Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Слово на Пасху
[1].

У іудеевъ Пасха празднуется въ память освобожденія ихъ изъ Египта и избавленія первенцевъ отъ смерти, — какъ и самое слово «пасха», еврейское, обозначаетъ — прохожденіе смерти. И мы торжествуемъ Пасху, однако же не въ ознаменованіе избавленія отъ смерти временной, подобно онымъ іудеямъ, и не для обозначенія освобожденія отъ рабства временнаго, а въ знакъ совершеннаго избавленія отъ смерти и всецѣлаго освобожденія нашего отъ рабства діавольскаго.

Смерть первенцевъ проходила мимо тѣхъ, кто приносилъ въ жертву прообразовательнаго агнца и помазывалъ кровью его притолки дверей; а насъ совершенно не касается смерть, проникшая въ міръ съ первозданнымъ человѣкомъ; ибо она безсильна держать въ своей власти того, кто принялъ въ себя отъ жертвеннаго Агнца Божественнаго, твердо вѣруя въ спасительную кровь Его. У оныхъ іудеевъ былъ агнецъ земной, а у насъ — съ небесъ, подобно тому, какъ — и у Авраама, у коего оказался ниспосланнымъ Богомъ агнецъ для принесенія вмѣсто сына (Быт. 22, 13); и воистину, для насъ ниспосланъ съ неба отъ Бога Агнецъ и закланъ за насъ, дабы насъ не удерживала уже въ своей власти смерть, которая не удержала у себя Христа. Посла, — сказано, — Богъ Сына Своего очищеніе міру (1 Іоан. 4, 10); также и Христосъ свидѣтельствуетъ о Себѣ: Съ небесе снидохъ (Іоан. 6, 42); и Креститель говоритъ о Немъ: Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29). Безсловесный агнецъ не уничтожалъ грѣха, а чрезъ то и родившейся отъ грѣха смерти; Агнецъ же Слово избавилъ отъ грѣха, вмѣстѣ съ нимъ упразднивъ и смерть. Не изъ земли египетской приводитъ насъ оный Агнецъ въ землю іудейскую, а изъ міра сего тлѣннаго въ царство нестарѣемое. Онъ есть Агнецъ, а вмѣстѣ и Пастырь, Который ведетъ овецъ и говоритъ: «Предъиду имъ, руководствуя ихъ къ жизни нескончаемой». Закланіе агнца въ жертву и исходъ изъ Египта были началомъ мѣсяцевъ у іудеевъ (Исх. 12, 2), а у насъ начало жизни есть страданіе Христово и удаленіе со Христомъ отъ міра: поелику мы живемъ, умирая для міра, и возраждаемся для Бога, оставляя земное рожденіе. Какъ древле онымъ іудеямъ было повелѣно не выносить мяса агнца изъ дома (Исх. 12, 46), такъ и у насъ Агнецъ не раздѣляется, вкушается во единомъ домѣ, въ Церкви духовной, и нигдѣ въ иномъ мѣстѣ не пріобрѣтается. У тѣхъ, кто вкушалъ пасху, былъ хлѣбъ опрѣсночный (Исх. 12, 18-19); у насъ же общеніе со Христомъ происходитъ при обновленномъ и самомъ безхитростномъ духѣ, какъ ново и просто было тѣсто опрѣсночное.

Горькія травы, съ коими вкушалась древле пасха (Исх. 12, 8), предуказывали на наши скорби, чрезъ которыя мы соучаствуемъ въ страданіяхъ Христовыхъ (Гал. 2, 19): ибо горестно мученіе, хотя бы плодъ отъ него былъ и пріятенъ. Костей агнца не сокрушали (Исх. 12, 46), — и это повелѣвалъ законъ, предъизображая Христа, Которому, — по сказанію евангелистовъ, — никто не перебилъ святыхъ голеней, да сбудется писаніе: кость не сокрушится отъ Него (Іоан. 19, 33. 36). Мясо ѣли іудеи ночью (Исх. 12, 8), не оставляя на день, поелику и смерть Христова воспоминается въ настоящемъ вѣкѣ, а въ грядущемъ является жизнь. Наружный видъ вкушавшихъ пасху былъ таковъ: одежда, препоясанная по чресламъ, — обувь на ногахъ, посохи въ рукахъ (Исх. 12, 11), — вообще видъ путешественниковъ, совершенно готовыхъ отправиться въ дорогу. Для насъ этимъ предуказано уготовлять душу къ исходу изъ настоящаго міра; потому-то, добрѣ уготованныя и заботливыя, души избѣгаютъ житейскихъ попеченій и готовы къ отшествію на небо къ Богу, согласно словамъ апостольскимъ: Наше житіе на небесѣхъ есть (Флп. 3, 20). Посохомъ для своей опоры мы имѣемъ вѣру во Христа и надежду на Него; возженъ для душъ нашихъ и свѣтильникъ вещественный, — а этотъ духовный нашъ свѣтильникъ есть законъ Христовъ: свѣтильникъ ногама моима законъ Твой, и свѣтъ стезямъ моимъ (Псал. 118, 105), — какъ и Самъ Господь говоритъ объ этомъ: Да будутъ чресла ваша препоясана, и свѣтильницы горящіи; и вы подобни человѣкомъ чающимъ Господа своего (Лук. 12, 35-36).

Остается припомнить, кто вкушалъ пасху іудейскую. Изъ необрѣзанныхъ не допускали никого къ яденію пасхи; если же были иноплеменники или рабы, то имъ дóлжно было принять обрѣзаніе (Исх. 12, 43-44). Также точно никому нельзя достигнуть и общенія со Христомъ, не обрѣзавъ у себя человѣческихъ непотребствъ и не избавившись отъ плотской скверны, унаслѣдованной нами отъ отцовъ плотскихъ. Плотское обрѣзаніе и служило прообразомъ такого обрѣзанія, почему еще пророкъ Іеремія говорилъ, что намъ дóлжно обрѣзать свое жестокосердіе (Іер. 4, 4). Поспѣшимъ же и мы къ оному блаженному единенію со Христомъ и содѣлаемся черезъ это чистыми отъ мірскихъ золъ, да освятимся духовными добродѣтелями: никто пусть не обращается вспять [2] — въ міръ, дабы не остаться въ рабствѣ у міродержателя вѣка сего, но перейти въ свободу Христа, Ему же слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Слово это приписывается св. Іоанну Златоусту и въ изданіи Миня отнесено къ разряду сомнительныхъ. Что касается его содержанія, то въ началѣ св. Іоаннъ противопоставляетъ ветхозавѣтную Пасху — новозавѣтной: первая — временное освобожденіе отъ смерти, а вторая — совершенное избавленіе отъ нея. Дальше и идетъ подробное раскрытіе этой основной мысли путемъ частныхъ сопоставленій, при чемъ — все подтверждается свидѣтельствами Священнаго Писанія. Въ заключеніе слова св. Іоаннъ говоритъ о томъ, что какъ у іудеевъ никто изъ необрѣзанныхъ не допускался къ вкушенію пасхи, такъ никто не можетъ сдѣлаться участникомъ Христа безъ обрѣзанія у себя человѣческихъ излишествъ и грѣховныхъ оскверненій. Къ такому духовному обрѣзанію, для блаженнаго общенія со Христомъ, и приглашаются слушатели, чтобы не остаться подъ рабствомъ начальника вѣка сего, діавола.
[2] Здѣсь, очевидно, пропускъ словъ.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 83-86.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0