Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Вознесеніе Господне.
Слово на Вознесеніе Господа нашего Iисуса Xриста
[1].

Свѣтелъ и радостенъ для сердца вѣрующихъ всякій праздникъ, въ который прославляется домостроительство Христово; радостно, конечно, и настоящее торжество, — а почему оно радостно, это будетъ видно изъ послѣдующей нашей бесѣды. Богъ, какъ написано, совершилъ всѣ Свои дѣла въ шесть дней, а въ седьмой почилъ (Быт. 2, 2). Въ послѣдокъ же дній (Евр. 1, 2), благоизволивъ взыскати и спасти погибшее и воплотившись, Слово Божіе совершенно такимъ же образомъ, по количеству дней мірозданія, передало намъ и празднества, посвященныя прославленію Его домостроительства.

Итакъ, главнѣйшій корень праздниковъ Христовыхъ есть чудесное, послѣ зачатія, рожденіе по плоти отъ Святой Дѣвы и Богородицы Маріи, чрезъ каковое рожденіе Христосъ Богъ, преклоняющій небеса, явился на землѣ для спасенія погибшаго человѣка. По рожденіи Христа, явившіеся пастырямъ ангелы, повѣдавъ имъ необыкновенную тайну чуда, восклицали: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14); и справедливо поэтому Рождество Христово считается первымъ праздникомъ. Второй праздникъ есть явленіе Христа Бога нашего на Іорданѣ, когда Онъ явилъ всѣмъ земнороднымъ снисхожденіе неизреченнаго Своего милосердія, и когда былъ слышенъ съ небесъ гласъ Отца, свидѣтельствовавшій о Немъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (Матѳ. 3, 17). Сошедшій въ видѣ голубя Духъ также пребылъ на Немъ, такъ что мгновенно въ одно время ясно явилась вся единосущная Троица; а достойнымъ самовидцемъ ея былъ Предтеча Господень Іоаннъ. Объ этомъ Богоявленіи говоритъ и блаженный апостолъ Павелъ: явися благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11); и поелику отъ сего событія произошло спасеніе всѣхъ человѣковъ, то достойно и самый праздникъ признается у православныхъ весьма великимъ. Третій изъ праздниковъ есть святый достославный, пречестный день спасительныхъ страстей Христа, истиннаго Бога нашего, когда, плотію пригвожденный ко кресту, Онъ раздралъ рукописаніе прегрѣшеній нашихъ, и когда въ рай, откуда за преслушаніе былъ изгнанъ Адамъ, ввелъ разбойника, сказавъ ему: днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43). Потому и сей праздникъ надлежитъ признать превеликимъ, и онъ особенно таковъ: ибо, какъ сказалъ Павелъ, Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7). Четвертый досточтимый праздникъ, въ ознаменованіе примиренія нашего съ Богомъ, есть день Святаго Воскресенія Христа Бога нашего, когда, снисшедши къ обитателямъ адовымъ, Онъ сокрушилъ вереи вѣчныя, разорвалъ оковы, возсталъ изъ мертвыхъ, побѣдилъ адъ, совоскресилъ съ Собою томившихся тамъ праведниковъ и, явившись апостоламъ Своимъ, преподалъ имъ, какъ бы въ награду, миръ. Потому сей преславный день безспорно почитается у вѣрующихъ матерью праздниковъ. Пятый праздникъ есть святое Вознесеніе Господне на небеса, о коемъ въ настоящій день и будетъ бесѣда; сей праздникъ есть пятый по числу, какъ и самое вознесеніе произошло въ пятый день седмицы. Событіе это дóлжно праздновать потому, что нынѣ Христосъ возвелъ на небо начатокъ нашего естества, то есть плоть, какъ и Апостолъ говоритъ, что Богъ совоскреси и спосади насъ на небесныхъ во Христѣ Іисусѣ (Ефес. 2, 6). Туда, откуда былъ низверженъ виновникъ всякаго зла и отецъ грѣха — діаволъ, за его безмѣрную гордость и необыкновенное надменіе, — туда, на его мѣсто, Христомъ, по Его безмѣрному человѣколюбію, возведенъ человѣкъ, злостнымъ прельщеніемъ сатанинскимъ изгнанный изъ рая. Посему и нынѣшній праздникъ является достойнымъ чествованія и духовнаго ликованія. А поелику въ началѣ слова мы помянули о семи праздникахъ, сообразно числу дней мірозданія, и доселѣ указали лишь пять праздниковъ, то нужно сказать еще о двухъ другихъ, и затѣмъ уже бесѣдовать о предметѣ настоящаго торжества. Итакъ, шестой изъ числа праздниковъ есть шестой достохвальный день Сошествія Святаго Духа, когда съ небесъ Христомъ былъ ниспосланъ на святыхъ апостоловъ, въ видѣ огненныхъ языковъ, даръ Святаго Духа, Коего они ожидали, согласно обѣтованію Господню. Этотъ праздникъ, именуемый также Пятидесятницею, по причинѣ исполненія пятидесяти дней со времени воскресенія Христова, несомнѣнно, конечно, для всѣхъ православныхъ христіанъ является весьма великимъ. Седьмой праздникъ есть чаемый день воскресенія мертвыхъ, каковымъ чаяніемъ проникнуты вѣрующіе: тогда нелицепріятный и человѣколюбивый Судія, Христосъ Богъ нашъ, воздастъ комуждо по дѣяніямъ его (Матѳ. 16, 27). Это и есть тотъ истинный покой, о коемъ говорится у апостола Павла: потщимся внити во оный покой (Евр. 4, 11). Тогда будетъ самое великое празднество, преисполненное радости и неизреченнаго веселія для имѣющихъ получить то, чего не видѣлъ глазъ и не слышало ухо, что не приходило на сердце человѣку, и что приготовилъ Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Итакъ, возлюбленные, станемъ молиться о томъ, дабы даровано было и намъ торжествовать вмѣстѣ съ праведниками въ обителяхъ царства небеснаго не одинъ или два или три дня, а въ теченіе нескончаемыхъ вѣковъ... Однако, сказавъ о семи праздникахъ, вернемся къ слову о томъ, что предположено нами сначала, то есть къ бесѣдѣ о нынѣшнемъ праздникѣ Вознесенія Христова на небо.

Предвозвѣщая, очевидно, о схожденіи Слова съ небесъ на землю, Давидъ говорилъ: приклони небеса и сниде: и мракъ подъ ногама Его (Псал. 17, 10). Сказавъ: мракъ подъ ногама Его, онъ изъяснилъ этимъ облеченіе Божества плотію, такъ что, изъ-за смиреннаго и уничиженнаго вида Христова, многіе изъ людей не узнали пришествія Его. Тотъ же Пророкъ говоритъ еще: Господи, въ мори путіе Твои, и стези Твои въ водахъ многихъ, и слѣды Твоя не познаются (Псал. 56, 20); а св. Апостолъ говоритъ: Аще бо быша разумѣли, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). И опять пророкъ Давидъ сказалъ: взыде на херувимы, и летѣ на крилу вѣтреню (Псал. 17, 11), — сказалъ — на херувимы, поелику, и пребывая на небесахъ со Отцемъ, Господь шествовалъ на херувимахъ, и, обитая на землѣ съ человѣками, Онъ отнюдь не разлучался и съ небеснымъ престоломъ херувимскимъ. Словами: на крилу вѣтреню Пророкъ указываетъ на облака, на коихъ вознесся Господь, какъ объ этомъ повѣствуется и въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ: и облакъ подъятъ Его отъ очію ихъ (Дѣян. 1, 9). Въ книгѣ Дѣяній говорится также, что апостолы смотрѣли на небо, во время восхожденія Христа на небо (Дѣян. 1, 10). Несказанное удивленіе объяло апостоловъ, и на нихъ, подверженныхъ смерти и незнакомыхъ съ таковыми видѣніями, напалъ ужасъ, ихъ разумъ пришелъ въ изступленіе. Кто либо, впрочемъ, можетъ сказать, что-де Петръ, Іаковъ и Іоаннъ уже видали подобное и прежде, а именно, преображеніе Господне. Правда, они видѣли подобное и прежде: зрѣли и преобразившагося Господа и осѣнившее Его облако; однако же они не видали такого облака, которое было бы подъято на самую высоту воздушную, и которое возносило бы Господа на небеса. И то есть чудо,и это — чудо; тѣмъ не менѣе одно чудо изумительнѣе другого — послѣднее перваго: конечно, и тамъ, и здѣсь проявилось могущество и тайна единаго Бога; однако же это чудо возвышеннѣе того. Тогда Петру и бывшимъ съ нимъ явились Моисей и Илія, бесѣдовавшіе съ Господомъ; а теперь престолъ херувимскій, или невидимая сила, покрываемая облакомъ, мгновенно явилась и взяла Господа во время бесѣды Его съ рабами Своими. Тамъ Петръ со дерзновеніемъ отвѣчалъ: Господи, добро есть намъ здѣ быти: сотворимъ здѣ три сѣни, Тебѣ едину, и Моисеови едину, и едину Иліи (Матѳ. 17, 4); а здѣсь никто изъ апостоловъ не могъ говорить и даже раскрыть устъ своихъ, но, одержимые необычайнымъ страхомъ, они стояли въ изумленіи. Въ Писаніи добавлены, затѣмъ, такія слова: и се мужа два стаста предъ ними во одежди бѣлѣ, иже и рекоста (Дѣян. 1, 11); и это добавленіе не излишне: тѣмъ, что мужи были облечены въ бѣлыя одежды, указывается на весьма великое торжество. Что же сказали они? — Мужіе Галилейстіи, что стоите зряще на небо (Дѣян. 1, 11)? Необыкновенное чудо изумило васъ. Ужели же вы забыли Того, Кто говорилъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Іоан. 20, 17); а также: миръ Мой оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Іоан. 14, 27)? Развѣ Онъ не обѣщался послать вамъ Утѣшителя, то есть, Святаго Духа? Сей Іисусъ, вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имъ же образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11). Онъ такожде пріидетъ на облакахъ небесныхъ со славою и великимъ могуществомъ, — придетъ такимъ же образомъ, когда будетъ судить вселенную въ правдѣ: ибо Ему Отецъ отдалъ всякій судъ (Іоан. 5, 22). Или вы забыли, что говорилъ Онъ, еще находясь съ вами: Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Матѳ. 28, 18)?.. Тогда пришедшіе въ себя апостолы возвратились домой, прославляя и благословляя Господа и ожидая Божественнаго дарованія, то есть, нисшествія Всесвятаго Духа. Такимъ образомъ, исполнились псаломскія слова: взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ (Псал. 46, 6). Пророкъ, очевидно, этимъ предуказалъ на два естества воплотившагося Господа, точно такъ же, какъ и Ѳома, по воскресеніи Господа, осязавъ ребро Его, воскликнулъ словами: Господь мой и Богъ мой (Іоан. 20, 28). Взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ. Въ воскликновеніи, ибо херувимы непрестаннымъ гласомъ возсылаютъ Богу трисвятую пѣснь; а какъ вознесся Господь на херувимскомъ престолѣ, — объ этомъ сказано выше. Во гласѣ трубнѣ, то есть, во гласѣ архангельскомъ, который предвозвѣщалъ восхожденіе Христа на небо.

Духъ Святый также сказалъ силамъ небеснымъ, повелѣвая имъ: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вѣчная: и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 7). И когда силы вопросили: кто есть сей Царь славы? то Духъ сказалъ въ отвѣтъ: Господь крѣпокъ и силенъ, Господь силенъ въ брани (Псал. 23, 8). Облекшись плотію человѣческою, Онъ одержалъ побѣду надъ врагомъ, возсталъ противъ господства сатанинскаго, угасилъ разженныя стрѣлы діавольскія; бывъ пригвожденъ ко кресту и вкусивъ смерть, — хотя, какъ Богъ, Онъ безсмертенъ, — Господь разрушилъ адъ и, явившись побѣдителемъ, возсталъ изъ мертвыхъ, и вотъ, нынѣ грядетъ назадъ, обрѣтши заблудшую овцу и неся оную на раменахъ къ девяносто девяти овцамъ, которыя не уклонялись съ пути своего, а пребывали на горахъ, то есть, паслись на небесахъ (Матѳ. 18, 12). Господь крѣпокъ и силенъ, Господь силенъ въ брани. И опять Псалмопѣвецъ говоритъ: Господь силъ, Той есть Царь славы (Псал. 23, 10). Потому-то силы, едва услышали имя — Господь силъ, согласно повторяя обычное славословіе, встрѣтили Господа съ радостію и сопровождали Его до самаго престола высокаго и превознесеннаго (Ис. 6, 1). Итакъ, исполнилось то, что было предсказано Давидомъ: рече Господь Господеви Моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1). Еретикъ! О какомъ это естествѣ сказано Господомъ: сѣди одесную Мене? Не о той-ли плоти, которая была воспринята отъ насъ, и которая получила себѣ жизнь отъ Святой Дѣвы? Да постыдятся же тѣ, кто говоритъ, будто во Христѣ есть одно естество: ибо совершенно понятно, что Божеское естество было вѣчно соединено съ престоломъ величія славы Господней. Да прославляется вселенская Церковь; а насъ всѣхъ да сподобитъ Христосъ Богъ нескончаемаго царствія Своего! Ему слава и держава со безначальнымъ Его Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] У Миня озаглавливается «четвертымъ» въ ряду сомнительныхъ. Главная мысль слова: почему радостенъ праздникъ Вознесенія Господня? Мысль эта раскрывается такимъ образомъ: Богъ сотворилъ міръ въ шесть дней, а въ седьмой почилъ; въ соотвѣтствіи съ этимъ находятся и праздники, имѣющіе своимъ предметомъ домостроительство Божіе. — Первый праздникъ — Рождество Христово (явленіе на землю, чтобы спасти міръ); второй — Богоявленіе (снисхожденіе неизреченнаго благоутробія Божія); третій — день страданія Христа (искупленіе рода человѣческаго); четвертый — воскресеніе Христово (одержаніе побѣды надъ адомъ и дарованіе мира); пятый — Вознесеніе Господне (вознесеніе на небеса человѣческаго естества); шестой — день сошествія Святаго Духа на апостоловъ (Пятидесятница) и седьмой — ожидаемый нами день воскресенія мертвыхъ, когда каждому будетъ воздано по дѣламъ. Возвращаясь, затѣмъ, къ празднику Вознесенія, св. Іоаннъ доказываетъ, что праздникъ этотъ радостенъ по тому, что человѣкъ, изгнанный изъ рая по діавольскому навѣту, поставленъ былъ Христомъ, въ Его вознесеніи, тамъ, откуда нѣкогда былъ низвергнутъ самъ виновникъ зла. Далѣе рѣчь идетъ о томъ, что вознесеніе Iисуса Христа было предсказано въ Священномъ Писаніи: показывается — въ связи съ удивленіемъ апостоловъ при Вознесеніи — различіе между Вознесеніемъ и Преображеніемъ, которое видѣли трое изъ апостоловъ; изъясняются нѣкоторыя подробности евангельской исторіи о вознесеніи Христовомъ. Въ заключеніе слова обличаются еретики, учившіе, что въ Iисусѣ Христѣ было одно естество — Божеское: въ Вознесеніи было вознесено именно человѣческое естество, такъ какъ Божеское было всегда соединено съ престоломъ славы Господней.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 152-157.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0