истинѣ, отъ ересей къ единому Божеству, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, въ Господне именованіе Троицы, святую и царскую печать, дабы показать этимъ именованіемъ, что нѣтъ никакого измѣненія въ единомъ единствѣ. Ибо крещаемымъ повелѣвается креститься во имя Отца (несомнѣнное славословіе), во имя Сына (наименованіе неимѣющаго ни въ чемъ недостатка), во имя Святаго Духа (неразрывное единеніе, не отчужденное отъ единаго Божества).

Онъ вознесся на небеса съ тѣмъ же тѣломъ и душею, и умомъ, соединивъ ихъ въ одно единство и въ одну духовную Vпостась, и совершивъ ихъ обоженіе, возсѣлъ одесную Отца. Онъ послалъ во всю вселенную проповѣдниками — Симона Петра, Андрея брата его, Іакова и Іоанна, сыновъ Зеведеевыхъ, которыхъ давно избралъ, Филиппа и Варѳоломя, Матѳея и Ѳому, Іуду и Ѳаддея, Симона Зилота и Іуду Искаріота, сдѣлавшагося предателемъ Его, равно какъ и иныхъ семъдесятъ два, изъ которыхъ семь были поставлены для призрѣнія вдовицъ: Стефанъ, Филиппъ, Прохоръ, Никаноръ, Тимонъ, Парменъ и Николай. Кромѣ ихъ Матѳій, вмѣсто послѣдняго Іуды сопричисленъ былъ къ двѣнадцати апостоламъ; послѣ же всѣхъ этихъ Маркъ, Лука, Іустъ, Варнава и Апеллесъ, Руфъ, Нигеръ и прочіе изъ семидесяти двухъ. А послѣ всѣхъ ихъ Павла, святѣйшаго апостола, избравъ собственнымъ Своимъ гласомъ съ неба, послалъ какъ апостола и вмѣстѣ проповѣдника язычниковъ и совершителя апостольскаго служенія. Павелъ встрѣчаетъ Луку, одного изъ семидесяти двухъ разсѣявшихся, и дѣлаетъ его своимъ спутникомъ и сотрудникомъ въ благовѣствованіи. Такъ совершалось дѣло благовѣствованія даже до сего времени. Этимъ да будетъ у меня окончено слово о двадцати ересяхъ и объ изложенномъ по порядку въ сокращеніи евангельскомъ просвѣщеніи міра, совершенномъ чрезъ Христа и учениковъ Его. Можно было бы собрать и еще подобное сему и приложить предреченія и пророчества изъ закона и псалмовъ, и другихъ книгъ, усмотрѣть всю послѣдовательность и связь, и въ точности уразумѣть, что неложны, но истинны и предвозвѣщены во всемъ Ветхомъ Завѣтѣ, и несомнѣнны — пришествіе Христово и евангельское ученіе. Но чтобы изъ сего сочиненія не вышло чего либо слишкомъ обширнаго, удовлетворюсь сдѣланнымъ доселѣ.

Идя далѣе, я опишу также мнѣнія, явившіяся въ мірѣ сь худою цѣлію.

Вотъ что содержится во второмъ отдѣленіи первой книги, въ которомъ разбирается тринадцать ересей. Изъ нихъ первая ересь — Симона волхва, который явился вскорѣ послѣ Христа, когда еще проповѣдывали апостолы, и отъ Котораго приверженные къ его ереси названы симоніанами. Онъ вышелъ изъ Самаріи, изъ селенія: Гитѳы и принялъ на себя имя Христа. Училъ студодѣянію, гнусному совокупленію, безъ различенія женъ. Воскресеніе тѣлъ отвергалъ и говорилъ, что міръ не отъ Бога. Изображеніе свое и бывшей съ нимъ блудницы Елены, какъ бы Зевса и Аѳины, передалъ ученикамъ своимъ для поклоненія. Называлъ себя самарянамъ — Отцемъ, а іудеямъ — Христомъ.

Менандріане происходили отъ нѣкоего Менандра, который кое-чѣмъ отличался отъ симоніанъ и говорилъ, что міръ сотворенъ ангелами.

Саторниліане усилили въ Сиріи студодѣяніе симоніанъ, но къ большому изумленію проповѣдуютъ нѣчто иное противъ симоніанъ; они получили начало отъ Саторнила, который и самъ, подобно Менандру, утверждалъ, что міръ приведенъ въ бытіе ангелами, но только семью, вопреки волѣ Вышняго Отца.

Василидіане въ тоже студодѣяніе посвящены Василидомъ, который вмѣстѣ съ Саторниломъ учился у симоніанъ и менандріанъ, держится одинаковаго съ ними образа мыслей, но кое-въ чемъ и разнится отъ нихъ. Онъ говоритъ, что небесъ триста шестьдесятъ пять, и придаетъ имъ ангельскія имена. Поэтому, говоритъ онъ, и годъ состоитъ изъ столькихъ дней, и имя: аврасаксъ [4] содержитъ въ себѣ тоже число 365 и есть священное имя.

Николаиты — отъ Николая, поставленнаго апостолами при вдовицахъ. По ревности къ супругѣ своей онъ вмѣстѣ съ другими училъ послѣдователей своихъ совершать студодѣяніе и ввелъ въ употребленіе имена: Кавлакахъ, Пруникъ и другія варварскія имена.

Гностики, принявшіе тѣже самыя ереси, сами болѣе всѣхъ съ неистовствомъ предаются срамотѣ; въ Египтѣ называются они стратіотиками и фивіонитами, въ верхнихъ частяхъ Египта — секундіанами, а въ другихъ частяхъ сократитами, у иныхъ же — закхеями; другіе называють ихъ коддіанами, иные зовутъ ихъ ворворитами.

Карпократіане отъ какого-то азіатца Карпократа, который училъ совершать всякое студодѣяніе и всякое грѣховное дѣло. Если кто, говорилъ онъ, не пройдетъ всего, и не выполнитъ воли всѣхъ демоновъ и ангеловъ, то не можетъ взойти на небо и превзойти начала и власти. Говорилъ также, что Іисусъ воспріялъ на себя душу разумную, зналъ и возвѣщалъ здѣсь горнее; и если кто въ состояніи поступать подобно Іисусу, такой не ниже Его. А законъ, вмѣстѣ съ воскресеніемъ мертвыхъ, Карпократъ отрицалъ, также какъ и еретики произшедшіе отъ Симона. Его послѣдовательницею была въ Римѣ Маркеллина. Втайнѣ сдѣлавъ изображенія Іисуса, Павла Гомера и Пиѳагора, Карпократъ кадилъ и покланялся имъ.

Керинѳіане и меринѳіане, отъ Керинѳа и Меринѳа происходившіе іудеи, которые хвалились обрѣзаніемъ и говорили, что міръ приведенъ въ бытіе ангелами, а Іисусъ за преспѣяніе названъ Христомъ.

Назореи исповѣдуютъ Іисуса Сыномъ Божіимъ, но во всемъ живутъ по закону Моисееву.

Евіонеи близки къ упомянутымъ выше керинѳіанамъ и назореямъ; къ нимъ примыкаютъ кое въ чемъ ереси сампсеевъ и елкесеевъ. Они говорятъ, что Христосъ и Святый Его Духъ созданы на небѣ, что Христосъ пришелъ на землю сперва въ Адамѣ, и по временамъ совлекался сего Адама и опять облекался въ него. Это, говорятъ они, совершилъ Онъ и при Своемъ пришествіи во плоти. Будучи іудеями, они однакоже пользуются Евангеліями. Мясоястіемъ гнушаются. Воду почитаютъ за Бога, а о Христѣ, какъ сказалъ я, утверждаютъ, что въ плотскомъ Своемъ пришествіи Онъ облекся въ человѣка. Часто омываются въ водахъ, лѣтомъ и зимою, именно для освященія, какъ самаряне.

Валентиніане отрицаютъ воскресеніе плоти, отвергаютъ Ветхій Завѣтъ и пророковъ, хотя читаютъ оный, и что можно протолковать сообразно съ ихъ ересію, то принимаютъ. Но привносятъ нѣкія другія баснословія, измышляя именованія тридцати эоновъ обоего пола, въ совокупности приведенныхъ въ бытіе Отцемъ всяческихъ, и ихъ почитаютъ и богами, и эонами. А о Христѣ говорятъ, что Онъ принесъ тѣло съ неба и прошелъ чрезъ Марію, какъ чрезъ трубу.

Секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидоръ, и сами допускаютъ тѣже четы, мудрствуя подобно Валентину, а иное толкуя нѣсколько отлично отъ него. Кромѣ того учатъ и студодѣянію. Воплощеніе и они отрицаютъ.

Птолемеи — также ученики Валентина; въ связи съ ними состоитъ Флора. И они говорятъ о четахъ тоже, что Валентинъ и секундіане; но кое-въ чемъ и эти разнятся съ ними.

Вотъ оглавленіе тринадцати ересей втораго отдѣленія первой книги.

Въ третьемъ отдѣленіи тойже первой книги содержится тринадцать другихъ ересей слѣдующихъ:

Маркосіи. Нѣкто Маркъ былъ соученикомъ Колорваса. Онъ также вводитъ два начала. Отвергаетъ воскресеніе мертвыхъ. Какъ-то призрачно, при помощи колдовства, измѣняя жидкость въ сосудахъ въ синій и багряный цвѣтъ, посвящалъ въ свои тайны обольщаемыхъ женщинъ, Подобно Валентину онъ также хотѣлъ производить все отъ двадцати четырехъ стихій.

Колорвасіи. И этотъ Колорвасъ, точно также излагая тоже самое, но нѣсколько и различествуя отъ другихъ ересей, разумѣю ереси Марка и Валентина, иначе училъ о порожденіяхъ эоновъ и осмерицахъ.

Ираклеониты. Они также баснословятъ объ осмерицахъ, но иначе нежели Маркъ, Птолемей, Валентинъ и другіе. Кромѣ того, надъ головою умирающихъ у нихъ совершаютъ, подобно Марку, очистительное возліяніе изъ елея, бальзама и воды, произнося надъ головою очищаемаго отъ грѣховъ какія-то еврейскія слова.

Офиты, прославляющіе змія и его почитающіе Христомъ. Пресмыкающееся они держатъ въ какомъ-то ящикѣ.

Кайяне также вмѣстѣ съ предшествующими ересями отметаютъ законъ и Глаголавшаго въ законѣ, отрицаютъ воскресеніе плоти, прославляютъ Каина, говоря, что онъ имѣлъ величайшую силу, вмѣстѣ съ тѣмъ обожаютъ Іуду, также и сонмъ Корея, Даѳана и Авирона, и даже содомлянъ.

Сиѳіане. Эти, наоборотъ, прославляютъ Сиѳа, утверждая, что онъ произошелъ вслѣдствіе раскаянія вышней Матери, послѣ (отверженія) Каина и убіенія Авеля вошедшей въ союзъ (съ вышнимъ Отцемъ) [5] и произведшей чистое сѣмя — Сиѳа, отъ котораго потомъ произошелъ весь родъ человѣческій. И они сами учили о началахъ и властяхъ, и о всемъ, о чемъ учатъ другіе.

Архонтики. Эти опять все возводятъ ко многимъ началамъ, и говорятъ, что все существующее приведено ими въ бытіе. Уличаются и въ нѣкоторыхъ срамныхъ дѣлахъ. Воскресеніе плоти отвергаютъ и Ветхій Завѣтъ извращаютъ. Пользуются же Ветхимъ и Новымъ Завѣтомъ, каждое реченіе лукаво приспособляя къ своему образу мыслей.

Кердоніане происходятъ отъ Кердона, принявшаго участіе въ заблужденіи Ираклеона, но переселившагося изъ Сиріи въ Римъ и предлагавшаго свою проповѣдь во времена епископа Игина. Этотъ еретикъ допускаетъ два противоположныя одно другому начала; говоритъ, что Христосъ не есть рожденный, и, подобно другимъ, отвергаетъ воскресеніе мертвыхъ и Ветхій Завѣтъ.

Маркіониты. Маркіонъ, происходя изъ Понта, былъ сынъ епископа, но, растливъ дѣвицу, бѣжалъ, потому что отлученъ былъ отцемъ своимъ отъ Церкви. Пришедъ же въ Римъ, просилъ покаянія у начальствовавшихъ въ то время надъ Церковію, но не получилъ; возставши противъ вѣры, сталъ учить, вводя три начала: доброе, справедливое и злое; училъ также, что Новый Завѣтъ чуждъ Ветхаго и Глаголавшаго въ немъ. Воскресеніе плоти отвергаетъ. Допускаетъ не одно только крещеніе, но два и даже три, послѣ паденій. За тѣхъ, которые умерли оглашенными, даетъ крещеніе другимъ. И женщинамъ безбоязненно дозволяетъ преподавать крещеніе.

Лукіанисты. Лукіанъ, нѣкто древній, а не тотъ, который былъ нынѣ во времена Константина, о всемъ училъ согласно съ Маркіономъ, а объ иномъ училъ и излишне противъ Маркіона.

Апелліане. И этотъ Апеллесъ, подобно Маркіону и Лукіану, учитъ, охуждая все твореніе и Сотворившаго. Но не о трехъ началахъ, подобно имъ, учитъ онъ, а объ одномъ началѣ и объ одномъ высочайшемъ и неименуемомъ Богѣ, сотворившемъ другаго. А этотъ, приведенный въ бытіе, оказавшійся злымъ, сотворилъ міръ по своей злобѣ.

Севиріане. Нѣкто Севиръ, слѣдуя также Апеллесу, отвергаетъ вино и виноградъ, баснословя, будто они произошли отъ драконовиднаго сатаны; и женщину отвергаетъ, говоря, что она имѣетъ начало отъ злой силы. Вводитъ также какія-то именованія князей и нѣкоторыя тайныя книги. Подобно другимъ отвергаетъ воскресеніе плоти и Ветхій Завѣтъ.

Татіане. Татіанъ процвѣталъ въ одно время съ святымъ Іустиномъ мученикомъ; а по кончинѣ мученика и философа Іустина, испорченный ученіемъ Маркіона, сдѣлался его ученикомъ и училъ одинаково съ нимъ и еще иное противъ него. Говорили, что онъ происходилъ изъ Месопотаміи.

Вотъ оглавленіе первой книги, въ трехъ отдѣленіяхъ заключающей обличеніе сорока шести ересей.

Въ первомъ же отдѣленін второй книги, въ четвертомъ по порядку счета отъ начала отдѣленій, содержится осмнадцать ересей, именно:

Енкратиты, составляющіе отрасль ереси Татіана. Они отвергаютъ бракъ, признавая его дѣломъ сатанинскимъ; запрещаютъ также употребленіе въ пищу животныхъ.

Еретики фригійскіе, они же и монтанисты, принимаютъ Ветхій и Новый Завѣтъ, но кромѣ пророковъ вводятъ другихъ пророковъ: похваляются нѣкіимъ Монтаномъ и Прискиллою.

Пепузіане, они же и квинтилліане, съ которыми состоятъ въ связи артотириты. Частію они изъ фригійскихъ же еретиковъ, а частію учатъ другому сравнительно съ ними. Чтутъ, какъ святыню, какой-то запустѣлый городъ Пепузу между Галатіею, Каппадокіею и Фригіею и признаютъ его Іерусалимомъ (есть впрочемъ и другая Пепуза). Женщинамъ предоставляютъ начальство и священнослужительство. При посвященіи въ свои таинства умерщвляютъ какое нибудь дитя. Баснословятъ, что тамъ, въ Пепузѣ, Христосъ открылся Квинтиллѣ, или Прискиллѣ, въ видѣ женщины. Употребляютъ также Ветхій и Новый Завѣтъ, передѣлывая его по собственному разумѣвію.

Четыренадесятники. Они въ одинъ и тотъ же день года совершаютъ пасху, и въ какой день ни придется четырнадцатый день луны, въ субботу ли или въ день Господень (воскресенье), въ тотъ день и постятся, и вмѣстѣ совершаютъ бдѣніе.

Названные у насъ алогами; это тѣ, которые отвергаютъ Евангеліе отъ Іоанна и проповѣданнаго въ немъ свыше отъ Отца пришедшаго и предвѣчно рожденнаго Бога Слово, не принимая Евангелія Іоанна и его Апокалипсисъ.

Адаміане, у нѣкоторыхъ называемые ересію живаго Адама, содержатъ ученіе болѣе достойное смѣха, нежели серьезное. Нагими, какъ изъ чрева матери, сходятся въ одно мѣсто мужчины и женщины и такимъ образомъ совершаютъ чтенія, молитвы и все такое. Какъ будто ведутъ жизнь монашескую и воздержническую, не принимаютъ брака и церковь свою почитаютъ раемъ.

Сампсеи или елкесеи еще доселѣ обитаютъ въ Аравіи,—странѣ, лежащей выше Чермнаго (Мертваго) моря. Они введены въ обманъ нѣкіимъ лжепророкомъ Елкесеемъ, изъ рода котораго еще доселѣ существовали двѣ женщины Марѳусъ и Марѳина, которымъ еретики покланяются, какъ богинямъ. У этихъ еретиковъ все весьма близко къ ученію евіонеевъ.

Ѳеодотіане, послѣдователи Ѳеодота, византійскаго кожевника. Онъ стоялъ высоко по еллинской образованности. Во дни тогдашняго гоненія схваченъ былъ вмѣстѣ съ другими, и одинъ отпалъ, тогда какъ тѣ приняли мученичество. Поелику за уклоненіе отъ сего былъ онъ въ поношеніи: то по причинѣ обвиненія въ томъ, что отрекся отъ Бога, онъ умыслилъ говорить о Христѣ, что Онъ простой человѣкъ, и такъ училъ.

Мелхиседекіане. Эти чествуютъ Мелхиседека, утверждая, что онъ — нѣкая сила, а не простой человѣкъ, и все дерзнули возводить къ его имени.

Вардисіанисты. Этотъ Вардисанъ происходилъ изъ Месопотаміи; сперва держался истинной вѣры и блисталъ мудростію, но уклонившись отъ истины, училъ весьма близко къ Валентину, за исключеніемъ нѣкоторыхъ частей, въ которыхъ разнится отъ Валентина.

Ноетіане. Этотъ Ноетъ былъ изъ Смирны Асійской. Превознесшись гордостію, съ нѣкоторыми иными сталъ учить, что Христосъ — Сыноотецъ, и что одинъ и тотъ же есть и Отецъ, и Сынъ, и Святый Духъ. Себя же самого называлъ Моисеемъ, а своего брата — Аарономъ.

Валисіи. Эти, какъ дошло до насъ, населяютъ Вакаѳу, главное селеніе Филадельфіи аравійской. Приходящихъ къ нимъ и пользующихся у нихъ гостепріимствомъ они оскопляютъ. Да и изъ нихъ самихъ большая часть — скопцы. Учатъ и кое-чему другому, исполненному ереси, уничтожаютъ законъ и пророковъ и вводятъ нѣкоторыя другія студодѣянія.

Каѳары состоятъ въ связи съ римляниномъ Новатомъ. Они совершенно отвергаютъ второбрачныхъ и не принимаютъ покаянія.

Ангелики. Этихъ совсѣмъ теперь не стало. Они похвалялись тѣмъ, что состоятъ въ ангельскомъ чинѣ, и носили имя ангеловъ.

Апостолики, они же и апотактики, находятся въ Писидіи. Они принимаютъ только отрекшихся отъ міра, и сами даютъ въ томъ обѣтъ. Приближаются же къ енкратитамъ, но мудрствуютъ и иначе, нежели тѣ.

Савелліане. Во мнѣніяхъ сходны съ Ноетомъ, кромѣ того только, что говорятъ, будто Отецъ не пострадалъ.

Оригенисты, происходящіе отъ нѣкоего Оригена. Это срамники, которые дѣлаютъ то, о чемъ и говорить непозволительно, и предаютъ свои тѣла растлѣнію.

Оригенисты другіе, отъ писателя Оригена, прозваннаго адамантовымъ. Они отвергаютъ воскресеніе мертвыхъ; учатъ, что Христосъ и Святый Духъ — твари; рай, небеса и все иное толкуютъ иносказательно и дерзаютъ говорить, что царство Христово будетъ имѣть конецъ.

Вотъ осмнадцать ересей, заключающихся въ первомъ отдѣленіи второй книги.

А во второмъ отдѣленіи тойже второй книги, въ пятомъ по вышесказанному счету, содержатся слѣдующія пять ересей:

Павла Самосатскаго, бывшаго епископомъ Антіохіи великой. Онъ утверждаетъ, что Христа почти нѣтъ въ дѣйствительности, вообразивъ, что Онъ есть произносимое устами слово и здѣсь произошелъ отъ Маріи. Хотя о Немъ и возвѣщено было пророчески въ Божественныхъ Писаніяхъ, однако Онъ не существовалъ и только началъ бытіе отъ Маріи посредствомъ воплощенія.

Манихеи и Акуаниты, ученики перса Манеса. Они называютъ Христа призракомъ, почитаютъ солнце и луну; молятся звѣздамъ, силамъ и демонамъ; вводятъ два начала — злое и доброе. Говорятъ, что Христосъ призрачно явился и мнимо пострадалъ. Ветхій Завѣтъ и Бога, въ немъ глаголавшаго, хулятъ; о мірѣ же утверждаютъ, что не весь онъ, но часть его произошла отъ Бога.

Іеракиты — отъ Іеракса, изъ Леонтополя египетскаго, какого-то учителя, отвергавшаго воскресеніе плоти. Они пользуются Ветхимъ и Новымъ Завѣтомъ, но бракъ совершенно отвергаютъ; принимаютъ монашествующихъ и дѣвственницъ, воздержниковъ и вдовствующихъ; а о дѣтяхъ, еще не достигшихъ зрѣлаго возраста, говорятъ, что они не причастны царствію небесному, какъ не подвизавшіеся.

Мелетіане, составляющіе въ Египтѣ расколъ, а не ересь. Они не молились вмѣстѣ съ падшими во время гоненія; а теперь соединились съ аріанами.

Аріане, они же и аріоманиты. Они называютъ Сына Божія тварію, а Духа Святаго тварію твари; утверждаютъ, что Христосъ Спаситель принялъ отъ Маріи только плоть, а не душу. Былъ же этотъ Арій пресвитеръ Александрійской церкви.

Вотъ оглавленіе пяти ересей втораго отдѣленія второй книги, а отъ начала по порядку пятаго.

Въ первомъ отдѣленіи третьей книги, въ шестомъ же по вышесказанному счету, содержится семь ересей съ расколами, а порядокъ слѣдующій:

Авдіане, отщепенство и расколъ, а не ересь. Они ведутъ благоустроенный образъ жизни, во всемъ держась вѣры, какъ и вселенская Церковь. Большая часть ихъ живутъ въ монастыряхъ. Неумѣренно пользуются многими апокрифами; не молятся вмѣстѣ съ нами, порицая нашихъ епископовъ, богатыхъ людей и другихъ. Пасху совершаютъ особо, въ то же время, какъ и іудеи. Въ ученіи есть у нихъ нѣчто своеобразное; любятъ спорить, весьма грубо изъясняя выраженіе: по образу (Быт. 1, 26. 27).

Фотиніане. Этотъ Фотинъ, будучи родомъ изъ Сирміи, въ наше уже время бродившій здѣсь, мудрствовалъ подобно Павлу Самосатскому, но кое-чѣмъ и различается отъ него. Онъ также утверждаетъ, что Христосъ получилъ начало отъ Маріи.

Маркелліане, отъ Маркелла изъ Анкиры въ Галатіи. Шла молва, что въ началѣ онъ мудрствовалъ очень сходно съ Савелліемъ. Не смотря на то, что онъ часто защищалъ себя и защищалъ письменно, многіе обвиняли его въ томъ, что онъ остался при тѣхъ же мнѣніяхъ. Вѣроятно, впрочемъ, что, перемѣнивъ свои мнѣнія, онъ, или его ученики исправились, потому что за него, или за учениковъ его выступали на защиту нѣкоторые православные.

Полуаріане. Они признаютъ Христа тварію, но называютъ Его такъ не въ точномъ смыслѣ и не какъ одну изъ тварей. Мы называемъ Его, говорятъ, Сыномъ; но чтобы чрезъ рожденіе Сына ее приписать Отцу страданія, мы называемъ Его сотвореннымъ. Точно также и о Святомъ Духѣ прямо учатъ, что Онъ тварь; отрицая единосущіе Сына, хотятъ называть Его подобосущнымъ; иные же изъ нихъ отвергали и подобосущіе.

Духоборцы. Они о Христѣ правильно мыслятъ, но хулятъ Святаго Духа, уча, что Онъ тварь, и не будучи Богомъ, а сотвореннымъ, получилъ это наименованіе въ несобственномъ смыслѣ, по своей дѣятельности; Онъ, говорятъ они, есть только освящающая сила.

Аэріане. Этотъ Аэрій происходилъ изъ Понта и до сихъ поръ еще живъ на искушеніе людямъ. Онъ былъ пресвитеромъ при епископѣ Евстаѳіѣ, обвиненномъ въ аріанствѣ и лишенномъ епископства. Когда Аэрій не былъ поставленъ епископомъ вмѣсто Евстаѳія, то сталъ учить многому вопреки Церкви. По вѣрѣ онъ совершеннѣйшій аріанинъ, но учитъ и излишнему противъ нихъ. Не должно, говоритъ онъ, дѣлать приношеній за усопшихъ, ни поститься въ среду, пятокъ и четыредесятницу, возбраняетъ праздновать пасху, и хотя проповѣдуетъ отреченіе отъ міра, однако безбоязненно допускаетъ всякаго рода мясояденіе и наслажденія. Если же изъ его учениковъ кто желаетъ поститься, тотъ, говоритъ онъ, пусть постится не въ установленные дни, но когда хочетъ. Говоритъ также, что епископъ ничѣмъ не отличается отъ пресвитера.

Аэтіане, отъ Аэтія киликійца, бывшаго діакономъ при Георгіѣ, аріанскомъ епископѣ въ Александріи; они же называются и аномеями, а у нѣкоторыхъ евноміанами, отъ нѣкоего Евномія, бывшаго ученикомъ Аэтія и находящагося еще въ живыхъ. Съ сими въ связи былъ также и Евдоксій, аріанствующій, но онъ по страху предъ царемъ Константиномъ отдѣлился отъ нихъ, и отлученъ былъ только одинъ Аэтій. Евдоксій хотя и остался аріанствующимъ, однако не слѣдовалъ Аэтію. Эти аномеи, они же и аэтіане совершенно отчуждаютъ Христа и Святаго Духа отъ Бога, утверждая, что Сынъ Божій есть тварь, и говорятъ, что Онъ даже не имѣетъ никакого подобія Отцу. Они хотятъ изъяснить природу Бога Отца при помощи Аристотелевскихъ и геометрическихъ умозаключеній и такимъ образомъ доказать, что Христосъ не могъ произойти отъ Бога. А произшедшіе отъ Аэтія, такъ называемые евноміане, перекрещиваютъ всѣхъ приходящихъ къ нимъ, не только православныхъ, но и аріанъ. Перекрещиваютъ же, какъ идетъ молва, обращая ноги крещаемыхъ кверху, а голову внизъ. Впасть въ блудъ или въ другой грѣхъ они почитаютъ за ничто, ибо ничего, говорятъ они, не требуетъ Богъ, кромѣ только пребыванія въ ихъ вѣрѣ.

Вотъ ереси и перваго отдѣленія третьей книги, шестаго по общему порядку.

Во второмъ же отдѣленіи тойже третьей книги, а седмомъ по вышесказанному раздѣленію, каковое отдѣленіе есть и конецъ всего творенія, содержатся четыре ереси, а порядокъ такой:

Димириты, они же и аполлинаристы, исповѣдующіе несовершенное вочеловѣченіе Христа. Изъ нихъ нѣкоторые называютъ тѣло единосущнымъ Божеству. А нѣкоторые изъ нихъ дерзнули сказать даже и то, что Христосъ не воспринялъ душу, и отрицали это, нѣкоторые же, опираясь на изреченіе: Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14), отрицали, что Онъ принялъ плоть отъ созданной плоти, то есть отъ Маріи, но упорно говорили одно, что Слово плоть бысть; напослѣдокъ же по какому соображенію, не знаю, начали утверждать, что Онъ не воспринялъ ума.

Антидикомаріаниты, говорящіе, что святая Марія Приснодѣва, послѣ рожденія Спасителя, сожительствовала съ Іосифомъ.

Коллиридіане, во имя той же Маріи приносящіе въ одинъ назначенный день года нѣкоторыя печенья (коллириды). Соотвѣтственно такому дѣйствію ихъ мы и дали имъ имя, наименовавъ ихъ коллиридіанами.

Массаліане, что значитъ: молящіеся. Къ нимъ примыкаютъ и изъ прежде бывшихъ еллинскихъ ересей такъ называемые евфимиты, мартиріане и сатаніане.

Это есть и оглавленіе седмаго отдѣленія, и конецъ трехъ книгъ. Всѣхъ же ересей вмѣстѣ 80. А на самомъ концѣ третьей книги, отдѣленія же седмаго, въ заключеніи присоединены: исповѣданіе вѣры вселенской Церкви, защищеніе истины, проповѣдь евангелія Христова и образъ вселенской Церкви, которая, отъ вѣка существуя, по преемству временъ, яснѣе всего открылась въ пришествіи Христа во плоти.

Какъ много умъ человѣческій можетъ собрать великихъ примѣровъ, и между тѣми, которыхъ восхваляютъ, показать, какія разности юнотъ, имже нѣсть числа! Ибо однѣ изъ нихъ достойны похвалы, а другія недостойны. Одни по собственному соображенію избираютъ себѣ суровый образъ жизни и законъ и публично ходятъ въ длинныхъ волосахъ, иные во власяницѣ, а иные братія сидятъ дома во власяницѣ и посыпанные пепломъ; еще иные проводятъ жизнь въ чрезвычайныхъ пощеніяхъ и въ трудѣ, съ юношескою ревностію и совершенною въ отношеніи къ Жениху совѣстію; другіе же, какъ я сказалъ выше, не правильно, но по какому-то предубѣжденію ума, упрямо, съ юношескимъ безразсудствомъ поступаютъ вопреки истинѣ. Такъ Закхей, недавно скончавшійся въ горной странѣ около Іерусалима, провелъ жазнь, ни съ кѣмъ вообще не молясь вмѣстѣ. При этомъ онъ, будучи міряниномъ, дерзновенно касался святыхъ таинъ и безразсудно рѣшался на священнодѣйствіе. Другой нѣкто, который нѣкогда былъ мужемъ, повидимому, отличавшимся высотою жизни, жившій въ монастырѣ въ египетской пустынѣ, и еще инокъ обитавшій на горѣ Синайской, — оба они сновидѣніями увлечены были до того, что, не принявъ рукоположенія епископскаго, рѣшались сами возсѣдать на каѳедрѣ и совершать дѣла епископскія. Иные же, — и такихъ немало, — по юношескому безразсудству дерзнули, вопреки постановленіямъ закона, оскоплять себя. Другіе, повидимому также юношески смѣлые, изъ православныхъ, вопреки правиламъ церковнымъ, дерзаютъ собирать у себя собранія и даже безъ разрѣшенія вселенскаго собора перекрещивать приходящихъ къ нимъ изъ аріанъ, когда дѣло это, какъ я сказалъ выше, еще не рѣшено соборомъ, такъ какъ люди еще доселѣ живутъ смѣшанно, и изъ нихъ многіе православные лицемѣрно совершаютъ свойственное священникамъ, доколѣ не послѣдуетъ отлученіе таковой богохульной ереси, и состоится противъ нея опредѣленіе. Изъ этихъ такимъ образомъ собственною властію перекрещивающихъ дошло до нашего слуха свѣдѣніе объ одномъ пресвитерѣ, находящемся въ странѣ ликійской. Есть и въ другихъ мѣстахъ тѣ которые, изѣ коихъ каждый молится самъ по себѣ, а вовсе не съ кѣмъ либо. Иные, вопреки постановленію Церкви, надѣваютъ цѣпи на шею. Поэтому въ концѣ всего разсужденія я сказалъ о юнотахъ, неимѣющихъ числа и по собственному соображенію юношески поступающихъ, не ко благу или совершенствованію себя въ раз-личныхъ видахъ мудрости: въ благоразуміи, мужествѣ, цѣломудріи и справедливости. Изъ нихъ нѣкоторые поступаютъ юношески упрямѣе другихъ и отвращаютъ себя самихъ отъ истины, такъ что и такимъ нѣтъ числа.

Но единая голубица и святая дѣва — Церковь исповѣдуетъ Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Отца совершеннаго, Сына совершеннаго, Духа Святаго совершеннаго, Троицу единосущную; — Сына истинно отъ Отца рожденнаго, и Святаго Духа не чуждаго Отцу и Сыну; Троицу всегда сущую и никогда не пріемлющую прибавленія, не имѣющую въ Себѣ чего либо подчиненнаго, но возводимую къ единому единству и одному началу Бога и Отца. Этою Троицей, Отцемъ и Сыномъ и Святымъ Духомъ все создано, нѣкогда не сущее, ни существующее вмѣстѣ съ Богомъ, ни прежде Его бывшее, но приведенное изъ небытія въ бытіе Отцемъ и Сыномъ и Святымъ Духомъ. Сей Отецъ и Сынъ и Святый Духъ удостоилъ являться святымъ Своимъ въ видѣніяхъ, насколько каждый могъ вмѣщать по дарованію всемогущаго Божества, какое даровало Оно каждому изъ удостоиваемыхъ, какъ напримѣръ созерцать Отца, насколько кто могъ слышать гласъ Его и вмѣщать. Такъ устами Исаіи онъ говорилъ: се уразумѣетъ Отрокъ Мой возлюбленный (Ис. 52, 13). Это гласъ Отца. Такъ и Даніилъ видѣлъ Ветхаго денми (Дан. 7, 13. 9). Это видѣніе Отца. Такъ и еще у пророка сказано: Азъ видѣнiя умножихъ, и въ рукахъ пророческихъ уподобихся (Ос. 12, 10). Это гласъ Сына. А у Іезекіиля сказано: и взя мя Духъ Божій, и вывелъ меня на поле (Іез. 3, 12. 22). Это сказано о Святомъ Духѣ. И много подобнаго можно сказать, но мы привели по памяти немногое только отчасти, мимоходомъ, а для показанія свойствъ Церкви предложимъ два изреченія, изъ безчисленнаго множества изреченій, заключающихся въ Божественныхъ Писаніяхъ Ветхаго и Новаго Завѣта. Церковь исповѣдуетъ, что Самъ Господь создалъ тѣло Адаму и вдуну въ него дыханіе жизни (Быт. 2, 7), сотворивъ ему душу живую, и что далъ законъ Моисею Самъ Богъ Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, едино Божество; — что пророки были посланы тѣмъ же самымъ Божествомъ; — что Самъ Богъ нашъ есть Богъ іудеевъ и христіанъ, призвавшій къ оправданію іудеевъ, не отрицавшихъ пришествія Господа нашего Iисуса Христа, спасающаго всѣхъ живущихъ по истинной вѣрѣ Его и не отрицающихъ истины проповѣди истиннаго и евангельскаго Его ученія. Ибо пришелъ, истинно пришелъ Единородный: такъ содержитъ матерь наша Церковь. Она есть тихое пристанище мира, веселіе, дышущее благовоніемъ кипра въ виноградѣ (Пѣсн. 1, 13); она приноситъ намъ лозу благословенія и даруетъ намъ на каждый день избавляющее отъ болѣзней питіе — кровь Христову, чистую и истинную.

Церковь учитъ, что Христосъ истинно родился отъ Маріи Приснодѣвы, что не отъ сѣмени мужа, но отъ самой святой Дѣвы Онъ пріялъ тѣло воистину, а не призрачно, — плоть истинно, тѣло истинно, съ костями, жилами и со всѣмъ тѣмъ, что есть у насъ, ничѣмъ отъ насъ не отличаясь, развѣ только славою Своей святости и Божества и тѣмъ, что Онъ есть сосудъ святыни. Все въ Немъ совершенно безгрѣшно, и Онъ имѣлъ душу человѣческую воистину; при этомъ мы не утверждаемъ, будто умъ Его есть ѵпостась. Въ Немъ не было никакого пятна грѣховнаго, уста Его не солгали, губы Его не произнесли лести (1 Пет. 2, 22), сердце не склонилось къ раздраженію, умъ не совратился къ тому, о чемъ непристойно мыслить, плоть не сдѣлала того, что относится къ плотскому. Онъ есть Богъ совершенный отъ вѣчности, не пришедшій только пожить въ человѣкѣ, но есть Само Слово вочеловѣчившееся, не измѣнившееся по естеству, но совоспріявшее въ Божество собственное человѣчество. Онъ былъ въ утробѣ Дѣвы воистину, носимъ былъ во чревѣ опредѣленное время, рожденъ путями рожденія непостыдно, чисто, нескверно. Затѣмъ былъ воспитанъ и взятъ на руки Симеономъ и Анною, былъ носимъ Маріею, и начавъ ходить, отправлялся въ путешествіе, сталъ отрокомъ, укрѣпился возрастомъ и все имѣлъ въ Себѣ въ совершенствѣ, считался по числу лѣтъ и по числу мѣсяцевъ. Онъ носимъ былъ во чревѣ, родился отъ жены, былъ подъ закономъ (Гал. 4, 4); пришелъ на Іорданъ, крестился отъ Іоанна, хотя и не нуждался въ омовеніи, но сдѣлалъ это ради порядка требуемаго истиннымъ вочеловѣченіемъ Его, не желая нарушить правды законной, дабы исполнена была, какъ Онъ Самъ сказалъ (Матѳ: 3, 15), всякая правда, и дабы показать, что Онъ облекся въ истинную плоть, въ истинное человѣчество. Онъ сошелъ въ воду, болѣе давая, нежели пріемля, скорѣе доставляя, нежели нуждаясь Самъ, освящая ее и облекая силою во образъ имѣющаго въ Немъ совершиться, дабы воистину увѣровавшіе въ Него и имѣющіе вѣру истинную познали, что Онъ истинно вочеловѣчился, истинно крещенъ былъ, и такимъ образомъ чрезъ Его снисхожденіе и сами приступая къ Нему, принимали въ себя силу Его схожденія и просвѣтились Его свѣтоводительствомъ, въ чемъ исполнилось бы пророческое изреченіе: въ измѣненіе силы, въ дарованіе спасенія отъ силы хлѣба, отъ Іерусалима получаемой, и отъ крѣпости воды. Здѣсь во Христѣ утверждается сила хлѣба и крѣпость воды, чтобы не хлѣбъ для насъ былъ силою, но сила, происходящая отъ хлѣба; хлѣбъ есть пища, но въ немъ заключается сила къ оживотворенію. И вода не для того только, чтобы дѣлать насъ чистыми, но чтобы силою воды, посредствомъ вѣры, дѣятельности, надежды, совершенія таинствъ и призыванія имени освящающаго мы достигли совершенія спасенія. Христосъ вышелъ изъ Іордана, услышалъ гласъ Отца (Матѳ. 3, 17), произнесенный въ слухъ бывшихъ тутъ учениковъ, дабы показать, Кто есть свидѣтельствуемый, между тѣмъ какъ Духъ Святый сошелъ въ видѣ голубя, какъ мы говорили о томъ въ разсужденіяхъ о многихъ ересяхъ. Чтобы Троица была признаваема несліянною, Духъ принялъ видъ голубя въ собственной ѵпостаси; и Духъ возсѣлъ на Іисуса и приникъ къ Нему, чтобы видѣнъ былъ свидѣтельствуемый, дабы плоть Его, какъ святая и боголюбезная, была засвидѣтельствована Отцемъ и Духомъ, дабы Отецъ проповѣданъ былъ какъ благоволившій и возвѣстившій при-шествіе Сына во плоти, дабы Сынъ явленъ былъ, какъ истинный Сынъ, и дабы исполнилось сказанное: и посемъ на земли явися, и сь человѣки поживе (Варух. 3, 38). Послѣ того, какъ Онъ вышелъ изъ Іордана, Онъ несомнѣнно и истинно былъ искушаемъ отъ діавола въ пустынѣ и послѣди взалка (Матѳ. 4, 2), сообразно порядку и истинѣ плотскаго пришествія. Затѣмъ избралъ учниковъ, проповѣдалъ истину, исцѣлялъ болѣзни, спалъ, алкалъ, путешествовалъ, совершалъ Божественныя знаменія, воскрешалъ мертвыхъ, подавалъ зрѣніе слѣпымъ, укрѣплялъ хромыхъ и разслабленныхъ. Какъ Онъ проповѣдалъ благовѣствованіе истины, царствіе небесное, человѣколюбіе Свое, и Отца и Святаго Духа: такъ Онъ же истинно претерпѣлъ за насъ страданіе, во плоти и въ совершенномъ вочеловѣченіи, пострадавъ воистину на крестѣ, при чемъ Божество пребывало съ Нимъ, но не превратилось въ страдательное состояніе, а осталось безстрастнымъ и неизмѣннымъ. При этомъ ясно уразумѣваются двѣ стороны дѣла: Христосъ страждетъ за насъ плотію, но безстрастенъ пребываетъ въ Божествѣ; не такъ впрочемъ, чтобы человѣкъ былъ самъ по себѣ, а Божество Само по Себѣ, но Божество соприсутствовало, однако не страдало по причинѣ чистоты и несравнимости Своего существа. Христосъ страдалъ во плоти и умерщвляемъ былъ во плоти, во въ Божествѣ всегда живъ и воскрешаетъ мертвыхъ. Тѣло Его погребено было воистину и пребывало три дня бездушнымъ, бездыханнымъ и неподвижнымъ, обвитое плащаницею, положенное во гробѣ, заключенное подъ камнемъ, съ наложеніемъ печатей; Само же Божество не было заключено, или погребено, но Оно со святою душей снизошло въ преисподнюю, извело оттуда плѣнныя души, сокрушило жало смерти (1 Кор. 15, 55-56), расторгло запоры и вереи несокрушимыя и разрѣшиило болѣзни смертныя собственною властію; вышло вмѣстѣ съ душею изъ ада, при чемъ не оставися душа Его во адѣ, ни плоть Его видѣ истлѣнiя (Дѣян. 2, 31; ср. 27 и Псал. 15, 10). Божество воскресило эту плоть, всегда соприсутствуя ей, или воскресъ съ нею Господь и Богъ и Слово Сынъ Божій, съ душею и тѣломъ и всѣмъ сосудомъ; такъ что наконецъ этотъ сосудъ соединился съ духомъ, и стало духовнымъ самое тѣло, нѣкогда подлежавшее осязанію и преданное бичеванію по свободному изволенію Божества, допущенное до искушенія отъ сатаны и подвергавшееся алчбѣ, сну, утружденію, печали и сѣтованію.

Это самое святое тѣло наконецъ соединилось съ Божествомъ, такъ что Божество навсегда соединилось съ потерпѣвшимъ таковыя страданія тѣломъ. Ибо воскресъ Іисусъ и соединилъ его въ Себѣ, въ одинъ духъ, въ одно единство, въ одно словословіе, въ единое Божество Свое. Онъ являлся воистину и былъ осязанъ Ѳомою (Іоан. 20, 27 и дал.), вмѣстѣ съ апостолами ѣлъ и пребывалъ съ ними сорокъ дней и сорокъ ночей (Дѣян. 1, 3). Онъ вошелъ въ домъ дверемъ затвореннымъ (Іоан. 20, 19. 26), и вошедъ, показывалъ свои жилы и кости, язву гвоздинную и мѣсто прободенія копіемъ, и тѣмѣ давалъ разумѣть, что самое тѣло было истинное, но только соединено было съ единымъ Божествомъ, уже не ожидая страданія, уже не умирая, какъ говоритъ святый апостолъ: воста Господь, ктому уже не умираетъ: смерть Имъ ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9). Такимъ образомъ подвергавшееся страданію всегда пребываетъ безстрастнымъ, Божествомъ — съ тѣломъ и душею и со всѣмъ свойственнымъ человѣку, кратко сказать: Само-Богомъ. Возшедъ на небеса, Онъ сѣде одесную Отца во славѣ (Евр. 1, 3; 8, 1), не отложивъ святаго тѣла, во образовавъ его въ духовное, въ совершенствѣ единаго Божества. Такъ и наши тѣла: сѣемыя нынѣ душевными, имѣютъ востать духовными, сѣемыя нынѣ въ тлѣніи, имѣютъ востать въ нетлѣніи, сѣемыя нынѣ въ смерти, имѣютъ востать въ безсмертіи (1 Кор. 15. 42. 44. 53). Если же таковы будутъ наши тѣла, то насколько преимуществуетъ то святое, неизъяснимое, несравнимое и чистое, съ Богомъ соединенное, наконецъ единственное и единообразное тѣло? Объ этомъ свидѣтельствуетъ апостолъ, говоря: аще и разумѣхомъ по плоти Христа, но нынѣ ктому не разумѣемъ (2 Кор. 5, 16); говоря это Онъ не отдѣляетъ плоти отъ Божества, но представляетъ ее какъ существующую и съ Богомъ соединенную, но существующую уже не по плоти, а по духу святыни изъ воскресенія отъ мертвыхъ Іисуса Христа Господа нашего (Рим. 1, 4; 8, 1). Его-то Церковь исповѣдуетъ вмѣстѣ и Богомъ, безстрастнымъ и пострадавшимъ, погребеннымъ и воскресшимъ, и возшедшимъ во славѣ, грядущимъ судити живымъ и мертвымъ, какъ сказано, воистину, Его же царствію не будетъ конца (Лук. 1, 33).

И тому вѣруетъ святая сія матерь наша Церковь, какъ и ей самой истинно проповѣдано и истинно заповѣдано было, что всѣ мы умремъ и воскреснемъ съ этимъ тѣломъ съ этою душею, со всѣмъ нашимъ сосудомъ, да пріиметъ кiйждо яже содѣла (2 Кор. 5, 10). Что воскресеніе мертвыхъ, вѣчное осужденіе, царствіе небесное, упокоеніе для праведниковъ, наслѣдіе вѣрныхъ и ликъ общій съ ангелами, соблюдшими вѣру, чистоту, надежду и заповѣди Господни, — что все это есть истинно, — это и проповѣдано и утверждено, и служитъ предметомъ вѣры, потому что одни воскреснутъ въ животъ вѣчный, а другіе — въ вѣчное осужденіе, согласно написанному въ евангеліяхъ (сн. Іоан. 5, 29 и Матѳ. 25, 46). Что говоритъ апостолъ и всѣ Писанія, то является истиннымъ, хотя бы невѣрующими и худо разумѣющими и было принимаемо иначе. Для насъ же это вѣра, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая вѣрою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовію Христа въ исповѣданіи, въ таинствахъ и въ очистательной силѣ крещенія, какъ сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19), во имя Божественной Троицы, не имѣющей ничего различнаго въ наименованіи; но такъ что одинъ Богъ въ законѣ и пророкахъ, въ евангеліяхъ и у апостоловъ, въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ намъ проповѣданъ, возвѣщенъ и служитъ предметомъ вѣры, Отецъ, и Сынъ и Святый Духъ, не Божество, представляющее въ Себѣ какое либо сліяніе, но Троица истинно совершенная, совершенный Отецъ, совершенный Сынъ, совершенный Духъ Святый, единое Божество, единый Богъ, Которому слава, честь и держава нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] См. твореній св. Епифанія ч. 1, стр. 94.
[2] По славянской Библіи: Іована, Быт. 10, 2.
[3] Хотя съ подлинника нужно было бы перевести «духомъ», однако и по смыслу и по соотношенiю съ параллельнымъ настоящему мѣстомъ части 1, стр 97, требуется перевести: «тѣломъ».
[4] Въ объясненіе имени см. ч. 1, стр. 103 примѣч.
[5] Ср. творенiй св. Епифанія ч. 2, стр. 2.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть пятая: На восемьдесятъ ересей Панарiй, или ковчегъ. М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К0, 1882. – С. 359-405. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 50.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0