Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Слово на тридневное воскресеніе Господне
[1].

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, воскресшій въ третій день, даровалъ жизнь міру. И вотъ, нѣкоторые изъ стражи, пришедши къ іудеямъ, сказали, что Іисусъ, именуемый Христомъ, возсталъ изъ мертвыхъ. Неразумные іудеи говорятъ на это воинамъ: «Почему же вы не удержали Его?» Воины отвѣчаютъ: «А не получили ли вы, удержавъ Его, вмѣсто пользы, вредъ для душъ своихъ? Онъ предрекъ, что Ему надлежитъ умереть и въ третій день воскреснуть, — и исполнилъ это, возставъ изъ мертвыхъ съ великою славою». И снова говорятъ неблагодарные іудеи: «Ученики Его дали вамъ сребренниковъ, и вы отдали имъ тѣло Его». На это опять отвѣчаютъ воины: «Итакъ, вы, беззаконные, еще не вѣрите? Вы не повѣрили Его словамъ: Мнѣ подобаетъ быть распяту и въ третій день воскреснути (Лук. 9, 22) ? Но гóре вамъ, іудеи, поелику вы не увѣровали въ Него, когда Онъ явился: ибо Онъ для того и пришелъ, чтобы исполнилось все сказанное о Немъ въ Писаніи. Что вы, беззаконные, будете дѣлать, когда Онъ снова придетъ во второй разъ?.. Да и какъ намъ было удержать Его, когда мы омертвѣли, убовшись славы Его? При воскресеніи Его потряслось мѣсто въ основаніи своемъ; и много ангеловъ стояли вокругъ божественнаго гроба Его; одинъ ангелъ, подошедши, отодвинулъ камень отъ двери гроба, — и, вотъ, Іисусъ вышелъ, какъ бы изъ чертога, блистая, подобно молніи. И мы слышали, чтó сказалъ ангелъ женамъ: Не бойтеся вы. Шедше рцыте ученикамъ Его, яко воста отъ мертвыхъ и се варяетъ вы въ Галилеи: тамо Его ýзрите (Матѳ. 28, 5-7). Итакъ, вотъ Онъ — въ Галилеѣ. Если вы въ состояніи, идите и удержите Его; а мы передали вамъ истину, слышанную отъ ангела».

Услышавъ такую рѣчь, іудеи омертвѣли отъ испуга и изумленія, и, сотворивъ совѣтъ между собою, дали довольно денегъ воинамъ, говоря имъ такъ: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. И если слухъ объ этомъ дойдетъ до игемона, то мы убѣдимъ его, и васъ отъ бѣды избавимъ» (Матѳ. 28, 12-14). О, беззаконные іудеи! Кто можетъ убѣдить вселенную? Горе вамъ, несчастные, что вы замыслили лукавый совѣтъ, — что вы, получившіе имя «дѣтей», обратились въ псовъ. Горе вамъ, жестоковыйные и необрѣзанные, что бывъ богоизбраннымъ народомъ, вы превратились въ волковъ, изострившихъ зубы на Агнца Божія, и отчуждились отъ славы Его. Горе вамъ, неразумные, что вы возлюбили адъ и геенну огненную. Адъ, по изведеніи оттуда тѣхъ, кто были заключены въ затворахъ его, принимаетъ васъ вмѣсто оныхъ, говоря: не найдетъ ли себѣ здѣсь покоя кто-либо изъ іудеевъ, возставшихъ на Христа и плѣнившихъ меня? Не замысли они лукавства противъ Господа, и я не пострадалъ бы такъ. Получивши ихъ, я низрину ихъ въ самую преисподшою, гдѣ отецъ ихъ, діаволъ, преданъ огню неугасающему и червю неусыпающему, дабы они не возставали на Господа славы, не возводили неправды на Бога, не поднимали бы рогъ свой на высоту гордыни. Горе вамъ, злочестивые іудеи, что, оставивъ свѣтъ, вы возлюбили тьму. О васъ предрекъ пророкъ Исаія: горе полагающимъ тму свѣтъ и свѣтъ тму, глаголющимъ горькое сладкое, и сладкое горькое (Ис. 5, 20). Горе будетъ вамъ, злосчастные іудеи, когда вы увидите, что оному древу, на коемъ вы распяли Господа, покланяется міръ, — когда, въ день воскресенія и второго пришествія Своего, Господь явится на облакахъ небесныхъ, дориносимый ангелами, и осудитъ васъ. Горе вамъ, іудеи, что вы сотворили между собою лукавый совѣтъ предать смерти безсмертнаго. Онъ пребываеть во вѣки, а вы умерли въ невѣріи, отвергнувъ слова блаженнаго Павла: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13).

Однако, оставимъ злочестивыхъ и непокорныхъ іудеевъ, пойдемъ къ свѣту Солнца правды, и съ радостію примемъ воскресеніе Господне. Итакъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ возсталъ изъ мертвыхъ, и встрѣтили Его двѣ жены, т. е. Марія Магдалина и другая Марія (это есть Матерь Іисусова), и поклонились Ему. Что же говоритъ Онъ? — Не бойтеся, но идите, возвѣстите братіи Моей и Петрови, да идутъ въ Галилею; и ту Мя видятъ (Матѳ., 28, 10; Марк. 16, 7). Итакъ, оныя жены, прежде всѣхъ принявъ радость отъ Владыки вселенной, спѣшатъ возвѣстить ученикамъ о воскресеніи Его, и возвращаются съ этою радостію. Марія Магдалина снова приходитъ ко гробу; и, не нашедши Его, слышитъ отъ ангела словá, которыя она уже слышала, и отъ Самого Господа, а именно, что Онъ предваряетъ въ Галилеѣ. Оглянувшись назадъ, она видитъ Господа, обратившагося къ ней, и, думая, что это — вертоградарь, вопрошаетъ его, не знаетъ ли онъ, гдѣ положили Христа. Іисусъ говоритъ ей: Маріе, что плачеши? Кого ищеши? Ты получила радость: посему перестань плакать. Гдѣ — радость, тамъ — не мѣсто горестнымъ слезамъ; гдѣ — радость, оттуда бѣжитъ подавленная скорбь; гдѣ — радость, — тамъ неумѣстна печаль; гдѣ — радость, тамъ бываетъ и видимое веселіе. Я — Сынъ Дѣвы, Я — Іисусъ, побѣдитель ада, Я — избавитель міра, Я — разоритель ада, Я — Іисусъ, проповѣдавшій мертвецамъ надежду воскресенія, Я — волею пострадавшій на крестѣ за спасеніе міра, Я — Іисусъ, тридневно возставшій изъ мертвыхъ, — какъ и предрекъ, и сказавшій вамъ: «радуйтеся». Небо и земля мимоидетъ, словеса же Моя не мимоидутъ (Матѳ. 24, 35). Я — Іисусъ, облекающій крещаемыхъ, — и обо Мнѣ говорилъ Павелъ: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Я — Іисусъ, невѣстоводитель просвѣщенныхъ; Я — Іисусъ, Женихъ Церковный; Я — Іисусъ, раздаятель мира и радости. Перестаньте же плакать и облекитесь въ радость; перестаньте сѣтовать и благовѣствуйте апостоламъ. Сей день, въ который Я отгналъ слезу отъ всякаго лица; сей день побѣды надъ смертію и жизни для сущихъ во адѣ; сей день въ который Я, Начатокъ, восталъ изъ мертвыхъ и даровалъ радость міру; сей день, въ который чрезъ васъ Петру и прочимъ апостоламъ Я благовѣствую о Моемъ воскресеніи. Итакъ, пойдите и скажите ученикамъ Моимъ и Петрови, яко воста (Іисусъ) отъ мертвыхъ: и се варяетъ вы въ Галилеи: тамо Его ýзрите (Матѳ. 28, 7).

Видишь ли ты милосердіе Владыки? Онъ не обозначилъ по имени никого другого изъ учениковъ, а только Петра. Для чего же, Господи, Ты назвалъ по имени только его? для чего? Выслушай, почему Я наименовалъ одного только Петра. Это — потому, что другіе не говорили: «если намъ нужно будетъ умереть съ Тобою, мы не отречемся отъ Тебя»; а онъ сказалъ, и отрекся отъ Меня трижды, но, раскаявшись, горько плакалъ (Лук. 22, 33. 62). Онъ, конечно, стыдится показаться Мнѣ на глаза, думая, что не прощенъ грѣхъ его; потому-то Я и прибавилъ: и Петрови, — дабы онъ безбоязненно шелъ съ прочими Моими апостолами, — и онъ увидитъ Меня. Скажите же Петру, чтобы онъ совершенно не безпокоился. Я не унизилъ тебя передъ сонмомъ апостольскимъ: если Я люблю также Іоанна, и ему, какъ непорочному, поручилъ при крестѣ Матерь Свою, — однако же и тебѣ Я даровалъ ключи царства небеснаго; и потому нисколько не опасайся подходить ко Мнѣ: еже бо аще свяжеши на земли, будетъ связано на небесѣхъ (Матѳ. 16, 19). Не бойся, Петръ: ибо Я не удалилъ тебя отъ первостоянія среди соапостоловъ твоихъ; что обѣщалъ Я тебѣ, то исполню: на твоей вѣрѣ, твердой, подобно камню, Я созижду церковь Мою, и врата адовы не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Ты будешь пастыремъ овецъ и будешь пасти Моихъ агнцевъ, ты станешь одесную Меня, какъ вождь. Не страшись того, что ты отрекся отъ Меня; Я видѣлъ твой плачъ и простилъ грѣхъ твой. Добро было бы даже Іудѣ, предателю Моему, если бы онъ не удавился, а покаялся, поелику Я — Богъ кающихся: Я и снизшелъ на землю для того, чтобы даровать покаяніе міру. Я простилъ такое множество грѣховъ мытарямъ и блудницамъ, — ужели же не прощу тебѣ одного? Я люблю кающихся: припомни, что Я проливалъ слезы объ Іудѣ, не желая погибели его. Добро было бы ему, если бы онъ, повергнувъ сребренники въ храмѣ, не удавился, а покаялся; но поелику онъ остался въ нераскаяніи, за то и мучится вѣчно. А ты не бойся; Я видѣлъ твои слезы, и простилъ твое паденіе. Давида, который сотворилъ два беззаконія — прелюбодѣяніе и убійство, Я простилъ и возвелъ его въ прежній чинъ пророческій; и тебѣ ли, Петръ, который отвергнулъ все, что пріобрѣлъ, — тебѣ ли Я не прощу единаго грѣха? Я, Который изрекъ: радость будетъ на небеси о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 7); Я, Который сказалъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28)?.. Добро, — говорю, — было бы даже Іудѣ, если бы Онъ пришелъ ко Мнѣ; онъ не удавился бы и не погубилъ бы самъ себя, — и его грѣхъ Я пригвоздилъ бы ко кресту. Онъ самъ повиненъ предъ собою: ибо Я вѣдь не проклиналъ его; напротивъ, подобно другимъ ученикамъ, и ему Я умылъ ноги, и ему преподалъ отъ хлѣба и чаши; Я ни въ чемъ не обвинилъ бы его, если бы только онъ обратился къ покаянію. Но онъ не захотѣлъ сознать своего паденія; ты же раскаялся и потому не бойся придти ко Мнѣ съ соучениками твоими; Я до такой степени не умалилъ тебя, что даже тѣнь твоя сильна врачевать недуги (Дѣян. 5, 15).

И обрати вниманіе на человѣколюбіе Божіе: Христосъ благовѣствуетъ апостоламъ чрезъ оныхъ женъ; и полъ, который наипаче былъ обезчещенъ чрезъ преслушаніе Евы, Господь призываетъ къ почести и благимъ надеждамъ. Вы видѣли, какой чести сподобились жены за свое усердіе? Станемъ же посильно подражать имъ въ ревности и мы, мужи и жены, и тѣмъ почтимъ день воскресенія. Онѣ пребыли (у гроба) въ теченіе цѣлой ночи до времени воскресенія; пребудемъ и мы не съ мѵромъ и ароматами чувственными, а съ благоуханіемъ благихъ дѣлъ и праведной жизни, съ усердною молитвою, съ покаяніемъ во грѣхахъ. Онѣ получили въ воздаяніе за свое терпѣніе то, что прежде всѣхъ другихъ сподобились видѣть Его по воскресеніи, ухватиться за ноги Его и поклониться Ему: также и каждому изъ насъ можно, когда мы пожелаемъ, удержать не только ноги, но и всего Христа, — если только предварительно мы очистимъ душу отъ всякаго житейскаго помысла, омоемъ нечистоту грѣховную слезами и милостынею; и особенно въ тотъ часъ, когда мы подходимъ къ страшной трапезѣ, приблизимся къ онымъ Божественнымъ Тайнамъ со страхомъ и трепетомъ, удалимъ изъ своего сердца всякое возмущеніе, и примиримся со всѣми. Подходя, пусть никто не имѣетъ въ себѣ нечистыхъ помысловъ, или злопамятства противъ ближняго своего; пусть не приближается ни порочный, ни творящій блудъ, ни досадитель, ни братоненавистникъ, ни сребролюбецъ, ни прелюбодѣй, ни пьяница, ни корыстолюбецъ, ни мужеложникъ, ни завистникъ, ни тать, ни мыслящій лукавое, дабы не принять на себя осужденія. Призываю всѣхъ васъ явить въ себѣ великую любовь, великое благоговѣніе и многое сокрушеніе, дабы намъ удостоиться великаго мздовоздаянія и быть въ состояніи удержать не только ноги и руки, но и главу, для наслажденія оными страшными и неизреченными Тайнами, — если, конечно, съ чистою совѣстью мы будемъ участвовать въ оныхъ пречистыхъ Тайнахъ. И если мы пожелаемъ быть кроткими и братолюбивыми, то не здѣсь только будемъ жить въ нечистотѣ, но и въ оный день удостоимся узрѣть Его грядущимъ въ неизреченной славѣ и съ сонмомъ ангельскимъ. Да и не только мы узримъ Его, а и содѣлаемся храмомъ Его, какъ изрекъ Господь: вселюся въ нихъ, и похожду, и буду ихъ Богъ (Лев. 26, 12; 2 Кор. 6, 16), — и не только услышимъ отъ Него реченное Имъ женамъ: радуйтеся, но да услышимъ оный гласъ, призывающій къ царствованію: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34). Да сподобимся же всѣ мы онаго гласа, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава и держава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Это слово въ изданіи Миня отнесено къ разряду сомнительныхъ, какъ будто бы только приписываемое св. Iоанну Златоусту. Въ немъ св. Іоаннъ, говоря подробно о тридневномъ воскресеніи Іисуса Христа, высказываетъ попутно различныя благочестивыя мысли, порицаетъ іудеевъ за распятіе ими Господа и — въ концѣ слова говоритъ подробно о свв. женахъ мѵроносицахъ. Въ заключеніе онъ увѣщаваетъ слушателей подражать имъ въ ревности и почтить, по силѣ возможности, день воскресенія Христова.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 63-68.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0