Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Бесѣда въ недѣлю Святой Пасхи [1].

Всѣмъ намъ сегодня благовременно воскликнуть словами блаженнаго Давида: Кто возглаголетъ силы Господни, слышаны сотворитъ вся хвалы Его (Псал. 105, 2)? Вотъ, наступилъ у насъ вожделѣнный и спасительный праздникъ, день воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, основаніе мира, начало примиренія, прекращеніе враждебныхъ дѣйствій, разрушеніе смерти, пораженіе діавола. Сегодня люди соединились съ ангелами, и облеченные тѣломъ вмѣстѣ съ безтѣлесными силами теперь возносятъ пѣснопѣнія. Сегодня ниспровергнута власть діавола; сегодня разрушены узы смерти, уничтожена побѣда ада; сегодня благовременно сказать также слѣдующее пророческое изреченіе: Гдѣ ти, смерте, жало? Гдѣ ти, аде, побѣда (1 Кор. 15, 55; Ос. 13, 14)? Сегодня нашъ Владыка Христосъ сокруши врата мѣдная (Ис. 45, 2) и поразилъ самое лицо смерти. Что я говорю: лицо? Самое имя ея Онъ измѣнилъ; ибо она уже не называется смертію, но успокоеніемъ и сномъ. Прежде пришествія Христова и крестнаго домостроительства (нашего спасенія) самое названіе смерти было страшно. Такъ, первый человѣкъ за великое наказаніе услышалъ слѣдующій приговоръ: Въ онь же аще день снѣсте, смертію умрете (Быт. 2, 17). И блаженный Іовъ назвалъ ее тѣмъ же именемъ, сказавъ: Смерть мужу покой (Іов. 3, 23). И пророкъ Давидъ сказалъ: Смерть грѣшниковъ люта (Псал. 33, 22). И не только смертію называлось разлученіе души съ тѣломъ, но и адомъ. Послушай, что говоритъ праотецъ Іаковъ: Сведете старость мою съ печалію во адъ (Быт. 42, 38); также пророкъ: Разверзе адъ уста своя (Ис. 5, 14); и еще другой пророкъ говоритъ: Избавилъ еси мя отъ ада преисподнѣйшаго (Псал. 85, 13); и во многихъ мѣстахъ Ветхаго Завѣта найдешь, что переселеніе отсюда называется смертію и адомъ. Когда же Христосъ Богъ нашъ принесенъ былъ въ жертву и совершилось воскресеніе, то человѣколюбивый Владыка отмѣнилъ эти названія и ввелъ въ нашу жизнь новое и дивное устройство: переселеніе отсюда уже называется, вмѣсто смерти, успокоеніемъ и сномъ. Откуда это видно? Послушай Самого Христа, Который говорилъ: Лазарь другъ нашъ успѣ, но иду, да возбужу его (Іоан. 11, 11). Какъ для насъ легко пробудить и поднять спящаго, такъ и для общаго всѣхъ насъ Владыки легко — воскресить. И такъ какъ сказанныя Имъ слова были необычайны и дивны, то и ученики Его не поняли сказаннаго, доколѣ Онъ, снисходя къ ихъ слабости, не выразилъ этого яснѣе. И учитель вселенной, блаженный Павелъ, въ посланіи къ солунянамъ говоритъ: Не хощу васъ невѣдѣти (о усопшихъ), да не скорбите, якоже и прочіи не имущіи упованія (1 Сол. 4, 13); и въ другомъ мѣстѣ: Ибо и (усопшіе) о Христѣ погибоша (1 Кор. 15, 18). И еще: Мы живущіе оставшіи, не имамы предварити усопшихъ (1 Сол. 4, 15). И еще въ другомъ мѣстѣ: Аще бо вѣруемъ, яко Іисусъ умре и воскресе, тако и Богъ (усопшихъ) во Іисусѣ приведетъ съ Нимъ (1 Сол. 4, 14).

Видишь ли, что смерть вездѣ называется успокоеніемъ и сномъ, и что она, прежде имѣвшая лицо страшное, теперь послѣ воскресенія сдѣлалась презираемою? Видишь ли свѣтлый трофей [2] воскресенія? Чрезъ него доставлены намъ безчисленныя блага, чрезъ него разсѣяно бѣсовское обольщеніе, чрезъ него мы посмѣваемся надъ смертію, чрезъ него мы презираемъ настоящую жизнь, чрезъ него мы одушевляемся надеждою благъ будущихъ, чрезъ него мы, облеченные плотію, можемъ быть нисколько не ниже существъ безтѣлесныхъ, если захотимъ. Сегодня совершилась блистательная побѣда; сегодня Владыка нашъ, воздвигнувъ трофей побѣды надъ смертію и ниспровергнувъ власть діавола, чрезъ воскресеніе открылъ намъ путь ко спасенію. Итакъ, всѣ будемъ радоваться, ликовать и веселиться. Хотя Владыка нашъ побѣдилъ и воздвигнулъ трофей побѣды, но и для насъ общая радость и веселіе, ибо все это Онъ совершилъ для нашего спасенія; и чѣмъ побѣдилъ насъ діаволъ, тѣмъ же преодолѣлъ его Христосъ; Онъ принялъ тѣ же самыя оружія и ими поразилъ діавола; а какъ, — послушай. Дѣва, древо и смерть были знаками нашего пораженія; дѣвою была Ева; ибо она еще не познала мужа, когда подверглась искушенію; древомъ было древо познанія добра и зла; смертію было наказаніе Адаму. Видишь ли, какъ дѣва, древо и смерть были знáками нашего пораженія? Посмотри же, какъ потомъ они же сдѣлались орудіями побѣды. Вмѣсто Евы — Марія, вмѣсто древа познанія добра и зла — древо креста, вмѣсто смерти Адама — смерть Господа. Видишь ли, что чѣмъ діаволъ побѣдилъ, тѣмъ же онъ и побѣжденъ? Древомъ побѣдилъ Адама діаволъ, крестомъ поразилъ діавола Христосъ. То древо низринуло человѣка во адъ, а это древо, древо креста, и низринутыхъ туда опять извлекло изъ ада; то заставило пораженнаго скрыться, какъ плѣннаго и нагого [3], а это показало всѣмъ побѣдителя обнаженно пригвонаденнымъ на высотѣ ко кресту. Та смерть подвергла осужденію всѣхъ живущихъ и послѣ Адама, а смерть Христа, поистинѣ, воскресила всѣхъ, жившихъ и прежде Него. Кто возглаголетъ силы Господни, слышаны сотворитъ вся хвалы Его (Псал. 105, 2) ? Чрезъ смерть мы сдѣлались безсмертными, по паденіи возстали, послѣ пораженія стали побѣдителями.

Таковы дѣйствія креста; они — величайшее доказательство воскресенія. Нынѣ ликуютъ ангелы и веселятся всѣ небесныя силы, сорадуясь спасенію всего рода человѣческаго. Ибо если объ одномъ кающемся грѣшникѣ бываетъ радость на небѣ и на землѣ (Лук. 15, 7), то тѣмъ болѣе — о спасеніи вселенной. Нынѣ Христосъ возвелъ въ прежнее достоинство человѣческую природу, освободивъ ее отъ власти діавола. Когда я вижу, что начатокъ мой такъ побѣдилъ смерть, то уже не боюсь, уже не страшусь борьбы, и не взираю на свою немощь, а помышляю о неизреченной силѣ Того, Кто готовъ помогать мнѣ въ борьбѣ. Ибо побѣдившій владычество смерти и уничтожившій всю силу ея — чего не сдѣлаетъ для сроднаго Себѣ, образъ котораго Онъ благоволилъ принять на Себя, по Своему великому человѣколюбію, и въ этомъ образѣ вступить въ борьбу съ діаволомъ? Сегодня во всей вселенной радость и духовное веселіе; сегодня сонмы ангеловъ и лики всѣхъ вышнихъ силъ радуются о спасеніи людей. Представь же, возлюбленный, величіе этой радости, когда и вышнія силы торжествуютъ вмѣстѣ съ нами; ибо и онѣ сорадуются нашимъ благамъ. Хотя благодать дарована Владыкою намъ, но она доставляетъ радость и имъ; посему — они и не стыдятся праздновать вмѣстѣ съ нами. Но зачѣмъ я говорю, что сослужители наши не стыдятся праздновать съ нами? Самъ Владыка ихъ и нашъ не стыдится праздновать вмѣстѣ съ нами. И что я говорю: не стыдится? Онъ желаетъ праздновать вмѣстѣ съ нами. Откуда это извѣстно? Послушай, какъ Онъ Самъ говорилъ: Желаніемъ возжелѣхъ сію пасху ясти съ вами (Лук. 22, 15). Если же Онъ желалъ ясти пасху, то очевидно — и торжествовать съ нами. Посему, когда ты видишь, что не только ангелы и сонмы всѣхъ небесныхъ силъ, но и Самъ Владыка ангеловъ празднуетъ вмѣстѣ съ нами, то чего еще не достаетъ тебѣ для радости? Итакъ, пусть никто сегодня не скорбитъ по причинѣ своей бѣдности; ибо это — праздникъ духовный; пусть никто изъ богатыхъ не превозносится богатствомъ; ибо отъ богатства нисколько не можетъ увеличиться этотъ праздникъ. На праздникахъ мірскихъ, житейскихъ, гдѣ великая пышность, мірская изысканность и роскошь трапезы, тамъ — по справедливости — бѣдному бываетъ грустно и прискорбно, а богатому пріятно и весело. Почему? Потому, что послѣдній облекается въ блистательную одежду и предлагаетъ богатую трапезу, а бѣдному бѣдность препятствуетъ показать такую же роскошь. Но здѣсь нѣтъ ничего подобнаго: всякое неравенство уничтожено; одна трапеза и для богатаго и для бѣднаго, и для раба и для свободнаго. Богатъ ли ты, — получишь нисколько не больше бѣднаго; бѣденъ ли ты, — получишь нисколько не меньше богатаго и отъ бѣдности нисколько не уменьшится твое духовное пиршество; ибо это — Божественная благодать, которая не различаетъ лицъ. Что я говорю: для богатаго и для бѣднаго предлагается одна и та же трапеза? Для самого носящаго діадему, облеченнаго въ багряницу, владычествующаго надъ вселенною [4], и для бѣдняка, просящаго милостыни, предлагается одна и та же трапеза. Таковы дары духовные; Богъ допускаетъ къ участію въ нихъ, сообразуясь не съ званіемъ, а съ произволеніемъ [5] и образомъ мыслей. Съ одинаковымъ дерзновеніемъ и честію и царь и бѣднякъ приступаютъ къ принятію и пріобщенію этихъ божественныхъ таинствъ. И что я говорю: съ одинаковою честію? Иногда бѣднякъ даже съ бóльшимъ дерзновеніемъ. Почему? Потому, что царь, занятый заботами о дѣлахъ и окруженный множествомъ обстоятельствъ, со всѣхъ сторонъ обуревается непрестанными волнами, какъ бы находясь на морѣ, и дѣлается причастнымъ множеству грѣховъ; а бѣдный, свободный отъ всего этого, заботясь только о необходимой пищѣ, провождая необремененную дѣлами и безмятежную жизнь, какъ бы сидя въ тихой пристани, приступаетъ къ этой трапезѣ съ великимъ благоговѣніемъ.

И не отъ этого только, но и отъ другихъ многихъ причинъ происходятъ разныя скорби у посѣщающихъ мірскія пиршества. Бѣдному бываетъ тамъ грустно, а богатому весело не только по причинѣ трапезы и роскоши, но и по причинѣ свѣтлыхъ одеждъ и пышнаго одѣянія богача; ибо что бываетъ съ ними по отношенію къ трапезѣ, то же бываетъ и по отношенію къ одеждамъ. Когда бѣдный видитъ богатаго, одѣтаго въ драгоцѣнную одежду, то сокрушается скорбію, считаетъ себя несчастнымъ и много ропщетъ. А здѣсь устранена и эта скорбь; ибо здѣсь у всѣхъ одна одежда, спасительное одѣяніе, о которомъ Павелъ взываетъ, говоря: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27): Итакъ, увѣщаваю васъ, не будемъ срамить этого праздника, но станемъ соблюдать любомудріе, достойное благъ, дарованныхъ намъ благодатію Христовою. Не будемъ предаваться пьянству и объяденію, но, представляя себѣ щедрость Владыки, какъ Онъ одинаково почтилъ и богатыхъ и бѣдныхъ, и рабовъ и свободныхъ, и всѣмъ сообщилъ общій даръ, — воздадимъ Благодѣтелю за Его благоволеніе къ намъ; а достаточное воздаяніе — благоугодная Ему жизнь и душа трезвенная и бодрая. Для такого праздника и торжества нужны не деньги и не издержки, а одно доброе расположеніе и чистый умъ. Здѣсь предлагается для пріобрѣтенія не что-нибудь вещественное, но все духовное: слушаніе божественныхъ изреченій, молитвы отцовъ [6], благословенія священниковъ, пріобщеніе Божественныхъ и неизреченныхъ таинствъ, миръ и единомысліе, дары духовные и достойные щедрости Дарующаго. Будемъ же праздновать этотъ праздникъ, въ который воскресъ Господь. Онъ воскресъ и воскресилъ вмѣстѣ съ Собою вселенную. Самъ Онъ воскресъ, расторгнувъ узы смерти; и насъ воскресилъ, расторгнувъ сѣти нашихъ грѣховъ. Адамъ согрѣшилъ и умеръ; Христосъ не согрѣшилъ и также умеръ. Это необычайно и дивно: тотъ согрѣшилъ и умеръ, а Этотъ не согрѣшилъ и также умеръ. Почему и для чего? Для того, чтобы согрѣшившій и умершій могъ чрезъ несогрѣшившаго и умершаго освободиться отъ узъ смерти. Такъ часто бываетъ и съ денежными должниками: долженъ кто-нибудь кому-нибудь серебро и не можетъ заплатить, и за это задерживается; а другой не былъ должникомъ, но, имѣя возможность заплатить, уплачиваетъ и освобождаетъ виновнаго. Такъ было и съ Адамомъ и Христомъ. Адамъ сдѣлался должникомъ, повиннымъ смерти, и былъ во власти діавола; Христосъ не былъ должникомъ и не находился въ его власти, но пришелъ и уплатилъ смертію за находившагося въ его власти, чтобы освободить человѣка отъ узъ смерти. Видишь ли дѣйствіе воскресенія? Видишь ли человѣколюбіе Владыки? Видишь ли величіе Его попеченія? Не будемъ же неблагодарными къ такому Благодѣтелю, и потому, что прошелъ постъ, не будемъ нерадивы; но теперь еще больше, нежели прежде, будемъ пещись о душѣ, чтобы она въ то время, когда утучняется плоть, не сдѣлалась немощною, чтобы намъ, заботясь о рабѣ, не пренебрегать госпожею. Что пользы, скажи мнѣ, расторгаться отъ пресыщенія чрезъ мѣру и преступать предѣлы потребности? Это и тѣлу вредитъ и душу лишаетъ благородства. Будемъ довольствоваться умѣреннымъ и потребнымъ, чтобы и душѣ и тѣлу доставлять столько, сколько нужно, чтобы сразу же не растратить всего добра, пріобрѣтеннаго постомъ. Не запрещаю-ли я наслажденія пищею и отдохновеніемъ? Я не запрещаю этого, но увѣщаваю ограничиваться потребностію и избѣгать великой роскоши, чтобы, преступая мѣру, не повредить здравію души. Ибо тотъ, кто преступаетъ предѣлы потребности, потомъ уже не въ состояніи будетъ вкушать удовольствіе; это особенно хорошо знаютъ тѣ, которые сами испытали это, получивъ себѣ чрезъ это безчисленные виды болѣзней и подвергшись многимъ страданіямъ. Впрочемъ, я не сомнѣваюсь, что вы послушаетесь нашихъ увѣщаній; ибо знаю ваше послушаніе.

Посему, оканчивая здѣсь это увѣщаніе, я хочу обратить рѣчь къ тѣмъ, которые въ настоящую свѣтоносную ночь удостоились Божественнаго дара крещенія [7], — къ этимъ прекраснымъ растеніямъ Цервви, къ цвѣтамъ духовнымъ, къ новымъ воинамъ Христовымъ. Третьяго дня Владыка былъ на крестѣ, а нынѣ воскресъ; такъ и они третьяго дня были объяты грѣхомъ, а нынѣ воскресли вмѣстѣ съ Христомъ. Онъ умеръ плотію и воскресъ, а они были мертвы грѣхомъ и воскресли отъ грѣха, Земля произращаетъ намъ въ это время весны розы, лиліи и другіе цвѣты; а воды явили намъ нынѣ луга болѣе пріятные, нежели земля. Не удивляйся, возлюбленный, что изъ водъ являются цвѣтущіе луга; ибо и въ началѣ земля не сама собою произвела растенія, но повинуясь повелѣнію Владыки. И воды тогда извели движущихся животныхъ потому, что услышали: Да изведутъ воды гады душъ живыхъ (Быт. 1, 20), и повелѣніе стало дѣломъ: неодушевленное вещество произвело одушевленныхъ животныхъ. Такъ и нынѣ то же повелѣніе совершило все. Тогда Богъ сказалъ: Да изведутъ воды гады душъ живыхъ; а нынѣ происходятъ не гады, но духовные дары. Тогда воды произвели безсловесныхъ рыбъ; а нынѣ онѣ произвели намъ рыбъ словесныхъ и духовныхъ, уловленныхъ апостолами: Грядита по Мнѣ, — сказалъ имъ Христосъ, — и сотворю вы ловца челокѣкомъ (Матѳ. 4, 19). Поистинѣ, это — новый способъ ловли; ибо рыболовы извлекаютъ рыбу изъ воды и умерщвляютъ пойманную; а мы ввергаемъ въ воду, и уловленные получаютъ жизнь. Была нѣкогда у іудеевъ водная купель; но послушай, какую она имѣла силу, чтобы ты точнѣе узналъ бѣдность іудеевъ и могъ уразумѣть наше богатство: Ангелъ, — сказано, — схождаше въ купель и возмущаше воду, и иже первѣе влазяше по возмущеніи воды здравъ бываше (Іоан. 5, 4). Сошелъ Владыка ангеловъ въ струи Іордана и, освятивъ естество водъ, уврачевалъ всю вселенную. Посему — тамъ сходившій послѣ перваго уже не получалъ исцѣленія; ибо такая благодать дана была іудеямъ немощнымъ, пресмыкавшимся дóлу; а здѣсь послѣ перваго сходитъ второй, послѣ второго третій и четвертый, и хотя бы ты назвалъ безчисленное множество, хотя бы всю вселенную погрузилъ въ эти духовныя струи, — благодать не изсякаетъ, даръ не истощается, струи не оскверняются, щедрость не уменьшается. Видишь ли величіе дара? Послушайте вы, которые сегодня и въ эту ночь вписаны въ граждане вышняго Іерусалима; оказывайте вы и бдительность, сообразную съ величіемъ даровъ, чтобы вамъ получить еще обильнѣйшую благодать; ибо благодарностію за полученное привлекается щедрость Владыки. Не позволительно тебѣ, возлюбленный, жить потомъ безразлично; но ты назначь себѣ законы и правила, чтобы дѣлать все тщательно и показывать великую осмотрительность даже и въ отношеніи къ тому, что считается безразличнымъ. Ибо вся настоящая жизнь есть подвигъ и борьба, и однажды вступившимъ на это поприще добродѣтели надлежитъ быть воздержными во всемъ: Всякъ же подвизаяйся, — говоритъ Апостолъ, — отъ всѣхъ воздержится (1 Кор. 9, 25). Не видишь ли, какъ въ гимнастической борьбѣ много заботятся о себѣ тѣ, которые выступаютъ на борьбу съ людьми, и съ какою воздержностію они упражняютъ свое тѣло? Такъ должно быть и здѣсь. Но такъ какъ у насъ борьба не съ людьми, а съ злыми духами, то и упражненіе наше и воздержаніе должны быть духовныя; ибо и оружія наши, въ которыя облекъ насъ Христосъ, суть духовныя. Итакъ, пусть и глазъ имѣетъ свои предѣлы и правила, чтобы не увлекаться тотчасъ всѣмъ, представляющимся ему; и языкъ пусть имѣетъ ограду, чтобы не предупреждать мысли. Для того и зубы и губы созданы къ охраненію языка, чтобы языкъ никогда не устремлялся неудержимо, растворивъ эти двери, но на передъ устраивалъ хорошо все, что относится къ нему, и потомъ выступалъ со всею благопристойностію и произносилъ такія слова, которыя доставляли бы пріятность слушающимъ, и говорилъ т о, ч т о служитъ къ назиданію слушателей. Должно всячески воздерживаться и отъ непристойнаго смѣха, и походку имѣть тихую и спокойную, и одежду скромную, и вообще — во всемъ нужно благоустроять себя вступившему на поприще добродѣтели; ибо благопристойность внѣшнихъ членовъ есть нѣкоторое выраженіе внутренняго состоянія души.

Если мы усвоимъ себѣ такую привычку съ самаго начала, то, идя потомъ по этому пути съ легкостію, будемъ преуспѣвать во всякой добродѣтели, не съ большимъ трудомъ, и пріобрѣтемъ себѣ великую помощь свыше. Такимъ образомъ, мы будемъ въ состояніи и съ безопасностію переплыть волны настоящей жизни и, ставъ выше сѣтей діавола, получить вѣчныя блага, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, вмѣстѣ со Святымъ Духомъ, слава, держава, честь нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Настоящая бесѣда признается всѣми патрологами подлинной. Въ ней св. Іоаннъ сначала показываетъ тѣ великія блага, какія дало намъ воскресеніе Iисуса Христа и говоритъ о той великой радости, какую долженъ вызывать этотъ праздникъ на небѣ, среди безтѣлесныхъ силъ; эта же радость должна быть на землѣ, какъ среди богатыхъ, такъ и среди бѣдныхъ. Далѣе онъ увѣщаваетъ вѣрующихъ проводить этотъ праздникъ такъ, какъ достойно столь великаго торжества, а не безчестить его своимъ поведеніемъ. Затѣмъ рѣчь свою онъ направляетъ къ новокрещеннымъ и, напоминая имъ о чудесахъ, совершенныхъ водами крещенія, проситъ ихъ заботиться о томъ, чтобы сохранять полученныя ими въ крещеніи блага и всегда быть достойными ихъ.
[2] Трофей — доказательство побѣды.
[3] Адамъ, вкусивши отъ запрещеннаго древа, сдѣлался рабомъ грѣха и увидѣлъ свою наготу.
[4] Т. е. для царя.
[5] Т. е. съ доброю волею.
[6] Т. е. духовныхъ пастырей.
[7] Въ первенствующей церкви таинство крещенія надъ язычниками пріурочивалось къ большимъ праздникамъ и особенно — къ св. Пасхѣ.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 41-48.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0