Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Бесѣда на тридневное воскресеніе Господа нашего Iисуса Xриста
[1].

Радуйтеся всегда о Господѣ, братія возлюбленная, и паки реку: радуйтеся: Господь близъ, ни о чемже пецытеся (Флп. 4, 4-5). Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, и съ Нимъ — многъ сонмъ святыхъ. Да празднуемъ же день сей пріятно и трезвенно; ибо, воистину, сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь. Прославимъ воскресеніе Спаса нашего, или наипаче воспоемъ наше воскресеніе, ублажимъ память сего свѣтлаго дня, повѣдаемъ гибель діавола, плѣненіе нечистыхъ демоновъ, спасеніе христіанъ, возстаніе мертвыхъ. Воскресеніемъ Христовымъ огнь геенскій угашается, червь неусыпающій издыхаетъ, адъ мятется, діаволъ стонетъ, грѣхъ умерщвляется, лукавые духи въ бѣгство обращаются, взятые изъ земли возносятся на небо, бывшіе во адѣ освобождаются отъ узъ діавольскихъ и, востекая къ Богу, взываютъ къ супостату: гдѣ ти, смерте, жало гдѣ ти, аде, побѣда? Христосъ нашъ есть Виновникъ настоящаго святаго и свѣтоноснаго торжества нашего. Онъ изначала создалъ насъ, и изъ ничтожества извелъ на свѣтъ: Онъ и нынѣ погибшихъ насъ спасъ, мертвыхъ оживилъ, рабамъ грѣха, раздравъ наше рукописаніе, даровалъ свободу: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13). Что же мы воздадимъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде намъ? Будучи Богъ, Онъ благоволилъ содѣлаться человѣкомъ насъ ради; содѣлавшись человѣкомъ, Онъ послýшливъ былъ даже до смерти, дабы избавить насъ отъ смерти вѣчной, пріялъ зракъ раба Господь ангеловъ, — воспріялъ плоть Богъ Слово, и человѣкъ явися — сый единочестный и единосущный Отцу. Все же сіе совершилъ Онъ, говорю, для того, чтобы исхитить насъ отъ рабства, искупить отъ позора: для того благоволилъ страдать плотію Жизнодавецъ, для того погребенъ былъ Источникъ безсмертія, чтобы смертнымъ даровать жизнь вѣчную. Живя на землѣ, Онъ благодѣтельствовалъ людямъ, исцѣлялъ недуги ихъ, отъ богопротивныхъ же іудеевъ воспринялъ воздаянія недостойныя. По великой Своей благости Господь нашъ Іисусъ Христосъ очищалъ прокаженныхъ, подавалъ прозрѣніе слѣпымъ, исцѣлялъ хромыхъ, прогонялъ демоновъ, воздвигъ изъ мертвыхъ четверодневнаго Лазаря, пятью хлѣбами насытилъ пять тысячъ человѣкъ, ходилъ по морю, претворилъ воду въ вино, исцѣлилъ кровоточивую, даровалъ жизнь умершей дочери начальника синагоги, и совершилъ много другого таинственнаго и достойнаго изумленія. А іудеи, проникнутые завистію и зложелательствомъ, желали побить Господа камнями, или старались низринуть Его со скалы, и, наконецъ, пригвоздили Его даже къ кресту; но Господь нашъ Іисусъ Христосъ не подражалъ злобѣ богохульствовавшихъ іудеевъ, Онъ, по слову пророческому, плеща Свои предалъ на раны, и ланиты Свои на заушенія, не отврати лицá Своего отъ студа заплеваній; и, наконецъ, яко овча, на заколеніе ведеся, и яко агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ, Онъ не противился и не прекословилъ имъ (Ис. 50, 6; 53, 7): Иже укоряемъ противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же Себе судящему праведно (1 Петр. 2, 23). При первомъ Своемъ пришествіи Онъ хотѣлъ не карать невѣрныхъ, но терпѣніемъ обратить заблудившихся къ истинѣ. И уразумѣй благость Господню, а также великое снисхожденіе Его. Іудеи злословили Его и говорили: бѣса имаши (Іоан. 7, 20), — а Господь долготерпѣливый изгонялъ бѣсовъ изъ людей; іудеи плевали Спасителю въ лицо, а Онъ исцѣлялъ ихъ слѣпцовъ; іудеи искали случая побить Христа камнями, — а Христосъ возстановлялъ ихъ хромыхъ, содѣлывая ихъ скоро ходящими, — и не преставалъ благодѣтельствовать поносившимъ Его, добрóмъ воздавая за зло неблагодарнымъ и беззаконнымъ онымъ людямъ.

Можетъ показаться, что, говоря о многомъ, я удлинняю рѣчь; потому обратимъ вниманіе на главнѣйшее. Вотъ, наконецъ, Царь славы веденъ былъ на смерть крестную; вотъ, Онъ, славословимый отъ херувимовъ и серафимовъ и поклоняемый всѣми силами ангельскими, пригвожденъ къ древу. Но Христосъ кротко перенесъ и терпѣлъ это, показывая намъ примѣръ и наставляя кротости, — почему и намъ дóлжно бодрственно переносить обиды отъ худыхъ людей: ибо, и на крестѣ повѣшенный, Онъ проявилъ превеликія дѣла и весьма многія чудеса, дабы хотя такимъ образомъ прекратить неистовство безбожниковъ, и дабы они не могли не вѣрить, говоря, что распяли-де простого человѣка. Итакъ, прежде всего Христосъ снизшелъ до того, что былъ распятъ и поднятъ на воздухъ, дабы прогнать демоновъ, гнѣздившихся въ воздухѣ, — былъ повѣшенъ на древѣ, дабы избавить отъ древняго, чрезъ древо приросшаго къ человѣкамъ, грѣха; былъ также копьемъ прободенъ въ ребро изъ-за жены, взятой отъ Адамова ребра. Змій прельстилъ Еву, а чрезъ Еву преступилъ заповѣдь Адамъ, но приговоръ былъ изреченъ имъ обоимъ, и царствовала смерть отъ Адама до Моисея и надъ несогрѣшившими (Рим. 5, 14); посему Христосъ и прободается въ ребро, дабы мы уразумѣли, что страданіемъ Христовымъ доставлено спасеніе какъ мужамъ, такъ и женамъ. Прежде былъ сотворенъ Адамъ, а потомъ — Ева. — И не Адамъ былъ прельщенъ, но жена, прельстившись, впала въ преступленіе; впрочемъ, спасется она чрезъ чадородіе (1 Тим. 2, 13-15). Чрезъ какое же чадородіе если не чрезъ чадородіе Маріи? Дѣва Марія родила Спасителя — Христа, согласно свидѣтельству Исаіи (7, 14), не сочетаваясь съ мужемъ, но послѣ осѣненія Ея Духомъ Святымъ, — о чемъ возвѣстилъ архангелъ Гавріилъ. Потому-то, вотъ, и прободается ребро Христово, дабы исполнилось предреченное, проповѣдана была тайна крещенія и возсіяла грядущая благодать. Кровь и вода истекли изъ ребра Христова, дабы истребить еже на насъ рукописаніе грѣха (Кол. 2, 14) и дабы намъ, очистившись кровію Его, получить рай. О, великое таинство! Разбойникъ покаялся, и требовалась вода для его крещенія. Онъ висѣлъ на крестѣ, и не было иного мѣста для крещенія — ни источника, ни озера, ни дождя, ни совершителя таинства: ибо всѣ ученики, изъ-за страха предъ іудеями, убѣжали; однакоже, у Христа Іисуса не было недостатка въ источникахъ водныхъ и на крестѣ, — и Онъ распятый былъ творцомъ водъ. Поелику разбойнику безъ крещенія невозможно было войти въ царство небесное, — и нужно было, чтобы покаявшійся не остался безъ крещенія, то Спаситель изъ прободеннаго ребра Своего источилъ воду и кровь, дабы и разбойника освободить отъ угрожавшихъ золъ, и показать, что кровь Его (Христа) содѣлалась искупленіемъ для уповающихъ на Него; если кровь тельцовъ и козловъ и пепелъ телицы чрезъ окропленіе освящаетъ оскверненныхъ, дабы чисто было тѣло (Евр. 9, 13), то во сколько же разъ болѣе кровь Спасителя нашего Христа — сдѣлалась очистительною для всѣхъ христіанъ?

Итакъ, если кто-либо изъ невѣрныхъ вопроситъ тебя: «для чего былъ распятъ Христосъ?», то отвѣть ему: «дабы распять діавола». А если скажетъ тебѣ: «зачѣмъ Господь былъ повѣшенъ на древѣ?» — то скажи: «дабы изгнать грѣхъ, проникшій въ рай чрезъ древо». Если же станетъ говорить тебѣ: «для чего Онъ носилъ даже тернія»? — то скажи ему: «дабы исторгнуть тернія и волчцы Адамовы, ибо Адаму было опредѣлено — стенать и трястись отъ страха и воздѣлывать терніе и волчцы. Человѣколюбецъ Іисусъ восхотѣлъ уврачевать Свое созданіе; для насъ претерпѣлъ все, дабы избавить насъ отъ осужденія, — и поелику Онъ рожденъ былъ Женой, дабы уничтожить произшедшій изъ-за жены въ людяхь грѣхъ, то и увѣнчивается терніемъ, дабы, худо воздѣланную преслушаніемъ, землю содѣлать болѣе плодоносною чрезъ Его собственное послушаніе». А если кто-либо скажетъ тебѣ: «для чего Господь пилъ желчь и óцетъ»? — то отвѣть ему: «для того, чтобы мы изрыгнули смертоносный ядъ дракона, ибо оная желчь содѣлалась моею сладостію, и оный óцетъ — моимъ лѣкарствомъ». Если же невѣрующій будетъ спрашивать тебя: «для чего же Христосъ облекся даже въ багряницу, и зачѣмъ, подходя къ Нему, падали на колѣна»? — то отвѣть такъ: «дабы іудеи поклонились Христу, даже противъ своей воли, — и дабы исповѣдали Его царство на землѣ даже вопреки своему хотѣнію. Теперь они глумливо кланялись, не зная того, что именно дѣлали; а въ будущемъ воскресеніи поклонится всяко колѣно, небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Флп., 2, 10-11). Хламида же оная имѣетъ еще иное знаменованіе: она не только изображала царство, а указывала собою также на свойственныя іудеямъ кровожадность и на склонность къ убійству. Іудеи дали также трость въ руку Его; дабы записаны были грѣхи ихъ. Итакъ, дѣлали это оные враги Христовы, не зная Распинаемаго, лучше же сказать — добровольно, по своему ослѣпленію; а тварь узнала своего Господа и Творца. Въ то время, какъ Спаситель еще висѣлъ на крестѣ, солнце видимое, узрѣвъ Солнце правды — Христа, поругаемаго отъ беззаконныхъ, и не перенося дерзости, сокрывается и погружаетъ землю въ мракъ, не находя возможнымъ давать свѣтъ очамъ тѣхъ, кто совершалъ превеликое нечестіе. И не только солнце померкло, а и земля въ смятеніи потряслась, не вынося содѣяннаго беззаконія и, съ своей стороны показывая и научая, что распятый былъ Богъ, — потому она и вознегодовала, не желая носить на себѣ нечестивыхъ іудеевъ. Не столько братоубійца Каинъ осквернилъ землю, не столько, производившееся великанами, столпотвореніе отягчило ее, не столько осквернили ее беззаконные содомляне, и даже тѣ, кто дѣлалъ изъ нея идоловъ, не столько отягчила ее пролитая кровь Захаріи и Авеля, — сколько іудеи, дерзнувшіе на это великое нечестивое дѣяніе. Поэтому разсѣдались и безжизненные камни, дабы люди уразумѣли, что Христосъ есть духовный и живой камень: Піяху бо, — сказано, — отъ духовнаго послѣдующаго камене: камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4). О, іудейская неблагодарность! Скалы разсѣлись, а они остаются безчувственными; бездушныя вещи сотрясаются, а имѣющіе духъ не вѣруютъ; завѣса церковная раздирается, дабы, наконецъ, открылось ихъ запустѣніе, по реченному Христомъ (Матѳ. 23, 38). А многія тѣла усопшихъ святыхъ воскресли со Христомъ для того, чтобы мы уразумѣли, что Христосъ, умерши, возстаетъ не одинъ, но съ Собою совоскрешаетъ изъ мертвыхъ всѣхъ, вѣрующихъ въ Него. Вотъ, свѣтлость достопоклоняемой Пасхи нашей! Вотъ, таинство христіанъ! То есть мы празднуемъ праздникъ ради воскресенія мертвыхъ и жизни вѣчной.

Да торжествуемъ же и да празднуемъ, не въ квасѣ ветсѣ, не въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 7), вѣруя во Отца, и Сына, и Святаго Духа, въ Троицу единосущную, несозданную, — вѣруя воскресенію и ожидая Господа, паки пріити имущаго, уже не въ видѣ смиренномъ и уничиженномъ, но въ славѣ и великолѣпіи, въ сопровожденіи сіяющихъ ангеловъ, съ трубою, со страхомъ и радостію — съ радостію для свѣтлыхъ и праведныхъ, а со страхомъ для нечестивыхъ и грѣшныхъ. Богъ же мира, обрѣши всѣхъ насъ въ дѣлахъ благихъ и въ вѣрѣ православной, да сподобитъ насъ воскресенія во славѣ со святыми ангелами Своими, благодатію и человѣколюбіемъ Единороднаго Своего Сына, съ Нимъ же слава, честь и поклоненіе всеблагому, пресвятому и живоначальному Духу нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Бесѣда эта, несмотря на то, что имѣется во многихъ древне-славянскихъ памятникахъ и по стилю своему является типичнымъ образцомъ Златоустовской проповѣди, — въ изданіи Миня и въ новѣйшихъ изданіяхъ твореній св. Iоанна Златоуста отнесена къ разряду подложныхъ. Въ началѣ слушатели приглашаются праздновать воскресеніе Христово сладостно и трезвенно. Затѣмъ идетъ рѣчь о значеніи воскресенія Iисуса Христа, порицаются іудеи и говорится о плодахъ воскресенія. Въ заключеніе высказывается надежда, что Господь снова придетъ, но уже не униженно, а славно — съ небеснымъ великолѣпіемъ.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 58-63.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0