Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
БЕСѢДЫ ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ

Слово 6. Порицаніе тѣмъ, кто оставилъ собраніе и отправился въ театры и на конныя ристалища, и о томъ, какое стараніе слѣдуетъ приложить о нерадивыхъ братіяхъ, и къ новопросвѣщеннымъ.

1. Снова конныя ристалища и зрѣлища сатанинскія, и собраніе здѣсь становится для васъ менѣе желаннымъ. Поэтому я, убоявшись проистекающаго отъ свободы и безнаказанности легкомыслія, заблаговременно наставляя, призвалъ вашу любовь не растрачивать собранное во время поста богатство и не оскверниться сатанинскими зрѣлищами, но, по-видимому, пользы никакой вамъ отъ наставленія не получилось. Ибо вотъ кое-кто изъ прослушавшихъ наше поученіе, покинувъ сегодня эту духовную бесѣду, устремились туда, выбросивъ изъ своего помышленія все до единаго, а именно память о святой Четыредесятницѣ, о спасительномъ торжествѣ Дня Воскресенія, о дивномъ и невыразимомъ соучастіи въ Божественныхъ таинствахъ, о непрерывности нашего поученія.

2. Съ какимъ же, наконецъ, скажи мнѣ, рвеніемъ примусь я за обычное поученіе, видя, что они больше никакой пользы не получаютъ отъ говоримаго нами, но насколько мы усиливаемъ поученіе, настолько и возрастаетъ, такъ сказать, ихъ нерадивость, каковая и намъ великую причиняетъ скорбь, и имъ доставляетъ большое осужденіе. Скорѣе же не только скорбь, но и великое у насъ наступаетъ отчаяніе; ибо какъ земледѣлецъ, если видитъ, что послѣ затраченныхъ имъ великихъ трудовъ и усилій земля не приноситъ ничего достойнаго этихъ трудовъ, но подобна камню безплодному, то становится болѣе нерѣшительнымъ къ ея обработкѣ, понимая, что трудится напрасно, — такимъ же точно образомъ и наставникъ, если видитъ, что послѣ многаго старанія и непрерывнаго поученія наставляемые остаются при той же нерадивости, не сможетъ уже съ прежнимъ усердіемъ произносить духовное наставленіе, хотя бы вознагражденіе за труды ему и не уменьшилось отъ безразличія слушающихъ.

3. Но вѣдь при духовномъ поученіи дѣло обстоитъ не такъ, какъ при обработкѣ земли. Ибо въ томъ случаѣ, когда земля не рождаетъ (букв.: обманываетъ), земледѣлецъ возвращается домой съ пустыми руками, будучи не въ состояніи найти никакого облегченія отъ трудовъ. Здѣсь же не такъ, но если наставляемые и остаются при той же нерадивости, если никто не получилъ пользы отъ говоримаго, но если наставникъ не упустилъ ничего изъ того, что слѣдовало ему сдѣлать, то онъ получаетъ съ изобиліемъ вознагражденіе за труды, ибо Человѣколюбецъ Богъ не урѣзаетъ плату за труды изъ-за ихъ легкомыслія, но, слушаютъ ли они или не слушаютъ, щедрое доставляетъ наставнику воздаяніе.

4. Но такъ какъ мы видимъ не только то, что неизмѣнной остается плата намъ и воздаяніе, но и то, что великую себѣ доставляемъ пользу и прибыль, считая наказаніемъ себѣ ваше легкомысліе, поэтому считаемъ, что лишаемся радости, когда подумаемъ, что это становится причиной бóльшаго осужденія для тѣхъ, кто послѣ столь продолжительнаго поученія остается при той же нерадивости и не хочетъ извлечь изъ него никакой пользы.

5. To самое, что Христосъ говорилъ объ іудеяхъ: Если бы Я не пришелъ и не говорилъ имъ, то грѣха не имѣли бы; теперь же не имѣютъ они оправданія въ грѣхѣ своемъ (Іоан. 15, 22), подобаетъ теперь и намъ сказать о тѣхъ, кто предпочелъ собранію здѣсь свѣтскія развлеченія и пагубныя сборища, и конныя ристалища, и діавольскія зрѣлища. Если бы не сдѣлали мы заблаговременно столь продолжительнаго наставленія, во всякое время уговаривая, прося, словно дѣтей малыхъ, такимъ образомъ каждый день черезъ непрестанное поученіе обращая къ пути добродѣтели, показывая пагубу пороковъ, побуждая къ исправленію уже содѣянныхъ ошибокъ, — если бы, въ самомъ дѣлѣ, не сдѣлали мы всего этого напередъ, то, можетъ быть, и заслуживали бы они снисхожденія.

6. Нынѣ же какое будутъ имѣть они оправданіе? Кто даруетъ имъ прощеніе, когда не только сами они получаютъ многій ущербъ отъ столь великой нерадивости, но и для другихъ становятся примѣромъ соблазна, и вотъ уже старецъ не принимаетъ въ разсужденіе ни времени возраста, ни исхода жизни, ни величины уже совершенныхъ прегрѣшеній, но каждый день увеличиваетъ ошибки свои и становится для юношей учителемъ легкомыслія. Ибо какъ, скажи мнѣ, сможетъ таковой исправить легкомысліе чада и вразумить своевольнаго юношу, если возрастъ лѣтъ его самаго не вразумляетъ, и долженъ онъ отвѣчать не только за дѣла свои, но и за то, въ чемъ становится онъ учителемъ легкомыслія для другихъ, если не оставляетъ онъ этой злой привычки?

7. Ибо какъ слѣдующій добродѣтели не только за свои труды получитъ вознагражденіе, но и получаетъ плату за доставленіе пользы другимъ, приводя многихъ къ рвенію и подражанію собственной добродѣтели, такимъ же точно образомъ и слѣдующій злу бóльшему подлежитъ наказанію оттого, что становится для другихъ примѣромъ нерадивости. Въ чемъ же упрекнемъ мы юношей, если старцы впадаютъ въ столь великое легкомысліе и не слушаютъ уже апостольскаго увѣщеванія, гласящаго: He подавайте соблазна ни іудеямъ, ни эллинамъ, ни Церкви Божіей (1 Кор. 10, 32)?

8. Видишь милосердіе апостольское, видишь, какой совѣтъ далъ онъ, страшась и опасаясь за тѣхъ, кто получилъ вредъ отъ нашего легкомыслія, и видя, что немалая грозитъ опасность тѣмъ, кто способствуетъ легкомыслію другихъ? Поэтому, наставляя и другихъ всячески заботиться о добродѣтели, говоритъ онъ: Ѣдите ли, пьете ли, или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію (1 Кор. 10, 32). Посмотри на наставленіе точнѣйшее. Все, говоритъ онъ, что дѣлаешь и исполняешь, пусть будетъ имѣть корнемъ и основаніемъ стремленіе къ славѣ Божіей, и пусть не будетъ у тебя ничего, что не имѣло бы этого основанія. Итакъ, ѣдите ли, пьете ли, или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію.

9. И какъ же, говоритъ онъ, во славу Божію ѣсть и пить? Когда, сидя за трапезой, благодаришь Давшаго, когда признаешь Доставившаго, когда не ведешь никакого житейскаго разговора, но съ великой умѣренностью насытивъ тѣлесную потребность и избѣгая неумѣренности и чрезмѣрности, поднявшись, поблагодаришь Того, Кто доставилъ все это для нашего поддержанія, тогда все сдѣлалъ ты во славу Божію. Ибо говоритъ онъ: Ѣдите ли, пьете ли, или иное, что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію.

10. Посмотри, какъ этимъ краткимъ высказываніемъ объялъ онъ всю жизнь нашу: ибо, сказавъ: или иное что дѣлаете, охватилъ всю нашу жизнь однимъ словомъ, желая, чтобы мы всегда, нисколько не стремясь къ человѣческой славѣ, совершали дѣла добродѣтели. И не только это, но сказавъ: или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію, имѣетъ онъ въ виду и другое, а именно всегда воздерживаться отъ дѣлъ зла и не дѣлать ничего, что не несетъ славы общему всѣхъ Владыкѣ. Итакъ, если будемъ слѣдовать добродѣтели, то увидимъ, что именно это прежде всего получаетъ похвалу отъ Единаго Бога, и пусть для насъ будетъ ни во что слово славы людской; если же впадемъ въ нерадивость, то пусть это будетъ устрашать насъ и ограничивать наше разумѣніе, имѣю въ виду Судъ тотъ неподкупный и страшнаго того дня приближеніе, въ томъ, чтобы мы не совершали ничего во оскорбленіе Бога. Ибо какъ о слѣдующихъ добродѣтели сказалъ Онъ: Прославляющихъ Меня прославлю (1 Цар. 2, 30), такъ послушай вновь пророка, говорящаго: Горе вамъ, ибо черезъ васъ хулится имя Мое у язычниковъ (Ис. 52, 5).

11. Видишь, сколько досады въ сказанномъ? Какъ же возможно прославлять Бога? Такъ, чтобы жить во славу Божію и чтобы такъ сіяла ваша жизнь, какъ сказалъ Господь: Пусть свѣтитъ свѣтъ вашъ передъ людьми, чтобы видѣли они добрыя дѣла ваши и прославляли Отца вашего Небеснаго (Матѳ. 5, 16). Вѣдь ничто такъ не приводитъ къ прославленію Владыки нашего, какъ наилучшій образъ поведенія. Ибо подобно тому, какъ солнечный свѣтъ своими лучами освѣщаетъ взоры смотрящихъ, такъ и добродѣтель, привлекающая всѣхъ видящихъ къ созерцанію ея, побуждаетъ благомыслящихъ къ славословію Владыки. Итакъ, все, что дѣлаемъ мы, будемъ дѣлать такимъ образомъ, чтобы каждаго изъ смотрящихъ побуждать къ славословію, ибо сказано: или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію.

12. Что же еще? Если захочешь встрѣтиться съ кѣмъ-нибудь, старайся услужить не тѣмъ, кто пребываетъ въ благоденствіи и славѣ мірской, но тѣмъ, кто въ угнетеніи, въ несчастьяхъ, въ оковахъ, кто всего лишенъ и не получаетъ утѣшенія. Объ ихъ благополучіи весьма позаботься, ибо великую отъ нихъ получишь пользу и станешь болѣе мудрымъ и все будешь совершать во славу Божію. И слѣдуетъ заботиться о сиротахъ и вдовахъ, и пребывающихъ въ простотѣ болѣе почитай, чѣмъ живущихъ въ славѣ и благоденствіи. Ибо самъ Онъ сказалъ: Я есмь Отецъ сиротъ и судья вдовъ (Псал. 67, 6). И вновь: Защищайте сиротъ, вступайтесь за вдову, и пріидите, и разсудимъ, говоритъ Господь (Ис. 1, 17-18).

13. Если захочешь побыть на площади, помни апостольское наставленіе, гласящее: Или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію; трать время не на безполезныя и пагубныя бесѣды, но устремись къ Божіему дому, чтобы и тѣло и душа вмѣстѣ получили великую пользу. И если бесѣдуемъ съ кѣмъ-либо, то будемъ дѣлать это съ кротостью и лаской, и не станемъ вести житейскихъ и никакой пользы не имѣющихъ разговоровъ, но будемъ бесѣдовать о томъ, что и слушающимъ великую доставитъ пользу, и насъ оставитъ свободными отъ всякаго укора.

14. Эти слова неспроста обратилъ я теперь къ вашей любви, но чтобы вы узнали, о сколь великой безопасности слѣдуетъ подумать намъ, если захотимъ позаботиться о нашемъ спасеніи, и сколь великаго осужденія достойны тѣ, кто собранію здѣсь и этаму духовному поученію предпочелъ развлеченія и сатанинскія и губительныя зрѣлища, и не послушалъ блаженнаго Павла, говорящаго: He подавайте соблазна ни іудеямъ, ни эллинамъ, ни Церкви Божіей.

15. Ибо какое имъ остается прощеніе, какое оправданіе, когда христіанинъ, причастный къ наставленію здѣсь и вкусившій страшныхъ и невыразимыхъ таинствъ, пребываетъ среди іудея и эллина и радуется тому, чѣмъ наслаждаются и они? Когда сможемъ мы, наконецъ, скажи мнѣ, заблуждающагося привести къ истинѣ и привлечь къ благочестію объятаго столь великимъ легкомысліемъ? Развѣ не подобаетъ и намъ сказать таковымъ то, что блаженный Павелъ говорилъ тѣмъ, кто въ Коринѳѣ входилъ въ идольскіе храмы послѣ принятія слова истины: Если кто увидитъ тебя, имѣющаго знаніе, возлежащимъ въ капищѣ (1 Кор. 8, 10)?

16. Мы же, немного измѣнивъ сказанное апостоломъ, спросимъ: «Если кто увидитъ тебя, имѣющаго знаніе благочестія, проводящимъ цѣлый день на этихъ безполезныхъ и пагубныхъ сборищахъ, развѣ совѣсть его, немощнаго, не будетъ побуждаться усердно послѣдовать этому? Ибо то, что говорилъ блаженный Павелъ, удерживая тѣхъ, кто неосмотрительно, получивъ знаніе благочестія, направился въ капища и сталъ тѣмъ самымъ виновникомъ соблазна для остальныхъ, это и мы нынѣ своевременно спрашиваемъ у тѣхъ, кто спѣшитъ къ этимъ беззаконнымъ сборищамъ и предпочитаетъ развлеченія собранію здѣсь.

17. Но какова польза такихъ обвиненій, когда тѣ, кто призванъ къ отвѣту, не слушаютъ и не присутствуютъ при говоримомъ? Но даже и при этомъ намъ не будетъ безполезно наставленіе. Ибо возможно, чтобы черезъ вашу совѣсть они всѣ узнали съ точностью и бѣжали бы отъ обольщеній діавола, возвратились бы къ пищѣ духовной. Такимъ вѣдь образомъ поступаютъ и врачи, ибо, когда посѣщаютъ они больныхъ, то не съ ними одними говорятъ о лѣченіи, но и находящимся рядомъ, и здоровымъ, и родственникамъ больного отдаютъ распоряженія и, ввѣривъ имъ заботу о больныхъ, лѣчатъ такимъ образомъ, чтобы все исправить. И мы также, если и не присутствуютъ сами больные, вамъ, здоровымъ, поручаемъ заботу объ ихъ исцѣленіи и открываемъ боль души нашей, чтобы вы, наконецъ, позаботились о спасеніи вашихъ членовъ и дѣлами исполнили апостольское наставленіе, гласящее: Ѣдите ли, пьете ли, или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію.

18. Ибо когда, выйдя отсюда, сдѣлаешь занятіемъ своимъ спасеніе брата и не только укоришь его, но и посовѣтуешь, и ободришь, и покажешь ему пагубу развлеченій, и прибыль, и пользу поученія здѣсь, то сдѣлаешь все во славу Божію, приготовивъ себѣ двойное вознагражденіе, за то, что самъ о собственномъ спасеніи такъ печешься, и за то, что постарался исцѣлить брата своего. Это похвала Церкви, это спасенія возвѣщеніе — не о своемъ лишь заботиться, но и о дѣлахъ ближняго.

19. Ибо помысли, въ сколь великое достоинство возводитъ себя тотъ, кто весьма трудится для спасенія брата: по человѣческой возможности таковой подражаетъ Богу. Ибо послушай, что говоритъ Онъ черезъ пророка: Если извлечешь достойное изъ недостойнаго, то будешь какъ уста Мои (Іер. 15, 19). Радѣющій, говоритъ Онъ, о спасеніи беззаботнаго брата своего и исторженіи его изъ пасти діавола по человѣческой возможности Мнѣ подражаетъ. Что можетъ сравниться съ этимъ? Это больше всѣхъ добрыхъ дѣлъ, это глава всякой добродѣтели.

20. И весьма естественно: ибо если Христосъ излилъ кровь Свою ради нашего спасенія, и вопіетъ Павелъ, говоря по поводу тѣхъ, кто подаетъ примѣръ соблазна и вредитъ совѣсти видящихъ, что отъ знанія твоего погибнетъ немощный братъ, за котораго умеръ Христосъ (1 Кор. 8, 11), если же и Господь твой за него излилъ кровь, развѣ не справедливо, чтобы каждый изъ насъ сдѣлалъ хотя бы словесное наставленіе и протянулъ бы руку тѣмъ, кто по легкомыслію попалъ въ ловушку діавола? Весьма убѣжденъ, что сдѣлаете это, любя членовъ вашихъ, и съ великимъ усердіемъ возвратите братьевъ вашихъ общей матери, знаю, что черезъ милость Божію сможете, будучи сами разумными, и другихъ исправить.

21. Хочу еще, наконецъ, обратить слово къ новопросвѣщеннымъ; новопросвѣщенными же именую не только тѣхъ, кто недавно удостоился духовнаго дара, но тѣхъ, кто и за годъ, и за большее время. Ибо если захотятъ, то смогутъ и они постоянно называться этимъ наименованіемъ. Вѣдь юность эта старостью не становится, болѣзни не подлежитъ, уныніемъ не покоряется, временемъ не помрачается, ничему не подчиняется, ничѣмъ не побѣждается, развѣ что грѣхомъ однимъ. Ибо тяжка старость ея, грѣхъ.

22. И чтобы ты узналъ, что грѣхъ тяжелѣе всего, послушай пророка, говорящаго: Какъ бремя тяжкое отяготели на мнѣ (Псал. 37, 5). He только тяжелъ онъ, но и зловоненъ. Ибо добавилъ пророкъ: Смердятъ и гноятся раны мои. Видишь, что грѣхъ не только тяжелъ, но и смердитъ? Узнай, откуда рождается онъ, черезъ добавленіе къ сказанному: Отъ лица безумія моего (Псал. 37, 6). Именно безуміе и есть причина всѣхъ нашихъ золъ. Ибо можетъ быть, что и старецъ по возрасту тѣла является юношей и новопросвѣщеннымъ по высшей степени благодати, и тотъ, кто тѣломъ юноша, состарился по множеству грѣховъ. Ибо тамъ, гдѣ безуміе находитъ входъ, причиняетъ оно многій вредъ, ко многому приводитъ пороку.

23. Поэтому призывая и недавно удостоившихся Крещенія и тѣхъ, кто получилъ даръ этотъ прежде, первыхъ — исповѣдью, слезами и раскаяніемъ искреннѣйшимъ стирать пріобрѣтенную прежде грязь, другихъ — сохранять сверкающій блескъ и заботиться о красотѣ души, чтобы не получила она даже капли, которая можетъ внести грязь. Развѣ вы не видите одѣтыхъ въ блестящую одежду, сколько усилій дѣлаютъ они, проходя по площади, чтобы не осквернила красоту одѣянія приставшая частица грязи, хотя никакого отсюда не можетъ быть вреда душѣ, ибо одежда легко и молью истребляется, и временемъ истощается; кромѣ того, и запачканное легко очищается водой.

Въ отношеніи же души, если и произойдетъ это (пусть не будетъ этого!) и получитъ она какое-нибудь пятно отъ рождающихся въ разумѣ искушеній или черезъ рѣчь, или черезъ помышленіе, то сразу входитъ въ нее многое оскверненіе, многая тяжесть бремени, многій смрадъ.

24. Поэтому и я, убоявшись козней врага, дѣлаю постоянное наставленіе, чтобы вы сохранили чистымъ брачное одѣяніе и съ нимъ всегда вступали бы на это духовное бракосочетаніе. Вѣдь совершающееся здѣсь — это духовное бракосочетаніе, и посмотри, подобно тому, какъ при бракосочетаніяхъ человѣческихъ празднества продолжаются до семи дней, такъ и мы столько же дней продолжаемъ это духовное брачное торжество, предлагая вамъ таинственную трапезу, полную неисчислимыхъ благъ. Но почему говорю я о семи дняхъ? Если захотите быть трезвыми и бодрствующими, все время будутъ длиться эти брачныя торжества, только если одѣяніе ваше свадебное сохраните чистымъ и свѣтлымъ.

25. Ибо такимъ образомъ пріобрѣтете и бóльшую любовь Жениха, и сами съ теченіемъ времени станете болѣе свѣтлыми и сіяющими, ибо благодать возрастетъ еще болѣе черезъ совершеніе добрыхъ дѣлъ.

Да проявите вы и объ уже доставленномъ дарѣ достойное попеченіе и удостоитесь человѣколюбія свыше милостью и милосердіемъ Единороднаго Сына Божія Господа нашего Іисуса Христа, Которому съ Отцомъ и Святымъ Духомъ слава, держава, честь нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Святаго отца нашего Іоанна, архіепископа Константинопольскаго, Златоуста, бесѣды огласительныя. Слово шестое. Порицаніе тѣмъ, кто оставилъ собраніе и отправился въ театры и на конныя ристалища, и о томъ, какое стараніе слѣдуетъ приложить о нерадивыхъ братьяхъ, и къ новопросвѣщеннымъ. // «Журналъ Московской Патріархіи». – 1972. – №12. – с. 64-68.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0