Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
БЕСѢДЫ ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ

Слово 5. Наставленіе ο томъ, чтобы воздерживаться отъ роскоши и большихъ тратъ и пьянства и предпочитать умѣренность во всемъ; и къ новопросвѣщеннымъ.

1. Хотя и прошелъ постъ, возлюбленные, нο пусть останется осторожность. Хотя и миновало время святой Четыредесятницы, но не оставимъ по крайней мѣрѣ памяти ο ней. Пусть же никто не досадуетъ, прошу, на наставленіе, ибо говорю это не къ тому, чтобы принудить снова поститься, но желая, чтобы вы и получили разрѣшеніе отъ поста, и (въ то же время) нынѣ показали бы еще болѣе тщательный истинный постъ. Ибо слѣдуетъ и непостящемуся поститься. Какимъ же образомъ? Я отвѣчаю: принимая пищу, будемъ въ то же время воздерживаться отъ прегрѣшеній. Ибо это и есть самый полезный постъ, и черезъ него наступаетъ и воздержаніе отъ пищи, чтобы легче мы устремились къ пути добродѣтели. Итакъ, если захотимъ сдѣлать ο тѣлѣ соотвѣтствующее попеченіе и душу сохранить чистой отъ прегрѣшеній, то именно такъ и поступимъ, послушавшись.

2. И вѣдь болѣе легокъ будетъ для насъ такой способъ поста: ибо при этомъ постѣ, имѣю въ виду воздержаніе отъ пищи, слышалъ я, многіе говорятъ, что тяжело переносятъ тяжесть голоданія, и въ качествѣ причины выставляютъ немощь тѣла и жалуются на многое другое, и говорятъ, что гибнутъ отъ неумыванія и питья одной лишь воды. При этомъ же постѣ ничего подобнаго не предписывается. Ибо позволено и все вкушать, и соотвѣтствующее ο тѣлѣ совершать попеченіе, и приличествующую ο душѣ имѣть заботу. Ибо я нынѣ не убѣждаю пока воздерживаться отъ всего этого. Уклоняйся единственно отъ грѣха и постояшо проявляй это воздержаніе. И такимъ вотъ образомъ сможешь во всякое время жизни совершать истинный постъ. Ибо умѣренное употребленіе всего того, что мы перечислили, не возбраняется; грѣхъ же всяческій запрещенъ; онъ ніоткуда не появляется, кромѣ какъ отъ роскоши, обжорства и многой лѣности. Поэтому прошу, тщательно усвоивъ это, не будемъ использовать негодныя (средства) по легкомыслію.

3. Ибо то, что часто говорилъ я, скажу и теперь: какъ нѣкоторая умѣренность во вкушеніи пищи и здоровью тѣла, и покою души многую приноситъ пользу, такъ, въ свою очередь, неумѣренность вредитъ человѣку съ обѣихъ сторонъ. Ибо обжорство и пьянство разслабляютъ энергію (силу) тѣла и вредятъ здоровью души. Поэтому будемъ избѣгать неумѣренности и не пребудемъ въ безпечности ο собственномъ спасеніи, но, понявъ, что неумѣренность есть корень всѣхъ золъ, истребимъ ее со тщаніемъ. Ибо словно отъ нѣкоего источника, такъ изъ роскоши и пьянства произрастаетъ всякій видъ грѣха, и чѣмъ является горючее вещество для огня, тѣмъ же роскошь и пьянство — для скользкости грѣховъ; и какъ тамъ обиліе вещества большій возжигаетъ костеръ и поднимаетъ пламя въ высоту, такъ и здѣсь огонь грѣховъ взращиваютъ тѣмъ, что предаются роскоши и пьянству.

4. И притомъ знаю, что, будучи понятливыми (разумными), не допустите, чтобы послѣ нашего наставленія преступить предѣлы необходимости. Я же нынѣ, кстати (вовремя), наставляю не отъ этого только пьянства отвращаться, но и отъ пьянства, происходящаго безъ вина. Ибо оно бываетъ, напротивъ, гораздо болѣе тяжкимъ. И пусть не изумляетъ васъ говоримое; можно вѣдь и безъ вина опьянѣть. И ο томъ, что можно опьянѣть безъ вина, послушай пророка, говорящаго: Горе (вамъ), пьяные не отъ вина (Ис. 29, 9). Каково же опьянѣніе не отъ вина? Многообразное и различное: вѣдь и гнѣвъ вызываетъ опьянѣніе, и тщеславіе, и безуміе, и каждая изъ пагубныхъ страстей, рождающихся въ насъ, какъ бы опьянѣніе и пресыщеніе производитъ въ насъ и помрачаетъ нашъ разумъ. Ибо пьянство есть не что иное, кромѣ какъ изступленіе естественнаго разума и отклоненіе разсудка, и выпаденіе сознанія.

5. Что же, скажи мнѣ, не наравнѣ ли съ пьяными отъ вина гнѣвающіеся и опьянѣвшіе отъ злобы и столь великую проявляющіе неумѣренность, что одинаково выступаютъ противъ всѣхъ и ни скупятся на (бранныя) слова, ни видятъ различія лицъ. Ибо какъ безумные, вставшіе надъ обрывомъ, бросаясь (съ него), ничего не чувствуютъ, такимъ же точно образомъ и охваченные гнѣвомъ, и осаждаемые злобой. Поэтому и нѣкій мудрецъ, желая изобразить гибель отъ такого опьянѣнія, говоритъ: Ибо движеніе гнѣва его паденіе ему (Сир. 1, 22). Видишь, какъ немногими словами изображаетъ онъ дѣйствіе этой гибельной страсти?

6. И тщеславіе, въ свою очередь, и безразсудство — это другой видъ опьянѣнія, даже еще опаснѣе пьянства. Ибо порабощенный этими страстями и способность сужденія, такъ сказать, самихъ чувствъ губитъ, и становится ничуть не лучше безумствующихъ. Ибо тотъ, кто мучимъ этими страстями каждый день, (ничего) не чувствуетъ, даже если, ввергаясь въ самую бездну зла, опутывается неизлѣчимыми бѣдствіями. Итакъ, будемъ же избѣгать, прошу васъ, и опьянѣнія отъ вина, и происходящаго въ насъ отъ неумѣстныхъ страстей помраченія разума, и послушаемъ общаго учителя вселенной, говорящаго: И не упивайтесь виномъ, отъ котораго бываетъ распутство (Ефес. 5, 18).

7. Видишь, какъ этими словами сдѣлалъ (апостолъ) очевиднымъ для насъ то, что существуютъ и иные способы опьянѣнія? Ибо если бы не было другихъ видовъ опьянѣнія, то зачѣмъ, сказавъ не упивайтесь, добавилъ виномъ? И посмотри на преизобиліе его мудрости и точности поученія черезъ добавленіе; ибо, сказавъ не упивайтесь виномъ, добавилъ, отъ котораго бываетъ распутство, словно показывая намъ, что неумѣренность въ его (вина) употребленіи становится для насъ причиной всѣхъ золъ. Сказано: отъ котораго бываетъ распутство, то есть которымъ губится богатство добродѣтели.

8. И чтобы ты узналъ, что именно это имѣетъ въ виду Апостолъ, постараюсь сдѣлать это яснымъ для васъ изъ тѣхъ же самыхъ выраженій. Ибо распутными мы называемъ обычно тѣхъ юношей, которые просто и необдуманно растрачиваютъ отцовское имущество и ни на что необходимое, и ни времени не знаютъ тратамъ, ни мѣры въ нихъ, но въ короткое время истрачиваютъ все отцовское богатство и впадаютъ въ крайнюю нищету. Таковы же и охваченные опьянѣніемъ отъ вина, ибо не знаютъ они, какъ надлежащимъ образомъ расходовать богатство разума, но, словно распутные юноши, такъ же, какъ и тѣ отягощенные опьянѣніемъ, если имъ необходимо произносить слова, если произнесли они неприличное и великую пагубу несущее, то все и говорятъ, и дѣлаютъ безъ всякаго страха, и они еще хуже тѣхъ пьяныхъ, которые истрачиваютъ денежное имущество, ввергаютъ себя въ крайнюю степень нищеты добродѣтели и не чувствуютъ, когда часто обнаруживаютъ не подлежащее огласкѣ изъ помышленія своего, и, растративъ всякое имущество своего разума, сразу становятся опустошенными и лишенными всякаго страха и совѣсти.

9. Ибо пьяный не можетъ уже правильно строить свою рѣчь въ сужденіи своемъ, но словно домъ, отовсюду открытый и легко доступный всѣмъ злоумышляющимъ, такимъ же становится и разумѣніе опьянѣвшаго, не прикрытое и терзаемое гибельными страстями. Ибо опьянѣніе есть не что иное, какъ предательство разума, и несчастье, и недугъ насмѣхающіеся. Опьянѣніе есть не что иное, какъ избранный по доброй волѣ демонъ, опьянѣніе — это помраченіе сознанія, опьянѣніе — это отсутствіе совѣсти, опьянѣніе — это воспламенительное средство для плотскихъ страстей. Ибо мучимаго демономъ мы часто и жалѣемъ, на него же и досадуемъ, и сердимся. Чего ради? Потому что это злоба демона, это примѣръ нерадивости и многой неумѣренности, и это козни дьявольскія, это козни собственнаго разумѣнія.

10. И чтобы ты узналъ, что это именно такъ, посмотри на опьянѣвшаго, терпящаго то же самое, что и бѣсноватый, или даже еще тяжелѣе. Ибо какъ бѣсноватый испускаетъ изъ устъ безумныя рѣчи и падаетъ, и остается часто недвижимымъ на землѣ, не узнавая присутствующихъ и закатывая зрачки глазъ, такимъ же точно образомъ и опьянѣвшій, когда чрезмѣрность вина, войдя въ него (наполнивъ его), разрушаетъ сужденіе разума, подобно бѣсноватому не только произноситъ безумныя рѣчи или лежитъ низверженный, словно мертвый, но и часто испускаетъ изъ устъ гнилую влагу. И дѣлается онъ въ концѣ концовъ и друзьямъ противенъ, и женѣ невыносимъ и всѣми осмѣиваемъ, и домашними презираемъ, и для всѣхъ, кто видитъ его неприличіе, становится поводомъ для смѣха.

11. Видишь, что несчастнѣе бѣсноватыхъ становятся пьяные? Хочешь узнать во всемъ этомъ и корень зла? Ибо, сказавъ столько, я еще не дошелъ до главнаго: пьяный становится чуждъ Царствія Небеснаго. И послушай блаженнаго Павла, говорящаго: He обманывайтесь: ни блудники, ни идолопоклонники, ни прелюбодѣи, ни мужеложники, ни пьяные Царства Божія не наслѣдуютъ (1 Кор. 6, 9-10). Но справедливо спроситъ кто-нибудь: почему же? Развѣ и идолопоклонникъ и прелюбодѣй, и пьяный одинаково становятся внѣ Царствія? He отъ меня желай узнать это, возлюбленный. Ибо я лишь позналъ Божественный законъ, говорящій объ этомъ; не хлопочи же понапрасну узнать, равный ли съ тѣми отвѣтъ держитъ пьяный, но то разсмотри, что онъ также становится лишеннымъ Царствія; тотъ, кто сталъ внѣ Царствія, какое же сможетъ обрѣсти въ концѣ концовъ утѣшеніе?

12. И все это говорю нынѣ, не присутствующихъ здѣсь имѣя въ виду; да не случится это съ ними, ибо убѣжденъ, что вы станете чистыми отъ страстей черезъ милость Бога, и самымъ надежнымъ залогомъ этого имѣю ваше здѣсь усердное собраніе, рвеніе къ слушанію этого духовнаго поученія. Ибо невозможно нетрезвому и небодрствующему жаждать Божественныхъ изрѣченій. Но говорю это, желая черезъ васъ и всѣхъ другихъ наставить и стремясь, чтобы вы стали болѣе осторожными, дабы никогда не быть порабощенными этой страстью.

13 Ибо порабощенный пьянствомъ, пожалуй, даже не разумнѣе и самихъ безсловесныхъ тварей. Какимъ же образомъ? Я отвѣчаю: безсловесныя, если и испытываютъ жажду, то свою потребность доводятъ до предѣла необходимости и никогда не стремятся перейти этотъ предѣлъ; люди же разумные не думаютъ ο томъ, чтобы только утолить жажду, но чтобы ставъ буквально потопленными, тяжкое устроить себѣ кораблекрушеніе. Ибо словно судно, получившее течь, быстро погружается въ воду, такъ и человѣкъ, преступившій предѣлы необходимости и нагрузившій свой желудокъ большой тяжестью, потопилъ свой разумъ и осквернилъ благородство души.

14. Поэтому вамъ слѣдуетъ великую имѣть заботу, возлюбленные, чтобы ближнихъ исправлять и спасать отъ этой бури, чтобы не только за спасеніе самихъ себя, но и за другихъ получить великое вознагражденіе. Такъ и Павелъ говорилъ: Никто пусть не ищетъ своего, но пользы другого (1 Кор. 10, 24). И вновь: Назидайте одинъ другаго (1 Ѳес. 5, 11). He то лишь имѣй въ виду, чтобы самому быть здоровымъ и избавляться отъ болѣзни, но великое имѣй стараніе и заботу, чтобы и членъ твой былъ освобожденъ отъ этой пагубы и избѣжалъ болѣзни. Ибо мы есть члены другъ другу, и если страдаетъ одинъ членъ, то по необходимости страдаютъ вмѣстѣ съ нимъ всѣ члены, и если прославляется одинъ членъ, то радуются вмѣстѣ съ нимъ всѣ члены (1 Кор. 12, 25-26).

15. Во время святой Четыредесятницы не было необходимости въ столь продолжительномъ наставленіи и совѣтованіи, какъ теперь. Ибо тогда установленіе поста даже и противъ воли ограничивало васъ; теперь же боюсь и опасаюсь освобожденности (отъ ограниченій) и рождающейся отсюда безпечности. Ибо ни къ чему не является столь неразумной человѣческая природа, какъ къ ослабленію (строгости); поэтому и Человѣколюбецъ Владыка прежде всего и съ самаго начала, словно нѣкую узду налагая на родъ человѣческій, осудилъ человѣка на труды и бѣдствія, проявляя великое попеченіе ο нашемъ спасеніи.

16. Ибо непрестанно нуждаемся мы въ уздѣ, чтобы стройно (въ порядкѣ) идти, такъ какъ и іудеи поэтому навлекли на себя гнѣвъ свыше. Ибо когда они многой вкусили свободы и оказались въ безопасности, освободившись отъ жестокаго рабства въ Египтѣ, имъ слѣдовало принести великое благодареніе и болѣе усердное славословіе вознести Владыкѣ и стать благомыслящими въ отношеніи столь великаго благодѣянія, оказаннаго имъ. Они же сдѣлали противоположное тому и отъ многой свободы ввергли себя въ несчастья. Именно поэтому, порицая таковое, и говоритъ Писаніе: И ѣлъ Іаковъ и сталъ упрямъ и утучнѣлъ и отвергъ онъ (Бога), возлюбленный (Имъ) (Втор. 32, 15).

17. Ибо послѣ многихъ этихъ чудесъ и необычайныхъ знаменій, и перехода черезъ море, и гибели египтянъ, и неслыханнаго и дивнаго напитанія манной, еще имѣя въ памяти благодѣянія, впали они въ великую необузданность, предавъ все это забвенію и сотворивъ тельца, поклонялись ему, говоря: Это боги твои, Израиль, тѣ, что вывели тебя изъ земли египетской (Исх. 32, 4). Ο заблужденіе, ο великая глупость! Ибо таковъ ихъ постоянный обычай, и когда достигаютъ они свободы, то словно несутся по крутизнѣ и забываютъ Благотворящаго; когда же пребудутъ хотя бы немного въ стѣсненномъ положеніи, тогда смиряются и уничижаются. Поэтому и блаженный Давидъ, изобличая это, говорилъ: Когда Онъ убивалъ ихъ, тогда они искали Его (Псал. 77, 34).

18. Но таковъ обычай невѣжественныхъ рабовъ и безчувственныхъ іудеевъ. Мы же, прошу, непрестанно, обращая дары Божіи къ разуму своему и памятуя ο величинѣ и множествѣ его благодѣяній, станемъ благомыслящими и всячески познаемъ Виновника благъ, и проявимъ достойный благодѣяній образъ поведенія, и станемъ повседневно трудиться для здоровья души своей. И особенно мы, тѣ, кто недавно удостоенъ Божественнаго посвященія въ таинства, и, сбросивъ съ себя бремя грѣховъ, одѣлся въ блестящее одѣяніе и, почему и говорю «блестящее одѣяніе», — въ самого облекся Христа и принялъ обитателемъ Владыку всѣхъ, явите образъ поведенія, достойный Обитающаго, чтобы вы и пріобрѣли большую милость свыше, и постарались стать подражателями прежнему гонителю, ставшему послѣ этого Апостоломъ.

19. Онъ (Павелъ), послѣ того какъ принялъ Крещеніе и былъ просвѣщенъ свѣтомъ Истины, сразу такимъ образомъ возвеличился, гораздо же большимъ сталъ съ теченіемъ времени. Ибо когда проявилъ онъ отъ себя ревность, усердіе, благородный духъ, страстное рвеніе, презрѣніе жизни настоящей, излились на него въ концѣ концовъ дары благодати Божіей съ великимъ изобиліемъ. И тотъ, кто прежде проявлялъ неукротимое бѣшенство и всюду рыскалъ, и всячески воевалъ со словомъ благочестія, послѣ того, какъ позналъ путь Истины, сразу надѣлалъ переполохъ среди лишенныхъ разума іудеевъ и изъ окна въ корзинѣ (2 Кор. 11, 33) былъ спущенъ, чтобы избѣжать жестокости бѣснующихся іудеевъ. Видите внезапную перемѣну? Видите Духа благодать, какъ она преобразила его душу, перестроила его разумъ, какъ словно огонь, упавшій въ терніи, такъ и Духа благодать, низойдя, и истребила терніи грѣховъ, и сдѣлала его тверже стали?

20. Ему и вы подражайте, прошу, и сможете тогда не по два, три и десять дней, и двадцать только называться новопросвѣщенными, но и десять, и двадцать, и тридцать прошедшихъ лѣтъ, и всю, такъ сказать, жизнь, такового удостаиваться наименованія.

Ибо если постараемся свѣтъ въ насъ, имѣю въ виду Духа благодать, черезъ совершеніе добрыхъ дѣлъ сдѣлать еще болѣе блистательнымъ, такъ, чтобы онъ никогда не изсякъ, то все время будемъ носить это наименованіе. Ибо какъ трезвый и бодрствующій, и являющій достойный образъ жизни непрестанно бываетъ новопросвѣщеннымъ, такъ въ свою очередь послѣ одного дня нерадивости онъ становится недостойнымъ этого имени.

21. Ибо блаженный Павелъ благодаря добродѣтели, послѣ этого снискавъ благорасположеніе свыше, постоянно пребывалъ въ этомъ блескѣ, творя въ себѣ еще болѣе яркій свѣтъ добродѣтели. Симонъ же, извѣстный магъ, когда, раскаявшись, обратился къ дару черезъ Крещеніе и вкусилъ милости и великодушія Владычнаго, проявилъ не достоинство духа, но, показавъ многое равнодушіе, сразу оказался лишеннымъ этого дара, такъ что получилъ совѣтъ отъ перваго изъ апостоловъ: Покайся въ этомъ грѣхѣ твоемъ, можетъ быть, и отпустится тебѣ помыслъ сердца твоего (Дѣян. 8, 22).

22. Но пусть не будетъ ничего подобнаго ни съ кѣмъ изъ собравшихся здѣсь, а, слѣдуя блаженному Павлу, будемъ всѣ возрастать въ столь великую добродѣтель, чтобы изобильнѣйшаго удостоиться отъ Владыки великодушія. Ибо не случайно все то, возлюбленный, чего мы удостоились, превосходитъ всякое человѣческое разумѣніе, побѣждаетъ нашъ разсудокъ величина дарованныхъ благъ. Ибо подумай вмѣстѣ со мной, сколь великую власть тебѣ ввѣрили и сколь великое достоинство принялъ ты отъ Царя всѣхъ. Ибо прежде рабъ, плѣнникъ, униженный, ты сразу принятъ въ усыновленіе. Итакъ, не будь безпечнымъ и не допускай, чтобы было отнято отъ тебя это достоинство и чтобы не стать тебѣ лишеннымъ этого духовнаго богатства. Если же ты не захочешь, никто никогда не сможетъ отнять дарованное тебѣ отъ Бога.

23. Однако въ человѣческихъ дѣлахъ это невозможно. Ибо если кто удостоится какой-нибудь чести отъ царя земли, то не отъ его собственнаго помысла зависитъ лишеніе этого, но даровавшій достоинство самъ является и господиномъ лишенія, и когда захочетъ, лишаетъ чести получившаго, и сразу дѣлаетъ его нищимъ, и лишаетъ власти. У нашего же Царя все наоборотъ: ибо достоинство, дарованное намъ однажды черезъ Его человѣколюбіе, имѣю въ виду усыновленіе, освященіе, Духа благодать, никто никогда не сможетъ отнять у насъ, если не будемъ нерадивыми. Къ чему говорю «отнять», ибо, если увидитъ Онъ, что пребываемъ въ благомысліи, то и прибавленіе сдѣлаетъ, и со многимъ великодушіемъ умножитъ дары Свои.

24. Итакъ, познавъ, что послѣ благодати Божіей все зависитъ отъ насъ и отъ нашего усердія, станемъ же благомыслящими объ уже дарованныхъ намъ благахъ, чтобы сдѣлать себя достойными и большихъ. Поэтому, прошу васъ, тѣ, кто недавно удостоился Божественнаго дара, проявите великую осторожность и дарованное вамъ духовное одѣяніе соблюдите чистымъ и незапятнаннымъ; тѣ же, кто прежде удостоился дара, явимъ великую перемѣну жизни. Ибо есть, есть восхожденіе (по пути добродѣтели), если только захотимъ, и возможно возвратиться къ прежнему благообразію и блеску, если только внесемъ отъ самихъ себя.

25. Ибо по отношенію къ тѣлесной красотѣ невозможно, чтобы однажды ставшій безобразнымъ обликъ и красота, погубленная страстью, или болѣзнью, или другимъ какимъ тѣлеснымъ недугомъ, снова достигли расцвѣта. Ибо это есть болѣзнь (страданіе) природы, и потому невозможно возвращеніе къ прежнему сіянію благообразія. Для души же, если захотимъ, возможно этому быть черезъ несказанное человѣколюбіе Бога, и, однажды запятнанная и черезъ множество грѣховъ ставшая безобразной, она можетъ внезапно къ прежнему вернуться благообразію, если великое и истинное проявимъ раскаяніе.

26. Но это говорю и самому себѣ, и тѣмъ, кто прежде удостоился Крещенія. Вы же, новые воины Христа, вѣрьте мнѣ и усердствуйте всяческимъ образомъ, чтобы сохранить ваше одѣяніе чистымъ; ибо гораздо лучше теперь позаботиться и побезпокоиться ο чистотѣ (одѣянія), чтобы непрестанно пребывать въ ней и никакого не допустить пятна, чѣмъ, впавъ въ нерадивость, позже плакать и бить себя въ грудь, чтобы стереть полученную грязь. He испытывайте, прошу васъ, это на себѣ, но пусть будетъ вамъ основаніемъ для остророжности легкомысліе уже испытавшихъ.

27. И какъ духовные воины, благородные и бодрствующіе, повседневно готовьте (буквально: вытирайте) ваше духовное оружіе, чтобы, взглянувъ на блескъ оружія, сопротивный (діаволъ — Ред.) отошелъ бы подальше и ближе не думалъ подойти. Ибо когда увидитъ онъ не только сверкающее оружіе, но и васъ, со всѣхъ сторонъ сомкнувшихъ ряды и сокровище разумѣнія вашего, словно домъ, надежно охраняющихъ, то, закрывъ лицо, отойдетъ, понявъ, что ничего не получитъ, даже если и безсчетное число разъ примется нападать. Ибо хотя и наглъ онъ, и дерзокъ, и злѣе всякаго звѣря, но, видя ваше духовное всеоружіе и силу, дарованную вамъ отъ Духа, вполнѣ постигнувъ собственное безсиліе, отступитъ онъ съ великимъ позоромъ, едва живой, понявъ, что принялся за непосильное.

28. Итакъ, будемъ всѣ трезвыми, прошу, и тѣ, кто прежде удостоился этого дара, такъ что смогли къ прежнему вернуться благообразію и очиститься отъ прилипшей грязи, и тѣ, кто недавно вкусилъ царскаго великодушія, проявите великую осторожность и заботу, чтобы пребывать въ постоянной чистотѣ и не получить никакого пятна или грязи отъ козней дьявольскихъ, но, словно онъ присутствуетъ здѣсь и стоитъ близко, и пускаетъ стрѣлы зла, оградимъ себя со всѣхъ сторонъ и съ великимъ рвеніемъ будемъ противостоять ему, великую проявляя заботу ο собственномъ спасеніи, чтобы и козней его смогли избѣжать, и, оставаясь неуязвимыми, пріобрѣсти союзъ свыше. Милостью и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому съ Отцомъ и Святымъ Духомъ слава, держава, честь, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Святаго отца нашего Іоанна, архіепископа Константинопольскаго, Златоуста, бесѣды огласительныя. Слово пятое. Наставленіе ο томъ, чтобы воздерживаться отъ роскоши и большихъ тратъ и пьянства и предпочитать умѣренность во всемъ; и къ новопросвѣщеннымъ. // «Журналъ Московской Патріархіи». – 1972. – №11. – с. 74-79.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0