Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Вознесеніе Господне.
Слово на Вознесеніе Господне
[1].

Нынѣ время, братіе, повторить намъ въ веселіи сердца слова Пророка: благословенъ Богъ! Ибо никогда мы не имѣли болѣе причинъ возглашатъ хвалу Господу всяческихъ и восклицать отъ сердца: кто возглаголетъ силы Господни, слышаны сотворитъ вся хвалы Его (Псал. 105, 2)? Нынѣ Іисусъ Христосъ, Котораго со дерзновеніемъ можемъ называть начаткомъ (1 Кор. 15, 20) естества нашего, восходитъ на небеса; нынѣ Онъ грядетъ раздѣлить со Отцемъ вѣчный престолъ Его, — примирить рабовъ съ ихъ Владыкою и возстановить, наконецъ, совершенный миръ между землею и небомъ. Побѣду, одержанную Имъ надъ адомъ, — награды, полученныя Имъ за толикіе подвиги, вѣнцы безсмертія, наконецъ, — славу, которою Онъ окруженъ на небѣ, — все сіе Онъ предлагаетъ каждому изъ насъ раздѣлить съ Нимъ. Итакъ, да радуемся и торжествуемъ, видя Іисуса Христа, Начатокъ естества нашего, возшедшимъ превыше небесъ и спосадившимъ оное, въ лицѣ Своемъ, на престолѣ одесную Бога Отца.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, если великій Пророкъ называетъ блаженными тѣхъ, которые имѣютъ племя въ Сіонѣ и южики во Іерусалимѣ (Ис. 31, 9), — то не имѣемъ ли мы гораздо болѣе причинъ радоваться и торжествовать, видя начатокъ естества нашего возшедшимъ превыше небесъ и возсѣдшимъ на царскомъ престолѣ, который, нѣкогда, мы бѣдственно утратили? Разсмотрите и увидите, сколь велика благость Божія, и какъ несказанны тайны Его промышленія о насъ, у которыхъ вѣроломствомъ діаволъ отнялъ рай. Господь не только избавилъ насъ отъ проклятія, но и возвысилъ на высочайшую степень достоинства. Недавно мы были недостойны и рая земнаго, а теперь найдены достойными занять первое мѣсто на небѣ; недавно еще естество наше служило игрушкою демоновъ, а нынѣ небесныя воинства съ благоговѣніемъ преклоняются предъ нимъ. О, счастливая и благополучная зависть врага нашего, сколько благъ ты доставила намъ! Тебѣ одолжены мы такимъ свѣтлымъ безсмертіемъ: ибо источникъ нашихъ бѣдствій содѣлался теперь источникомъ всякаго блаженства. Духъ злобы, позавидовавши человѣческому естеству, имѣвшему мѣстопребываніе на землѣ, нынѣ видитъ, что оному естеству воздается поклоненіе на небѣ, и, похитивъ, какъ онъ полагалъ, великое и несравненное, теперь убѣждается, что мы наслаждаемся благами высочайшими и блистательнѣйшими, сравнительно съ прежними. Посему-то нынѣ я веселюсь и радуюсь, а, также призываю и васъ къ соучастію въ моемъ ликованіи: ибо, не заслужившіе и земной почести, мы вознесены къ высочайшему царству, поднялись превыше небесъ, приблизились къ царскому престолу; и естество, изъ-за коего херувимы стерегутъ рай, шествуетъ, принимая поклоненіе себѣ. Поэтому, возлюбленный, подивись премудрому промышленію твоего Господа и прославь Его, даровавшаго тебѣ столь многое: поелику изобиліе дара превзошло величину наказанія. И подлинно, поразмысли: мы были изгнаны изъ рая, а нынѣ введены въ самое небо, — мы были приговорены къ смерти, а намъ даровано безсмертіе, — мы были предъ очами Божіими сынами гнѣва и отвращенія, а теперь наименованы чадами Божіими, — что я говорю, чадами Божіими? Наслѣдниками Божіими, даже болѣе, сонаслѣдниками Христу. Смотри же, насколько дарованное намъ отъ Господа важнѣе сравнительно съ тѣмъ, что было отнято у насъ. А когда ты слышишь, что Христосъ возшелъ и вознесся, то опасайся предполагать, будто къ Богу можно примѣнить нисхожденіе съ одного мѣста на другое: Богъ все наполняетъ Собою и всюду пребываетъ, — и нѣтъ мѣста, гдѣ бы Онъ ни находился, какъ обо всемъ промышляющій и какъ Создатель всего. Тѣло, съ коимъ Онъ благоволилъ явиться на землю, — сродно съ нашимъ и одинаково съ нимъ во всемъ. Возносящееся тѣло — есть наше; и потому всѣ нынѣ (ибо всѣ безъ исключенія насладились и даромъ Господнимъ) всегласно воскликнемъ пророческими словами: взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ (Псал. 56, 6), — и восторжествуемъ настоящее свѣтлое и блистательное празднество.

Подобно тому, какъ любвеобильный владыка, благорасположенный къ своему слугѣ, по любви къ нему, не гнушается одѣться въ его платье: такъ и Господь нашъ Христосъ, возлюбивъ человѣческое естество и видя, что оно, впавъ въ бездну грѣха, совершенно не имѣетъ надежды на спасеніе и нуждается въ великомъ снисхожденіи, — благоволилъ воспріять наше тѣло. И потому, пришедши въ міръ, Онъ освободилъ всѣхъ людей отъ заблужденія и возвелъ къ истинѣ, — о чемъ и возвѣщаетъ въ Евангеліи: не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники на покаяніе (Матѳ. 9, 13). Итакъ, что восхотѣлъ Господь, то Онъ и совершилъ: человѣческое естество, долу лежавщее, поднялъ и показалъ къ нему — столь великое милосердіе, что человѣческому нашему уму не уразумѣть смысла совершившихся событій. Объясни мнѣ, какимъ образомъ мы, заслужившіе себѣ неблаговоленіе, оказавшіеся недостойными земли, потерявшіе земную почесть, вдругъ возведены на такую необыкновенную высоту? Почему наступилъ конецъ войнѣ? Отчего не проявляется болѣе гнѣвъ?.. И, дѣйствительно, необычайно и превыше всякаго изумленія то, что не мы просили себѣ помощи, но Онъ Самъ, праведно гнѣвающійся на насъ, пришелъ ходатайствовать за насъ, и такимъ путемъ появился миръ; да и Павелъ восклицаетъ, говоря: по Христѣ убо молимъ, яко Богу молящу нами (2 Кор. 5, 20). Видишь ли изумительнѣйшую мудрость? видишь ли неизреченное человѣколюбіе Господне? примѣчаешь ли необыкновенное промышленіе? Нынѣ вырвано жало смерти, окончилась побѣда адова, ниспровергнуто могущество смерти; нынѣ упразднена вражда, прекратилась долговременная война; люди уподобились ангеламъ, соединившись съ ними, и между обѣими соименными сторонами заключенъ тѣсный союзъ. Общій всѣмъ Господь, примиривъ Своего Отца съ земнородными, вознесся; а что Онъ вознесея именно по сей причинѣ, — выслушай о томъ слова Его Самого: уне есть вамъ, да Азъ иду. Аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ (Іоан. 16, 7). Въ доказательство нашего примиренія, Христосъ обѣщаетъ ниспослать намъ Утѣшителя, — и вдумайся въ дальнѣйшія, съ такою благопопечительностію присовокупленныя Господомъ, слова: и Онъ (Утѣшитель), — сказано, — наставитъ вы на всяку истину (Іоан. 16, 13). Очевидно, что ниспосланный Духъ Святый будетъ руководствовать къ истинѣ всѣхъ насъ, заблуждающихся и уклоняющихся въ одну, или въ другую сторону. Поелику Самъ Богъ гнѣвался на насъ, а мы въ такой степени отвращались отъ человѣколюбиваго Владыки, то Христосъ Іисусъ, явившись Ходатаемъ (1 Тим. 2, 5), совершилъ примиреніе. Воистину, Онъ сокрушилъ средостѣніе ограды (Ефес. 2, 14); и потому, взирая на Владыку нашихъ начатковъ, мы имѣемъ уже добрыя надежды. И вотъ, что бы ты ни говорилъ, я уже не боюсь ничего: скажешь ли ты о червѣ, или о гееннѣ, или о мученіяхъ, или о скрежетѣ зубовномъ, или вообще о чемъ бы то ни было, — я все легко презираю, взирая на мои начатки, т. е., на Христа, Который возсѣдаетъ въ горнихъ и какъ бы бесѣдуетъ съ Своими людьми такъ: «оставьте же, наконецъ, свое нерадѣніе и познайте свое превосходство, подумайте о величіи даровъ, во владѣніе коими чрезъ нѣкое время вступите вы»...

Пребывая съ апостолами, Господь повелѣлъ имъ: не отлучайтесь изъ Іерусалима, но ждите обѣщаннаго отъ Отца (Дѣян. 1, 4). Замѣть и въ этомъ заботливость Господа: видя немощь человѣческаго естества и зная, что ему весьма нужна помощь, Онъ даровалъ въ помощь Святаго Духа, дабы человѣка не одолѣли сатанинскія козни. Произошло подобное тому, какъ если какой-нибудь опытный вождь, замѣтивъ, что состоящіе подъ его предводительствомъ воины не выносятъ непріятельскихъ нападеній, но подавляются страхомъ, — защититъ ихъ со всѣхъ сторонъ, оградитъ бронею, шлемомъ и другими принадлежностями полнаго вооруженія: такъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ, увидѣвъ, что могущество противовоюющихъ намъ велико, и что потому человѣческое естество имѣетъ великую потребность въ помощи, ниспослалъ благодать Всесвятаго Духа, дабы человѣкъ, ранѣе боявшійся демонскихъ полчищъ, теперь сталъ для нихъ страшнымъ и приводилъ ихъ въ ужасъ, и дабы однимъ лишь появленіемъ своимъ прогонялъ лукаваго змія. Такова благодать Святаго Духа: гдѣ бы она ни явилась, она обращаетъ въ бѣгство сатанинскія полчища и всѣ враждебныя силы. Пріимете, — говоритъ Господь, — силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидѣтели во Іерусалимѣ же и во всей Іудеи и Самаріи и даже до послѣднихъ земли» (Дѣян. 1, 8). Что же это — за сила? — Объ этомъ Христосъ говорилъ имъ нѣсколько ранѣе: болящія исцѣляйте, прокаженныя очищайте, бѣсы изгоняйте (Матѳ. 10, 8); и вообще, по слову Господа, не будетъ ни одного такого тяжелаго недуга, который не уступилъ бы силѣ Святаго Духа. А виною столь великихъ для насъ благъ явился нынѣшній день. Нынѣ ангелы, видя, что человѣческое естество сіяетъ съ высоты Царскаго престола, — получили то, чего давно очень желали. А дабы понять тебѣ различіе между рабомъ и Господомъ, обрати вниманіе на то, что возносившійся отъ земли Илія восходилъ на огненной колесницѣ; а когда Господь нашъ возносился со Своею плотію, то, при Его восхожденіи, служило Ему облако. Онъ, — по слову Писанія, — поднялся въ глазахъ апостоловъ, и облако взяло Его изъ вида ихъ (Дѣян. 1, 9). И тотъ, т. е., Илія восходилъ какъ бы на небо, ибо онъ былъ рабъ, а Христосъ вознесся на самое небо, поелику Онъ есть Господь. И вдругъ предстали имъ два мужа, въ бѣлой одеждѣ, и говорятъ апостоламъ: сей Іисусъ, вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его (Дѣян. 1, 10-11). Когда нужно было призвать раба, то за нимъ посылалась колесница; а когда — Сына, то царскій престолъ, и не просто престолъ, но престолъ Самого Отца. Послушай, что велегласно говоритъ Исаія объ Отцѣ: се Господь сѣдитъ на облацѣ легцѣ (Ис. 19, 1); потому Онъ ниспослалъ облако и для Сына. При своемъ восхожденіи Илія оставилъ свою милоть Елисею; а Іисусъ при вознесеніи излилъ на Своихъ учениковъ благодатныя дарованія, которыя содѣлываютъ не одного пророка, но безчисленное количество Елисеевъ, а правильнѣе говоря: несравненно большихъ и величественнѣйшнхъ, нежели Елисей.

Размышляя обо всемъ этомъ, возлюбленные, возблагодаримъ Господа нашего своимъ непорочнымъ житіемъ, дабы, какъ Онъ прославилъ насъ Своими благодатными дарованіями, такъ и мы добрымъ поведеніемъ и чистотою жизни содѣлали Бога милостивымъ. Прославимъ Господа нашего, отвращаясь отъ обольстительнаго великолѣпія земныхъ вещей; такого рода нравоученіе — самое высокое: оно можетъ приводить къ истинѣ и невѣрующихъ, поелику они не столько обращаютъ вниманія на наши рѣчи, сколько на наши дѣла. Потому и Христосъ, говоря: блаженъ, иже сотворитъ и научитъ (Матѳ. 5, 19), — разъясняетъ, что ученіе дѣлами совершеинѣе, нежели наставленіе словами, и что оно сильнѣе послѣдняго въ приведеніи людей невѣжественныхъ на истинный путь. Итакъ, постараемся добрыми дѣлами и святою жизнію расположить еще болѣе Его милосердіе къ намъ, тщательно позаботимся объ исправленіи жизни нашей, да стяжаемъ чрезъ сіе благодать Святаго Духа: тогда только мы будемъ неодолимы, безопасны отъ всѣхъ стрѣлъ и козней демонскихъ и способны къ самой возвышенной добродѣтели. Потщимся, при помощи Святаго Духа, свято проводить время настоящей жизни, дабы сподобиться намъ, въ послѣдствіи, наслаждаться благами будущаго вѣка и содѣлаться достойными небеснаго царства, которое уготовано намъ безприкладною благостію Искупившаго насъ честнѣйшею кровію Своею и освободившаго насъ отъ долговременной работы вражіей. Ему же, вкупѣ съ Отцемъ и Святымъ Животворящимъ Духомъ, слава, честь, держава и поклоненіе нынѣ и во всѣ вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] У Миня озаглавливается «вторымъ» въ числѣ сомнительныхъ. Въ началѣ слова св. Іоаннъ приглашаетъ слушателей восхвалить Господа и возвеселиться по случаю побѣды надъ діаволомъ. Дальше доказывается, что мы имѣемъ полное основаніе радоваться, а также и то, что щедрость Божія дара людямъ превзошла величину наказанія. Затѣмъ вниманіе обращается на то, что человѣколюбіе Господне неизреченно: не мы обратились за помощію, но Самъ Богъ, справедливо негодующій на насъ, явился за насъ ходатаемъ и даровалъ намъ миръ. Въ связи съ этимъ указывается и на то, что Спаситель вознесся для того, чтобы послать намъ Утѣшителя, какъ доказательство нашего примиренія съ Богомъ. Въ дальнѣйшихъ словахъ рѣчь идетъ о той силѣ, какая дана была апостоламъ, а чрезъ нихъ и всѣмъ вѣрующимъ въ дарахъ Святаго Духа; благодать эта была обѣщана Iисусомъ Христомъ въ день Его вознесенія, что дѣлаетъ этотъ день особенно радостнымъ для насъ. Въ концѣ слова, указавъ различіе между вознесеніемъ Господа и вознесеніемъ Иліи, св. Іоаннъ опять приглашаетъ слушателей прославить Господа и упражняться въ добродѣтели, такъ какъ на трезвенную душу благодать изливается обильно.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 157-162.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0