Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Бесѣда на Пасху
[1].

Ранѣе мы сказали, что святость Христа предъизображалась пасхальной жертвой — непорочнымъ агнцемъ, а спасеніе людей въ страданіи Христовомъ — избавленіемъ первенцевъ, происшедшемъ чрезъ пасхальную жертву; освященіе же предуказывалось яденіемъ жертвеннаго агнца. Нынѣ надлежитъ разсмотрѣть остальное изъ повелѣннаго въ законѣ, а именно, какимъ образомъ надобно приготовляться имѣющему принять освященіе, какимъ образомъ приближаться къ пріобщенію святыни и — вести себя послѣ того, какъ сподобишься причастія и общенія въ святынѣ.

Какъ надлежитъ приготовлять себя тому, кто имѣетъ быть въ общеніи со Христомъ, — это указалъ намъ законодатель прообразовательно въ обрѣзаніи, когда сказалъ: сей законъ пасхи: всякъ иноллеменникъ да не ястъ отъ нея: и всякаго раба или купленаго обрѣжеши его, и тогда да ястъ отъ нея (Исх. 12, 43-44). Но обрѣзаніе въ то время было лишь частичнымъ, какъ само по себѣ безполезное: ибо отъ обрѣзанія человѣкъ нисколько не оказывался лучшимъ по сравненію съ необрѣзаннымъ; наоборотъ, израильтяне даже слышали порицаніе себѣ отъ Бога, — то, что всѣ народы не обрѣзаны, а весь домъ Израилевъ съ необрѣзаннымъ сердцемъ (Іер. 9, 26). Истинное обрѣзаніе состоитъ въ обрѣзаніи всей плоти, и у кого обрѣзано сердце, у кого совлечено плотское покрывало, каковое перешло къ намъ по наслѣдству отъ родителей и каковое намъ должно снять, — того оное обрѣзаніе содѣлываетъ пріятнымъ и угоднымъ для Бога. Предписывая обрѣзывать уды дѣторожденія, законъ издалеча обозначилъ этимъ образъ рожденія и покрова, сопровождающаго насъ съ рожденія; и потому, кто не оставляетъ плотскаго образа жизни, тотъ не удостоится общенія съ Христомъ. Мы есмы обрѣзаніе, — говорятъ соучастники Христовы, — иже духомъ Богу служимъ, а не въ плоти надѣемся (Флп. 3, 3). Только сердце, освободившееся отъ всего плотскаго, можетъ служить Богу и сочетаться со Христомъ духовно. Начало такому обрѣзанію положено страданіемъ Господа за насъ, Который, ради насъ, принялъ даже самое обрѣзаніе плоти Своей; на насъ же тайна обрѣзанія отнечатлѣвается въ крещеніи и исполняется въ жизни, сообразной Христу: Обрѣзани бо, — сказано, — бысте обрѣзаніемъ нерукотвореннымъ, въ совлеченіи тѣла грѣховнаго плоти, во обрѣзаніи Христовѣ, спогребшеся Ему крещеніемъ (Кол. 2, 11-12). Посему, доколѣ не оставишь плотскихъ навыковъ, ты, подобно иноплеменнику и пришлецу, не будешь и въ участіи и общеніи со святымъ, пришедшимъ съ неба, Христомъ: тотъ самъ долженъ содѣлаться небеснымъ, кто хочетъ приблизиться къ небесному, а небеснымъ никто не можетъ стать прежде, чѣмъ онъ не оставитъ всего земного.

Такимъ образомъ, благодатію крещенія предварительно умертвивъ въ себѣ ветхаго человѣка, ты прилежнымъ духовнымъ дѣланіемъ приблизишься ко Христу и пріобщишься Ему... Далѣе, нужно разсмотрѣть, каковы по закону были всѣ участники вкушенія пасхи, — это для того, чтобы узнать, каковы должны быть и мы для соучастія со Христомъ. Сице, — сказано, — снѣсте: чресла ваша препоясана и сапози ваша на ногахъ вашихъ, и жезлы ваши въ рукахъ вашихъ (Исх. 12, 11). Путевая одежда, надѣтая и удобно препоясанная, обозначаетъ совершенную готовность идти навстрѣчу обѣтованію Божію, какъ нѣкогда и Израиль, собравшійся въ дорогу, направлялся въ землю обѣтованную. Но посмотри на духовнаго путника, какое преимущество онъ имѣетъ предъ тѣмъ (іудеемъ): онъ поспѣшаетъ не въ отдаленную землю обѣтованную, не землю обмѣниваетъ на землю, не Египетъ на Іудею, ищетъ не временныхъ благъ; но что заявляетъ такой путникъ о своемъ путешествіи? — Задняя забывая, въ предняя же простираяся, со усердіемъ гоню, къ почести вышняго званія (Флп. 3, 13-14). Таковы, — по Апостолу, — чресла препоясанныя истиною (Ефес. 6, 14). Такъ, вотъ, и ты будешь преуспѣвать въ добромъ теченіи тогда, когда, оставивъ все настоящее — суетное и ложное, по Давиду (Псал. 38, 6), станешь жадно стремиться къ будущей истинѣ и сокрушаться по ней. Повелѣніе, чтобы ноги были обутыя (Исх. 12, 11), обозначаетъ готовность благовѣствовать миръ (Ефес. 6, 14-15) и способность ко всякому доброму бѣгу, чѣмъ утверждается нашъ миръ съ Богомъ, — и о чемъ апостолъ говоритъ такъ: миръ имамы къ Богу Господемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ (Рим. 5, 1); терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ (Евр. 12, 1); или: тако теку, да достигну (1 Кор. 9, 26). Посохи у нихъ (вкушавшихъ пасху) въ рукахъ — это упованіе души или упокоеніе ея въ Богѣ, дабы, — какъ сказалъ Павелъ, — не смущаться въ скорбяхъ (1 Сол. 3, 3), но быть твердыми. Снѣсте со тщаніемъ: пасха есть Господня (Исх. 12, 11). Это вкушеніе предлагается не для прихоти, и не для небрежныхъ, — не для того, кто склоненъ къ безпечности и бездѣятельности, а для тѣхъ, кто имѣетъ духъ бодрый и сосредоточенный, — почему оно и избавляетъ отъ губительной казни, когда ее посылаетъ Господь; потому-то и сказано: пасха есть Господня, что нѣкіимъ толковникомъ прямо изъяснено: прехожденіе Господу.

Теперь посмотримъ, какъ послѣ такого принятія Божественной снѣди дóлжно провождать жизнь тому, кто сподобится этого святого питанія. На это, именно, указываютъ опрѣсноки и дни опрѣсночные. Вотъ, іудеи заботятся объ опрѣснокахъ, полагая, что семью опрѣсночными днями дается имъ нѣчто особенное; они не ѣдятъ квасного хлѣба и не держатъ его у себя, хотя и не могутъ указать какую бы то ни было пользу отъ этого дѣла, поелику они выполняютъ только образъ, а не самую истину. А ты разумѣй опрѣснокъ согласно завѣту апостольскому, то есть, какъ уже указано нами, чтобы душа была чиста и не запятнана никакимъ худымъ дѣломъ, чтобы образъ жизни былъ новымъ, безъ всякихъ дотолѣ бывшихъ пороковъ. Безспорно, такъ слѣдуетъ понимать оныя слова закона, чтобы не было и тѣни чего-либо подобнаго въ домахъ вашихъ: ибо кто будетъ ѣсть квасное, душа та истреблена будетъ изъ общества израильтянъ (Исх. 12, 19). Возвращеніе къ прежнимъ порокамъ гибельно для того, кто былъ переведенъ въ новую жизнь, согласно реченному: Аще по плоти живете, имате умрети (Рим. 8, 13). А что обозначаютъ оные семь дней опрѣсночныхъ? Семь дней, — сказано, — ѣшьте прѣсный хлѣбъ (Исх. 12, 15). Семь дней, какъ это и есть въ дѣйствительности, обозначаютъ все время, поелику послѣ седьмого дня, который есть покой, снова начинается день первый, и таковой кругъ времени подвигается впередъ, возвращаясь черезъ каждые семь дней къ самому себѣ. Во все время, разумѣстся, слѣдуетъ тебѣ жить въ простотѣ и чистотѣ, и это послужитъ тебѣ во спасеніе, ибо сказано: аще духомъ дѣянія плотская умерщвляете, живи будете (Рим. 8, 13). Отличительныя черты того, кто не ищетъ плотскаго, — суть простота, незлобіе, безхитростность, уклоненіе отъ всякаго зла и нечистоты. Почему же въ законѣ первый и седьмой день называются святыми: первый день наречется святъ, и седьмый день нарочитъ святъ да будетъ вамъ (Исх. 12, 16)? — это потому, что какъ первымъ днемъ обозначается начало, когда мы принимаемъ освященіе черезъ принятіе Святаго Духа, такъ седьмымъ днемъ указывается конецъ, когда, отрѣшившись отъ тѣла, мы пребываемъ со Христомъ и приходимъ къ Господу, оставивъ странствованіе земное, совершенно предавшись святости, по слову апостольскому: Яко живуще въ тѣлѣ отходимъ отъ Господа (2 Кор. 5, 6).

Законъ, повелѣвая, чтобы оные (пасхальные) дни были свободны отъ работъ, говоритъ: Всякаго дѣла да не сотворите въ нихъ (Исх. 12, 16). Этимъ обозначается, что душа не должна, предавшись заботамъ земнымъ, оставаться въ рабствѣ, не согласномъ съ служеніемъ Богу, но что она должна для нея исполнять лишь то одно и усиленно стремиться къ тому, въ чемъ заключается благо для нея. На это же самое указываютъ и слѣдующія слова: развѣ елика сотворятся всякой души, сія точію да сотворятся вамъ (Исх. 12, 16). Потому-то и Господь, приводя къ пониманію покоя, согласно закону, — ибо покой полагали въ отдыхѣ отъ суетныхъ дѣлъ, а не въ томъ, что касается блага душевнаго, — Господь вопросилъ фарисея: достоитъ-ли въ субботы добро творити, или зло творити? душу спасти или погубити (Марк. 3, 4)? Если тебѣ желательно соблюдать субботу и праздничный покой, законно и сообразно Христу, то ты воздерживайся отъ мірскихъ попеченій и дѣлъ: заботься о томъ и исполняй то, что приближаетъ къ Богу и служитъ во благо души, — и тогда ты будешь истинно и законно проводить субботу и праздновать святый праздникъ — во имя Христа, Ему же слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Приписывается св. Iоанну Златоусту и у Миня относится къ сомнительнымъ. Продолженіе предыдущей бесѣды. — Здѣсь — св. Іоаннъ, объясняя остальное изъ указаннаго въ законѣ о приготовленіи къ ветхозавѣтной пасхѣ, разсматриваетъ — во первыхъ то, какъ должно приготовлять себя тому, кто будетъ принимать освященіе, во вторыхъ — какъ приступать къ пріобщенію святыни, и въ третьихъ — какую жизнь проводить послѣ того, какъ сдѣлается причастникомъ и сообщникомъ святыни. Всѣ свои мысли св. Іоаннъ Златоустъ подтверждаетъ многочисленными свидѣтельствами Священнаго Писанія.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 80-83.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0