Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ родился ок. 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. далѣе>>

Творенія

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)
Похвальныя бесѣды на праздники Господа нашего Іисуса Христа и Его святыхъ.

Бесѣды о святомъ апостолѣ Павлѣ.
Бесѣда третья.

Блаженный Павелъ, выражая силу человѣческой ревности и то, что мы можемъ достигать до самаго неба, — оставивъ ангеловъ, архангеловъ и прочія силы, иногда повелѣваетъ только по нему одному подражать Христу: подражатели мнѣ бывайте, говоритъ онъ, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1); а иногда и безъ себя возводитъ ихъ къ Самому Богу: бывайте убо, говоритъ, подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Ефес. 5, 1). Потомъ, желая показать, что ничто столько не составляетъ этого подражанія, какъ общеполезная жизнь и стараніе — быть полезнымъ для каждаго, онъ присовокупляетъ: ходите въ любви (Ефес. 5, 2). Поэтому, сказавъ: подражатели мнѣ бывайте, онъ тотчасъ начинаетъ бесѣдовать о любви, выражая, что эта особенно добродѣтель приближаетъ къ Богу. Всѣ прочія ниже ея, и всѣ имѣютъ отношеніе къ одному человѣку, напримѣръ, борьба съ похотью, война съ чревомъ, сопротивленіе сребролюбію, сраженіе съ гнѣвомъ; а любовь — это общее у насъ съ Богомъ. Поэтому и Христосъ говорилъ: молитеся за творящихъ вамъ напасть, да будете подобными Отцу вашему, Иже есть на небесѣхъ (Матѳ. 5, 44-45). И Павелъ, признавая это главнымъ изъ благъ, совершалъ его съ великимъ усердіемъ. Подлинно, никто такъ не любилъ враговъ, никто такъ не благодѣтельствовалъ строившимъ ему козни, никто такъ не страдалъ за оскорбителей своихъ, — потому что онъ смотрѣлъ не на то, чтó самъ терпѣлъ, но помышлялъ объ общности природы, и чѣмъ больше они свирѣпствовали, тѣмъ больше онъ жалѣлъ объ ихъ неистовствѣ. Какъ отецъ скорбитъ о сынѣ, впадшемъ въ сумасшествіе, и чѣмъ больше больной оскорбляетъ и бьетъ его, тѣмъ больше онъ жалѣетъ и оплакиваетъ его, — такъ и Павелъ, по чрезмѣрности бѣсовскихъ дѣйствій заключая о силѣ болѣзни оскорблявшихъ его, располагался къ большему о нихъ попеченію.

Послушай, съ какою кротостію, съ какимъ состраданіемъ онъ говоритъ намъ о тѣхъ самыхъ, которые пять разъ бичевали его, побивали камнями, связывали, жаждали его крови и ежедневно желали растерзать его: свидѣтельствую бо имъ, говоритъ онъ, яко ревность Божію имутъ, но не по разуму (Рим. 10, 2). И въ другомъ мѣстѣ, обуздывая тѣхъ, которые превозносились надъ ними, говоритъ: не высокомудрствуй, но бойся: аще бо Богъ естественныхъ вѣтвей не пощадѣ, да не како и тебе не пощадитъ (Рим. 11, 20-21). Такъ какъ онъ гналъ опредѣленіе Господа, произнесенное противъ нихъ, то дѣлалъ все, что было въ его власти, — непрестанно плакалъ о нихъ, скорбѣлъ, останавливалъ желавшихъ нападать на нихъ и по возможности старался найти для нихъ хотя тѣнь извиненія. И такъ какъ не могъ убѣдить ихъ словомъ, по упорству ихъ и ожесточенію, то обращался къ непрестаннымъ молитвамъ: братіе, говорилъ онъ, благоволеніе убо мое и молитва моя яже къ Богу о нихъ есть во спасеніе (Рим. 10, 1). Напоминалъ имъ и о благихъ надеждахъ: нераскаянна бо, говорилъ, дарованія и званіе Божіе (Рим. 11, 29), — чтобы они не отчаялись совершенно и не погибли. Все это было знакомъ его попечительности и великой къ нимъ горячности, равно какъ и слѣдующія его слова: пріидетъ отъ Сіона избавляяй, и отвратитъ нечестіе отъ Іакова (Рим. 11, 26). Такъ сильно онъ мучился и терзался, видя погибающихъ! Поэтому старался найти себѣ и много утѣшеній въ такой скорби, и говорилъ: пріидетъ избавляяй и отвратитъ нечестіе отъ Іакова; и еще: такожде и сіи противишася вашей милости, да и тіи помиловани будутъ (Рим. 11, 31). Такъ поступалъ и Іеремія, стараясь и употребляя всѣ силы — найти какое-нибудь оправданіе грѣшникамъ, и говорилъ: беззаконія наша противусташа намъ, сотвори намъ ради тебе (Іер. 14, 7), н еще: нѣсть человѣку путь его, ниже мужъ пойдетъ и исправитъ шествіе свое (Іер. 10, 23). И въ другомъ мѣстѣ говорится: помяни, яко персть есмы (Псал. 102, 14). Такъ обыкновенно поступаютъ молящіеся за грѣшниковъ: если они не могутъ сказать ничего основательнаго, то придумываютъ какую-нибудь тѣнь оправданія, которая хотя не можетъ быть принята за непреложную истину, однако утѣшаетъ тѣхъ, которые скорбятъ о погибающихъ. Поэтому и мы не будемъ въ точности изслѣдовать такихъ оправданій, но помня, что это — слова скорбящей души, ищущей сказать что-нибудь за грѣшниковъ, такъ и будемъ принимать ихъ. Но развѣ онъ былъ такой только въ отношеніи къ іудеямъ, а ко внѣшнимъ не таковъ? Нѣтъ; онъ былъ всѣхъ сострадательнѣе и къ своимъ, и къ чужимъ. Послушай, чтó говоритъ онъ Тимоѳею: рабу же Господню не подобаетъ сваритися, но тиху быти ко всѣмъ, учителну, незлобиву, съ кротостію наказующу противныя, еда како дастъ имъ Богъ покаяніе въ разумъ истины, и возникнутъ отъ діаволскія сѣти, живи уловлени отъ него въ свою его волю (2 Тим. 2, 24-26). Хочешь ли видѣть, какъ онъ бесѣдовалъ и съ согрѣшившими? Послушай, что говоритъ онъ въ посланіи къ Коринѳянамъ: боюся же, еда како пришедъ, не яцѣхъ же хощу, обрящу васъ; и немного послѣ: да не паки пришедша мя смиритъ Богъ мой у васъ, и восплачуся многихъ прежде согрѣшившихъ и не покаявшихся о нечистотѣ и студоложствіи, яже содѣяша (2 Кор. 12, 20-21). И въ посланіи къ Галатамъ говоритъ: чадца моя, имиже паки болѣзную, дондеже вообразится Христосъ въ васъ (Гал. 4, 19). Послушай, какъ и о блудникѣ онъ скорбитъ не меньше его самого и ходатайствуетъ за него, говоря: утвердите къ нему любовь (2 Кор. 2, 8), и когда отлучалъ его, то дѣлалъ это со многими слезами: отъ печали бо многія, говоритъ, и туги сердца написахъ вамъ, не яко да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имамъ изобилно къ вамъ (2 Кор. 2, 4); и еще: быхь іудеемъ яко іудей, подзаконнымъ яко подзаконенъ, немощнымъ яко немощенъ, всѣмъ быхъ вся, да всяко нѣкія спасу (1 Кор. 9, 20. 22); и еще въ другомъ мѣстѣ: да представлю всякаго человѣка совершенна о Христѣ Іисусѣ (Кол. 1, 28). Видишь ли душу, которая выше всей земли? Всякаго человѣка онъ хотѣлъ представить такимъ, и, съ своей стороны, всѣхъ представилъ. Подлинно, какъ бы самъ родивъ всю вселенную, онъ безпокоился, трудился, старался всѣхъ ввести въ царство, исцѣляя, увѣщевая, обѣщая, молясь, упрашивая, устрашая бѣсовъ, прогоняя развращающихъ, своимъ присутствіемъ, посланіями, словами, дѣлами, чрезъ учениковъ и самъ лично поднимая падающихъ, укрѣпляя стоящихъ, возстановляя поверженныхъ, врачуя сокрушенныхъ, возбуждая безпечныхъ, страшно вопія противъ враговъ, грозно взирая на противниковъ; подобно какому-нибудь военачальнику или отличному врачу, онъ самъ былъ и оруженосцемъ, и щитоносцемъ, и защитникомъ, и помощникомъ, самъ былъ всѣмъ для войска; и не только о духовныхъ потребностяхъ, но и о тѣлесныхъ обнаруживалъ великое попеченіе, великую заботливость. Послушай, какъ онъ пишетъ объ одной женщинѣ къ цѣлому народу: вручаю же вамъ, говоритъ, Фиву сестру нашу, сущу служителницу церкве яже въ Кенхреехъ, да пріимете ю о Господѣ достойнѣ святымъ, и споспѣшествуйте ей, о ней же аще отъ васъ потребуетъ вещи (Рим. 16, 1-2). И еще: вѣсте домъ Стефаниновъ: да и вы повинуйтеся таковымъ; и еще: познавайте таковыя (1 Кор. 16, 15. 18). Любви святыхъ свойственно помогать и въ этихъ нуждахъ. Такъ и Елисей не духовную только пользу оказалъ принявшей его женщинѣ, но старался вознаградить ее и вещественными благами; поэтому и говорилъ: аще есть тебѣ слово къ царю или ко князю (4 Цар. 4, 13)? Что же удивительнаго, если Павелъ употреблялъ ходатайство въ посланіяхъ и, призывая кого-нибудь къ себѣ, не считалъ недостойнымъ и того, чтобы позаботиться о нужномъ для нихъ на пути и упомянуть объ этомъ въ посланіи? Такъ въ посланіи къ Титу онъ говоритъ: Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, да ничтоже имъ скудно будетъ (Тит. 3, 13). Если же онъ, дѣлая порученія, такъ тщательно заботился, то тѣмъ болѣе сдѣлалъ бы все, когда бы видѣлъ находящихся въ опасности. Посмотри, какъ онъ въ посланіи къ Филимону заботится объ Онисимѣ, какъ мудро, какъ ревностно пишетъ о немъ. Если же объ одномъ рабѣ, и притомъ сбѣжавшемъ и унесшемъ много отъ господина своего, онъ не отказался составить цѣлое посланіе, то представь, каковъ онъ былъ въ отношеніи къ другимъ. Одно только онъ считалъ постыднымъ — пренебрегать чѣмъ-нибудь, потребнымъ для спасенія. Поэтому онъ употреблялъ всѣ средства и не щадилъ ничего для спасаемыхъ, ни словъ, ни имущества, ни тѣла; многократно жертвуя своею жизнію, онъ тѣмъ болѣе не пожалѣлъ бы имущества, если бы имѣлъ его. Но что я говорю: если бы имѣлъ? Не смотря и на отсутствіе (у него имущества), можно доказать, что онъ не жалѣлъ его. Не принимай этихъ словъ за загадку, а послушай опять, какъ онъ самъ говоритъ: азъ въ сладость иждиву и иждивенъ буду по душахъ вашихъ (2 Кор. 12, 15). И въ рѣчи къ Ефесянамъ говоритъ: сами вѣсте, яко требованію моему и сущымъ со мною послужистѣ руцѣ мои сіи (Дѣян. 20, 34). Будучи великъ въ главной изъ добродѣтелей — любви, онъ былъ сильнѣе всякаго пламени; какъ желѣзо, брошенное въ огонь, все дѣлается огнемъ, такъ и онъ, пылая огнемъ любви, весь сталъ любовію; и какъ общій отецъ всей вселенной, онъ поступалъ со всѣми подобно родителямъ, или — лучше — превосходилъ всѣхъ родителей заботами о тѣлесныхъ и духовныхъ нуждахъ, не щадя для возлюбленныхъ ничего, ни имущетства, ни словъ, ни тѣла, ни души.

Поэтому онъ и называлъ любовь исполненіемъ закона, союзомъ совершенства, матерію всѣхъ благъ, началомъ и концомъ добродѣтели, поэтому и говорилъ: конецъ же завѣщанія есть любы отъ чиста сердца и совѣсти благія (Тим. 1, 5); и еще: еже бо непрелюбы сотвориши, не убіеши, и аще кая ина заповѣдь, въ семъ словеси совершается, во еже возлюбиши искренняго твоего, якоже самъ себе (Рим. 13, 9). Итакъ, если и начало, и конецъ, и всѣ блага — въ любви, будемъ и въ ней соревновать Павлу, потому что и онъ чрезъ нее сдѣлался такимъ. Не указывай мнѣ на мертвыхъ, которыхъ онъ воскрешалъ, и на прокаженныхъ, которыхъ онъ очищалъ: Богъ не потребуетъ отъ тебя ничего такого. Пріобрѣти любовь Павлову — и получишь совершенный вѣнецъ. Кто говоритъ это? Самъ питавшій въ себѣ любовь; онъ поставлялъ ее выше и знаменій, и чудесъ, и многаго другого. Такъ какъ онъ вполнѣ руководился ею, то и зналъ въ точности силу ея. Чрезъ нее онъ и самъ сдѣлался такимъ, и ничто столько не доставило ему достоинства, какъ сила любви, — почему онъ и говорилъ: ревнуйте дарованій большихъ, и еще по превосхожденію путь вамъ показую, называя любовь этимъ превосходнымъ и удобнымъ путемъ (1 Кор. 12, 31). Будемъ же и мы постоянно ходить этимъ путемъ, дабы намъ увидѣть Павла, или — лучше — Господа Павлова, и сподобиться нетлѣнныхъ вѣнцовъ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ второй: Въ двухъ книгахъ. Кн. II. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1896. — С. 525-529.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0