Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Вознесеніе Господне.
Бесѣда на святое Вознесеніе Господа нашего Iисуса Xриста
[1].

Доселѣ мы исчисляли мысленно плоды отъ креста Христова для человѣковъ и, на вѣсахъ разсужденія, какъ бы взвѣшивали блага отъ воскресенія Его. Но вотъ уже — и неисчерпаемое богатство божественнаго Вознесенія, когда Господь и Богъ восходитъ туда гдѣ Онъ былъ первѣе, дабы меня, тлѣннаго содѣлать сонаслѣдникомъ нетлѣннаго Отца и на дѣлѣ подтвердить Павловы слова, что Богъ воскресилъ со Христомъ и спосадилъ насъ на небесахъ (Ефес. 2, 6).

Итакъ, совлекши съ себя одежду и нравъ первозданнаго Адама и по благодати сподобившись облечься во второго Адама, Который есть Христосъ, воспоемъ по сему случаю пѣснь побѣдную, какъ еще древле вдохновенно восклицалъ Пророкъ: Боже, кто уподобится Тебѣ (Псал. 82, 2)? Ибо Ты одинъ, по Своему хотѣнію смиривъ Себя даже до пріятія плоти, сохранилъ Свое Божественное естество непреложнымъ, неизмѣннымъ и безстрастнымъ, — почему и Пророкъ безъ колебанія, но съ удивленіемъ, — не дѣлая сопоставленія, но утверждая неограниченность, воскликнулъ: Боже, кто уподобится Тебѣ? Все произошло отъ Тебя и чрезъ Тебя, а что происходитъ, то, естественно, бываетъ всегда ниже виновника своего бытія, подобно тому какъ домостроителю воздается почесть большая, чѣмъ сооруженному имъ зданію... Кто же уподобится Тебѣ? Солнце ли, какъ источникъ свѣта? — но оно, какъ я вижу, ежедневно угасаетъ, и его назначеніе — смѣнять ночь. Луна ли своимъ благолѣпіемъ? — но она ежегодно, и не одинъ разъ, умираетъ и опять нѣкіимъ образомъ рождается. Звѣзды ли, поелику онѣ свѣтятъ? — но, при дневномъ сіяніи онѣ теряютъ весь блескъ свой. Море ли — своимъ безмѣрнымъ величіемъ? — но оно разсѣкается малымъ древомъ, повинуясь движеніямъ веселъ: ибо Ты повелѣлъ, чтобы оно служило потребностямъ человѣческимъ. Земля ли — своею неподвижностью и непоколебимостью? — но, по Твоему хотѣнію, она трясется, когда Ты призираешь на нее (Псал. 17, 8; 103, 32), — и она дала Тебѣ персть при твореніи человѣка, когда Ты обжегъ глину дыханіемъ жизни (Быт. 2, 7). Уподобится ли Тебѣ затѣмъ небо? — но какимъ образомъ, если оно, по Твоему велѣнію, послало Тебѣ облако, каковое послужило Твоему вознесенію на небеса, какъ нѣкогда послала звѣзду волхвамъ, возвѣстившую о Твоемъ чудесномъ рожденіи въ Виѳлеемѣ? Уподобится ли Тебѣ ангелъ или архангелъ? — но какъ это, или какимъ образомъ, если они суть служебные духи (Евр. 1, 14), со страхомъ исполняющіе Твои велѣнія?

Помянувъ о силахъ небесныхъ, приникнемъ мыслію къ тому ангелу, который сидѣлъ на камнѣ Твоего живоноснаго гроба (ибо не вознегодуетъ на насъ за это рабъ Того, Кто дозволилъ Ѳомѣ осязать благочестно, испытать тщательно и почтить богоприлично великую тайну воскресенія). Скажи же, ангелъ, (хотя святыя Евангелія изображаютъ тебя то одинокимъ, то вкупѣ съ сослужителемъ, тѣмъ не менѣе у васъ — одна благодать и одно служеніе), — скажи, для чего ты, покинувъ небо, возсѣдишь на гробѣ и, принадлежа къ сонму силъ небесныхъ, бесѣдуешь на землѣ съ женами? Ты разлучился съ херувимами, и сидишь при гробѣ? Ты оставилъ свое страшное служеніе на небѣ и утѣшаешь Марію здѣсь — на землѣ? Сотрясеніемъ земли ты умертвилъ стоявщую у гроба стражу, и словами убѣжденія расположилъ женъ къ апостольскому подвигу? Когда подошелъ (ко гробу) Петръ, то ты, какъ безплотный, остался незримъ для него; когда приблизился Іоаннъ, то и онъ не замѣтилъ твоего присутствія. Оба они обратили вниманіе на пелены, какъ на доказательство воскресенія неукраденнаго Мертвеца, возставшаго изъ мертвыхъ Бога; однако, однѣмъ лишь женамъ явился ты, и только имъ сказалъ: не бойтеся, хотя блага воскресенія были общи всѣмъ. И подлинно, ужели Господь воскресилъ изъ мертвыхъ однѣхъ только женъ, а и не мужчинъ вмѣстѣ? Ужели Богъ Слово вочеловѣчился не для того, чтобы спасти какъ Еву, такъ и Адама? Почему же ты, поставляя ноги выше главы и нарушая естественный порядокъ, апостольское служеніе поручаешь женамъ? Ты сошлешься на отреченіе Петрово отъ Христа? — но отреченіе Петра спасительно: поелику, горько оплакавъ свое паденіе, онъ научилъ всѣхъ, какъ удостоиться прощенія. Скажешь: «всѣ апостолы покинули своего Учителя?» Однакоже, Іоанну Богослову и дѣвственнику Господь поручилъ Матерь Свою по плоти. Не случайно, разумѣется, поручено тебѣ исполнить то, что мы созерцаемъ теперь, но въ назиданіе Церкви изъ язычниковъ, которая со всеусердіемъ воспріяла заповѣданное ей. Да, — говоритъ ангелъ, — я предупреждаю Павла и предвосхищаю сказанное имъ: нѣсть бо на лица зрѣнія у Бога (Рим. 2, 11), для Коего нѣтъ ни язычника, ни іудея, — нѣтъ раба, ни свободнаго, — нѣтъ мужескаго пола, ни женскаго: ибо всѣ вы — одно во Христѣ Іисусѣ (Гал. 3, 28). Здѣсь, вѣрный, ты найдешь краткій отвѣтъ на то, о чемъ вопрошаешь и что постигнуть пытаешься. Я воздаю честь женѣ изъ-за Того, Кто произошелъ отъ жены, и предпочитаю немощный полъ ради Того, Кто родился отъ Нея, по изволенію Самого Рожденнаго. Я — рабъ и покоряюсь велѣніямъ Господа. Создатель возжелалъ и избралъ жену: съ нею собесѣдую и я. У Него не было отца на землѣ, поелику Онъ имѣетъ Его на небѣ; и подобно тому, какъ у Него нѣтъ отца земного, нѣтъ у Него матери и на небѣ: Онъ получилъ Себѣ Матерь отъ человѣковъ, ибо Творцу земнородныхъ надлежало для насъ родиться отъ жены.

Итакъ Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Псал. 103, 4), открываетъ нынѣ тайну вочеловѣченія и, какъ Господь, имѣя въ виду защитить естество женское, а какъ Провидецъ грядущаго заградить хульныя уста, — посылаетъ Гавріила не къ Іосифу, а къ Маріи. Того, кто былъ прельщенъ женою, Господь праведно хочетъ и обратить чрезъ нее же: ибо отъ Евы произошла смерть, отъ нея же нынѣ, чрезъ Марію, родилась жизнь; оная жена (Ева) древле въ лицѣ змія бесѣдовала съ діаволомъ, а съ Этою нынѣ собесѣдуютъ ангелы. Древомъ (Крестнымъ) Христосъ низложилъ оное древо и, взамѣнъ оной снѣди, даровалъ намъ сію пищу, дабы вы, видя Его вольнымъ хотѣніемъ истощившаго Себя для насъ, — Его, Который сотворилъ насъ по образу Своему, — дабы мы исповѣдали Его благоутробіе и прославили Его милосердіе, взывая и на сей разъ и вообще всегда: Боже, кто уподобится Тебѣ? Ты благоволишь и не сокрушаешься, — гнѣваешься и раскаяваешься, — Ты отрекаешься отъ Своего, дабы уступить мѣсто нашему. Ты сказалъ Адаму: въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой (Быт. 3, 19); а послѣ отмѣнилъ Свое опредѣленіе, Самъ содѣлавшись для насъ хлѣбомъ животнымъ, и Тебя мы вкушаемъ безъ пота. Ты древле изрекъ: земля еси, и въ землю отъидеши (Быт. 3, 19); а нынѣ, возложивъ на рамена Свои того, кто сотворенъ изъ персти и снова обращается въ нее, Ты возвелъ его на небеса и посадилъ на престолѣ, чрезъ Марію возвѣщая апостоламъ Своимъ то, что имѣетъ произойти: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Іоан. 20, 19). Ты объявилъ Евѣ: въ болѣзнехъ родиши чада (Быт. 3, 16); а воплотившись отъ жены Ты во благовременіи упразднилъ оную временную клятву. Ты сказалъ змію: Той твою блюсти будетъ главу, и ты блюсти будеши его пяту (Быт. 3, 15); омывъ же наши ноги въ крещеніи, Ты содѣлалъ ихъ неприкосновенными для уязвленій демона, который ощущаетъ десницу Господню даже и въ стопахъ рабовъ Его.

Діаволъ совершенно безсиленъ состязаться съ благодатнымъ домостроительствомъ Того, Кто пребываетъ на небѣ и на землѣ и вездѣ: Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори (Псал. 113, 11). Не подтверждается ли это еще нынѣшнимъ торжествомъ, хотя изобразить это языкомъ и мыслію не легко?.. Когда Христосъ училъ апостоловъ Своихъ и приготовлялъ ихъ къ подвигу, вдругъ облако, подобно нѣкоему слугѣ, подошедши подъ пречистыя ноги Христовы (по примѣру моря, которое нѣкогда носило Его немокренно), безъ страха и смущенія подъяло на себя Господа, — и Того, Кто древле сошелъ, какъ дождь на руно (Суд. 6, 38), во славѣ вознесло къ престолу величествія. Ибо, если снизшествіе Господа на землю оставалось не вѣдомымъ для ангеловѣ и властей, для силъ и господствъ, то вознесеніе Его съ плотію силы небесныя прославляли, восклицая такъ: Господь силъ, Той есть Царь славы (Псал. 23, 10)! Онъ и есть, именно, второй Адамъ, какъ говоритъ о Немъ Павелъ (1 Кор. 15. 45); только тотъ (Адамъ) рождается безъ матери, а Сей воплощается безъ отца. Господь есть какъ бы скудельникъ рода нашего (Рим. 9, 20), поелику, взявъ составъ нашъ, въ Самомъ Себѣ (какъ благоизволилъ) Онъ возстановилъ заново поврежденное нами. Чрезъ Марію Онъ избавилъ Еву отъ болѣзней чадорожденія; и потому дѣвство пособствовало Божеству, а чрево послужило рожденію, вочеловѣченію Слова, ибо святъ Духъ, осѣнившій Дѣву, Которая родила вопреки естеству неискусомужно. Онъ есть, именно, Тотъ Самый, Кто пострадалъ такъ же, какъ воплотился, и воскресъ такъ же, какъ былъ погребенъ, — а вознесся на небеса не такъ, какъ снизшелъ оттуда, оставивъ Свои погребальныя пелены въ вѣчное обличеніе невѣрнымъ іудеямъ. Жены оплакали Его, какъ мертвеца; женамъ же явился Онъ, какъ Богъ. Онъ благоизволилъ содѣлаться человѣкомъ и содѣлать насъ тѣмъ, чѣмъ Онъ есть. Онъ есть Богъ, и паки такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11); поелику Онъ никогда не разлучался съ престоломъ, хотя невѣдомо для херувимовъ снизшелъ для меня, дабы, ставъ вмѣстѣ со мною общникомъ моего, легко сообщить естеству моему и то, что превыше естества. Онъ — безсмертный Мертвецъ, невмѣстимый Богъ, совѣчный и сопрестольный Отцу Сынъ, о Коемъ Пророкъ такъ явственно предрекъ: рече Господь Господеви Моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1).

Исправимъ же, прошу васъ, самихъ себя, дабы, сподобившись благодати Святаго Духа, намъ безмятежно провести и настоящую жизнь, и удостоиться грядущихъ благъ, благоволеніемъ и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ началѣ бесѣды св. Іоаннъ говоритъ о неисчерпаемомъ богатствѣ Божественнаго милосердія, которое открылось въ вознесеніи Iисуса Христа, и приглашаетъ слушателей воспѣть по этому случаю пѣснь Побѣдителю — Христу, подражая пророку Давиду, который дивился могуществу Божію. Затѣмъ, въ связи съ этимъ, св Іоаннъ — въ видѣ картиннаго акаѳиста — раскрываетъ могущество Божіе надъ міромь видимымъ и невидимымъ. Переходя къ ангеламъ, онъ рѣшаетъ вопросъ о томъ, почему они возвѣстили первымъ женамъ о воскресеніи Христа, — тогда какъ Iисусъ Христосъ совоскресилъ съ Собою и мужчинъ, — и рѣшаетъ его въ томъ смыслѣ, что дается здѣсь предпочтеніе слабой части ради Того, Кто отъ нея произошелъ. Далѣе — показывается и то, что утѣшеніе дано первой той, чрезъ которую вошла въ міръ смерть. Упомянувъ о діаволѣ, соблазнившемъ на грѣхъ первую жену, св. Іоаннъ доказываетъ, что вознесеніемъ Iисуса Христа подтверждается невозможность для діавола бороться съ благодатнымъ устроеніемъ Того, Кто сотворилъ все, что захотѣлъ и для Кого все возможно. Въ концѣ бесѣды дѣлается краткое повтореніе сказаннаго и — въ заключеніе — слушатели увѣщаваются исправить себя, чтобы удостоиться будущихъ благъ.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 148-152.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0