Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Святую Пасху.
Бесѣда на слова: Въ началѣ бѣ Слово (Іоан. 1, 1)
[1].

Вчера рѣчь наша кончилась созерцаніемъ великаго орла [2], орла — поистинѣ — великаго, превосходящаго духомъ небо и небесныя силы и достигающаго до самаго верховнаго начала всего. Іоаннъ возвѣстилъ намъ: Въ началѣ бѣ Слово, и предложилъ любомудрое ученіе о несозданномъ Существѣ; онъ превзошелъ всякую тварь болѣе всякаго орла, превзошелъ и звуки всякаго грома, единственно возвѣстивъ вѣчное и небесное любомудріе. Молнія, возлюбленные, и ужасаетъ и орошаетъ: орошаетъ посредствомъ облаковъ, а ужасаетъ и поражаетъ посредствомъ звука. Также различно дѣйствуетъ и голосъ Іоанна, орошая Церковь и поражая сонмъ еретиковъ. Когда они говорятъ суетное, когда, узнавъ истинное, осмѣливаются говорить объ этомъ, какъ не истинномъ, когда человѣческими соображеніями возстаютъ противъ божественнаго Писанія, когда Іоаннъ взываетъ: бѣ, прежде, нежели что-нибудь было: въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово, поражая этимъ словомъ противниковъ, о чемъ свидѣтельствуетъ и Давидъ: Отъ запрещенія твоего, — говоритъ, — побѣгнутъ, отъ гласа грома твоего убоятся (Псал. 103, 7). Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово. Такъ какъ рожденіе слова [3] безстрастно, то онъ и называетъ Сына Божія «Словомъ», чтобы отъ свойственнаго тебѣ научить высшему тебя; ибо какъ умъ, рождая слово, рождаетъ не страстно, не раздѣляется, не растекается, и не испытываетъ ничего другого чувственнаго, — такъ точно и Божественное, неизреченное и непостижимое рожденіе безстрастно, неотдѣляемо, нераздѣляемо; нечестивыми невѣрующими еретиками оно неправо отдѣляется, а благочестіе право исповѣдуетъ его неотдѣляемымъ. Для чего Евангелистъ не захотѣлъ сказать: «Въ началѣ бѣ Сынъ»? Для того, чтобы названіемъ «сына» не внести понятія о страстномъ рожденіи; но называетъ Его «Словомъ», чтобы показать безстрастность этого рожденія. А чтобы ты не считалъ Его произносимымъ словомъ, онъ присовокулилъ: и Богъ бѣ Слово, дабы изъ названія слова ты уразумѣлъ безстрастность (рожденія Его), а изъ имени Бога — достоинство Его. Объяснивъ свойство Его рожденія, далѣе Евангелистъ говоритъ о могуществснномъ достоинствѣ творчества Его. Вся тѣмъ быша (Іоан. 1, 3) — все сотворенное, а не такъ, какъ принимаютъ еретики, которые дерзаютъ разумѣть въ этомъ изреченіи и поклоняемаго Духа и говорятъ: вся тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть въ Немъ. Это получило бытіе въ Немъ, а не несозданное естество Духа. Сказано: вся, — говорятъ они. Но это выраженіе; вся не заключаетъ въ себѣ несозданнаго Существа вмѣстѣ съ созданными. Если ты, слыша это выраженіе: вся, дерзко оскорбляешь святое естество, — то, когда услышишь слова Господа: Вси, елико ихъ пріиде прежде Мене, татіе суть и разбойницы (Іоан. 10, 8), что скажешь ты? Неужели назовешь разбойникомъ Моисея и припишешь названіе воровъ пророкамъ? Вси, — говоритъ Онъ, — елико ихъ пріиде прежде Мене, татіе суть и разбойницы. Но по смыслу отличается, о комъ идетъ рѣчь и кого касается. И теперь рѣчь о твореніи; о тваряхъ Евангелистъ говоритъ, что они получили бытіе Имъ, а не существо Духа, Который такъ знаетъ, чтó въ Богѣ, какъ духъ человѣческій знаетъ, чтó въ человѣкѣ, какъ говоритъ Павелъ: Кто бо вѣсть отъ человѣкъ, яже въ человѣцѣ, точію духъ человѣка живущій въ немъ (1 Кор. 2, 11)? Посему, если бы мой духъ былъ чуждъ моего естества, то и Духъ Божій былъ бы чуждъ естества Божія. Духъ бо, — говоритъ Апостолъ, — вся испытуетъ, и глубины Божія (1 Кор. 2, 10). Еретикъ слышитъ это выраженіе: испытуетъ, а смыслъ его понимаетъ неправо. Если бы, — какъ бы говоритъ онъ, — Духъ зналъ, чтó въ Богѣ, то не испытывалъ бы; испытаніе свидѣтельствуетъ объ Его незнаніи. Но если то, что Духъ Святый испытуетъ глубины Божія, обличаетъ Его незнаніе, то не припишешь ли ты незнаніе Богу, когда увидишь, что Онъ испытуетъ сердца людей? Послушай Павла; какъ о Духѣ онъ сказалъ: Духъ вся испытуетъ и глубины Божія, — такъ и любомудрствуя о Богѣ, онъ говоритъ: Испытаяй же сердца, вѣсть, чтó есть мудрованіе Духа (Рим. 8, 27). Посему, если Богъ испытуетъ по незнанію, то и Духъ испытуетъ по незнанію. Но дабы ты убѣдился, что Духъ испытываетъ не какъ не знающій, а какъ знающій, онъ присовокупилъ: Такожде и Божія никто же вѣсть, точію Духъ Божій (1 Кор. 2, 11); онъ приписываетъ Духу и знаніе, не познаваніе изъ природы, но знаніе по природѣ.

Итакъ, не раздѣляй нераздѣляемаго естества, не разсѣкай неразъединяемаго существа; но лучше познай точнѣе силу Его. Одинъ (Богъ) называется Отцомъ и Сыномъ и Духомъ Святымъ. Такъ, объ Отцѣ говоритъ Сынъ: Отселѣ ýзрите Сына Человѣческаго, сѣдяща одесную силы (Матѳ. 26, 64); сказавъ о силѣ, Онъ показалъ и славу, чтобы ты съ благоговѣніемъ принималъ эту мысль. Посему, называя силою Самого Бога Отца въ бесѣдѣ съ Каіафою, Онъ и сказалъ: Отселѣ ýзрите Сына Человѣческаго, сѣдяща одесную силы. Такимъ образомъ, Отецъ — сила; и Сынъ — сила, какъ говоритъ Павелъ: Христосъ Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24); и Духъ Святый — сила, какъ говоритъ Спаситель ученикамъ: Сѣдите во Іерусалимѣ, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49). Итакъ, возлюбленный, признавая въ Отцѣ, Сынѣ и Духѣ Святомъ равную силу, содержи вѣру непоколебимою; не раздѣляй непостижимой славы ихъ, но помни обязательства, данныя при крещеніи; смотри, какъ сыны благодати процвѣли силою великаго первосвященника; смотри, какъ чада свѣта прибѣгли къ проповѣдникамъ свѣта; ибо тѣмъ, которые возрождены крещеніемъ, дóлжно прибѣгать къ возродившимъ вселенную. Скажемъ и мы съ Пророкомъ и апостолами: Возведи очи твои, и виждь собранная чада твоя (Ис. 60, 4); и еще: Живу Азъ, глаголетъ Господь, яко всѣми ими облечешися, аки въ красоту невѣста (Ис. 49, 18). Такъ нынѣ Исаія, предстоя, говоритъ обществу просвѣщенныхъ, возрожденныхъ Святымъ Духомъ, скоро обновленныхъ, въ одно мгновеніе измѣнившихся, и изъ земного состоянія преобразившихся въ небесный видъ; изумляясь этому, онъ говоритъ: Кто слыша сицевое и кто видѣ сице? Аще родила земля во единъ день, или родися языкъ весь купно (Ис. 66, 8)? Ибо возрожденіе Духомъ совершается быстро, не ожидаетъ времени, не зависитъ отъ обстоятельствъ и поколѣній; но когда Онъ хочетъ, тогда и рождается возрождаемое. Сынамъ свѣта надлежало бы предъ всѣми величать, прославлять и воспѣвать Того, Кто для нихъ сошелъ дóлу, чтобы возвести всю вселенную къ Себѣ горѣ. Христосъ снисшелъ съ небесъ, но снисшелъ, не оставивъ небесъ, и возшелъ на небеса, не оставивъ земли; ибо, снисшедши, Онъ не оставилъ пустынными небеса и, возшедши, не оставилъ земли безъ Своего покровительства. Сынамъ свѣта надлежало бы носить свѣтильникъ слóва по торжищамъ; тогда не было бы оскорбляемо таинство, не безчестился бы образъ истины въ новопросвѣщенныхъ. Надлежало бы и имъ воспѣвать на стогнахъ: ибо премудрость во исходѣхъ поется, въ стогнахъ же дерзновеніе водитъ, на краехъ же стѣнъ проповѣдуется (Прит. 1, 20-21). Будемъ же очищать воздухъ, который оскверняютъ блудныя пѣсни и заражали нѣкогда вопли нечестивыхъ и крики совершавшихъ бѣсовскія мерзости. Словомъ свѣта очищаются и воздухъ, и земля, и небо. Подлинно, какъ стонутъ небо и земля отъ нечестія беззаконныхъ, такъ — напротивъ — они радуются правдѣ добродѣтельныхъ; ибо когда человѣкъ грѣшитъ, то негодуетъ небо, негодуетъ и земля, какъ говоритъ Іеремія: Ужасеся небо о семъ и вострепета (земля): два бо зла сотвориша людіе мои (Іер. 2, 12-13). Видишь ли, какъ трепещутъ небо и земля, когда грѣшатъ люди? А когда они обращаются къ благочестію, то послушай, чтó говоритъ Пророкъ: Радуйтеся небеса, и веселися земле, да отрыгнутъ горы веселіе, и холми правду, яко помилова Богъ люди Своя (Ис. 49, 13). Пусть скажетъ и Церковь, отличающаяся такимъ многолюдствомъ: «Я оставалась нѣкогда одинокою, и гдѣ были принадлежащіе мнѣ? Я была безчадною и вдовствующею; кто же родилъ мнѣ ихъ»? Пусть и чада Церкви, соединившіяся во множествѣ, вѣщаютъ предъ Богомъ слова пророковъ: Тѣсно ми мѣсто, сотвори ми мѣсто, да вселюся (Ис. 49, 20). Когда процвѣтало заблужденіе, когда господствовала въ этомъ городѣ ересь, тогда погибали чада Церкви; какъ саранча, напавшая на землю, истребляетъ плоды ея, такъ и это гибельное ученіе истребляло плоды истиннаго ученія и благочестія. Нынѣ же, возлюбленные, изгнано это гибельное ученіе и водворилась спасительная благодать, которая возрождаетъ людей и говоритъ имъ: И воздамъ вамъ вмѣсто лѣтъ, въ няже поядоша прузи, и мшица, и сиплеве (Іоил. 2, 25). Зачѣмъ ты, еретикъ, усиливаешься вмѣстѣ съ іудеями помрачить славу Единороднаго? Они скрыли его воскресеніе, сколько могли, а ты скрываешь Его Божество, сколько можешь; но какъ они не удержали истину, такъ и ты не разумѣешь благочестія. Послушай Пророка, который говоритъ: Покры небеса добродѣтель Его, и хваленія Его исполнь земля (Авв. 3, 3), — хваленія, а не пониманія, вѣры, а не постиженія, любви, а не изслѣдованія. Мы научены не изслѣдовать, а вѣровать; вѣруя, мы просвѣщаемся, а не изслѣдуя, крестимся. Не допускай обольщать тебя скопищамъ еретиковъ; они имѣютъ крещеніе, но не просвѣщеніе, они крещаются тѣломъ, но не просвѣщаются душою. Такъ — и Симонъ крестился, но не просвѣтился (Дѣян. 8, 13); въ такомъ же состояніи находятся и они. Итакъ — да возрадуются дýши апостоловъ, уловившія духовною сѣтію этотъ многочисленный народъ силою Святаго Духа. Нынѣ въ глазахъ нашихъ исполнилось пророческое изреченіе: Во дни оны, глаголетъ Господь, не рекутъ ктому: кивотъ завѣта святаго Израилева, т. е. ветхозавѣтное служеніе, не взыдетъ на сердце ихъ завѣтъ кивота (Іер. 3, 16). Почему? Потому, что Се Азъ послю многи рыбари и ловцы (Іер. 16, 16). Онъ закрылъ ветхій кивотъ и устроилъ кивотъ Церкви, не погибающій. Послю многи рыбари и ловцы. О, чудная ловитва! Кто вчера уловилъ, тотъ сегодня уловляетъ другихъ. Исполнилась земля славы Христовой, и концы вселенной наполнились вѣрою. Итакъ, не унижай достоинства (Христа) за домостроительство Его. Іудеи распространяли слухъ, будто вѣсть о воскресеніи Его подкуплена, также распространяя слухъ, будто ученики Его украли Его. Тѣ произнесли смертный приговоръ тѣлу (Христову); а эти проповѣдали Божественное ученіе, сколько могли. Тѣ и донынѣ держатся заблужденія; а въ Церкви возвѣщается жизнь вѣчная. Подобіе этого, если хочешь, ты имѣешь въ древности: какъ тогда, когда братья исполнили свой умыселъ противъ Іосифа, Іаковъ и домъ его горько плакали о немъ, а онъ жилъ и царствовалъ въ Египтѣ, — Іаковъ оплакивалъ его, какъ мертваго, а онъ въ Египтѣ царствовалъ живой, — такъ и нынѣ синагогою [4] и безумными еретиками Христосъ почитается мертвымъ; ибо отвергающіе вѣру и вводящіе изслѣдованіе умерщвляютъ Божественное ученіе; — а Онъ царствуетъ у насъ живымъ и достойно поклоняемымъ. Поистинѣ, сильно слово Божіе и непобѣдимо ученіе апостоловъ; не напрасенъ трудъ Павла, защищавшаго истину. Скажи же ты, блаженный Павелъ, поборникъ истины, поревнуй за вѣру, скажи съ негодованіемъ еретикамъ: откуда вы научились Аристотелеву ученію? Кто поставилъ Платона [5] выше Евангелія? Кто опровергъ проповѣдь вѣры и ввелъ невѣрующее изслѣдованіе? Откуда узнали вы слова: «нерожденный» и «рожденный»? Вы оставили Отца, отвергли имя Сына, признали недостойнымъ достоинство Духа, предпочли человѣческія выраженія. Хорошо сказалъ Іеремія: Погибе вѣра отъ устъ ихъ (Іер. 7, 28). Какія слова сказалъ Петръ, за которыя онъ названъ былъ блаженнымъ? Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 16). Не сказалъ: Ты рожденіе нерожденнаго, но: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога. Когда Богъ открылъ ему премудрость, развѣ онъ не могъ понять ее? И Христосъ развѣ не могъ сказать апостоламъ, когда повелѣлъ имъ крестить: Шедше крестите языки во имя нерожденнаго и рожденнаго (Матѳ. 28, 19)? Но Онъ употребилъ названіе, мудрѣйшее невнятныхъ преданій. Ты ограничиваешь Божественное, уничтожаешь вѣру и вводишь изслѣдованіе; но страшись, врагъ; Петръ имѣстъ ключи (царства небеснаго); когда онъ сказалъ: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога, — тогда и получилъ эти ключи. Тѣмъ, которыхъ Петръ видитъ исповѣдующими Сына (Божія), онъ отверзаетъ дверь въ царство; а отъ тѣхъ, которые называютъ Его тварію и богохульствуютъ, онъ затворяетъ дверь въ Церковь. Ибо и самъ онъ не прежде получилъ эти ключи, какъ сказалъ: Ты еси Сынъ Божій; тогда онъ и услышалъ отъ Христа: Блаженъ еси Симоне, варъ Іона: и дамъ ти ключи царства небеснаго (Матѳ. 16, 17. 19). Послѣ исповѣданія — власть; за вѣрою — врученіе Церкви и царства.

Тогда какъ одни вооружаются противъ Сына, другіе возстаютъ противъ Духа Святаго. Но нѣтъ никакой пользы тѣмъ, которые, исповѣдуя Христа, отвергаютъ Духа Святаго, такъ же, какъ нѣтъ никакой пользы тѣмъ, которые, исповѣдуя Отца, отвергаютъ Сына. Такъ — и іудеи, исповѣдуя Отца, отвергаютъ Сына, и не получаютъ жизни вѣчной. Тотъ, кто не признаетъ славы Сына, не можетъ быть принятъ Отцемъ. Выслушай внимательно: друзья Іова, оправдывая Бога, осуждали Іова; но Богъ не одобрилъ и ихъ, оправдывавшихъ Его, а сказалъ: Не глаголасте ничтоже истино противъ раба Моего Іова (Іов. 42, 7). Если же Богь не одобрилъ друзей, осуждавшихъ Іова, а Его прославлявшихъ, — то можетъ ли Онъ одобритъ тѣхъ, которые, исповѣдуя Его, отвергаютъ Сына? Нѣтъ; ибо ненавидяй Мене, — говоритъ Христосъ, — и Отца моего ненавидитъ (Іоан. 15, 23). Подобно тому, какъ Отецъ не принимаетъ чести, воздаваемой Ему, когда не почитается Сынъ, — такъ ни Отецъ, ни Сынъ не принимаютъ чести, когда не почитается Духъ Святый. Павелъ уже находилъ эти еретическіе плевелы получившими начало, но не достигшими дерзости. Такъ, онъ нашелъ нѣкоторыхъ крещенныхъ въ Ефесѣ азіатскомъ, и сказалъ имъ: Аще убо Духъ Святъ пріяли есте вѣровавше? Они же рѣша: но нижé, аще Духъ Святый есть, слышахомъ. Затѣмъ, онъ изрекъ смѣлыя слова: во что убо креститеся (Дѣян. 19, 2-3)? Пусть же Петръ и Павелъ научаютъ Церковь, что не дóлжно соплетать еретическихъ умствованій. Откуда это презрѣнное имя Евномія? Откуда еретическія сѣмена? Подлинно, у нечестивыхъ погибла истина и получило верхъ Аристотелево ученіе. Ты прилагаешь предѣлы человѣческаго естества къ естеству Божественному и нерожденному, и называешь Его рожденнымъ. Но, — скажутъ, — какъ же самъ ты называешь Отца? Я называю Его рожденнымъ, но не въ такомъ смыслѣ, какъ ты. Я называю Отца не рожденнымъ потому, что Онъ не былъ рожденъ. Но и Адама я называю нерожденнымъ потому, что онъ не былъ рожденъ, а созданъ. Не изумляй слушателей этими вымыслами. Отецъ не рожденъ, но много есть и другого нерожденнаго. Нерожденнымъ называется все то, что не рождено; называется нерожденнымъ и все то, что можетъ быть, но еще не было. Воскресеніе мертвыхъ теперь есть нѣчто нерожденное; потому что оно будетъ, но еще не было, еще не совершено, еще не осуществилось. Называется нерожденнымъ и то, чего не было и не можетъ быть; и много подобнаго нерожденнаго. Такъ — пророки, напримѣръ, Даніилъ говоритъ: Видѣхъ, и се четыри звѣри исхождаху изъ моря: первый аки львица, крилѣ же его, яко орли (Дан. 7, 34). Гдѣ, скажи мнѣ, видѣлъ ты звѣря, — львицу такого устройства? Гдѣ видѣлъ ты звѣря, имѣющаго ногти желѣзные и зубы мѣдные? Это изобразилъ Пророкъ, какъ видѣніе; а на самомъ дѣлѣ этого не было и не бываетъ; такой звѣрь нерожденъ и никогда не былъ, а только названъ въ описаніи. Кто были жены съ крыльями, которыхъ видѣлъ Захарія имѣющими крылья (Зах. 5, 9) ? Гдѣ видѣлъ ты рысь, имѣющую крылья (Дан. 7, 6) ? А обо всемъ этомъ повѣствуетъ блаженный Даніилъ. Или — гдѣ видѣлъ ты тѣло, составленное изъ золота, серебра, мѣди, желѣза и глины, которое видѣлъ Даніилъ (Дан. гл. 2)? Каждое изъ этихъ существъ есть нерожденное; потому что, въ дѣйствительности, не существовало, а описано, какъ представленіе и видѣніе. Итакъ — не думай, что ты приписываешь Отцу что-нибудь великое, называя Его нерожденнымъ; потому что многіе и другіе предметы называются нерожденными. Знаю, что эта бесѣда глубока, но я обратился къ такимъ предметамъ для того, чтобы обличить еретическое нечестіе. Называется нерожденнымъ и человѣкъ, который еще не родился. «Но, — скажутъ, — если онъ еще не родился, то для чего и говорится о немъ?» Я представлю тебѣ человѣка, который не родился. Такъ, Спаситель говоритъ объ Іудѣ предателѣ: Горе человѣку тому, имже Сынъ Человѣческій предается, добро было бы ему, аще не бы родился (Матѳ. 26, 24). Почему, было бы добро? Потому, что не существующему ничто не приноситъ ни пользы, ни вреда. И Соломонъ ублажаетъ человѣка неродившагося, когда говоритъ слѣдующее: Блаженъ умершій паче живыхъ, и благъ паче обоихъ сихъ, иже еще не бысть (Еккл. 4, 2-3). Если онъ еще не рожденъ, то какъ онъ благъ? Посмотри на названія нерожденнаго существа. Онъ назвалъ блаженнымъ человѣка, который еще не рожденъ и не созданъ. Такимъ образомъ, названіе нерожденнаго не объясняетъ Божественнаго естества, не означаетъ, какъ говоришь ты, нерожденной сущности, и не приноситъ чести Отцу; есть у Пророка и другія названія нерожденныхъ и рожденныхъ предметовъ, какъ показано выше; но этимъ выражается только что-нибудь не существовавшее. Скажемъ же имъ вмѣстѣ съ Давидомъ: Повѣдаша мнѣ законопреступницы глумленія, но не яко законъ твой, Господи (Псал. 118, 85). Прими слова Петра, ученіе Павла: Христосъ по плоти сый надъ всѣми Богъ, благословенъ во вѣки (Рим. 9, 5). И Духъ Святый да будетъ поклоняемъ, воспѣваемъ, прославляемъ. Мы говоримъ о Богѣ на основаніи Божественныхъ Писаній, хотятъ ли этого враги, или не хотятъ. Такъ, согласно со мною свидѣтельствуетъ Павелъ, который говоритъ: Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте? А кто живетъ въ немъ? И Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16). Иное — храмъ, и иное — живущій въ немъ. Не слышалъ ли ты Петра, который говорилъ: Ананіе, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? — и прибавилъ: Не человѣкомъ солгалъ еси, но Богу (Дѣян. 5, 3-4). «Но, — говорятъ еретики, — не Духа онъ назвалъ Богомъ, а сказалъ такъ потому, что Духъ посланъ отъ Бога. — Кто оскорбляетъ Духа, говоритъ онъ, тотъ оскорбляетъ Бога, Который послалъ Духа». Но, безумный и безразсудный, — ибо не иное названіе прилично безбожнику, какъ безумнаго: Рече безуменъ въ сердцѣ своемъ: нѣсть Богъ (Псал. 13, 1), — не сказалъ онъ такъ, какъ ты думаешь; если бы оскорбленіе Духа относилось къ Богу, какъ пославшему Его, то слѣдовало бы сказать: «не Духу солгалъ еси, но Богу». Впрочемъ, довольно объ этомъ. Надобно предоставить лику апостоловъ учить о Святой Троицѣ, которую возвѣщаетъ и Самъ Отецъ. Трое изъ апостоловъ свидѣтельствуютъ о небесной Троицѣ. Будемъ же искренно ликовать и взывать: Многа чада пустыя, паче нежели имущія мужа (Ис. 54, 1), т. е. нежели всякой ереси, у которой учителемъ бываетъ человѣкъ, а не Богъ. Да сподобимся же всѣ мы молитвами и предстательствомъ общаго отца и учителя [6], пребывать вмѣстѣ съ апостолами и мучениками въ православной вѣрѣ, во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому слава и держава съ Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ заключеніе одиннадцати словъ и бесѣдъ св. Iоанна Златоуста на св. Пасху мы помѣщаемъ здѣсь еще двѣнадцатую его бесѣду. Бесѣда эта, какъ видно изъ начала ея — была произнесена святителемъ на второй день Святой Пасхи, ибо упоминаемое въ ней Евангеліе (Іоан. 1, 1), которое стоитъ и въ заглавіи бесѣды, читается за литургіей въ первый пасхальный день. Собственно, эта бесѣда была произнесена св. Іоанномъ противъ еретиковъ и въ настоящее время не пригодна для произнесенія съ церковной каѳедры, но она очень хорошо дополняетъ помѣщаемыя выше проповѣди св. Iоанна Златоуста (пасхальныя). Полное заглавіе этой бесѣды въ подлинникѣ слѣдующее: «Бесѣда на слова: Въ началѣ бѣ Слово (Іоан. 1, 1) и прочее, и о томъ, что Духъ испытуетъ глубины Божія (1 Кор. 2, 10), и о новопросвѣщенныхъ, и противъ еретиковъ». Минь относитъ эту бесѣду къ разряду «сомнительныхъ». Поэтому, патрологи предполагаютъ, что ее говорилъ какой-то другой, неизвѣстный ораторъ въ Константинополѣ послѣ изгнанія оттуда имп. Ѳеодосіемъ Великимъ аномеевъ; это изгнаніе было въ 380 году и, поэтому, ораторъ могъ произнести бесѣду въ 381 г. Впрочемъ, стиль бесѣды, а также и то, что она помѣщается въ новѣйшихъ изданіяхъ собранія твореній св. Iоанна Златоуста заставляютъ и насъ помѣстить ее здѣсь; хотя, надо замѣтить, эта бесѣда нашими лучшими отечественными патрологами всегда считалась подлинной. По всей вѣроятности, она была произнесена святителемъ въ Константинополѣ въ 398 или 399 г. У Миня (въ патрологіи) она издана по списку, поступившему съ горы Аѳона или съ о. Патмоса. Что касается содержанія этой бесѣды, то оно состоитъ — въ общемъ — изъ подробнаго раскрытія и обоснованіи мыслей, указанныхъ въ вышеприведенномъ полномъ ея заглавіи; въ частности рѣчь сводится къ полемикѣ противъ еретиковъ аномеевъ, которые учили о томъ, что Сынъ Божій не подобосущенъ Богу Отцу.
[2] Разумѣется евангелистъ Іоаннъ, слова котораго (Іоан. 1. 1) читались наканунѣ въ церкви, — въ первый день Пасхи.
[3] Т. е. появленіе слóва, вообще, изъ устъ человѣка.
[4] Т. е. вообще, іудеями.
[5] Аристотель — Платонъ (см. раньше) — древніе греческіе философы, язычники.
[6] Настоящая вставка — позднѣйшая, такъ какъ если допустить, что св. Iоаннъ Златоустъ говорилъ эту бесѣду въ Константинополѣ, то у него не было общаго отца съ паствою (епископа); впрочемъ, не исключается возможность, что, онъ произнесъ эту бесѣду и въ Антіохіи, когда началъ говорить противъ еретиковъ аномеевъ и когда еще былъ пресвитеромъ. Сторонники же подложности настоящей бесѣды думаютъ, что подъ «отцомъ» здѣсь разумѣется св. Григорій Богословъ, отказавшійся отъ каѳедры ради церковнаго мира (ум. въ 390 г.).

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 125-133.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0