Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Бесѣда о воскресеніи Господнемъ и о женахъ мѵроносицахъ
[1].

Въ настоящій день, какъ и всегда, я всецѣло поглощенъ мыслію о чудесахъ, нераздѣльныхъ съ возстаніемъ Господа изъ мертвыхъ, и поражаюсь при одномъ представленіи о страшныхъ оныхъ знаменіяхъ. И подлинно, отъ поношенія произошла слава, и страданія породили земнороднымъ безстрастіе; отъ древа преслушанія произрасло древо наказанія, и гвоздьми были растергнуты широко распространившіеся корни грѣха; вѣнцомъ терновымъ прикрыто было проклятіе всего міра, и позорнымъ крестомъ вселенная избавлена отъ безчестія; пронзенное копьемъ ребро содѣлалось для міра дверію таинствъ, и тредневный гробъ сталъ обителію для жизни; мытарь (Матѳей) проповѣдалъ ученіе Божественное, и ангелъ обрадовалъ дýши женъ священнымъ благовѣстіемъ. Объ этихъ дивныхъ и необыкновенныхъ дѣлахъ Господа нельзя умолчать, хотя я и сознаю, что слово мое слабо для начертанія такого обилія Божественныхъ чудесъ. Я торжествую съ разбойникомъ, ликовствую съ Маріей, внимая оному повѣствованію Евангелиста: Въ вечеръ субботный, свитающи во едину отъ субботъ, пріиде Марія Магдалина и другая Марія, видѣти гробъ. И се трусъ бысть велій: ангелъ бо Господень, сшедъ съ небесе, приступль отвали камень отъ двери гроба, и сѣдяще на немъ. Бѣ же зракъ его яко молнія, и одѣяніе его бѣло яко снѣгъ. Отъ страха же его сотрясошася стрегущіи, и быша яко мертви (Матѳ. 28, 1-4).

Вотъ — слышанныя нами слова: По прошествіи субботы, на разсвѣтѣ перваго дня недѣли; то есть, въ оную страшную ночь, а правильнѣе, уже при совершенномъ сіяніи воскресенія пришла Марія Магдалина и другая Марія посмотрѣть гробъ. Достохвально усердіе женъ, предпринявшихъ, подлинно, евангелъскій подвигъ и явившихъ въ себѣ мужественный духъ. Стопы немощныхъ женъ, воистину, достославнѣе апостольскихъ: ибо тѣ, отъ страха разбѣжавшись, скрывались въ домахъ, а мѵроносицы мужественно поспѣшали ко гробу, гдѣ съ благоговѣйною вѣрою и оплакали Невмѣстимаго среди мертвецовъ, и на дѣлѣ проявили свою любовь ко Христу. Онѣ не испугались іудеевъ, и не приняли въ соображеніе стрегущихъ; ихъ не устрашали неохладѣвшее еще неистовство христоубійцъ и злопамятное ожесточеніе повелителей; они совершенно не хотѣли считаться съ опасностями, кои были неизбѣжны въ ихъ поступкѣ. Съ плачемъ приблизились онѣ ко гробу, какъ бы къ жертвеннику, источили слезы тамъ, откуда возсталъ Тотъ, Кто разрѣшилъ скорбь Евы, и гдѣ всему міру подобаетъ веселиться. И вотъ, великое стало землетрясеніе; ангелъ Господень, сшедъ съ небеси, приступивъ, отвалилъ камень отъ двери гроба, и сидѣлъ на немъ. И если при сошествіи ангела произошло великое сотрясеніе, то могла ли не поколебаться земля при распятіи Самого Господа. Однако же, почему и во время страданій Спасителя было землетрясеніе, и при воскресеніи Его снова произошло землетрясеніе? Къ трепету прибавляется ужасъ, дабы уничтожить смерть въ самомъ основаніи. Было сильное землетрясеніе, распадались камни, а іудеи торжествовали. Однако, то, въ чемъ они видѣли свою побѣду, содѣлалось для нихъ источникомъ поношенія на вѣки. Они принесли Агнца въ жертву, но разрушили жертвенникъ; они умертвили Наслѣдника (Евр. 1, 2), но расторгли свой завѣтъ съ Богомъ; они раздѣлили между собою ризы Христовы, но утратили чудеса; они приложили ко гробу печать, зато приготовили храмъ свой къ совершенному уничтоженію. Сдѣлалось великое землетрясеніе: ибо ангелъ Господень сшедъ съ небеси, приступивъ, отвалилъ камень отъ двери гроба. Что это значитъ, ангелъ? Ты сошелъ съ неба, какъ оруженосецъ воскресшаго Царя; ты явился, дабы обрадовать скорбяшихъ женъ; ты пришелъ, чтобы порадоваться съ родомъ человѣческимъ. Посему сойди съ камня: пусть онъ остается на гробѣ; напрасно ты тревожишься о Томъ, Кого не удержалъ ограждавшій могилу камень. Какъ родился Онъ изъ чрева, такъ же и возсталъ изъ гроба: Онъ не нарушилъ печати дѣвства Своей Матери при рожденіи, не тронулъ охранявшаго Его камня и здѣсь, оставивъ гробъ запечатаннымъ... Знаю это я, — говоритъ ангелъ, — и, однако, это сдѣлано мною намѣренно: поелику я исполняю повелѣніе моего Господа. Я отвалилъ камень, именно, для того, чтобы Петръ, наклонившись, увидѣлъ пелены (Лук. 24, 12), чтобы жены увидѣли мѣсто, гдѣ лежалъ Господь (Матѳ. 28, 6). Какъ сказано, ангелъ отвалилъ камень отъ двери гроба, и сидѣлъ на немъ, и такимъ образомъ, находясь на камнѣ, онъ стерегъ обличителя іудеевъ и охранялъ свидѣтеля воскресенія; оберегалъ камень для обличенія тѣхъ, кто окаменѣлъ сердцемъ. И Самъ Господь, — какъ повѣствуется въ Евангеліи, — въ обличеніе злонравныхъ христоубійцъ, говорилъ: аще сіи (апостолы) умолчатъ, каменіе возопіетъ (Лук. 19, 40). Видъ ангела былъ, какъ молнія, и одежда его бѣла, какъ снѣгъ; и праведно: ибо здѣсь не умѣстна какая либо нечистота отъ грѣха, тутъ все исполнено свѣта и даже подобно блеску снѣга. Сотряслась отъ страха бывшая стража, и стали, какъ мертвые. Предъ рабомъ стрегущіе — какъ мертвецы, а на Творца своего возстали они яростно!.. А что далѣе? Ангелъ, обратясь къ женамъ, сказалъ: не бойтеся вы (Матѳ. 28,5)...

Дивное событіе! Необыкновенное дѣло! Въ то время, какъ стража омертвѣла отъ ужаса, женамъ сказано: не бойтеся вы. Разумѣется, такъ и подобало страхомъ поразить невѣрующихъ воиновъ, а вѣруюшихъ женъ обрадовать спасительнымъ благовѣстіемъ. Не бойтеся вы, такъ какъ Творцомъ вашего естества Адамъ какъ бы вновь возсозданъ на крестѣ. Не бойтеся вы: поелику уже снято — нынѣ осужденіе праматери вашей Евы. Не бойтеся вы: ибо я отвалилъ сей камень только тогда, когда Тотъ, Кого вы ищете, уже воскресъ со славою... Ему слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Эта маленькая бесѣда св. Iоанна Златоуста только приписывается ему и въ патрологіи Миня отнесена къ разряду сомнительныхъ. Главная рѣчь въ ней — о чудесахъ, которыя сопровождали воскресеніе Iисуса Христа. Упомянувъ въ началѣ объ этихъ чудесахъ, св. Іоаннъ останавливается на явленіи Христа женамъ-мѵроносицамъ, картинно обрисовывая предъ слушателями всю чудесность этого явленія; затѣмъ изображаетъ радостное душевное состояніе св. женъ, увидѣвшихъ своего Господа и Учителя воскресшимъ изъ мертвыхъ. Въ концѣ бесѣды очень выпукло обрисовывается мысль о томъ, какъ сильно долженъ былъ радоваться воскресенію изъ мертвыхъ полъ, черезъ который вошла въ міръ смерть. Не лишне здѣсь замѣтить, что настоящая бесѣда, какъ по своему стилю, такъ и по силѣ выраженія, очень напоминаетъ св. Iоанна Златоуста; по всей вѣроятности, она была лишь измѣнена впослѣдствіи переписчиками или кѣмъ-либо другимъ.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 122-125.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0