Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
БЕСѢДЫ ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ

Слово 2. Продолженіе къ тѣмъ, кому предстоитъ принять просвѣщеніе, и ясное изложеніе того, что символически и изобразительно совершается при святомъ крещеніи.

1. Давайте же снова побесѣдуемъ немного съ причисленными къ достоянію Христову, показывая имъ и силу оружія, которое они намѣреваются принять, и несказанную благость человѣколюбца Бога, которую Онъ ο человѣческомъ изъявляетъ родѣ, чтобы пришедшіе съ великой вѣрою и полной убѣжденностью вкусили изобильнѣйшаго великодушія. Подумай, возлюбленный, съ самого начала ο преизобиліи благости. Вѣдь если Богъ удостаиваетъ столь великаго дара тѣхъ, кто еще не потрудился и не явилъ чего-либо благороднаго, и отпускаетъ имъ совершенныя во всякое время прегрѣшенія, если, ставъ послѣ такого великодушія благомыслящими, вы захотите и сами внести отъ себя, то какого же воздаянія вамъ будетъ справедливо удостоиться отъ Человѣколюбца Бога?!

2. Конечно, въ дѣлахъ человѣческихъ невозможно увидѣть ничего подобнаго; напротивъ, часто многіе послѣ большихъ трудовъ и бѣдствій, которыя они выдерживаютъ въ надеждѣ на вознагражденіе, возвращаются съ пустыми руками домой или потому, что тѣ, отъ кого они ожидали благодѣянія, становятся несправедливыми къ нимъ, хотя и много потрудившимся, или потому, что, будучи устраненными съ середины пути, они оказались не въ состояніи исполнить свою цѣль. Ο Господѣ же нашемъ не только ничего подобнаго нельзя предположить, но еще прежде, чѣмъ мы начали трудиться и внесли что-либо отъ себя, Онъ напередъ изъявляетъ Свое великодушіе, чтобы многими благодѣяніями побудить насъ къ попеченію ο собственномъ спасеніи.

3. Такимъ вотъ образомъ, оказывая съ самого начала благодѣянія, Богъ создалъ родъ человѣческій. Ибо при сотвореніи первозданнаго человѣка Онъ сразу, съ самого начала помѣстилъ его въ рай и даровалъ ему эту, не знающую страданій, жизнь, дозволивъ вкушать отъ всѣхъ райскихъ древесъ, кромѣ одного. Но тотъ, обольщенный невоздержанностью женщины, преступилъ данную ему заповѣдь и нанесъ оскорбленіе столь великой чести.

4. Но посмотри на преизобильное и въ этомъ случаѣ человѣколюбіе. Ибо справедливо, чтобы столь неразумнаго въ отношеніи дарованныхъ ему напередъ благъ человѣка Богъ не удостоилъ бы никакого прощенія и поставилъ бы его внѣ Своего промысла; Онъ же не только не сдѣлалъ этого, но словно нѣжно любящій отецъ, имѣющій непослушное дитя и движимый естественной любовью, не налагаетъ наказаній за прегрѣшенія и не оставляетъ его совсѣмъ, но образумливаетъ въ надлежащей мѣрѣ, чтобы тотъ не сбился съ пути къ еще бóльшему злу. Такимъ вотъ образомъ благій Богъ, послѣ того какъ человѣкъ многое проявилъ преслушаніе, извергъ его изъ прежняго образа жизни, настроивъ его разумѣніе такъ, чтобы онъ не сбился съ пути еще болѣе, и осудилъ его на труды и бѣдствія, словно говоря ему:

5. «Многое своеволіе и необузданность привели тебя къ столь великому преслушанію и забвенію Моихъ заповѣдей, и праздность привела къ тому, что ты возомнилъ ο себѣ больше, чѣмъ свойственно твоей природѣ, ибо праздность, научила всякому пороку, поэтому осуждаю тебя на труды и бѣдствія, чтобы, обрабатывая землю, ты имѣлъ бы непрестанное напоминаніе ο преслушаніи и ο ничтожности собственной природы. Ибо послѣ того какъ ты возомнилъ ο себѣ великое и не пожелалъ остаться при собственныхъ предѣлахъ, изъ каковой земли ты взятъ, туда снова повелѣваю тебѣ возвратиться, ибо сказано: Прахъ ты, и въ землю возвратишься (Быт. 3, 19).

6. И чтобы усилить ему скорбь и пробудить сознаніе собственной вины, Богъ, выселивъ, помѣстилъ его не далеко отъ рая, но близко, заградивъ ему туда входъ, чтобы онъ, видя каждый часъ, чего лишился изъ-за отсутствія вниманія, испытывалъ бы постоянное вразумленіе и сталъ бы осторожнѣе на будущее въ соблюденіи данныхъ ему заповѣдей. Ибо когда, пребывая во вкушеніи благъ, мы не понимали, какъ слѣдуетъ относиться къ благодѣянію, то, оказавшись лишенными ихъ, болѣе сильное чувствованіе получили при ихъ отнятіи и большую терпимъ скорбь. Именно такъ и произошло тогда съ первозданнымъ человѣкомъ.

7. Но чтобы ты узналъ и умыселъ злого демона, и Господа нашего мудрость и искусство посмотри, что предпринялъ діаволъ, чтобы хитростью поработить человѣка, и какое Господь и Попечитель изъявилъ ο немъ человѣколюбіе. Ибо этотъ злой демонъ, воззавидовавъ человѣку изъ-за райскаго препровожденія жизни, обольстивъ его надеждой полученія бóльшаго и отъ того, что тотъ имѣлъ, отторгъ; ибо внушилъ ему возомнить себя равнымъ Богу, привелъ его къ наказанію смертью. Вѣдь таковы его обольщенія, и онъ не только отторгаетъ насъ отъ благъ, которыя имѣемъ, но и стремится въ бóльшую ввергнуть бездну. Но человѣколюбецъ Богъ не пренебрегъ совсѣмъ родомъ человѣческимъ, а показавъ и діаволу, что тотъ постарался напрасно, и человѣку, сколькую ο немъ проявляетъ заботу, черезъ смерть даровалъ безсмертіе. Ибо посмотри: діаволъ извергъ человѣка изъ рая, Господь ввелъ его на небо; пріобрѣтеніе больше потери.

8. Но что я говорилъ сначала, а потому и это долженъ былъ сказать: если человѣка, неразумнаго при столь великихъ благодѣяніяхъ, Богъ снова удостоилъ такого человѣколюбія, то если вы, воины Христа, постараетесь стать благомыслящими ο доставленныхъ вамъ невыразимыхъ этихъ дарахъ и будете бодрствовать для соблюденія дарованнаго, сколь великаго, скажи мнѣ, удостоитесь Его великодушія, сумѣвъ соблюсти? Ибо Онъ сказалъ: Имѣющему будетъ дано и пріумножено (Матѳ. 25, 29). Вѣдь тотъ, кто достойно поведетъ себя въ отношеніи уже дарованнаго, станетъ праведнымъ и удостоится бóльшаго.

9. Итакъ, всѣ, кто удостоился быть записанными въ эту небесную книгу, принесите изобильную вѣру и прочное разумѣніе. Ибо совершающееся здѣсь требуетъ вѣры и душевнаго зрѣнія, чтобы не ο видимомъ только стараться, но отъ видимаго представить невидимое. Таковы очи вѣры: подобно тому, какъ тѣлесныя очи могутъ видѣть только то, что подпадаетъ чувствованію, такъ очи вѣры — въ полную противоположность имъ. Ибо не воспринимаютъ они ничего изъ вещей видимыхъ, но, невидимыя, они видятъ такъ, словно тѣ находятся передъ глазами. Вѣдь это именно и есть вѣра: къ невидимому относиться словно къ видимому. Ибо сказано: Вѣра есть осуществленіе ожидаемаго и увѣренность въ невидимомъ (Евр. 11, 1).

10. Что же это значитъ, ο чемъ говорю теперь, и къ чему это сказано мною: не къ видимымъ обращаться, но владѣть духовными очами? Это для того, чтобы ты, видя купель водную и руку іерея, касающуюся твоей головы, не думалъ, что это только вода и только рука архіерея на головѣ твоей. Ибо не человѣкъ совершаетъ происходящее, но Духа благодать, которая и природу водъ освящаетъ, и вмѣстѣ съ рукой іерея касается твоей головы. Развѣ не справедливо сказалъ я, что мы имѣемъ надобность въ очахъ вѣры для вѣры въ невидимое, чтобы ничто, воспринимаемое чувствами, не мѣшало намъ?

11. Ибо крещеніе есть одновременно и погребеніе, и воскресеніе. Погребается ветхій человѣкъ вмѣстѣ съ грѣхомъ и возстанавливается новый, обновляемый по образу Сотворившаго (Кол. 3, 10). Совлекаемъ съ себя одно и облекаемся въ другое: совлекаемъ съ себя ветхое одѣяніе, загрязненное множествомъ прегрѣшеній, облекаемся же въ новое и не имѣющее никакого пятна. Что говорю? Въ самого Христа облекаемся, ибо сказано: Всѣ вы, кто во Христѣ крестились, во Христа облеклись (Гал. 3, 27).

12. Но такъ какъ при дверяхъ уже время, когда вы собираетесь столь великихъ вкусить даровъ, давайте наставимъ васъ, насколько возможно, и ο причинахъ всего происходящаго, чтобы вы могли уразумѣть и получить большую убѣжденность. Ибо надлежитъ, чтобы вы уразумѣли, чего ради послѣ ежедневнаго наставленія мы отсылаемъ васъ къ возглашеніямъ, заклинающимъ васъ. Ибо это происходитъ не просто и естественно, а потому, что вы собираетесь стать обителью Царя Небеснаго, поэтому послѣ нашего наставленія воспріемники ваши, тѣ, кто назначенъ для этого, словно устраивая жилище намѣревающемуся явиться Царю, такимъ образомъ очищаютъ вашъ духъ, произнося полныя священнаго страха эти слова, изгоняя всякую хитрость зла и приготавливаясь достойнымъ образомъ къ пришествію Царя. Ибо невозможно, какъ бы свирѣпъ и жестокъ ни былъ демонъ, чтобы послѣ этихъ страшныхъ возгласовъ и призывовъ общаго всѣхъ Господа онъ не отступилъ бы съ великой поспѣшностью. Послѣ этого и самое событіе вселяетъ въ душу бóльшую осторожность и въ великое ее приводитъ покаяніе.

13. И вѣдь то удивительно и дивно, что всякая неравность и различіе достоинства здѣсь устраняются; ибо если и появится здѣсь кто въ достоинствѣ мірскомъ или въ блескѣ богатства или благородствомъ весьма гордящійся, или славой настоящей жизни, то становится и онъ, подобно нищему и одѣтому въ тряпье, a то и подобно слѣпому съ выколотыми глазами или изувѣченному ногами, и не досадуетъ на происходящее; ибо знай, что въ духовномъ все это устраняется и ищется только благорасположеніе души.

14. И возгласы, и призывы эти страшные и дивные великую имѣютъ пользу; видъ же наготы ногъ и простиранія рукъ являетъ намъ нѣчто другое. Такъ же какъ терпящіе этотъ тѣлесный плѣнъ внѣшнимъ обликомъ изъявляютъ уныніе ο постигшемъ ихъ несчастьи, такъ и плѣнники діавола, собираясь освободиться отъ этого порабощенія и войти подъ иго благое, сначала внѣшнимъ видомъ напоминаютъ себѣ ο прежнемъ состояніи, чтобы смогли они увидѣть, чего избавляются и къ чему обращаются, и это становится для нихъ основаніемъ большей благодарности и благомыслія.

15. Если хотите, обратимъ слово и къ воспріемникамъ вашимъ, чтобы могли увидѣть и они, какого удостоятся вознагражденія, если проявятъ ο васъ великое усердіе, и, напротивъ, какое имъ послѣдуетъ осужденіе, если они впадутъ въ безпечность. Подумай, возлюбленный, ο тѣхъ, кто принялъ поручительство ο деньгахъ, что они большей подвергаются опасности, чѣмъ должникъ, взявшій деньги. Ибо если должникъ явится благоразумнымъ, то кредитору облегчитъ бремя, если же станетъ неразумнымъ, то ему большую опасность уготовитъ. Поэтому и нѣкій мудрецъ наставляетъ, говоря: Если поручишься, заботься, что заплатить (Сир. 8, 16). Если же принявшіе поручительство ο деньгахъ считаютъ себя отвѣтственными, то насколько же больше тѣ, кто причастенъ къ духовному, тѣ, кто приняли поручительство ο добродѣтели, должны проявить великую заботу, убѣждая, совѣтуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь.

16. И пусть они не думаютъ, что происходящее не имѣетъ для нихъ значенія, но пусть узнаютъ точно, что и славы они станутъ соучастниками, если своими наставленіями приведутъ наставляемыхъ къ пути добродѣтели, а если впадутъ въ праздность, то снова многое имъ будетъ осужденіе. Ибо поэтому и существуетъ обычай называть ихъ отцами духовными, чтобы они узнавали черезъ сами дѣла какую любовь должны проявить въ наставленіи ο духовномъ. Ибо если похвально привести къ рвенію ο добродѣтели тѣхъ, кто никакъ не является родственникомъ, то насколько же болѣе должны мы исполнить положенное въ отношеніи того, кого мы принимаемъ какъ чадо духовное. Узнали теперь и вы, воспріемники, что немалая вамъ грозитъ опасность, если впадете въ безпечность.

17. Давайте, наконецъ, побесѣдуемъ съ вами и ο самихъ таинствахъ, и ο договорахъ, которые должны быть заключены между вами и Господомъ. Ибо подобно тому, какъ въ дѣлахъ житейскихъ, если кто-либо захотѣлъ бы довѣрить другому свои дѣла, то было бы необходимо составить документы между тѣмъ, кому ввѣряютъ, и ввѣряющимъ, такимъ же точно образомъ и нынѣ должно происходить, такъ какъ вы намѣреваетесь воспользоваться довѣріемъ отъ Господа всѣхъ въ дѣлахъ не смертныхъ, не тлѣнныхъ и подверженныхъ гибели, но духовныхъ и небесныхъ. Ибо потому и называется вѣра, что не имѣетъ ничего видимаго, но все, что можетъ быть увидено духовными очами. Итакъ, необходимо составить документы, но не на писчемъ матеріалѣ и не чернилами, но въ Богѣ черезъ Духа. Ибо слова, которыя здѣсь произносите, записываются на небѣ, и договоры, которые здѣсь предлагаете рѣчью, неизгладимыми остаются у Господа.

18. Посмотри же снова здѣсь на образъ плѣненія ибо, вводя васъ, іереи сначала велятъ вамъ преклонить колѣна и молиться, простирая руки къ небу, и положеніемъ этимъ напомнить себѣ, отъ чего избавляетесь, къ чему собираетесь присоединиться. Затѣмъ, подходя къ каждому, іерей требуетъ обязательствъ и исповѣданія и велитъ произносить эти страшныя и полныя священнаго ужаса слова: «Отрекаюсь отъ тебя, сатана!»

19. Плакать подобаетъ мнѣ нынѣ и стенать горько, ибо вспомнилъ я ο томъ днѣ, когда и самъ удостоился произнести эти слова и, взвѣсивъ въ умѣ бремя прегрѣшеній, каковое собралъ съ тѣхъ поръ, смущаюсь умомъ и мучаюсь, видя, сколь великимъ позоромъ покрылъ себя послѣ этого черезъ легкомысліе свое. Поэтому прошу всѣхъ васъ: проявите обо мнѣ великодушіе и послѣ того, какъ встрѣтите Царя, ибо приметъ Онъ васъ съ великой готовностью и облачитъ въ царское одѣяніе, и доставитъ дары какіе только пожелаете, если, конечно, будемъ искать духовнаго, и попросите милости и для насъ, чтобы не потребовалъ наказанія за прегрѣшенія наши, но, даруя прощеніе, впредь удостоилъ Своего благоволенія. Что сдѣлаете это, будучи любящими чадами, вашимъ наставникамъ, — не сомнѣваюсь.

20. Давайте же побесѣдуемъ и ο дальнѣйшемъ. Итакъ, іерей велитъ вамъ произносить: «Отрекаюсь отъ тебя, сатана, и отъ покровительства твоего, и отъ служенія тебѣ, и отъ дѣлъ твоихъ». Немногія слова, но велика ихъ сила. Ибо и ангелы, присутствующіе здѣсь, невидимыя силы, радующіяся вашему обращенію, принимаютъ слова, слетающія съ вашего языка, и возносятъ ихъ общему всѣхъ Господу, и въ книгахъ небесныхъ эти слова записываются.

21. Видите, каковы договорные документы? Ибо послѣ отдѣленія отъ зла и всѣхъ зависящихъ отъ него дѣлъ іерей снова велитъ произносить: «И соединяюсь съ тобой, Христе». Видишь преизобиліе благости? Тотъ, кто принимаетъ отъ тебя только лишь слова, ввѣряетъ тебѣ столь великую сокровищницу, забывъ обо всемъ прежнемъ твоемъ неразуміи и ничѣмъ не напоминая тебѣ ο прежнемъ, но довольствуется краткими этими словами.

22. Затѣмъ послѣ этого договора, отреченія и соединенія, послѣ того какъ ты, исповѣдавъ эту власть, черезъ глаголы языка соединился съ Христомъ, наконецъ, словно воина, избраннаго для ристалища духовнаго помазываетъ іерей на челѣ мѵромъ духовнымъ, крестное изображеніе налагая и говоря: «Помазуется (имя рекъ) во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

23. Α такъ какъ ты знаешь теперь, что бѣснуется врагъ и оттачиваетъ зубы и ходитъ кругомъ, какъ левъ рыкающій, и видя, что тѣ, кто былъ прежде подъ его властью, сразу все вмѣстѣ возстали противъ него и отдѣлились отъ него и перешли къ Христу и соединились съ Нимъ, то поэтому и помазываетъ іерей чело и налагаетъ знаменіе, чтобы отвратилъ врагъ глаза. Ибо прямо тотъ не смѣетъ смотрѣть теперь, видя сіяніе, исходящее оттуда и ослѣпляющее глаза его. И съ этого момента наступитъ битва противъ него и сопротивленіе ему, и поэтому словно атлетовъ Христовыхъ іерей вводитъ въ духовное ристалищѣ черезъ помазаніе.

24. Затѣмъ послѣ этого съ наступленіемъ ночи, снявъ съ васъ одежды и словно намѣреваясь ввести васъ на самое небо черезъ совершаемое такимъ образомъ, все тѣло ваше помазываетъ іерей этимъ духовнымъ елеемъ, чтобы всѣ члены были защищены и стали бы неуязвимы для пущенныхъ сопротивнымъ стрѣлъ.

25. Послѣ же этого помазанія іерей помѣщаетъ крещаемыхъ въ святые воды, одновременно и погребая ветхаго человѣка, и воскрешая новаго и обновленнаго по образу Сотворившаго его. Затѣмъ же черезъ возглашеніе іерея и прикосновеніе руки его наступаетъ нисхожденіе Духа Святаго и другой человѣкъ встаетъ вмѣсто прежняго, съ котораго стерта вся нечистота прегрѣшеній, снято ветхое грѣха одѣяніе и который одѣтъ теперь въ царское облаченіе.

26. И чтобы ты постигъ и здѣсь, что одна сущность у Отца и Сына и Святаго Духа, такимъ образомъ совершается и крещеніе. Ибо когда іерей возглашаетъ: «Крещается (имя рекъ) во имя Отца и Сына и Святаго Духа», то трижды наклоняетъ и поднимаетъ голову, приуготовляя черезъ таинственное это совершеніе принятіе нисхожденія Духа. Ибо не іерей только прикасается къ головѣ, но и десница Христова. Это явствуетъ и изъ самихъ глаголовъ крестящаго, ибо не говоритъ онъ: «Крещаю я», но: «Крещается (имя рекъ)», указуя, что самъ онъ является лишь слугою благодати, и руку свою предоставляетъ для этого, такъ какъ для этого онъ и поставленъ Духомъ. Тотъ, кто все это совершаетъ, есть Отецъ и Сынъ и Святой Духъ, Троица Нераздѣльная. Вѣра въ нее даруетъ отпущеніе грѣховъ, само исповѣданіе ея даруетъ намъ усыновленіе.

27. И происходящаго далѣе достаточно для того, чтобы мы постигли, чего избавились и чего удостоились тѣ, кто сподобился таинственнаго этого совершенія. Ибо сразу, какъ только выходятъ они изъ этихъ святыхъ водъ, всѣ присутствующіе обнимаютъ ихъ, привѣтствуютъ, цѣлуютъ, поздравляютъ, радуются тому, что тѣ, прежде рабы и плѣнники, сразу стали свободными и усыновлены и къ царской призваны трапезѣ. Ибо послѣ восхожденія оттуда они сразу приводятся къ трапезѣ священной и безчисленныхъ исполняются благъ, и Тѣла вкушаютъ и Крови Господней, и обиталищемъ становятся Духа, и словно облекшимися въ самого Христа, словно ангелами земными, отсвѣчивающими лучами солнца.

28. Все это не попусту и не необдуманно изложивъ съ самого начала, наставилъ я вашу любовь, но чтобы и до вкушенія всего этого насладились бы вы съ полнымъ удовольствіемъ, уже окрыленные надеждой, и образъ мыслей приняли бы достойный происходящаго, какъ убѣждалъ блаженный Павелъ: о горнемъ помышляйте (Кол. 3, 2) и перенесите помышленіе ваше съ земли на небо, отъ видимыхъ къ невидимымъ. Α это яснѣе видимъ духовными очами, чѣмъ тѣлесными.

29. Но когда уже близко станете въ преддверіи царскомъ и будете должны къ самому приблизиться Престолу, гдѣ возсѣдаетъ Царь, раздѣляя дары, то явите въ просьбахъ вашихъ полное безкорыстіе, прося не ο житейскомъ, не ο человѣческомъ, но ο достойномъ Царя. Вступая въ эти Божественные воды и являя сѵмволъ Воскресенія черезъ выхожденіе изъ нихъ, просите отъ Него союза, такъ чтобы явилъ вамъ многую защиту дарованныхъ благъ и чтобы стали вы неуязвимы для хитростей діавольскихъ. Ο мирѣ Церкви просите, еще ο пребывающихъ въ заблужденіи, ο пребывающихъ въ грѣхѣ молитесь, чтобы и намъ удостоиться милости. Ибо Тотъ, Кто даровалъ участіе въ столь великой свободѣ и причислилъ васъ къ первымъ изъ друзей Своихъ, и ввелъ въ усыновленіе прежде плѣненныхъ и рабовъ и лишенныхъ всякой свободы, не откажетъ въ вашихъ просьбахъ, но все вамъ доставитъ, слѣдуя и здѣсь Собственной благости.

30. И здѣсь особенно пріобрѣтете Его въ полное благоволеніе. Ибо когда Онъ увидитъ, что вы столько заботитесь и стараетесь и ο спасеніи остальныхъ, то великой васъ и изъ-за этого удостоитъ свободы. Ибо ничто не радуетъ Его такъ, какъ состраданіе къ близкимъ и великая любовь къ братьямъ и забота ο спасеніи ближняго.

31. Итакъ, познавъ это, возлюбленные, приуготовимъ себя съ радостью и веселіемъ духовнымъ къ пріятію благодати, чтобы вкусили вы изобильнаго дара и сообща, всѣ вмѣстѣ, принявъ достойный благодати образъ поведенія, сподобились вѣчныхъ и несказанныхъ благъ, милостью и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Ему же съ Отцомъ и Святымъ Духомъ слава, держава, честь, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Святого отца нашего Іоанна, архіепископа Константинопольскаго, Златоуста, бесѣды огласительныя. Слово 2. Продолженіе къ тѣмъ, кому предстоитъ принять просвѣщеніе, и ясное изложеніе того, что символически и изобразительно совершается при святомъ крещеніи. // «Журналъ Московской Патріархіи». – 1972. – №5. – с. 72-76.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0