Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
О камнѣ алмазѣ, который носилъ первосвященникъ, трижды въ годъ входя во Святая святыхъ.

Камень алмазъ по цвѣту сходенъ съ воздухомъ. Его носилъ первосвященникъ, когда входилъ во Святая святыхъ. А входилъ онъ трижды въ годъ: въ праздникъ Пасхи, Пятьдесятницы и Кущей. Онъ тогда полагался на груди первосвященника, когда онъ облекался въ подиръ, а сверху подира надѣвалъ верхнюю ризу (эпомиду). Эпомида же спускалась нѣсколько ниже груди: ибо длина ея была пядень съ половиною. А съ правой и съ лѣвой стороны повыше сосцовъ, гдѣ пришиты были два щитка, свѣшивались два смарагда. По срединѣ же ихъ было явленіе [1], которое было ничто иное какъ упомянутый алмазъ, уподоблявшійся воздуху по цвѣту. Затѣмъ надъ плечами [2] располагались вышеуказанные 12 камней. Трижды въ годъ, какъ сказано, первосвященникъ показывался народу съ золотою дщицею на челѣ (Исх. 28, 36 и дал.). И если люди находились въ грѣхахъ, и не ходили по заповѣдямъ, которыя далъ Богъ, то измѣнялся, говорятъ, цвѣтъ того камня и становился чернымъ. Отсюда познавали, что смерть послалъ Господь. А когда Онъ посылалъ на нихъ смерть отъ меча, то цвѣтъ камня дѣлался кровянымъ, какъ говорится въ книгѣ Іереміи: изрини народъ его, и да изыдутъ иже къ смерти, къ смерти: иже къ мечу, къ мечу: и иже къ гладу, къ гладу: и иже къ плѣненію, къ плѣненію (Іер. 15, 1-2). Если же онъ бывалъ свѣтелъ какъ снѣгъ, то народъ познавалъ, что никакого грѣха въ немъ нѣтъ. И тогда совершали празднество, какъ говоритъ пророкъ: празднуй, Іудо, праздники твоя, воздаждь обѣты твоя. Отъятъ Господь неправды твоя, избавилъ тя есть изъ руки врагъ твоихъ: воцарится Господь посредѣ тебе, не узриши зла ктому (Наум. 1, 15; Соф. 8, 15). Поэтому и при Захаріи, отцѣ Іоанна Крестителя, во время очереднаго служенія его, на Пасхѣ, камень былъ свѣтелъ. Захарія въ тотъ годъ только еще началъ священствовать. А въ слѣдующую очередь другой принялъ подиръ. Когда же Захарія медлилъ пребываніемъ въ Святомъ святыхъ, народъ былъ въ безпокойствѣ, не послужилъ бы камень обличителемъ грѣховъ ихъ. А когда онъ вышелъ и народъ узналъ, что онъ видѣлъ видѣніе великой славы, то весьма возрадовался. Ибо имѣлъ родиться Іоаннъ, ангелъ Христа. Поэтому и златая дщица явилась блестящею [3].

Но поелику тѣ двѣнадцать камней повелѣно было прикрѣпить къ наперснику соотвѣтственно двѣнадцати колѣнамъ Израилевымъ, такъ чтобы каждый камень соотвѣтствовалъ отдѣльному колѣну, то, согласно прежде сдѣланному раздѣленію, перейдемъ теперь къ порядку сыновъ, рожденныхъ отъ Іакова. Ибо такъ удобнѣе привести то и другое въ соотвѣтствіе.

Сыновей Ліи четыре: Рувимъ, сардій; Симеонъ, топазъ; Левій, смарагдъ; Іуда, анѳраксъ.

Сыновей Валлы два. Валла была служанка Рахили. И поелику Рахиль не рождала, то и дала ее Іакову въ жены для рожденія дѣтей. Дѣти же ея суть: Данъ, сапфиръ; Нефѳалимъ, іасписъ.

Сыновей Зелфы два. Зелфа была служанка Ліи, которая дала ее Іакову въ жены для рожденія дѣтей. Дѣти же ея суть: Гадъ, лигирій; Асиръ, агатъ.

Сыновей Ліи два: Исахаръ, аметистъ; Завулонъ, хрисолитъ.

Сыновей Рахили два: Іосифъ, бериллъ; Веніаминъ, онихій.

Вотъ двѣнадцать камней, соотвѣтствующихъ двѣнадцати колѣнамъ Израилевымъ.

Примѣчанія:
[1] Евр. уримъ (אוּרים) названіе, доселѣ служащее предметомъ спора между толкователями. По словопроизводству отъ אוֹר — свѣтить, оно значитъ: свѣтовыя явленія, откровенія и относится къ тому высокому праву ветхозавѣтнаго первосвященника — вопрошать Господа, получать отъ Него и давать людямъ отвѣты, о которомъ было говорено выше. Св. Епифаній объясняетъ дѣло ближе къ матеріальной его сторонѣ, слѣдуя толкованіямъ нѣкоторыхъ раввиновъ.
[2] Скорѣе на персяхъ.
[3] Такъ какъ во времена св. Епифанія уже забывалось ветхозавѣтное богослуженіе со всѣми его обрядами и принадлежностями, то не удивнтельно, что онъ впалъ въ недоразумѣніе относительно Захаріи, отца Іоанна Предтечи. Онъ приписалъ Захаріи принадлежности и дѣйствія первосвященническія, тогда какъ изъ Евангелія Луки 1, 5 и дальн. видно, что онъ былъ лишь священникъ.

Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть шестая. — М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К°, 1884. — С. 279-282. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 52.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0