Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Бесѣда на Пасху
[1].

У іудеевъ были прообразы, а мы обладаемъ истиною, согласно сказанному: Сѣнь имый законъ грядущихъ благъ (Евр. 10; 1); а также: законъ Моисеомъ данъ бысть, благодать же и истина Іисусъ Христомъ бысть (Іоан. 1, 17). И, что совершалось у іудеевъ, то имѣло отношеніе и ко Христу, хотя относилось къ Нему, именно, какъ образъ и тѣнь; а сбытіе и совершенное пониманіе вещей наступило съ явленіемъ Его, когда лицемъ къ лицу узрѣли Его Царемъ. Если кто-либо рисуетъ картину, то онъ первоначально наводитъ тѣни, а потомъ уже красками изображаетъ самую картину; и при этомъ очерчиваніе тѣней представляется какъ будто бы чѣмъ-то другимъ, а въ дѣйствительности оно есть то же самое изображеніе, какое написано и красками. Итакъ, при помощи тѣней разсмотри истину и вдумайся въ то, что обозначаютъ прообразы, переходя отъ малаго къ большому и, при воспоминаніи объ освобожденіи онаго народа отъ рабства, о временномъ избавленіи юношей, о переселеніи изъ одной земли въ другую, — не прилѣпляясь слишкомъ къ земному, потому что если имѣть въ виду такого рода воспоминанія, то незначительно разнились торжества и у еллиновъ: и они, празднуя избавленіе отъ недуговъ, спасеніе отъ насилій, основанія городовъ, переселенія, побѣды на войнѣ и тому подобное, — посвящали праздники свои временному и земному. А намъ, кои нынѣ торжествуемъ великій и вѣчный праздникъ, нужно привести себѣ на память великое — дары божественные, воистину, дары Божіи, — припомнить объ избавленіи отъ противовоюющихъ демоновъ, ведущихъ борьбу съ добромъ и отклоняющихъ отъ царствія Божія не на краткое лишь время, а навѣки, о переселеніи съ земли на небо и въ нынѣшней жизни и въ нескончаемое царствіе, по всеобщемъ воскресеніи.

Египетскій царь изнурялъ іудеевъ, которые въ дѣйствительности, по своему рожденію отъ предковъ, были свободными, и наложилъ на нихъ иго рабства, съ жестокостью принуждая выдѣлывать кирпичи и строить города (Исх. 1, 11-14). Это служило образомъ мірового мученія, тяготѣющаго на земнородныхъ, кои, утративъ небесное блаженство и свободу, изнуряютъ себя земными работами и устрояютъ себѣ жилища тлѣнныя, ибо у людей нѣтъ ничего вѣчнаго и постояннаго: всѣ дѣла рукъ человѣческихъ преходящи и сокрушаются временемъ. Отъ онаго тяжкаго рабства милосердый Богъ и желаетъ спасти изнемогающее созданіе Свое, подобно тому, какъ нѣкогда чрезъ переселеніе Онъ избавилъ сыновъ израилевыхъ, видя бѣдствія ихъ. И добровольно нужно обратиться къ Богу тѣмъ, кои отпали отъ Него своею волею. Посылаются рабы, блюстители закона, дабы путемъ закона призывать къ справедливости, а справедливостію указывать путь къ Богу, и дабы насылать пока еще малыя кары на противоборствующихъ, не приводя ихъ къ совершенной гибели, но лишь по частямъ и пока еще не вполнѣ искореняя нечестивыхъ изъ среды ихъ. Такъ въ дѣйствительности и было до явленія Господа, Который пришелъ уже послѣ Своихъ рабовъ: они были прообразами и знаменіями Его. Моисей съ братомъ Аарономъ, посланные къ іудеямъ, убѣждали ихъ служить Богу и карали египтянъ поочередно ниспосылаемыми казнями за мучимый и изнуряемый народъ. Впрочемъ, когда это происходило, Израиль еще былъ въ Египтѣ, и царь египетскій еще былъ силенъ противиться Богу; уже было девять казней, однако конца еще не наступало и нужно было послать послѣднюю казнь — избіеніе первенцевъ, дабы вмѣстѣ съ оною вышелъ Израиль. Тогда совершается жертвоприношеніе агнца, кровію его окропляются входы у домовъ еврейскихъ, и чрезъ помазаніе кровію первенцы избавляются отъ смертной казни, іудеи вкушаютъ агнца съ прѣснымъ хлѣбомъ и горькими травами; исходятъ изъ Египта, преслѣдуемые фараономъ и египтянами, и приближаются къ Чермному морю, каковое, Божественнымъ мановеніемъ раздѣлившись отъ жезла Моисеева, спасаетъ полки еврейскіе и потопляетъ египетскую силу, вошедшую въ средину моря. Агнцемъ является для тебя, при избавленіи оть міра, Христосъ: Онъ переселяетъ тебя, возводя на небо и оживотворяя для жизни нескончаемой. Переселяя человѣка, происшедшаго отъ Давида, Христосъ переселяетъ также и тѣхъ, кто грядетъ за Нимъ съ благопокорностью и послушаніемъ, не страшась фараона и не оставаясь въ рабствѣ у земныхъ мірскихъ работъ изъ-за ничтожнаго возбудительнаго удовольствія, образомъ чего было вкушеніе Израилемъ мяса съ лукомъ и чеснокомъ въ Египтѣ (Числ. 11, 5). Таково вообще удовольствіе, состоящее изъ сочетанія житеискихъ заботъ и плотскаго пресыщенія.

Итакъ, когда ты оставляешь плотскую жизнь, то наступаетъ начало истинной жизни, подобно тому, какъ началомъ мѣсяцевъ для іудеевъ служила Пасха. Нынѣ начало жизни бываетъ, именно, тогда, когда ты, вышедши изъ жизни мірской, земной, обрѣтаешь нѣкую истинную жизнь, жизнь духовную. Христосъ закалается, когда ты сознаешь, что принесеніе Его въ жертву совершилось за тебя; тогда и для тебя исполняется то, что яко овча на заколеніе ведеся, и яко агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ (Ис. 53, 7). Кротость въ жертвѣ заключаетъ въ себѣ первообразъ агнца; а влеченіе козла къ высотѣ и нехотѣніе его находиться въ мѣстахъ низменныхъ производятъ то, что онъ восходитъ на высоту, ибо козы вспрыгиваютъ и взбираются на мѣста неудобовосходимыя и весьма высокія. Съ тѣхъ поръ, какъ человѣкъ согрѣшилъ, преступивъ заповѣдь Божію, отдавшись въ рабство плоти и утративъ Духа Святаго, небо стало для человѣка мѣстомъ высокимъ и недоступнымъ; и нынѣ возводитъ и возвышаетъ тебя туда, закланная за тебя, Жертва Божественная. Съ тобою Онъ умеръ, дабы ты жилъ въ Немъ. Кровь Агнца служитъ тебѣ во спасеніе, когда ты приступаешь къ ней съ вѣрою, когда помыслы и чувства свои, чрезъ каковые вмѣстѣ съ грѣхомъ проникаетъ смерть, ты окропляешь вѣрою, какъ бы кровію, подобно тому, какъ Израиль окроплялъ кровію входы. Ибо если страсть не проникнетъ въ тебя чрезъ очи и уши, чрезъ обоняніе, вкусъ и осязаніе, а потомъ и чрезъ разсудокъ, тогда и смерть не будетъ обладать тобою, но ты, нося въ тѣлѣ мертвость Господа Іисуса, будешь имѣть и открывающуюся въ тѣлѣ твоемъ жизнь (2 Кор. 4, 10); и, ведущая свое происхожденіе отъ первозданнаго Адама, смерть минуетъ тебя, подобно тому, какъ гибель первенцевъ не касалась домовъ еврейскихъ. Посему и самое наименованіе настоящаго праздника — «пасха» обозначаетъ прохожденіе мимо. Овча да будетъ непорочно (Исх. 12, 5), ибо непороченъ Іисусъ: Онъ — сказано — беззаконія не сотвори, нижé обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 53, 9). Совершенно (овча), мужескій полъ (Исх. 12, 5) — значитъ, что правда исполнена однимъ лишь истиннымъ Царемъ. Единолѣтно овча (Исх. 12, 5) — прообразуетъ вѣчность Христову, такъ какъ годомъ знаменуется, именно, вѣчность: совершая въ каждомъ вѣкѣ одинъ и тотъ же кругъ и имѣя въ самомъ себѣ всѣ обороты, годъ служитъ образомъ новаго человѣка, въ коемъ ветхое наше человѣческое естество замѣнено новымъ, — какъ и сказано: облецытеся въ новаго человѣка (Ефес. 4, 24). Облекшись совершенствомъ и непорочностію Агнца, ты самъ станешь агнцемъ для Бога и, представивъ свое тѣло въ жертву живую, святую и благоугодную Богу (Рим. 12, 1), ты будешь напутствованъ къ жизни нескончаемой.

Замѣчаешь ли ты, что твоя Пасха отнюдь не сравнима съ іудейскою, которая имѣла лишь нѣкое подобіе ея, была только тѣнью ея. Израиль, разумѣется, находился въ младенческомъ состояніи, когда приносилъ такія жертвы, думая чрезъ нихъ благоугодить Богу и надѣясь ими получитъ спасеніе, совершенно, однако же, забывая, что они только прообразуютъ собою единую, воистину, спасительную Жертву, — почему чрезъ Іеремію Богъ и говоритъ имъ: не заповѣдахъ вамъ о жертвахъ (Іер. 7, 22). У Бога, конечно, нѣтъ неправды и, установивъ заповѣдь, Онъ не можетъ говорить, что не давалъ ея; но существо дѣла заключается въ томъ, что жертвоприношеніемъ прообразовательно и пророчески предвозвѣщалось о Христѣ: повелѣвъ закалать агнца, Богъ указывалъ на Христа, Который имѣетъ быть принесенъ въ жертву, — и все, касавшееся агнца, было прообразомъ Христа. Одно изъ этого ты уже видѣлъ, а другое, елико возможно, разсмотри послѣдовательно. Въ каждомъ еврейскомъ семействѣ закалается одинъ наилучшій агнецъ, и ни одна часть мяса не выносится изъ того дома, гдѣ закалали его (Исх. 12, 46). Вездѣ — въ каждой церкви и во всякой душѣ находится весь Христосъ, и нигдѣ нѣтъ только части Его; и потому, какъ тамъ было много агнцевъ въ каждомъ семействѣ въ отдѣльности, такъ здѣсь во всякой душѣ есть одинъ и тотъ же самый Христосъ. Агнецъ находится въ домѣ въ теченіе пяти дней, съ десятаго по четырнадцатый, а потомъ въ четырнадцатый день къ вечеру закалается всѣмъ сонмомъ іудейскимъ. Оными пятью днями указывается на пять промежутковъ времени, начиная съ Адама: одинъ — до Ноя, другой — до самаго Авраама, третій — до Моисея, четвертый отъ Моисея до явленія Христова и пятый — нынѣшнее время, по явленіи Его. Агнецъ закалается къ вечеру, поелику Израиль всей синагогой возсталъ на Христа въ концѣ вѣка. Изначала жертву Христову усматривали въ страданіяхъ праведниковъ, начиная съ праведнаго Авеля, и Христосъ страдалъ во всѣхъ ихъ; а совершилась оная жертва тогда, когда по Своему хотѣнію претерпѣлъ страданія явившійся Агнецъ Божій, — и Онъ пострадалъ, именно, въ четырнадцатый день того же мѣсяца, предавъ духъ Свой къ вечеру. А отдѣленіе агнца для жертвы съ десятаго дня, въ то время, какъ самое закланіе его происходило въ четырнадцатый день къ вечеру, обозначало то, что сперва было приготовленіе къ страданію, а подъ конецъ послѣдовало и самое страданіе.

Разсмотримъ, далѣе, новую и удивительную заповѣдь Божію о вкушеніи агнца — не вкушать жертвеннаго мяса сырымъ, Кто же ѣстъ сырое мясо? Не дивно было бы повелѣніе не вкушать варенаго мяса, дабы не терять времени, ибо нужно было поспѣшать; но что обозначаетъ не ѣсть сырого, а печеное огнемъ (Исх. 12, 9) ? Никто вѣдь не воспрещаетъ того, чего никогда и не бываетъ. Однако, какъ сказано, образами указывается на самыя вещи. У кого — вѣра суетная, тотъ принимаетъ священную пищу сырою; а кто пристрастенъ къ наслажденіямъ — пищу вареною, своею разсѣянною жизнію, какъ бы вывариваніемъ въ водѣ, разслабляя твердыню вѣры; печеную же на огнѣ пищу вкушаетъ тотъ, у кого — духъ горячій и пламенный. Затѣмъ, узаконено было вкушать главу съ ногами и со утробою (Исх. 12, 9). Упоминаніе о головѣ естественно говоритъ тебѣ о Христѣ, что Онъ, какъ превѣчный Богъ, есть Глава невидимой и духовной Церкви; ноги, конечно, указываютъ на то, что Онъ, какъ человѣкъ, явился на землѣ въ концѣ вѣковъ. Употребленіе же внутренностей агнца, въ примѣненіи ко Христу, обозначало, что какъ имѣющій силу и праведность сокровенными во плоти, Христосъ даруетъ благо и спасеніе тѣмъ, кто вкушаетъ Его, не внѣшне только и видимо, но внутренно и сокровенно. Мясо агнца не оставляется до утра, а съѣдается ночью (Исх. 12, 8-10), въ память того, что Христосъ пострадалъ среди міровой тьмы, послѣ коей возсіялъ день и наступила жизнь Христова, согласно сказанному: день приближися (Рим. 13, 12). Кости агнца не сокрушаются (Исх. 12, 46); ибо и у Христа воины не перебили голеней, что сдѣлали они у распятыхъ съ Нимъ, по сказанію Евангелиста (Іоан. 19, 33). Вкушаемыя съ агацемъ горькія травы знаменовали горечь скорбей; а опрѣсноки, — по изъясненію Апостола, — простоту и чистоту, то есть, новую добродѣтель, очищенную отъ прежнихъ пороковъ. Остается указать еще духовное знаменованіе внѣшняго вида тѣхъ, кто вкушалъ пасху, дабы вамъ можно было подражать и въ этомъ, поелику духовный видъ вполнѣ соотвѣтствуетъ тѣлесному. Должно препоясывать тебѣ бедра твои не обыкновеннымъ поясомъ, а дѣломъ спасительнымъ, и не плотскія бедра — ремнемъ, а духовныя — приготовленіемъ души. Обувь ногъ, — по Апостолу, — обозначаетъ готовность благовѣствовать миръ (Ефес. 6, 15). Нужно также имѣть въ рукахъ посохъ не деревянный, а такой, которымъ поддерживается вѣра твоя. Какъ бы торопясь удалиться изъ міра и тлѣнія, старайся особенно подражать всему внѣшнему виду іудеевъ, готовыхъ къ путешествію, ибо они спѣшили выйти изъ египетской земли. Будь бдителенъ, но никакъ не пренебрегай духовнымъ вкушеніемъ пасхи: бдительность въ семъ случаѣ достохвальна, поелику она свидѣтельствуетъ не о чревоугодіи тѣхъ, кто спѣшитъ ѣсть мясо, а о любви къ Богу въ томъ, что поспѣшаетъ отъ міра къ Богу.

Вкушеніе опрѣсноковъ въ теченіе семи дней обозначаетъ чистоту въ продолженіе всей жизни. Тому, у кого остается хлѣбъ квасный, — грозитъ гибель; поелику порочность ветхаго человѣка пагубна и совершенно не совмѣстима съ чистотою и праведностію новаго человѣка. Итакъ, если у человѣка бываетъ такая закваска, то ему, какъ видишь, вполнѣ естественно погибнуть; а если подъ закваскою будешь разумѣть обыкновенную хлѣбную закваску, то можетъ показаться, что будто Богъ неправедно отягощаетъ людей, воспрещая хлѣбъ квасный. Правда открывается въ образахъ, но свѣтитъ и познается въ истинѣ, подобно тому, какъ и кропленіе кровію, представляющееся недостойнымъ Бога, перестаетъ быть таковымъ, когда ты будешь смотрѣть на образъ согласно съ истиною. Повидимому, Богу не подобаетъ употреблять кровавые знаки для того, чтобы распознавать домы еврейскіе, но Ему совершенно подобаетъ познавать насъ и спасать по вѣрѣ въ кровь Христову. И ужели не такъ же неприлично думать объ обрѣзаніи, что якобы Богъ заповѣдалъ обрѣзываться всякому, кто желалъ вкушать пасху, если онъ не былъ обрѣзанъ, и уже потомъ приступать къ яденію? Но если ты будешь разсматривать обрѣзаніе духовно, то таинственность его станетъ для тебя понятною, и ты воздашь славу Богу. Обрѣзаніе касалось дѣтородныхъ удовъ, и у тебя, человѣкъ, съ самаго рожденія было покрывало; его-то, именно, и надлежитъ отбросить, дабы съ откровеннымъ лицомъ взирать на истину, а не разглядывать ее изъ подъ земного плотскаго покрова. Освободившись же отъ плотскаго тѣла, ты, какъ духъ, приблизишься ко Христу, прилѣпишься ко Господу и станешь всецѣло духомъ участвовать во святомъ и дарующемъ спасеніе общеніи, на каковое указывалось вкушеніемъ мяса. Итакъ, соверши обрѣзаніе и совлеки тѣло вмѣстѣ со Христомъ, согласно велѣнію Павлову: вы обрѣзани бысте обрѣзаніемъ нерукотвореннымъ, въ совлеченіи тѣла плоти, во обрѣзаніи Христовѣ (Кол. 2, 11). А обрѣзывая у себя всякое любостяжаніе, честолюбіе, сладострастіе, питайся Божественною снѣдію, которая приводитъ къ небу, спасаетъ отъ лукавыхъ міроправителей (Ефес. 6, 12), избавляетъ отъ изнурительныхъ работъ, указываетъ тебѣ славный и спасительный путь къ Богу, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Ему же слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] У Миня отнесена къ разряду сомнительныхъ. Главнѣйшія мысли: у іудеевъ были образы и тѣнь, исполненіе же сохранилось до личнаго пришествія Христа; всѣ, даже самыя мельчайшія подробности исхода евреевъ изъ Египта находятъ себѣ, — именно, какъ прообразъ, — оправданіе въ христіанствѣ; новозавѣтную пасху никакъ нельзя сравнивать съ іудейскою, которая имѣла только нѣкоторое подобіе ея; правда открывается въ образахъ, но свѣтитъ и познается въ истинѣ, — доказательство этой мысли: обрѣзаніе само по себѣ не могло имѣть значенія; необходимо, обрѣзывая у себя всякое корыстолюбіе, честолюбіе и любовь къ удовольствіямъ, питаться божественной пищей, которая ведетъ на небо, избавляетъ отъ тяжкихъ трудовъ и даруетъ славный путь къ Богу.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 86-92.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0