Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Іеронимъ Стридонскій († 419 г.)

Преп. Іеронимъ Стридонскій родился въ 330 г. въ г. Стридонѣ, въ предѣлахъ Далмаціи и Панноніи, отъ богатыхъ и благочестивыхъ родителей. Ища образованія, онъ посѣтилъ Римъ (изучивъ здѣсь классическую мудрость), Галлію и другія мѣста. Почувствовавъ пустоту свѣтской жизни, въ 373 г. онъ отправился на востокъ и въ Антіохіи принялъ санъ священника и началъ свои труды по переводу и изъясненію Священнаго Писанія, ведя при семъ строгую жизнь отшельника. При посѣщеніи Константинополя, онъ слушалъ св. Григорія Богослова и переводилъ бесѣды Оригена на книги пророковъ Іезекіиля и Іереміи. Возвратившись въ 382 г. въ Римъ, своими трудами и подвигами онъ пріобрѣлъ множество почитателей и своими наставленіями много способствовалъ исправленію нравовъ изнѣженнаго Рима. Съ 385 г. снова поселившись въ Палестинѣ, въ тѣсной пещерѣ въ Виѳлеемѣ, онъ совершилъ переводъ Священнаго Писанія на латинскій языкъ и написалъ свои толкованія на Новый Завѣтъ, изучивъ для сего еврейскій и халдейскій языки. Скончался онъ 30 сентября въ 419 или въ 420 г. Въ 642 г. мощи его были перенесены изъ Виѳлеема въ Римъ и положены въ церкви Богоматери въ Маджіоре; гдѣ онѣ нынѣ — неизвѣстно. Честная рука его находится въ Римѣ, въ церкви его имени.

Творенія

Блаж. Іеронимъ Стридонскій († 419 г.)
Письма.

Отдѣлъ IV, содержащій письма, писанныя Іеронимомъ съ конца 401 до 420, или до конца жизни его.
81. Письмо къ Паммахію и Маркеллѣ.

Снова обогащаю васъ произведеніями востока, и александрійскія богатства пересылаю прежде всего, какъ и слѣдуетъ, въ Римъ [1]. Богъ отъ юга пріидетъ, и святый отъ горы Фаранъ, осѣненной тѣнью (Авв. 3, 3); почему и радуется невѣста въ Пѣсни пѣсней, говоря: подъ сѣнь Его восхотѣхъ и сѣдохъ, и плодъ Его сладокъ въ гортани моемъ (Пѣсн. 2, 3). Теперь поистинѣ исполняется пророчество Исаіи, который говоритъ: въ той день будетъ жертвенникъ Господеви въ земли египетстѣй (Ис. 19, 19). Идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Кто оказалъ покровительство Христу-младенцу, тѣ защищаютъ съ пламенною вѣрою Его — достигшаго зрѣлаго возраста; такъ что избѣгшій при ихъ содѣйствіи руки Ирода, избѣгаетъ при помощи ихъ же и еретика богохульствующаго. Кого изгналъ изъ города Александрова Димитрій, того отовсюду гонитъ Ѳеофилъ, къ которому Лука писалъ Дѣянія апостольскія, который получилъ имя отъ любви къ Богу. Гдѣ теперь этотъ извивистый змѣй? Гдѣ эта ядовитѣйшая ехидна

          верхняя часть человѣка... приставленная къ волчьему чреву (Энеида 3)?

Гдѣ ересь, чтó шипѣла въ мірѣ, чтó разглашала обо мнѣ и папѣ Ѳеофилѣ, какъ сторонникахъ своего заблужденія, и лгала о нашемъ сочувствіи, чтобы обмануть простыхъ людей лаемъ неразумныхъ псовъ? Она подавлена его (Ѳеофила) властію и краснорѣчіемъ, и по обычаю демоническихъ духовъ, говоритъ изъ-подъ земли: ибо не знаетъ того, кто пришедъ отъ горнихъ, глаголетъ горняя.

И если бы, порожденіе змѣиное, или признало безъ околичностей наше, или твердо отстаивало свое, чтобы мы могли знать, кого намъ слѣдуетъ любить, кого бояться! Такъ нѣтъ, — теперь новый родъ покаянія: ненавидятъ насъ, какъ враговъ, а наше исповѣданіе вѣры не смѣютъ отрицать всенародно! Спрашиваю, что за болѣзнь, которую не врачуетъ ни время, ни леченіе? Часто подъ сверкающими мечами, между разбросанныхъ тѣлъ и текущихъ потоковъ крови, враги подаютъ другъ другу руки, и неожиданный миръ смѣняетъ бѣшенство брани. Только сторонники этой ереси не въ состояніи соединиться съ приверженцами церкви: такъ какъ осуждаютъ въ умѣ то, что принуждены высказать языкомъ. И если когда нибудь открытое богохульство дойдетъ до общественнаго слуха и они увидятъ; что произведенное этимъ смятеніе повсюду направляется противъ нихъ, тогда, принявъ видъ простоты, говорятъ, что слышатъ это въ первый разъ, что до того времени и не знали, говорилъ ли такъ учитель. Когда же станутъ изобличать ихъ сочиненіями, они отказываются на словахъ отъ того, что утверждали письменно. Что за необходимость — осаждать Пропоитиду [2], мѣнять мѣста, обходить различныя страны и бѣшеными устами терзать знаменитѣйшаго первосвященника Христова и его учениковъ? Если вы говорите правду, — перемѣните же прежнюю горячность заблужденія на горячность вѣры. Зачѣмъ сшиваете вмѣстѣ собранные то отсюда, то оттуда лоскутья злословія, и черните жизнь тѣхъ, чьей вѣрѣ противостоять вы не въ силахъ? Развѣ вы перестанете быть еретиками, если нѣкоторые, со словъ вашихъ, повѣрятъ что мы грѣшники; и развѣ уста ваши не останутся оскверненными нечестіемъ, если вы въ состояніи указать рубецъ на нашемъ ухѣ? Какую помощь или пользу принесетъ вашему вѣроломству кожа эѳіопа и пестрота барса, если на нашемъ тѣлѣ откроется пятнышко (родимое)? Вотъ папа Ѳеофилъ съ полною свободою обличаетъ Оригена въ ереси: они и не защищаютъ обличаемаго мѣста, но выдумываютъ, будто оно измѣнено еретиками, и говорятъ, что подобнымъ образомъ искажены книги многихъ; такъ что защищаютъ его не чистотою его ученія, а чужимъ обманомъ. Противъ этихъ еретиковъ, свирѣпствующихъ противъ насъ съ несправедливою ненавистію, по справедливости можетъ быть сказано, что они измѣняютъ тайнѣ своихъ мыслей, и вынаруживаютъ отраву своего сердца неизлечимостію его болѣзни.

Вы, свѣтила христіанскаго сената, получите въ этомъ году и греческое посланіе вмѣстѣ съ латинскимъ, чтобы еретики снова не стали лгать, будто мы многое прибавили или измѣнили. Признаюсь, я довольно потрудился въ немъ надъ тѣмъ, чтобы сохранить изящество рѣчи въ соотвѣтственной ей красотѣ перевода, и чтобы строго держась опредѣленной границы и ни въ чемъ не выступая изъ нихъ, не потерять потоковъ его краснорѣчія, но тѣже самые предметы передать такою же рѣчью. Достигъ ли я этого, или нѣтъ, оставляю судить вамъ. Имѣйте въ виду, что оно раздѣлено на четыре части. Въ первой оно увѣщаваетъ вѣрующихъ къ празднованію пасхи Господней; во второй и третьей поражаетъ Аполлинарія и Оригена; въ четвертой, т. е. послѣдней, призываетъ еретиковъ къ покаянію. Сказанное здѣсь противъ Оригена коротко, содержится въ посланіи прошлаго года, и потому настоящее, только что переведенное нами посланіе, ради краткости, и не должно было говорить противъ него пространнѣе. Но его ратующая противъ Аполлинарія сила убѣжденія и чистота исповѣданія не лишены діалектической тонкости, которая поражаетъ врага изторгнутымъ изъ его же рукъ оружіемъ.

Помолитесь же Господу, чтобы нравящееся на греческомъ, не потеряло прелести своей и на латинскомъ, и чтобы Римъ принялъ съ радостными объятіями то, чему удивляется и что превозноситъ весь востокъ. Пусть каѳедра апостола Петра подтвердитъ своею проповѣдью проповѣдь каѳедры евангелиста Марка. Впрочемъ, изъ знаменитой рѣчи стало извѣстно, что папа Анастасій раздѣляетъ ту же ревность (потому что раздѣляетъ тѣже мысли) въ преслѣдованіи еретиковъ, скрывающихся въ своихъ норахъ, и его посланіе даетъ знать, что и на западѣ осуждено то, что осуждено на востокѣ. Помолимся же, да умножатся ему годы, чтобы постоянно оживающіе черенки ереси умерли наконецъ, долго и старательно сушимые имъ.

Примѣчанія:
[1] Письмо отправлялось вмѣстѣ съ переводомъ окружнаго пасхальнаго посланія Ѳеофила Александрійскаго, отъ 402 года.
[2] Разумѣется Константипополь, куда къ Іоанну Златоусту обращались оригенисты.

Источникъ: Творенія блаженнаго Іеронима Стридонскаго. Часть 2: Письма (44-86). — Изданіе второе. — Кіевъ: Типографія И. И. Чоколова, 1894. — С. 379-382. (Библіотека твореній св. отцевъ и учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 4.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0