Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Вознесеніе Господне.
Слово на Вознесеніе Господа Іисуса Христа
[1].

Вотъ, и — день Вознесенія Господня! Хотя въ семъ молитвенномъ собраніи уже была предложена бесѣда многими, тѣмъ не менѣе отецъ призываетъ къ слову еще и насъ, незначительныхъ людей. И, по нашему мнѣнію, правильно то соображеніе, что молчаніемъ прикрывается лишь неумѣніе говорить, и заслоняется большой недостатокъ познаній. Итакъ, совмѣстно съ отцомъ и небесными силами, вы побуждаете къ слову и вынуждаете вмѣстѣ съ ними повторить то, что нѣкогда съ воскликновеніемъ изрекъ еще Давидъ о вознесеніи Господнемъ: Возмите врага князи ваша, и возмитеся врата вѣчная, и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 7). Воспоемъ же днесь и мы то, что касается настоящаго торжества.

Нынѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ возносится къ престолу Отца; нынѣ Тотъ, Кто вочеловѣчился, возсѣлъ вмѣстѣ со Отцемъ, — хотя и дотолѣ Онъ не разлучался съ Отцемъ, да и нынѣ не въ первый только разъ возсѣлъ съ Нимъ. Господь непрестанно почиваетъ въ лонѣ Отчемъ: единственно Онъ объемлетъ Отца и одинъ лишь Онъ объемлется Отцомъ, — о чемъ Самъ Онъ сказалъ: Яко Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ (Іоан. 14, 11). Слово было во Отцѣ и — на землѣ: нисходя съ небесъ, Господь не оставилъ празднымъ нѣдра Отчаго и, возносясь на небо, Онъ не покинулъ землю Своимъ присутствіемъ, но, и съ человѣками обитая, Онъ пребывалъ вкупѣ со Отцомъ и, возсѣвъ со Отцомъ, Онъ не разлучается съ земнородными, — о чемъ также изрекъ Самъ Онъ: Се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Нынѣ Христосъ Господь восходитъ отъ земнородныхъ на небо, шествуя не такъ, какъ Енохъ (Быт. 5, 24), — и не такъ, какъ Илія, понесшійся въ вихрѣ на огненныхъ коняхъ (3 Цар. 2, 11), но, именно, возносится, дабы ниспослать апостоламъ силу Всесвятаго Духа.

Провидя радость вознесенія Христова за много вѣковъ до онаго, Давидъ пророчески изрекъ: Взыде Богъ въ воскликновеніи (Псал. 46, 6), сотворившій изъ земли Адама, принявшій жертву Авеля и взявшій живымъ Еноха. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто руководствовалъ Ноя и избралъ вѣрнаго Авраама. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто принялъ незакланную жертву Исаака и даровалъ въ изобиліи благословенія Іакову. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто сопутствовалъ въ странствіяхъ Іосифу и предназначилъ терпѣніе Іову. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто прославилъ Моисея и содѣлалъ первосвященникомъ Аарона. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто сдѣлалъ сильнымъ Іисуса Навина и сообщилъ пророческій даръ Самуилу. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто укрѣпилъ Давида и умудрилъ Соломона. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто содѣлалъ богодухновенными пророковъ и преподалъ дары исцѣленій апостоламъ. Взыде Богъ въ воскликновеніи — Тотъ, Кто вверху — безъ матери и внизу — безъ отца. Взыде въ воскликновенін Богъ — предвѣчно рождающійся отъ Отца и безсѣменно произращенньй отъ Дѣвы-Матери. Взыде въ воскликновеніи Богъ, дарующій жизнь и раздающій чудесныя дарованія. Взыде въ воскликновеніи Богъ — Тотъ, Кто Своею смертію упразднилъ смерть и даровалъ жизнь земнороднымъ. Взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] У Миня въ патрологіи озаглавливается «пятымъ» въ ряду сомнительныхъ. Слово это представляетъ собою краткую рѣчь о томъ, что уже было говорено въ предыдущихъ словахъ. Скорѣе всего, что оно — заключеніе какого-либо другого слова, одного изъ тѣхъ же или не дошедшаго до насъ. Въ немъ говорится вкратцѣ о томъ, что имѣетъ отношеніе къ празднику Вознесенія Господня, а именно, — о томъ, что Господь въ этотъ день восшелъ къ Отчему престолу, что Онъ и прежде не разлучался съ Отцомъ, что Онъ ушелъ на небеса не такъ, какъ Енохъ или Илія, что Онъ Тотъ же, Который дѣйствовалъ и въ Ветхомъ Завѣтѣ, промышлялъ о праведникахъ, вдохновлялъ пророковъ и сообщилъ апостоламъ дары исцѣленій; и Онъ же Своею смертію умертвилъ смерть и даровалъ жизнь человѣческому роду.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 166-167.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0