Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ родился ок. 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. далѣе>>

Творенія

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)
На Благовѣщеніе преславной Владычицы нашей Богородицы.

Опять радостныя благовѣствованія, опять извѣщенія о свободѣ, опять отозваніе назадъ, опять возвращеніе, опять голосъ веселія, опять освобожденіе отъ рабства: ангелъ бесѣдуетъ съ Дѣвою, такъ какъ и съ женою бесѣдовалъ змій. Въ мѣсяцъ шестый, говорится, посланъ бысть ангелъ Гавріилъ отъ Бога къ Дѣвѣ обрученнѣй мужеви (Лук. 1, 26-27). Гавріилъ былъ посланъ объявить всемірное спасеніе; Гавріилъ былъ посланъ, неся Адаму обѣщаніе возвращенія изъ плѣна; Гавріилъ былъ посланъ въ Дѣвѣ, чтобы измѣнить безчестіе женскаго пола въ честь; Гавріилъ былъ посланъ, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертогъ; Гавріилъ былъ посланъ, чтобы помолвить созданіе съ Создателемъ; Гавріилъ былъ посланъ къ одушевленному дворцу Царя ангеловъ; Гавріилъ былъ посланъ къ Дѣвѣ, обрученной Іосифу, но сберегаемой для Сына; былъ посланъ безтѣлесный рабъ къ чистой Дѣвѣ; былъ посланъ свободный отъ грѣха къ недопускающей тлѣнія; былъ посланъ свѣтильникъ, чтобъ указать на Солнце правды; было послано утро, бѣгущее впереди свѣта дня; былъ посланъ Гавріилъ, показывающій Того, Кто находится въ нѣдрахъ Отца и въ объятіяхъ Матери; былъ посланъ Гавріилъ, показывающій на Того, Кто находится на тронѣ и въ вертепѣ; былъ посланъ воинъ, вопіющій о таинствѣ Царя, — таинствѣ, познаваемомъ вѣрою, не изслѣдуемомъ излишнимъ любопытствомъ, — таинствѣ, покланяемомъ, не взвѣшиваемомъ какъ бы на вѣсахъ, — таинствѣ, исповѣдуемомъ, не измѣряемомъ. Въ мѣсяцъ шестый посланъ бысть Гавріилъ къ Дѣвѣ. О какомъ шестомъ мѣсяцѣ говорится? О какомъ? Съ какого Елисавета приняла благовѣствованіе, съ какого зачала Іоанна. Откуда это ясно? Пусть объяснитъ самъ архангелъ, говорящій Дѣвѣ: се, говоритъ онъ, Елисаветъ, южика твоя, и та зачатъ сына; и сей мѣсяцъ шестый есть ей нарицаемѣй неплоды (Лук. 1, 36). Въ мѣсяцъ шестый. Шестый мѣсяцъ зачатія Іоанна. Надлежало, чтобъ прежде пришелъ воинъ, надлежало, чтобъ прежде явился тѣлохранитель, надлежало, чтобъ сначала проложилъ путь возвѣститель Господня пришествія. Въ мѣсяцъ шестый посланъ бысть ангелъ Гавріилъ къ Дѣвѣ обрученнѣй мужеви, не вступившей въ бракъ; хотя обрученнѣй, но сохраняемой. Почему — обрученнѣй? Чтобы разбойникъ тотъ не узналъ въ скорости о таинствѣ. Что Царь придетъ съ помощію Дѣвы, лукавый зналъ, потому что и онъ самъ слышалъ слова Исаіи: се Дѣва во чревѣ зачнетъ (Ис. 7, 14); и естественно сторожилъ все въ отдѣльности, что было предсказано о Дѣвѣ, чтобы, гдѣ замѣтитъ, что исполняется это таинство, приготовить хулу. Поэтому Господь пришелъ чрезъ посредство обрученной, уже принявшей на себя обязательство. Въ мѣсяцъ шестый посланъ бысть ангелъ Гавріилъ къ Дѣвѣ обрученнѣй мужеви, емуже имя Іосифъ. Послушай, что говоритъ пророкъ объ этомъ мужѣ и Дѣвѣ. Дастся книга запечатлѣнная человѣку вѣдущему Писанія (Ис. 29, 11). Что это за книга запечатлѣнная, если, конечно, не чистая Дѣва? Отъ кого она дастся? Ясно, что отъ священниковъ. Кому она будетъ дана? Плотнику Іосифу. Этотъ Іосифъ, прежде жившій въ честномъ бракѣ и родившій сыновей, потерялъ жену и остальное время жилъ въ цѣломудріи, воспитывая дѣтей въ ученіи и наставленіи Господнемъ. Вѣдь извѣстно, что апостолъ Павелъ, придя для проповѣди и найдя одного изъ его сыновей, пишетъ, говоря: иного же отъ апостолъ не видѣхъ, токмо Іакова брата Господня (Гал. 1, 19), не какъ рожденнаго отъ Дѣвы Маріи, но — отъ Іосифа. Итакъ, какъ священники сочетали Марію съ цѣломудреннымъ Іосифомъ, и предложили ее ему, выжидая удобнаго для брака времени, то онъ, принявши, долженъ былъ сохранять Дѣву въ неповрежденности. Это пророкъ предсказалъ много ранѣе: дастся, говоритъ онъ, книга занѣчатлѣнная человѣку вѣдущему Писанія, то есть, сочетавшемуся бракомъ, и онъ скажетъ: не могу прочитать. Почему не можешь, Іосифъ? Не могу, говоритъ, прочитать, потому что книга запечатана. Для кого она сохраняется? Она сберегается въ жилище для Творца всяческихъ. Но возвратимся къ предмету. Въ мѣсяцъ шестый посланъ бысть Гавріилъ къ Дѣвѣ, конечно, получивъ таковыя приказанія. Слушай — говоритъ — ангелъ, будь слугою страшнаго таинства, послужи сокровенному чуду, Мои сострадательныя чувства понуждаютъ Меня снизойти къ разысканію заблудшаго Адама. Грѣхъ сдѣлалъ ветхимъ сотвореннаго по Моему образу, испортилъ твореніе Моихъ рукъ, помрачилъ красоту, которую Я создалъ; волкъ владѣетъ Моимъ скотомъ; райское жилище опустѣло. Древо жизни охраняется пламеннымъ мечемъ и заперто мѣсто наслажденія. Я оказываю состраданіе тому, кто подвергся нападенію, и желаю поймать врага. Я хочу, чтобъ это было скрыто отъ всѣхъ находящихся на небѣ силъ, тебѣ одному только повѣряю тайну; иди къ Дѣвѣ Маріи, отправься въ одушевленнымъ вратамъ, о которыхъ говоритъ пророкъ: преславная глаголашася о тебѣ, граде Божій (Псал. 86, 3). Отправься въ Моему раю, одаренному разумомъ; отправься въ восточному городу; отправься къ жилищу, достойному Моего Слова; отправься ко второму небу на землѣ; отправься въ легкому облаку; объяви ему о дождѣ Моего явленія; отправься къ приготовленному для меня святилищу; отправься къ чертогу Моего вочеловѣченія; отправься къ чистой брачной комнатѣ Моего плотскаго рожденія; скажи въ уши разумнаго ковчега, уготовай Мнѣ преддверіе слуха; но не приведи въ смятеніе, не разстрой души Дѣвы; со скромностью предстань ко святилищу; прежде всего воскликни къ ней голосомъ радости; скажи Маріи: радуйся, благодатная (Лук. 1, 28), чтобы Я оказалъ состраданіе къ страждущей Евѣ. Ангелъ услышалъ это и, какъ естественно, размышлялъ самъ собою: необыкновенное дѣло — превосходящее мысль слово; Страшный для херувимовъ, на Котораго не могутъ зрѣть серафимы, Непостижимый для всѣхъ ангельскихъ силъ, о какомъ возвѣщаетъ обстоятельствѣ! Объявляетъ Дѣвѣ о присутствіи въ ней Своего Лица, лучше же сказать: обѣщаетъ ей о входѣ чрезъ посредство слуха! И Осудившій Еву спѣшитъ столь много прославить ея Дочь и говоритъ: приготовь Мнѣ входы слуха! И можетъ ли чрево вмѣстить Невмѣстимаго? Поистинѣ страшное таинство! Когда ангелъ размышлялъ объ этомъ, Господь говоритъ ему: что смущаешься и изумляешься, Гавріилъ? Не былъ ли ты недавно посланъ Мною къ священнику Захаріи? Не далъ ли ты ему добрыхъ извѣстій относительно рожденія Іоанна? Не наложилъ ли ты на невѣровавшаго іерея наказанія молчаніемъ? Не осудилъ ли ты старца на лишеніе голоса? Не ты ли провозвѣстилъ, не Я ли утвердилъ? Не послѣдовало ли дѣло за твоимъ благовѣствованіемъ? Не зачала ли неплодная? Не оказала ли повиновенія утроба? Не отступила ли болѣзнь безплодія? Не убѣжало ли бездѣйствіе естества? Не есть ли теперь приносящею плодъ та, которая доселѣ не приносила плодовъ? Развѣ изнеможетъ у Меня — Творца всякъ глаголъ (Лук. 1, 37)? Итакъ, почему ты охваченъ сомнѣніемъ? Что же опять ангелъ? Господи, исцѣлить недостатки естества, превратить бурю страданій, призвать мертвенность членовъ къ животворящей силѣ, повелѣть естеству проявить силу дѣторожденія, уничтожить неплодство въ членахъ уже устарѣвшихъ, видоизмѣнить состарѣвшійся стебель въ состояніе зеленѣющаго, внезапно показать безплодную ниву матерью колосьевъ, все это — дѣло Твоего могущества, обычно совершаемое, и свидѣтельствуютъ — Сарра и послѣ нея Ревекка, и опять Анна, подчиненныя рабству тягостной болѣзни неплодія, а потомъ принявшія отъ Тебя свободу. А чтобъ родила дѣва, не вступившая въ сношеніе съ мужемъ, это — выше законовъ естества. Но и Твое пришествіе Ты возвѣщаешь Дѣвицѣ. Предѣлы неба и земли не вмѣщаютъ Тебя; и какимъ образомъ вмѣститъ Тебя дѣвическая утроба? И Господь говоритъ: какимъ образомъ вмѣстила Меня палатка Авраамова? Ангелъ говоритъ: потому что онъ владѣлъ полнотою гостепріимства. Потомъ подумай, Господи, тамъ Ты явился патріарху въ расположенной подлѣ дороги палаткѣ, и Ты, все наполняющій, прошелъ мимо. Какимъ образомъ вытерпитъ огонь божества Марія? Престолъ Твой пламенѣетъ, озаряемый сіяніемъ, и неужели Дѣва можетъ безъ ужаса носить Тебя? Да, конечно, еслибы огонь въ пустынѣ причинилъ вредъ купинѣ (Исх. гл. 3), то несомнѣнно повредило бы и Маріи Мое присутствіе; если же тотъ огонь, изображавшій явленіе съ неба божескаго огня, только оросилъ купину, а не сжегъ, то что ты могъ бы сказать объ истинѣ, нисходящей не въ пламенномъ огнѣ, но въ видѣ дождя? Тогда наконецъ, ангелъ исполнилъ повелѣнное ему, и, придя къ Дѣвѣ и войдя, воскликнулъ къ Ней, говоря: радуйся, благодатная, Господь съ Тобою (Лук. 1, 28). Уже діаволъ не противъ Тебя, потому что гдѣ прежде врагъ нанесъ рану, тамъ врачъ налагаетъ пластырь; откуда смерть получила начало нападенія, оттуда жизнь соорудила входъ жизни. Чрезъ жену разливается зло, чрезъ жену текутъ блага. Радуйся, благодатная; не стыдись, какъ виновница осужденія, потому что Ты дѣлаешься Матерью Того, Кто осудилъ. Радуйся, благодатная; радуйся, непорочная, рождающая Жениха пребывавшему во вдовствѣ міру. Радуйся, благодатная, потопившая въ утробѣ матерней смерть; радуйся, одушевленный Божій храмъ; радуйся жилище, равное по своей цѣнѣ небу и землѣ; радуйся, пространное вмѣстилище невмѣстимаго естества. При такомъ положеніи, врачъ приступаетъ къ немощнымъ, сидящимъ во тьмѣ является солнце правды, обуреваемымъ — якорь и безопасная отъ морскихъ волнъ гавань, рабамъ, непримиримо ненавидимымъ, родился Посолъ и союзъ мира, плѣнниковъ посѣтилъ Избавитель, подверженныхъ нападенію непріятелей — крѣпкій Покровъ неизреченной радости и любви. Той бо есть миръ нашъ (Ефес. 2, 14), — какъ говоритъ божественный апостолъ, — миръ, которымъ, о, если бы намъ непрестанно наслаждаться, по благодати самого Христа и Бога нашего, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ второй: Въ двухъ книгахъ. Кн. II. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1896. — С. 854-857.



Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0