Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на Вознесеніе Господне.
Слово на Вознесеніе Господне
[1].

Изворотливость грѣха нынѣ перемѣнилась въ средство противъ самого грѣха. Средство грѣха есть крестъ и облеченіе смертью непричастнаго грѣху тѣла; но, вотъ, крестъ сталъ орудіемъ для распятой плоти къ восхожденію ея на небо; и понятіе о грѣхѣ измѣнилось. Прежде Павелъ (апостолъ) говорилъ, что грѣхъ, взявъ поводъ отъ заповѣди (Рим. 7, 8. 10), прельстилъ меня и убилъ чрезъ нее; а нынѣ оному орудію приличествуетъ другое слово; именно оправданіе, взявъ поводъ отъ грѣха, обмануло и умертвило его. Изумившись этому, Павелъ и воскликнулъ: велія есть благочестія тайна (1 Тим. 3, 16)! Воскресеніе и рожденіе безсмертной жизни заключается въ крестѣ; Царь рождаетъ людямъ безсмертіе, возсіявшее изъ ада.

Подлинно, это есть превеликая тайна. Но по чему можно узнать ее? Христосъ явися во плоти. Что же это за явленіе? — Онъ оправдася въ Дусѣ. А какое доказательство онаго оправданія? — Показася ангеломъ (1 Тим. 3, 16). Ангелы познали достоинство Того, Кто явился: они подошли и служили Христу (Матѳ. 4, 11). Предрекавшіе объ оправданіи заслуживаютъ довѣріе и прославляютъ всемогущую силу Христову; однако, Павелъ, покажи ты людямъ знаменіе оной силы. Христосъ проповѣданъ бысть во языцѣхъ. Слово о Божествѣ Его пронеслось всюду въ то время, какъ со всѣхъ сторонъ оное слово встрѣчало преграду себѣ; проповѣдь о Христѣ распространилась вездѣ, не взирая на всяческія стѣсненія ея. Но, можетъ быть, открыто возвѣщаемое и возвѣщенное слово о Христѣ для слушателей-язычниковъ было простымъ разговоромъ? Христосъ, по Апостолу, «проповѣданъ былъ и принятъ вѣрою»; а затѣмъ, дабы показать безпрепятственность для Христа, послѣ этой вѣры, Апостолъ прибавляетъ, что Христосъ вознесся во славѣ (1 Тим. 3, 16). Проповѣдано было могущество Церкви или, правильнѣе, твердыня всей вселенной. Нынѣ вознесенное на небеса человѣческое естество есть защита всѣхъ вообще людей, — почему и наказанія теперь стали мягче. Если ты обратишь вниманіе на прещенія Божіи человѣкамъ въ древнія времена, то увидишь, что вознесеніе полезно для всѣхъ. Адамъ, преткнувшійся однимъ грѣхомъ, былъ отвергнутъ Богомъ; Каинъ осужденъ былъ на постоянное скитаніе (Быт. 4, 14); небеса ниспослали огонь, дабы попалить содомлянъ (Быт. 19, 24), какъ гниль земную; въ столпъ соляной обратилась жена Лотова, преступившая повелѣніе о бѣгствѣ (Быт. 19, 17. 26). Вообще о томъ, какое послѣдовало различіе для людей, заключай изъ слѣдующаго печальнаго повѣствованія библейскаго: искушали Бога, и погибли отъ змѣй; роптали, и погибли отъ истребителя; люболѣйствовали и погибло ихъ двадцать три тысячи (1 Кор. 10, 8-10). И послалъ Господь язву на израильтянъ отъ утра до назначеннаго временн: и умерло семьдесятъ тысячъ человѣкъ (2 Цар. 24, 15). А говорить ли еще о томъ, что Богъ предлагалъ тогда царю? Вотъ, что сказалъ Господь: избери себѣ три лѣта глада на землю, или три мѣсяца враги твои будутъ гоняще тя, или три дни смерти въ земли твоей (2 Цар. 24, 13).

Трогательныя сказанія еллинскихъ писателей о бѣдствіяхъ въ древнія времена — о необыкновенныхъ наводненіяхъ, о совершенномъ уничтоженіи огнемъ, о многолѣтнемъ голодѣ, о всеобщей гибели отъ землетрясеній, о кровопролитіи единоплеменниковъ, о непрерывныхъ и нескончаемыхъ войнахъ. Среди брани неба съ землею не было тогда мира ни у еллиновъ, ни у варваровъ, ни у іудеевъ; всѣ ожидали примирителя горняго съ дольнимъ, — ожидали того Ходатая, о Коемъ говорится у Апостола: Той есть миръ нашъ, разоривый вражду плотію Своею (Ефес. 2, 14-15). Сколько теперь людей развращеннѣе содомлянъ, и тѣмъ не менѣе нынѣ воздухъ не изливаетъ на нихъ огня, какъ прежде! Земля приняла пришедшаго съ миромъ Ходатая, и Онъ принесъ милость земнороднымъ. Сколько теперь людей непотребнѣе современниковъ Ноевыхъ, и, однако, небо не погубляетъ ихъ потопомъ! Сколько теперь людей болѣе звѣронравныхъ по духу, чѣмъ Каинъ, и все же Богъ не посылаетъ имъ воздаянія Каинова! Когда мы прогнѣвляемъ Бога, Онъ примиряется съ нами, увидѣвъ Начатокъ, Сопрестольника Своего — Христа; всякій разъ, какъ беззаконнующіе на землѣ вызываютъ на себя гнѣвъ Его, Онъ старается взирать не на нихъ, а на непорочныхъ людей одесную; когда Богъ воспламеняется гнѣвомъ противъ лукавнующихъ долу людей, то горѣ сосѣдящій съ Нимъ Ходатай рода нашего смягчаетъ духъ Его. Это и выражено въ словахъ апостольскихъ: Христосъ есть одесную Бога, и ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 34), не какъ судимый (поелику Христосъ вошелъ въ царство), не по собственной природѣ, но самое вознесеніе Начатка, по Апостолу, есть ходатайство, подающее намъ примиреніе.

Страшно для духовъ злобы нынѣшнее видѣніе. Они видѣли удивительное зрѣлище; какъ человѣческое естество совершало шествіе по воздуху и, восходя, становилось превыше небесъ. Демоны сокрушались, а представшіе апостоламъ ангелы возгласили: Сей Іисусъ, вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11). Вотъ, чѣмъ подтверждается тайна вознесенія! Апостолы находились въ недоумѣніи и внимательно смотрѣли на небо; а когда плоть (Христова) стала постепенпо уходить отъ ихъ взора, то они поколебались въ мысляхъ своихъ и заговорили между собою: «Не видно поднявшагося отъ земли тѣла. Или, быть можетъ, это было только вознесеніе нашего образа? Можетъ быть, это зрѣлище было только въ нашемъ воображеніи? Можетъ быть, ошиблось наше зрѣніе, или если не ошиблось, то, можетъ быть, тѣло разрѣшилось въ воздухъ и уже не имѣетъ человѣческаго естества? Такъ безпомощно апостолы глядѣли на небо, и вдругъ услыхали рѣчь ангельскую: мужіе Галилейстіи, что стоите зряще на небо? Для чего вы слишкомъ напрягаете взоръ свой и съ недоумѣніемъ смотрите на небо? Чего вы ищете въ небесахъ? Облако уноситъ Іисуса. Вы недоумѣваете: увидитъ ли Его кто-нибудь снова, и притомъ въ тѣлѣ? Несомнѣнно вѣруйте въ то и другое. Если нынѣ Христосъ вознесся на небо, то и опять Онъ придетъ такимъ же, какъ вы видѣли Его восходящимъ на небо... Но не будемъ витійствовать языкомъ излишне, а единодушно воспрославимъ Божественное вознесеніе; да воспоемъ нынѣ вкупѣ со всѣмъ родомъ человѣческимъ: велія есть благочестія тайна: Христосъ показася ангеломъ, вѣровася въ мірѣ, вознесеся во славѣ (1 Тим. 3, 16). Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ этомъ послѣднемъ словѣ, помѣщаемомъ нами на Вознесеніе Господне, изображаются плоды этого спасительнаго событія: общая мысль — вознесенное человѣчество это общая защита человѣческой природы. Эта мысль и подтверждается дальше разными мѣстами изъ Священнаго Писанія. Въ концѣ слова объясняется цѣль явленія апостоламъ ангеловъ по вознесеніи Христовомъ: они могли думать, что это только заблужденіе ихъ зрѣнія. Надо замѣтить, что слово это по стилю и способу выраженія рѣзко отличается отъ другихъ твореній св. Iоанна Златоуста и, по всей вѣроятности, подложно.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 171-174.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0