Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.)
БЕСѢДЫ ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ

Слово 7. Къ новопросвѣщеннымъ.

1. Проявляя многое и различное Свое попеченіе о человѣческомъ родѣ, Человѣколюбецъ Богъ не только создалъ всякую тварь и небо распростеръ, и море разостлалъ, и солнце зажегъ, и луну заставилъ свѣтить, и землю даровалъ для обитанія, и все, что отъ земли (произрастаетъ), доставилъ для пропитанія и поддержанія нашихъ тѣлъ, но и даровалъ намъ мощи святыхъ мучениковъ, взявъ ихъ души, ибо сказано: Души праведныхъ въ рукѣ Божіей, оставилъ намъ въ надлежащее утѣшеніе на нѣкоторое время ихъ тѣла, чтобы, находясь около гробницъ этихъ святыхъ, побуждались бы мы къ ревности и къ подражанію и черезъ зрѣніе получили бы напоминаніе о совершенныхъ ими подвигахъ и уготованныхъ за ихъ дѣянія вознагражденіяхъ.

2. Великая отсюда проистекаетъ польза для нашихъ душъ, если будемъ трезвыми; ибо слово не можетъ такъ воспитывать и побуждать къ премудрости и къ презрѣнію жизни здѣшней, какъ страданіе мучениковъ, испускающихъ звукъ болѣе сильный, чѣмъ труба, и черезъ дѣянія показывающихъ всѣмъ величину воздаянія за эти труды и изобиліе вознагражденія. Вѣдь насколько слово уступаетъ дѣлу, настолько говоримое нами слабѣе поученія отъ этихъ святыхъ.

3. Итакъ, когда, присутствуя здѣсь, возлюбленный, ты подумаешь (буквально: взвѣсишь въ умѣ), что весь этотъ народъ съ такой поспѣшностью стремится собраться, чтобы облобызать (буквально: обнять) прахъ и получить отсюда благословеніе, развѣ не возвысишься ты разумомъ и не поспѣшишь проявить равную съ мученикомъ ревность, чтобы и самому того же удостоиться воздаянія? Ибо подумай, если отъ насъ, сорабовъ, здѣсь столь великой пользуются честью, то какой же величайшей свободы удостоятся они отъ Владыки въ тотъ страшный день, когда имъ предстоитъ блистать свѣтлѣе солнечныхъ лучей, ибо сказано: Тогда возсіяютъ праведники, какъ солнце.

4. Итакъ, познавъ величіе ихъ свободы, будемъ всегда обращаться къ нимъ и пріобрѣтемъ отъ нихъ помощь. Ибо если люди, близкіе къ земному царю, во многомъ и значительномъ могутъ помочь обращающимся къ нимъ, но насколько же больше эти святые черезъ собственныя страданія пріобрѣтали близость къ Царю Небесному, великую окажутъ вамъ помощь, если только мы отъ себя внесемъ; ибо только тогда и ихъ покровительство сможетъ помочь намъ, если не въ нерадивости будемъ пребывать, но и сами постараемся ревностной заботой о своей жизни снискать человѣколюбіе Владыки.

5. Поэтому, словно къ врачамъ духовнымъ, будемъ постоянно обращаться къ нимъ. Вѣдь для этого тѣла ихъ оставилъ намъ благій Владыка, чтобы, приходя сюда и всѣми душевными чувствами ихъ обнимая, мы получили бы отсюда великое исцѣленіе и душевныхъ, и тѣлесныхъ немощей. Ибо если съ вѣрой будемъ приходить, душевную ли имѣя скорбь или тѣлесную, то возвратимся назадъ, получивъ исцѣленіе и той, и другой.

6. При тѣлесныхъ скорбяхъ часто необходимо отправиться въ дальній путь, чтобы попасть въ руки врача, и заплатить деньги, и позаботиться о многомъ другомъ, что смогло бы заставить его примѣнить знаніе отъ собственнаго искусства и найти облегченіе нашей скорби. Здѣсь же ничего этого намъ не нужно: ни большого пути, ни труда, ни многаго времени (буквально: много чередованія), ни траты денегъ, но достаточно принесенной вѣры истинной и слезъ горючихъ, пролитыхъ съ трезвою душой, чтобы тотчасъ и душѣ доставить исцѣленіе, и тѣлу излѣченіе получить.

7. Видишь силу исцѣлителей? Видишь великодушіе? Видишь искусство, не побѣждаемое болѣзнями? И вѣдь при тѣлесныхъ скорбяхъ часто искусство врача побѣждается тяжестью болѣзни. Здѣсь же ничего подобнаго невозможно предположить, но если придемъ съ вѣрою, то тотчасъ извлечемъ пользу. И не удивляйся, возлюбленный, ибо Человѣколюбецъ Владыка, если черезъ Него исповѣданіе Его сохраняютъ и до пролитія крови противостоятъ грѣху, сбросивъ его съ себя, удостаиваетъ великодушно даровъ тѣхъ, кто пришелъ съ вѣрою, желая, чтобы они и изъ-за этого стали болѣе сіяющими и чтобы слава ихъ умножилась еще и въ этой смертной жизни.

8. И о томъ, что говоримое нами не пустыя слова, свидѣтельствуетъ и самъ опытъ дѣлъ, и вы хорошо знаете, о чемъ скажете и подтвердите. Ибо развѣ жена, имѣя мужа путешествующимъ и недовольная разлукой, придя сюда и черезъ святыхъ мучениковъ мольбу принесшая Владыкѣ всѣхъ, не возвращаетъ его быстрѣе изъ длительнаго отсутствія? Или другая, которая видитъ свое дитя, одолѣваемое тяжкимъ недугомъ, мучаясь, такъ сказать, и съ разбитымъ сердцемъ приходитъ сюда и, проливая горючія слезы, пробуждаетъ къ молитвѣ этихъ святыхъ, развѣ не отгоняетъ болѣзнь и не возвращаетъ больное дитя къ здоровью?

9. Такъ же и многіе, испытывая трудности съ дѣлами своими и видя невыносимыя опасности, нависшія надъ ними, придя сюда и сотворивъ усердную молитву, избѣгли испытанія всѣхъ этихъ бѣдъ. Но къ чему говорю о тѣлесныхъ болѣзняхъ и состояніи дѣлъ? Многіе, и самимъ діаволомъ порабощенные и одолѣваемые душевными страстями, обращаясь къ этимъ духовнымъ врачевателямъ и вспоминая о своихъ грѣхахъ, и словами обнажая свои, такъ сказать, язвы, столь великое получаютъ отсюда облегченіе, что сразу приходятъ въ чувство и совѣсть свою облегчаютъ, и съ многою удовлетворенностью возвращаются домой.

10. Словно изобильные духовные источники, способные излить потоки, даровалъ намъ Владыка мощи святыхъ мучениковъ. И какъ источники водъ доступны легко всѣмъ желающимъ черпать изъ нихъ потоки, и сколько можетъ вмѣстить величина сосуда, столько получивъ и уходитъ желающій, такимъ же точно образомъ это можно видѣть и у источниковъ этихъ духовныхъ. И вѣдь эти источники доступны всѣмъ, и нѣтъ здѣсь никакого различія лицъ; но богатъ ли кто или бѣденъ, рабъ или свободный, мужчина или женщина, столькую мѣру получаетъ изъ Божественныхъ этихъ потоковъ, сколько усердія постараемся внести.

11. Ибо тѣмъ, чѣмъ тамъ являются сосуды для вмѣщенія воды, здѣсь служатъ разумѣніе, кипящее рвеніе и приходъ съ духовной трезвостью. Вѣдь такимъ образомъ пришедшій сразу получаетъ безчисленныя блага, такъ какъ благодать Божія невидимо облегчаетъ его совѣсть и доставляетъ ему многую полноту и пріуготавливаетъ въ концѣ концовъ удаленіе его отъ земли и перенесеніе на небо. Ибо возможно и облеченному тѣломъ ничего общаго не имѣть съ землей, но воспринимать все то, что на небесахъ, и постоянно держать это въ умѣ.

12. Поэтому и Павелъ говорилъ, обращаясь къ людямъ, облеченнымъ плотью и занятымъ дѣлами, и заботящимся о женѣ и дѣтяхъ: О горнемъ помышляйте. Затѣмъ, чтобы мы поняли, чтó означаетъ у него это наставленіе и чтó значитъ стремиться къ горнему, онъ прибавилъ: Гдѣ Христосъ сидитъ одесную Бога. О томъ, говоритъ онъ, хочу, чтобы вы заботились, что способно перенести туда ваше помышленіе, что отклоняетъ васъ отъ земныхъ дѣлъ. Ибо жительство ваше на небесахъ. Куда вы причислены (буквально: приписаны), туда постарайтесь и весь вашъ разумъ направить, и стремитесь дѣлать то, что сможетъ показать васъ достойными небеснаго гражданства.

13. И чтобы мы не думали, что онъ (апостолъ) предписываетъ что-то невозможное и превосходящее нашу природу, снова повторяетъ онъ наставленіе и говоритъ: О горнемъ помышляйте, а не о земномъ. Что же это, чему онъ хочетъ научить насъ? He объ этихъ, говоритъ онъ, помышляйте земныхъ цѣнностяхъ. Каковы же земныя цѣнности, не имѣющія ничего прочнаго, прежде чѣмъ появиться, исчезающія, не имѣющія ничего надежнаго или постояннаго, вмѣстѣ съ настоящей жизнью уничтожаемыя, прежде чѣмъ расцвѣсти, чахнущія, подлежащія тлѣнію? Ибо таково все человѣческое, говоришь ли о богатствѣ или власти, о славѣ или красотѣ тѣлесной или о всемъ благоденствіи жизни.

14. Поэтому и воспользовался апостолъ таковымъ выраженіемъ, сказавъ: «а не о земномъ», именемъ земли желая показать ихъ великую ничтожность. Итакъ, не объ этомъ помышляйте, говоритъ онъ, но о горнемъ; вмѣсто земнаго, ничтожнаго и быстротечнаго, о горнемъ, говоритъ онъ, помышляйте, о томъ, что на небесахъ, о неизмѣнномъ, о простирающемся на вѣчные вѣка, о видимомъ очами вѣры, о томъ, что не имѣетъ конца, не знаетъ (закона) наслѣдства, не имѣетъ предѣла. Хочу, чтобы къ этому непрестанно направлялось помышленіе ваше. Ибо забота объ этомъ удаляетъ отъ земли и перемѣщаетъ къ небесамъ.

15. Поэтому и Христосъ говорилъ: Гдѣ сокровище человѣка, тамъ и сердце его. Ибо душа, когда она принимаетъ мысль объ этихъ неизреченныхъ благахъ, словно разрѣшившись отъ тѣлесныхъ узъ, становится, такъ сказать, взлетѣвшей и, каждый день представляя себѣ вкушеніе этихъ благъ, не можетъ уже имѣть мысли о земныхъ дѣлахъ, но бѣжитъ мимо всего, словно это сонъ и тѣнь; туда (на небеса) постоянно направляя помышленіе и то, что тамъ, почти видя очами вѣры, и каждый день торопясь достигнуть вкушенія этого.

16. Итакъ, послушаемъ наставленія блаженнаго и дивнаго этого учителя вселенной, добраго наставника, землепашца нашихъ душъ и подумаемъ о томъ, чтó совѣтуетъ онъ; ибо такимъ образомъ сможемъ мы и настоящихъ благъ вкусить, и будущихъ удостоиться. Вѣдь если будемъ искать будущихъ главнымъ образомъ, то получимъ и настоящія въ качествѣ прибавленія, ибо сказано: Ищите Царствія Божія и правды его, и сіе все приложится вамъ. Поэтому не будемъ искать прежде всего того, что Онъ обѣщалъ доставить намъ въ качествѣ прибавленія, чтобы, сдѣлавъ противное Владычнему наставленію, не лишиться и того, и другого. Ибо развѣ не ждетъ отъ насъ Владыка сохраненія въ памяти (наставленія Его) и тогда вамъ отъ себя доставитъ дары? Знаетъ Онъ, въ чемъ имѣемъ мы нужду еще прежде, чѣмъ мы попросимъ его. Если же видитъ, что мы имѣемъ ревность о небесныхъ, то и ихъ намъ даруетъ вкушеніе, и тѣ съ изобиліемъ доставитъ (блага), которыя обѣщалъ даровать въ качествѣ прибавленія. Будемъ же искать, прошу васъ, въ первую очередь, духовнаго и о горнемъ помышлять, а не о земномъ, чтобы и небесное получить, и отъ земнаго вкусить.

17. Вѣдь и святые эти мученики, такъ какъ они помышляли о горнемъ и презрѣли земное, и небеснаго искали, и небесное съ изобиліемъ получили, и здѣсь повседневно пользуются великой честью, хотя и не нуждаются въ ней, презрѣвъ ее навсегда, но, однако, для пользы нашей принимаютъ отъ насъ честь, и не нуждаясь въ ней, чтобы мы могли получить отъ нихъ благословеніе.

18. И чтобы ты узналъ, что они презрѣли все въ настоящей жизни, чтобы получить безсмертныя эти блага, подумай, возлюбленный, о томъ, что, видя тѣлесными очами тирана, раздувающаго огонь, точащаго зубы, проявляющаго бѣшенство хуже льва и огонь и раскаленные котлы снаряжающаго, и дѣлающаго все, чтобы одержать верхъ и преодолѣть ихъ разумѣніе, они, оставивъ все земное, очами вѣры узрѣли Царя Небеснаго и сонмъ ангеловъ присутствующихъ и представили себѣ безчисленныя эти блага.

19. И направивъ туда помышленіе свое, они ни къ чему изъ вещей видимыхъ не обратились, но, даже видя руки палачей, терзающіе ихъ плоть, и взирая на зажженный огонь и горящіе угли, они представляли себѣ огонь геенны и такимъ образомъ, напрягая свой разумъ, устремились прямо къ опасностямъ, не объ этой скорби думая, причиненной тѣлу, но безпокоясь о постоянномъ покоѣ. И согласно поученію блаженнаго (Павла), о горнемъ помышляя, они пребываютъ тамъ, гдѣ Христосъ сидитъ одесную Бога. И ничего изъ вещей видимыхъ они не устрашились, но все превозмогли, сочтя сномъ и тѣнью благодаря тому, что ихъ разумъ былъ окрыленъ вожделѣніемъ будущихъ благъ.

20. Поэтому именно и блаженный Павелъ, зная силу этого совѣта, говорилъ: О горнемъ помышляйте, гдѣ Христосъ сидитъ одесную Бога. Посмотри на освѣдомленность учителя, куда именно онъ возводитъ сразу слушающихъ, ибо, раздвинувъ всѣхъ ангеловъ, архангеловъ, престолы, господства, начала, власти — всѣ эти невидимыя силы, херувимовъ, серафимовъ, къ самому Царскому Престолу помѣщаетъ онъ помыслы вѣрныхъ; еще двигающихся по землѣ онъ ученіемъ своимъ убѣдилъ освободиться отъ тѣлесныхъ узъ и вознестись, и разумѣніемъ встать у самаго Господа всѣхъ.

21. И чтобы не думали слушающіе это, что совѣтъ (наставленіе) превосходитъ ихъ силы и невыполнимы предписанія, и выше человѣческой возможности принять такія мысли, сказавъ: О горнемъ помышляйте, а не о земномъ, добавилъ Апостолъ: Ибо вы умерли. О, душа воспламененная и великую испытывающая тоску о Богѣ! Ибо умерли вы, — сказалъ онъ, словно говоря: что общаго у васъ теперь съ этой жизнью? [1] Къ чему смотрите на дѣла земныя? Умерли вы, то есть стали мертвыми для грѣха, навсегда разстались съ настоящей жизнью.

22. Затѣмъ, чтобы слушающіе не были смущены словами умерли вы, сразу же добавилъ: И жизнь ваша сокрыта со Христомъ въ Богѣ. Жизнь ваша, говоритъ онъ, нынѣ не видна, ибо сокрыта; поэтому поступайте не такъ, словно вы живы, по отношенію къ дѣламъ этой жизни, но пребывайте, словно умершіе и мертвые. Ибо скажи мнѣ, возможно ли умершему для этой жизни дѣлать что-либо по отношенію къ вещамъ настоящей жизни? Никоимъ образомъ. Такъ, говоритъ онъ, и вамъ, умершимъ разъ навсегда и ставшимъ мертвыми для грѣха черезъ Крещеніе, слѣдуетъ не имѣть ничего общаго со страстями плоти и дѣлами земными. Ибо сказано: Ветхій нашъ человѣкъ распятъ съ Нимъ u погребенъ черезъ Крещеніе. Итакъ, ничего не дѣлайте для земнаго и ничѣмъ не занимайтесь, какъ живые, въ дѣлахъ настоящихъ. Ибо жизнь ваша нынѣ сокрыта и неизвѣстна невѣрнымъ, но придетъ время, когда станетъ она явной. Нынѣ же еще не наступило ваше время, поэтому умершіе совершенно не думайте о земномъ. Ибо величіе добродѣтели вашей тогда весьма станетъ явнымъ, когда поборовъ стремленія плоти, ставъ мертвыми при жизни, такъ и будете относиться ко всему житейскому.

23. Пусть послушаютъ это и недавно удостоившіеся дара Крещенія, и всѣ мы, прежде сподобившіеся этой милости, и примемъ совѣтъ Учителя вселенной, и подумаемъ, какими хочетъ Онъ видѣть тѣхъ, кто сразу стали причастными неизреченныхъ таинствъ, а именно чужими настоящей жизни не для того, чтобы внѣ этого міра и далеко куда-то удалились они, но чтобы, находясь въ центрѣ его, ничѣмъ не отличались бы отъ тѣхъ, кто далеко (внѣ его), и блистали бы, наподобіе небесныхъ свѣтилъ, и дѣлами бы показывали невѣрнымъ, что въ иное жительство перемѣстили себя и ничего общаго не имѣютъ съ землей и дѣлами земными.

24. И какъ нынѣ изъ-за свѣтлой одежды вы всѣмъ становитесь видны, и преизобиліе вашей душевной чистоты являетъ чистота одѣянія, такъ и въ послѣдующее время вы, только что удостоенные дара и всѣ уже давно вкусившіе этой чести, должны черезъ наилучшій образъ жизни стать для всѣхъ очевидными и, наподобіе свѣта, освѣщать всѣхъ, взирающихъ на васъ. Ибо это одѣяніе ваше духовное, если захотимъ сберечь его чистоту, съ теченіемъ времени будетъ имѣть еще болѣе и испускать сверканіе свѣта, что съ чувственнымъ одѣяніемъ никогда не можетъ случиться. Ибо если даже и сдѣлаемъ многую о немъ заботу, то все равно и временемъ оно похищается, и становится обветшавшимъ, и, лежащее, истребляется молью, и многое другое существуетъ, что вредитъ одежду. Облаченіе же добродѣтели, если отъ себя постараемся внести, никакой грязи никогда не принимаетъ и обветшаніе не получаетъ, но съ теченіемъ времени еще болѣе проявляетъ свѣтлую и цвѣтущую красоту и блескъ свѣта.

25. Видишь силу одѣянія? Видишь свѣтлость облаченія, не подчиняющуюся времени, не помрачаемую старостью? Видишь удивительную красоту? Итакъ, постараемся, прошу васъ, сохранить эту красоту цвѣтущей и узнаемъ точно, каковы возможности сохраненія свѣтлости этой красоты. Каковы же онѣ? Прежде всего — усердная молитва и благодареніе за уже доставленныя (дарованныя) блага и просьба о прочности дарованнаго. Ибо это — спасеніе наше, это — лѣкарство нашихъ душъ, это — исцѣленіе отъ страстей, рождающихся въ нашей душѣ. Молитва — это крѣпость вѣрныхъ, молитва — это оружіе наше непобѣдимое, молитва — это искупленіе нашихъ грѣховъ, молитва — это основаніе безчисленныхъ благъ. Молитва вѣдь есть не что иное, какъ бесѣда съ Богомъ и разговоръ съ Владыкой всѣхъ. Что же можетъ быть блаженнѣе удостоеннаго постоянной бесѣды съ Владыкой?

26. И чтобы ты узналъ, сколь велико это благо, подумай вмѣстѣ со мной, возлюбленный, о тѣхъ, кто устремился къ настоящимъ вещамъ и ничѣмъ лучшимъ не отличается отъ тѣни. Они, когда видятъ кого-то бесѣдующимъ съ царемъ земли, полагаютъ это великимъ и объявляютъ счастливымъ, и считаютъ достойнымъ выше всякой чести. Если же таковой, бесѣдуя съ сородичемъ и тѣмъ, кто общей съ нимъ природы и говорящимъ о житейскихъ и смертныхъ дѣлахъ, считаетъ себя славнымъ, то что же можно сказать объ удостоенномъ бесѣды съ Богомъ, и не о земныхъ дѣлахъ, но объ отпущеніи грѣховъ, о прощеніи ошибокъ, о сбереженіи уже дарованнаго, о доставленіи обѣщаннаго, о будущихъ благахъ? Таковой блаженнѣе, пожалуй, станетъ и самаго увѣнчаннаго царскимъ вѣнцомъ, если черезъ молитву пріобрѣтемъ благоволеніе свыше.

27. Молитва прежде всего сможетъ сохранить чистоту этого духовнаго одѣянія, а вмѣстѣ съ ней и щедрая милостыня, глава нашихъ благъ, спасеніе нашихъ душъ. Это сочетаніе можетъ доставить намъ безчисленныя блага свыше, и костеръ грѣховъ угасить въ нашихъ душахъ, и великую намъ доставить свободу. Именно этимъ сочетаніемъ пользуясь, Корнилій возносилъ къ небу молитвы. Поэтому и услышалъ онъ отъ ангела: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память предъ Богомъ.

28. Видишь мужа, всю жизнь проводящаго одѣтымъ въ препоясанную хламиду, сколь великую пріобрѣлъ онъ отсюда свободу! Пусть послушаютъ объ этомъ тѣ, кто зачисленъ въ воины, и узнаютъ, что нѣтъ никакого препятствія къ добродѣтели для желающаго быть трезвымъ, но возможно одѣтому хламидой и поясомъ, и имѣющему жену, и заботящемуся о дѣтяхъ, и пекущемуся о домочадцахъ, и облеченному властью весьма заботиться о добродѣтели. И вотъ, удивительно, этотъ человѣкъ, облаченный хламидой и поясомъ, и начальникъ воиновъ, ибо сотникъ онъ былъ, когда захотѣлъ и сталъ пребывать въ трезвѣніи и бодрствовать, столь великой былъ удостоенъ свыше заботы.

И чтобы ты узналъ точно, что милость свыше тогда къ намъ нисходитъ, когда сами отъ себя прежде внесемъ, послушай эту исторію. Ибо послѣ того, какъ прежде самъ онъ сотворилъ многія и щедрыя милостыни и съ усердіемъ постоянно пребывалъ въ молитвахъ, въ девятомъ часу, говорится, представъ ему, молящемуся, ангелъ возвѣстилъ: Корнилій, молитвы твои и милостыни твои пришли на память предъ Богомъ.

29. He оставимъ безъ вниманія сказанное, но подумаемъ со тщаніемъ о добродѣтели мужа, и тогда вполнѣ постигнемъ человѣколюбіе Владыки, какъ Онъ никѣмъ не пренебрегаетъ, но тамъ, гдѣ видитъ трезвѣющую душу, туда и доставляетъ милость отъ Себя. Воинъ, не получившій никакого поученія, занятый житейскими дѣлами, имѣющій повседневныя безчисленныя хлопоты и заботы, проводилъ свою жизнь не въ пирахъ и пьянствѣ, и обжорствѣ, но въ молитвахъ и милостыняхъ, и столь великую ревность отъ себя проявилъ, и столь усердно предавался молитвамъ и творилъ милостыни, что оказался достойнымъ столь великаго видѣнія.

30. Гдѣ нынѣ тѣ, кто устраиваетъ дорогія трапезы и разливаетъ несмѣшанное вино, и проводитъ цѣлый день въ пирахъ, и часто ни передъ вкушеніемъ не приноситъ молитвъ, ни послѣ пира — благодареній, но думаетъ, что имъ все возможно дѣлать безъ боязни, такъ какъ они облечены властью и внесены въ воинскіе списки и облечены хламидой и поясомъ? Пусть посмотрятъ они на пребываніе этого Корнилія въ молитвахъ, на щедрость въ милостынѣ и пусть закроютъ лицо свое отъ стыда.

31. Пожалуй, не только имъ однимъ станетъ онъ надежнымъ учителемъ, но и всѣмъ намъ, и даже тѣмъ, кто принялъ иноческій образъ и церковную совершаетъ литургію. Ибо кто изъ насъ сможетъ похвалиться, что или въ молитвахъ показалъ столь усердное пребываніе, или въ милостынѣ былъ настолько щедръ, чтобы удостоиться такового видѣнія? Поэтому прошу васъ, если прежде мы не дѣлали этого, то будемъ нынѣ всѣ подражать ему и, зачисленные въ духовное воинство, покинувъ частную (прежнюю) жизнь и удостоившись столь великихъ даровъ, постараемся быть не худшими того, кто, облаченный въ хламиду и препоясанный поясомъ, проявилъ столь великую добродѣтель. Ибо тогда сможемъ и красоту этого нашего духовнаго одѣянія сохранить цвѣтущей, если проявимъ со тщаніемъ сочетаніе этихъ добродѣтелей.

32. Если же захочешь, то прибавимъ къ этому и нѣчто еще, способное служить цѣли сохраненія нетлѣнности этого одѣянія, имѣю въ виду цѣломудріе и святость. Ибо говоритъ апостолъ: Ищите мира со всѣми и святости, безъ которой никто не увидитъ Господа. Итакъ, будемъ стремиться и къ миру со тщаніемъ, каждый день изслѣдуя наше помышленіе и не допуская, чтобы душа получила какого-либо пятна или ущерба отъ дурныхъ помысловъ.

33. Ибо если такимъ образомъ будемъ очищать наше помышленіе и проявимъ объ этомъ всякое усердіе, то легко и другія преодолѣемъ страсти, и понемногу достигнемъ самой вершины добродѣтели, и, о многихъ для себя духовныхъ средствахъ заранѣе позаботившись, сможемъ удостоиться и несказанныхъ этихъ благъ, предназначенныхъ любящимъ Бога, каковыхъ да удостоимся и всѣ мы милостію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому съ Отцемъ и Святымъ Духомъ слава, держава, честь, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Проповѣдь направлена прежде всего противъ тлѣтворныхъ языческихъ обычаевъ столичной константинопольской знати, отъ которыхъ святитель Іоаннъ предупреждаетъ своихъ пасомыхъ.

Печатается по изданiю: Святаго отца нашего Іоанна, архіепископа Константинопольскаго, Златоуста, бесѣды огласительныя. Слово седьмое къ новопросвѣщеннымъ. // «Журналъ Московской Патріархіи». — 1973. — № 2. — С. 70-75.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0