Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Вознесеніе Господне.
Бесѣда на Вознесеніе Господне
[1].

Тѣсно связаны и нерасторжимы между собою три необыкновенныхъ чудесныхъ событія, невѣдомыя съ начала вѣковъ и даже стоящія выше естества нашего. Воистину, не легко разорвать тройную вервь — оныя чудеса: рожденіе безмужнею Матерью, воскресеніе тридневнаго Мертвеца, вознесеніе плоти на небо. Изъ исторіи извѣстны жены, которыя рождали послѣ неплодства своего, — но рождали въ брачномъ соитіи; извѣстны мертвецы, кои оживали, — но оживали не для вѣчной жизни; извѣстенъ пророкъ, который вознесенъ былъ, — но вознесенъ какъ бы на небо, то есть, не на самое небо. Илія перешелъ съ одного мѣста на другое; а Спаситель возвратился туда же, откуда Онъ и низшелъ, — вознесся при многихъ мужахъ и женахъ, кои созерцали Его дотолѣ, пока не утомились ихъ, внимательно глядѣвшіе вверхъ, глаза. При этомъ ангелы подтвердили присутствовавшимъ все, что тѣ видѣли, предрекши и — второе пришествіе Христово. И се, — говорится въ Писаніи, — мужа два стаста предъ ними во одежди бѣлѣ, иже и рекоста: мужіе Галилейстіи, что стоите зряще на небо (Дѣян. 1, 10-11)?

Такъ много совершилъ Всеблагій Господь для непотребныхъ рабовъ Своихъ, для спасенія ихъ! Онъ низшелъ съ неба, вознесся на небо и опять придетъ съ неба; однако же, какимъ образомъ придетъ Господь? Принявъ на Себя не другое лицо, а также во плоти, въ человѣческомъ образѣ, — и только не въ уничиженномъ, видѣ, какъ въ первый разъ, не изнемогая отъ сна въ лодкѣ (Матѳ. 8, 25), не подвергаясь томительной жаждѣ у колодезя (Іоан. 4, 6-7), не сидя на жребяти ослиномъ (Іоан. 12, 15), но несомый на жребяти облачномъ, не рыбарей ведя съ Собою, но сопутствуемый силами небесными, — не предстоя судилищу, но Самъ судя концы земли, и раздѣляя власть судейскую съ оными рыбарями, — о чемъ Онъ такъ предрекалъ Своимъ апостоламъ: Когда сядетъ Сынъ человѣческій на престолѣ славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обѣманадесяте колѣнома Израилевома (Матѳ. 19, 28). Іудеямъ Господь также говорилъ: аще Азъ о веельзевулѣ изгоню бѣсы, сынове ваши о комъ изгонятъ? Посему-то они будутъ вамъ судьями (Матѳ. 12, 27): поелику, происходя изъ іудеевъ, они поступали не по-іудейски, но предпочли страданія и раны Господа сродникамъ своимъ, распинателямъ Христовымъ. Несказанное чудо, необычайное судилище, удивительное зрѣлище: рыбарь производитъ судъ, а фарисей подвергается суду; скинотворецъ возсѣдаетъ со дерзновеніемъ, а первосвященникъ даетъ отвѣтъ съ трепетомъ. А для чего ударяли Господа по ланитѣ, били Его по главѣ и, наконецъ, убили Наслѣдника, выведши Его вонъ изъ виноградника (Матѳ. 21, 39)? Для чего заключали Петра въ темницу? Для чего Павлу дано было пять разъ по сорока ударовъ безъ одного (2 Кор. 11, 24)? Оный же первосвященникъ Ананія, достойный удивленія въ глазахъ іудеевъ, приказалъ стоявшимъ предъ нимъ слугамъ бить Павла по устамъ, бить по онымъ устамъ благодати и истины, по органу жизни, звучащему сильнѣе всякой трубы и благозвучнѣе всякой гармоніи, по органу Христову, по свирѣли Духа Святаго. Своими устами Павелъ проповѣдывалъ то, что изволися Святому Духу; потому, конечно, Давидъ и говорилъ отъ лица Павлова: языкъ мой трость книжника скорописца (Псал. 44, 2). А что сказалъ Павелъ Ананіи, предвозвѣщая предстоящее тому наказаніе? — Бити тя имать Богъ, стѣно повапленная (Дѣян. 23, 3): «стѣна подбѣленная» — гробъ украшенный, совнѣ врагъ, а внутри мертвецъ.

Намъ предстоитъ дать отвѣтъ во всемъ, содѣянномъ нами въ продолженіе земной жизни нашей. И на всеобщемъ судѣ вопросятъ насъ о томъ, какъ поступили мы съ врученными намъ талантами (Матѳ. 25, 15-29), — взыщутъ съ насъ за то, что мы отверглись онаго таинственнаго брака (Лук. 12, 36), — спросятъ насъ о свѣтильникахъ брачнаго чертога (Матѳ. 25, 1-10), о произрастаніи Евангельскаго сѣмени (Лук. 8, 5-15), о плодахъ съ виноградника (Матѳ. 21, 33-41) и обо всемъ, что Христосъ открылъ намъ въ притчахъ Своихъ. Итакъ, присмотримся къ своей жизни и измѣнимъ дѣла ея, перестанемъ увлекаться сребролюбіемъ, отыскивать себѣ золото, давать деньги въ ростъ изъ-за большой прибыли: поелику Судія отвращается отъ всего этого; но, вмѣсто того, будемъ снабжать неимущихъ пропитаніемъ и оказывать любовь странникамъ, умоляя Господа и творя все, могущее отвратить праведный гнѣвъ Судіи. Посмотри на Авраама, и пойми пользу отъ страннолюбія, а на примѣрѣ жителей Ниневіи убѣдись въ выгодѣ прилежнаго моленія. Погляди на воздаяніе за милостыню въ Тавиѳѣ: вотъ, она мертвая — на одрѣ, и уже всѣ приготовились погребсти ее; однако вдовицы, которыя предстали предъ Петромъ и показывали дары умершей, извлекая ее изъ преисподней (Дѣян. 9. 36-41). Итакъ, слезами вдовицъ было оживлено мертвое тѣло, которое, конечно, современемъ должно было предаться тлѣнію снова: чѣмъ же, по твоему, Судія вознаградитъ за благодѣянія того, кто обильно питалъ неимушихъ и въ лицѣ ихъ имѣлъ за себя достовѣрныхъ свидѣтелей? Тогдашняго дара уже нельзя будетъ отнять, ибо средостѣніемъ между нимъ и обладателемъ его, вмѣсто смерти, будетъ уже нескончаемая жизнь. Вострубитъ бо, — сказано въ Писаніи, — и мертвіи во Христѣ воскреснутъ нетлѣнными (1 Кор. 15, 52) и неизмѣнными, по примѣру Господа и какъ нѣкое облако взяло Христа (Дѣян. 1, 9), такъ, — по слову Павлову, — и мы будемъ восхищены на облакахъ (1 Сол. 4, 17). И, какимъ образомъ Онъ возшелъ въ воскликновеніи и во гласѣ трубнѣ (Псал. 46, 6), такъ же и мы, услышавъ трубу архангельскую и свергнувъ съ себя облако смертное, какъ сонъ, соединимся съ Начальникомъ жизни, — и тако мы, помышлявшіе о Господѣ и соблюдавшіе заповѣди Его, — по слову Писанія, — всегда съ Господомъ будемъ (1 Сол. 4, 17).

Да сподобимся же мы услышать оный блаженный гласъ: добрѣ рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа (Матѳ. 25, 21). Ему слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] У Миня эта бесѣда надписывается «первой» въ ряду сомнительныхъ. Содержаніе ея очень кратко. Упомянувъ, въ началѣ, о трехъ величайшихъ чудесахъ, совершенныхъ Iисусомъ Христомъ — рожденіи отъ безмужней матери, воскресеніи изъ мертвыхъ и вознесеніи на небо, св. Іоаннъ останавливается на послѣднемъ чудѣ. При этомъ онъ сразу же переходитъ къ тому, что Господь снова придетъ на землю, но уже за тѣмъ, чтобы судить людей, доказываетъ кратко эту мысль свидѣтельствами Священнаго Писанія и, въ концѣ бесѣды, соотвѣтственно съ этимъ предлагаетъ слушателямъ взвѣсить свою жизнь и перемѣнить ее, чтобы сумѣть дать отчетъ на страшномъ судѣ Христовомъ. Въ заключеніе св. Іоаннъ, кратко же, рисуетъ картину второго пришествія Христова и страшнаго суда и выражаетъ пожеланіе, чтобы слушатели удостоились тогда блаженнаго гласа, приглашающаго въ царство небесное.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 145-148.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0