Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ родился ок. 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. далѣе>>

Творенія

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)
Слово къ женамъ, приходящимъ въ церковь.

Въ дни Великаго поста и говѣнія во множествѣ приступающихъ къ святой трапезѣ случаются дамы и дѣвицы, считающія приличнымъ такому дню и такому священнодѣйствію — наряды и уборы не вполнѣ скромнаго вида, — чѣмъ соблазняются многіе молящіеся. Посему, въ преддверіи святой Четыредесятницы, благовременно будетъ привести на память слово святаго Іоанна Златоустаго о женскихъ украшеніяхъ. Отъ женъ мѵроносицъ, сподобившихся прежде всѣхъ услышать отъ воскресшаго Спасителя вѣсть о Воскресеніи и слово: радуйтеся, великій проповѣдникъ обращается къ современнымъ женамъ съ слѣдующимъ словомъ:

Вы, украшающіяся золотомъ жены, узнавши путь другихъ женъ, поклонившихся Христу, оставьте по крайней мѣрѣ теперь недугъ пристрастія къ драгоцѣннымъ украшеніямъ! Если примѣръ тѣхъ счастливыхъ женъ возбуждаетъ у васъ желаніе подражать имъ, то перемѣните украшеніе свое и облекитесь милосердіемъ. Что пользы, скажи мнѣ, въ этихъ драгоцѣнныхъ камняхъ и въ тканыхъ золотомъ одеждахъ? Ты скажешь: ими наслаждается душа. Но вѣдь я спрашиваю о пользѣ, а ты мнѣ говоришь о вредѣ. Въ самомъ дѣлѣ, нѣтъ ничего хуже, какъ драгоцѣнности дѣлать предметомъ своихъ занятій, радости и пристрастія. Тутъ рабство, само по себѣ тяжелое, становится тѣмъ прискорбнѣе, что порабощенный еще радуется. Возможно ли такому человѣку проявить должную заботливость по отношенію къ духовнымъ дѣламъ? Можетъ ли онъ надлежащимъ образомъ осмѣивать житейскія занятія, когда считаетъ утѣшеніемъ связывать душу золотомъ? Кому доставляетъ удовольствіе оставаться въ темницѣ, тотъ никогда не пожелаетъ освобожденія. Также точно и златолюбивая душа: она, какъ плѣнница злой своей страсти, не станетъ слушать ни одного слова духовнаго съ приличнымъ предмету вниманіемъ и охотою, а не только что исполнять. Итакъ, скажи, какая же польза отъ этого украшенія и доставляемой имъ нѣги? Ты говоришь: она мнѣ доставляетъ удовольствіе. Но опять ты говоришь о вредѣ и даже гибели. Ты говоришь: я пользуюсь большимъ почетомъ отъ тѣхъ, кто видитъ украшенія. Но что же въ этомъ? Тутъ лишь предлогъ къ гибели другого рода, когда ты безумно гонишься за суетнымъ почетомъ. Такъ какъ ты не указала мнѣ пользы, то послушай — я разскажу о вредѣ. Какой же вредъ отъ украшеній? Прежде всего, они доставляютъ больше, заботъ, нежели удовольствія. Многіе изъ тѣхъ, кто со стороны смотритъ на украшенія, получаютъ болѣе полное удовольствіе, чѣмъ ты сама, украсившаяся ими, такъ какъ ты заботишься о томъ, чтобы быть красиво убранной, а они безъ этого услаждаютъ свои взоры. Съ другой стороны, вредъ состоитъ въ томъ, что ты унижаешь свою душу и возбуждаешь повсюду зависть, такъ какъ сосѣдки, раздраженныя твоими украшеніями, возстаютъ противъ мужей и поднимаютъ сильную брань. Вмѣстѣ съ тѣмъ ты на украшенія употребляешь свой досугъ и все вниманіе и, вслѣдствіе этого, сильно противишься духовнымъ упражненіямъ, исполняешься высокомѣріемъ и тщеславіемъ и дѣлаешься ближе къ землѣ, теряешь способность подниматься какъ бы на крыльяхъ въ область духовнаго и, такимъ образомъ, вмѣсто орла становишься псомъ и свиньею. Въ самомъ дѣлѣ, переставъ обращать свои взоры къ небу и возноситься мыслію туда, ты, подобно свиньѣ, при своей исключительной заботѣ о металлахъ и кладовыхъ, склоняешься къ низу и лишаешь душу свою живости и свободы. Но вѣдь ты еще показываешься на мѣстахъ народнаго гулянья? Тѣмъ болѣе тебѣ не слѣдуетъ украшаться золотомъ, чтобы не быть предметомъ общаго вниманія и оставить въ покоѣ языкъ многорѣчиваго злословія. Имѣй въ виду, что никто изъ проходящихъ не удивляется тебѣ, а скорѣе смѣется надъ тобой, какъ щеголихой, какъ женщиной гордой и заботящейся лишь о тѣлѣ. Когда ты украшенная (драгоцѣнностями) приходишь въ церковь, то, уходя, ты ничего не получишь, кромѣ осмѣяній, ругательствъ и поношеній, и притомъ не только со стороны зрителей, но и отъ пророка. Такъ, велегласный Исаія, увидѣвъ тебя, тотчасъ же воскликнетъ: такъ говоритъ Господь на владѣтельныхъ дщерей Сіона, понеже исходиша съ высокою выею и помизаніемъ очесъ, и ступаніемъ ногъ, купно ризы влекущія, и ногами купно играющія, Господь открыетъ срамоту ихъ. И будетъ вмѣсто вони добрыя смрадъ, и вмѣсто пояса ужемъ препояшешися (Ис. 3, 16-17. 23). Вотъ, что будетъ у тебя вмѣсто украшеній, потому что это сказано не объ однѣхъ Сіонскихъ женщинахъ, но о всѣхъ подражающихъ имъ. Вмѣстѣ съ пророкомъ обличаетъ тебя и апостолъ Павелъ, заповѣдуя въ посланіи къ Тимоѳею, чтобы онъ запретилъ женамъ украшать себя плетеніями, златомъ, бисеромъ и ризами многоцѣнными (1 Тим. 2, 9). Итакъ, во всякомъ случаѣ вредно украшаться золотомъ, особенно же тогда, когда ты приходишь въ церковь и идешь мимо бѣдныхъ. Дѣйствительно, еслибы ты въ это время постаралась оглянуться на себя, то увидѣла бы, что облекающая тебя одежда есть не что иное, какъ личина жестокости и безчеловѣчія.

Представь себѣ, сколько въ такомъ одѣяніи обходишь ты голодныхъ, сколько нагихъ минуешь со своими сатанинскими украшеніями!.. Гораздо лучше было бы тебѣ накормить души алчущихъ, чѣмъ, проколовши уши, привѣшивать къ нимъ, для пустой цѣли то, что могло бы доставить насущную пищу для многихъ бѣдняковъ. Неужели тебѣ богатство представляется чѣмъ-то славнымъ, а украшеніе драгоцѣнностями — похвальнымъ? Даже въ томъ случаѣ, если богатство пріобрѣтено тобою праведными трудами, оно все-таки составляетъ предметъ величайшаго осужденія, а если еще оно — плодъ несправедливостей, то вообрази всю его постыдность. Но ты любишь похвалу и славу? Сними же съ себя эту позорную одежду, и тогда всѣ станутъ удивляться тебѣ, тогда будешь наслаждаться славою и чистымъ удовольствіемъ въ такой же мѣрѣ, насколько теперь пресытилась упреками, сама подготовивъ себѣ въ видѣ украшеній предлогъ къ этому великому огорченію. А что, если какая-нибудь изъ драгоцѣнностей пропадетъ? Сколько отъ этого произойдетъ зла, сколько рабынь будетъ наказано, сколько рабовъ встревожено, сколько ихъ будетъ заключено и станетъ жить въ темницахъ! Изъ-за этого же начнутся судебныя дѣла, тяжбы и множество ругательствъ и упрековъ — женѣ отъ мужа, ему отъ друзей и, наконецъ, душѣ отъ тебя самой. Но если даже ничего не потеряется (хотя — это допустить очень трудно), если во всю жизнь все будетъ въ цѣлости, то и тогда, уже ради самаго сбереженія, ты примешь много безпокойствъ, заботъ и горя и никакой пользы. Какая можетъ быть выгода дому отъ этихъ украшеній и какая польза въ нихъ для самой украшающейся? Пользы никакой, а безчестія и упрековъ много отовсюду. Какъ ты можешь обнимать и лобызать ноги Христа, будучи такъ украшена? Онъ отвращается отъ такого украшенія и поэтому благоволилъ даже родиться въ домѣ плотника, притомъ не въ самомъ домѣ, а въ пещерѣ и ясляхъ. Какъ ты станешь взирать на Него, когда не имѣешь желанной для Него красоты и когда облеклась въ украшенія, которыя не дороги, а ненавистны Его душѣ? Приходящій къ Нему долженъ быть украшенъ не одеждами подобнаго рода, а добродѣтелью. Размысли — что представляетъ собою золото? Оно не что иное, какъ земля и прахъ: брось въ воду и станетъ грязью. Размысли объ этомъ и постыдись грязь обращать въ своего господина, оставлять все ради его, сидѣть при немъ и повсюду носить съ собой. Когда же ты приходишь въ церковь, тогда особенно должно избѣгать золотыхъ украшеній. Церковь для того создана, чтобы показывать въ ней не это, а духовное богатство. А между тѣмъ ты приходишь сюда украшенной подобно артисткамъ, дѣлающимъ торжественный выходъ на сцену, и подражая имъ, ты съ такой же смѣшною величавостью носишь этотъ соръ. Помимо того, ты приходишь во вредъ другимъ и по окончаніи собранія въ домахъ за трапезой сама можешь услышать, что очень многіе говорятъ объ этомъ. Оставивъ въ сторонѣ то, что сказали пророкъ и апостолъ, они говорятъ о великолѣпіи одеждъ, о стоимости драгоцѣнныхъ камней и о всякихъ другихъ непристойностяхъ, украшающихъ женщинъ. Это-то и дѣлаетъ васъ и мужей вашихъ скупыми на милостыню, потому что никто изъ васъ не можетъ такъ легко рѣшиться удѣлить что-нибудь изъ этихъ золотыхъ вещей и накормить голоднаго. Если ты скорѣе сама рѣшишься терпѣть нужду, нежели видѣть украшенія испорченными, то какъ же ты можешь потратить какое-нибудь изъ нихъ, чтобы накормить другого? Многіе пристрастились къ этимъ вещамъ, какъ бы къ одушевленнымъ, и болѣе даже, чѣмъ къ своимъ дѣтямъ. Это невозможно, скажешь ты. Но докажите мнѣ, докажите самымъ дѣломъ, что я теперь представляю себѣ все это въ противоположномъ видѣ! Случалось ли когда, чтобы какая-нибудь изъ женщинъ, страдающихъ этимъ недугомъ, расплавивъ украшенія, избавила бы отъ смерти душу дитяти — но что я говорю: дитяти!.. — искупила бы свою погибающую душу? Напротивъ, многія ежедневно ради украшеній продаютъ ее. Они, если случится тѣлесная болѣзнь, все дѣлаютъ, а если замѣтятъ порчу душевную, то ничего не предпринимаютъ, — словомъ, совсѣмъ нерадятъ о своей душѣ и душѣ дѣтей, какъ бы для того, чтобы это сокровище, на долгое время оставленное безъ вниманія, заржавѣло. Вотъ, и ты осыпана множествомъ талантовъ золота, а то, что представляетъ собою членъ Христовъ — душа, не имѣетъ даже необходимой пищи. Общій нашъ Владыка неба и живущихъ въ немъ, въ одинаковой мѣрѣ всѣмъ предложилъ Свою духовную трапезу, между тѣмъ ты не хочешь дать ничего изъ тлѣнныхъ благъ и остаешься связанною этими тяжкими узами. Отсюда происходятъ неисчислимыя бѣдствія: отсюда раждается зависть, отсюда — прелюбодѣяніе мужей вашихъ, такъ какъ вы не умѣете заставить ихъ полюбить истинную мудрость, а напротивъ пріучаете находить удовольствіе въ томъ, чѣмъ украшаются женщины-блудницы. Поэтому-то они и попадаются такъ скоро въ сѣти этой страсти. Но еслибы ты научила его относиться съ презрѣніемъ къ драгоцѣннымъ украшеніямъ и находить наслажденіе въ непорочности, благочестіи и смиренномудріи, то онъ не могъ бы такъ легко увлечься блудодѣяніемъ, потому что украшаться золотомъ можетъ и блудница и даже болѣе, но облекаться добродѣтелью она не въ состояніи. Итакъ, пріучай его находить удовольствіе въ такомъ украшеніи, какого нельзя увидѣть на блудницѣ. Но какъ ты станешь пріучать его къ этому? Тѣмъ, что прежде всего сама снимешь эти украшенія и облечешься въ другія — духовныя. Тогда и мужъ твой будетъ спокоенъ, и ты въ почетѣ, и Богъ будетъ милостивъ, и люди всѣ станутъ удивляться, и, наконецъ, вы достигнете будущихъ благъ благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Слово святаго Іоанна Златоустаго къ женамъ, приходящимъ въ церковь. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 300-303.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0