Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Евсевій, архіеп. Александрійскій († V в.)
Слово о памяти святыхъ
[1].

Въ одинъ день совершалась въ городѣ память святыхъ. Александръ, подошедши къ блаженному епископу Евсевію, сказалъ: «прошу тебя, честный отче, сказать мнѣ, къ какому разряду относятся тѣ, которые совершаютъ памяти святыхъ, и какую награду имѣютъ они отъ Спасителя? ибо, по моему мнѣнію, находящіеся въ царствѣ небесномъ не имѣютъ въ насъ нужды». Блаженный Евсевій отвѣтилъ ему такъ: «Не они нуждаются въ насъ сколько бы то ни было, но мы имѣемъ въ нихъ нужду. Ибо ихъ блага вѣчныя и неистощимыя и свѣтъ ихъ, свѣтъ праведныхъ, пребываетъ во вѣки; а наши блага привременныя и кратковременныя и свѣтъ нашъ преходящъ. Поэтому-то и повелѣно намъ совершать памяти святыхъ съ молитвою и пѣснопѣніями, чтобы они, принявъ пѣснопѣнія и слыша прославленія, умоляли человѣколюбиваго Іисуса принять временныя молитвы наши. Итакъ, совершающіе памяти святыхъ должны совершать ихъ съ величайшимъ благоговѣніемъ, принимать и собирать къ обѣду встрѣчающихся (Лук. 14, 21. 23), и помышлять, что на обѣдѣ присутствуютъ сами мученики, и отнюдь не сомнѣваться въ этомъ, потому что съ тѣми, которые совершаютъ памяти святыхъ тщательно и чисто, дѣйствительно присутствуютъ на обѣдѣ сами мученики, какъ сказалъ Спаситель: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40), и опять: иже васъ пріемлетъ, Мене пріемлетъ (Матѳ. 10, 40). Посему, кто принимаетъ бѣдныхъ, тотъ показываетъ, что онъ принимаетъ Христа, а кто принимаетъ ихъ во имя мучениковъ, тотъ принимаетъ самихъ мучениковъ и имѣетъ награду и часть со святыми, какъ сказалъ Господь: пріемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу пріиметъ (Матѳ. 10, 41).

Итакъ, кто любитъ мучениковъ и совершаетъ памяти святыхъ, тотъ долженъ совершать ихъ такъ. Прежде всего онъ долженъ имѣть любовь, а если имѣетъ съ кѣмъ вражду, или ссору, или раздоръ, или зависть, долженъ уничтожить ихъ въ тотъ день, чтобы молитва его принята была благосклонно; ибо кто подъемлетъ великій трудъ и иждиваетъ многое, а злобы ко врагамъ не разрушаетъ, того трудъ будетъ тщетенъ. Аще принесеши, возвѣстилъ Господь, даръ твой ко олтарю и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя, остави ту даръ твой предъ олтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой (Матѳ. 5, 23-24).

Видишь, что Господь не позволилъ тебѣ принести даръ твой, если ты не примиришься съ братомъ своимъ и не возненавидишь злобы своей? Великое осужденіе пріобрѣтаетъ себѣ душа злопамятная и великую награду имѣетъ незлобивый; ибо гдѣ любовь, тамъ живетъ Богъ какъ-бы дома и устрояетъ себѣ обитель; кто дѣйствуетъ съ любовію, отъ того все пріемлется благосклонно; кто любитъ брата своего, тотъ зритъ Бога. Такъ долженъ совершать памяти святыхъ тотъ, кто хочетъ получить награду отъ Господа!

А кто ходитъ на памяти святыхъ, тѣ со всѣмъ тщаніемъ должны бодрствовать духомъ въ продолженіи ночи нелѣностно. Никто не долженъ держать себя небрежно, чтобы трудъ его не остался безъ награды. Я знаю, что многіе ходятъ на памяти святыхъ для умноженія грѣховъ своихъ, и съ тѣмъ уходятъ. Это отъ того, что они ходятъ туда не для того, чтобы молиться, но для того, чтобы получить какое нибудь удовольствіе: одни ищутъ предсѣданій, высокихъ мѣстъ, производятъ шумъ, возбуждаютъ ссоры, заводятъ непріятности, а другіе какъ аспиды замыкаютъ уши свои и не слушаютъ ни Писанія, ни псалмопѣнія, ни молитвъ, но изощряютъ языки какъ змѣи, непрестанно пустословятъ, поглядываютъ туда и сюда, смѣются и издѣваются надъ ближнимъ. Въ этомъ они проводятъ бдѣніе, въ этомъ они упражняются; а когда одолѣетъ ихъ наконецъ сонъ, то уходятъ, предаются сну и лежатъ какъ мертвые, доколѣ не наступитъ полдень. По пробужденіи же, они начинаютъ готовить зрѣлища, возстаютъ противъ желающихъ пребывать въ молитвѣ и упражняются на погибель себѣ, рукоплеща борцамъ и занимаясь игрищами внѣ церкви въ то время, когда священникъ возноситъ въ церкви моленія о народѣ, предложивъ за спасеніе міра тѣло и кровь Господа нашего Іисуса Христа. Горе имъ, играющимъ на игрищахъ обольщенія! Такъ играли израильтяне, и ихъ постигло зло. Когда Моѵсей молился Богу на горѣ за народъ, а народъ, наѣвшись и напившись, всталъ потомъ играть, то послѣдній постигли погибель и гнѣвъ: въ одинъ день пало изъ среды его двадцать три тысячи людей (Втор. 32, 1. 6. 28).

Скажи мнѣ, человѣкъ! Зачѣмъ ты пришелъ: уменьшить ли, или увеличить зло свое? Молиться ли, или веселиться? Зачѣмъ ты приходишь другомъ ближняго своего, а уходишь врагомъ его? Гораздо справедливѣе было бы, если бы ты, идя въ церковь, разрушалъ злобу свою, какую имѣешь на ближняго своего, и умилостивлялъ Бога; но ты пришелъ теперь другомъ, а ушелъ врагомъ его.

Между тобою и имъ нѣтъ никакого зла: ни деньги, ни наслѣдство, ни дѣлежъ стяжаній, ничто у васъ не общее; между тѣмъ пришедшіе съ любовію для прибыльной брани наживаютъ себѣ другъ въ другѣ враговъ, приходятъ съ любовію, а уходятъ съ великою злобою! Сказать ли тебѣ, какая прибыль отъ борьбы? — Пролитіе крови, сокрушенія членовъ, изуродованіе тѣлъ, раздоръ, зависть, ревность, вражда, гибель души, убійство тѣла, ничтожный прибытокъ для борца. Итакъ, если борьба совершенно безполезна, напротивъ — болѣе вредна, то зачѣмъ ты не отсѣкаешь отъ себя зла, не пребываешь со тщаніемъ въ молитвѣ и не припадаешь къ святымъ мученикамъ, чтобы они предстательствовали за тебя предъ Господомъ Богомъ и Спасителемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ и уничтожили рукописанія грѣховъ твоихъ? Поэтому всякій, ходящій на память святыхъ мучениковъ, долженъ исполнять дѣланіе свое со многимъ тщаніемъ, чтобъ не уйдти безъ награды; ибо никто не увѣнчавается, если незаконно будетъ подвизаться (2 Тим. 2, 5), никто не получаетъ награды, если не представитъ дѣланія своего совершеннымъ.

Ты священникъ? — Возноси молитвы о народѣ отъ всего сердца, бодрствуй и не предавайся сну. Бдите, сказалъ Господь, и молитеся, да не внидите въ напасть (Матѳ. 26, 41). Не спи, чтобы не погибли овцы; ибо если волкъ увидитъ пастыря почивающимъ, тотчасъ войдетъ въ стадо. Не почивай, чтобы не погубить стада, какъ Сампсонъ погубилъ благодатные волосы; но со тщаніемъ охраняй свое стадо. Болтливому заграждай уста, нерадиваго учи быть старательнымъ, неходящаго въ церковь осуждай, трудящихся ублажай, малодушныхъ поучай терпѣнію, чтобы во всемъ находили тебя такимъ, какимъ ты долженъ быть. Ты діаконъ? — Возвѣщай касающееся мира со тщаніемъ, толпу укрощай, шумъ прекращай, недостающихъ собирай, выходящихъ изъ церкви обличай, шепчущихъ унимай, чтобы ни въ чемъ не оказаться тебѣ осужденнымъ. Ты чтецъ? — Не неради о своемъ дарованіи, ученіе и увѣщаніе божественныхъ Писаній передавай всѣмъ безъ зависти и съ великимъ благочестіемъ, чтобы за наученіе стяжать себѣ награду. Ты пѣвецъ? — Не презирай данной тебѣ благодати, но восклицай благозвучное пѣснопѣніе нелѣностно, поя непрерывно, какъ увѣщеваетъ Давидъ: пойте Богу нашему, пойте Цареви нашему, пойте: яко Царь всея земли Богъ, пойте разумно (Псал. 46, 7-8).

Слуга да не нерадитъ о дѣлѣ своемъ, но все пусть дѣлаетъ безъ ропота. Мірянинъ пусть приспособитъ слухъ свой и будетъ готовъ къ слушанію божественныхъ Писаній. Женщины пусть изгоняютъ изъ устъ своихъ болтливость, перестанутъ шептаться, воспоминаютъ, какъ змій болтовнею изгналъ Еву изъ рая, обуздываютъ языки свои и будутъ охочи слушать ученія, чтобы всѣмъ, содѣлывая себя, такъ сказать, совершеннымъ дѣланіемъ, сподобиться въ царствѣ небесномъ совершенной награды отъ человѣколюбиваго Господа нашего Іисуса Христа, съ которымъ Отцу и Святому Духу слава, держава и честь нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Patrolog. curs. compl. t. LXXXVI. p. 357-366. Paris. 1860.

Источникъ: Сказанія о мученикахъ христіанскихъ, чтимыхъ Православною Каѳолическою Церковію. (Въ русскомъ переводѣ.) Томъ первый. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1865. — С. 126-132.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0