Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ родился ок. 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. далѣе>>

Творенія

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)
Бесѣда предъ отправленіемъ въ ссылку.

(Бесѣда эта была произнесена св. Іоанномъ Златоустомъ въ самый печальный періодъ его жизни. Соборъ придубскій произнесъ надъ нимъ приговоръ низложенія, и императоръ Аркадій, утвердившій этотъ приговоръ, издалъ указъ объ изгнаніи святителя изъ города. Преданная ему паства, узнавъ объ этомъ, въ теченіи трехъ дней охраняла ворота его жилища, проводя все время въ молитвѣ и даже забывая о нуждахъ своего тѣла. Святитель, которому переданъ былъ приказъ Аркадія, въ теченіи первыхъ двухъ дней отказался исполнить его, указывая на то, что надъ нимъ совершено было насиліе. Во второй день онъ произнесъ предъ своимъ преданнымъ народомъ бесѣду, исполненную назиданія и утѣшенія всѣмъ страждущимъ за правду. Бесѣда эта сохранилась въ греческомъ подлинникѣ, но къ ней иногда прибавлялись и такія вещи, которыя заставляютъ подозрѣвать ихъ подлинность.)


1. Много волнъ и сильна буря; но мы не боимся потопленія, потому что стоимъ на камнѣ. Пусть бушуетъ море, — разрушить камень оно не можетъ. Пусть поднимаются волны, — потопить корабль Іисусовъ онѣ не въ силахъ. Чего, скажи мнѣ, бояться намъ? Смерти ли? Но мнѣ еже жити Христосъ, и еже умрети пріобрѣтеніе есть (Флп. 1, 21). Ссылки ли, скажи мнѣ? Но Господня земля и исполненіе ея (Псал. 23, 1). Отнятія ли имущества? Но ничтоже внесохомъ въ міръ сей, явѣ, яко ниже изнести что можемъ (1 Тим. 6, 7). И все страшное въ мірѣ для меня презрѣнно, а благопріятное смѣшно. Я не боюсь бѣдности, не желаю богатства; не страшусь смерти, не желаю жить, развѣ для вашего преуспѣянія. Поэтому я и нынѣшнее вспоминаю, и убѣждаю вашу любовь сохранять мужество. Никто не можетъ разлучить насъ; чтó Богъ сочеталъ, то человѣкъ раздѣлить не можетъ. Если женѣ и мужу сказано: сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится къ женѣ своей, и будета два въ плоть едину: еже убо Богъ сочета, человѣкъ да не разлучаетъ (Матѳ. 19, 5-6); если ты не можешь расторгнуть брака, — то тѣмъ болѣе можешь ли разрушить Церковь Божію? Ты возстанешь на нее, не имѣя возможности повредить Тому, противъ кого враждуешь. Войною противъ меня ты дѣлаешь меня болѣе славнымъ, а собственную силу разрушаешь; жестоко ти есть противу рожна прати (Дѣян. 26, 14). Острія ты не притупишь, а ноги обагришь кровію; такъ и волны не разрушаютъ камня, а сами превращаются въ пѣну. Нѣтъ ничего, человѣкъ, сильнѣе Церкви; прекрати войну, чтобы тебѣ не разрушить своей силы, не вноси войны въ небо. Если ты воюешь съ человѣкомъ, то или побѣждаешь, или бываешь побѣжденъ; а когда воюешь съ Церковію, то побѣдить тебѣ невозможно, потому что Богъ сильнѣе всѣхъ. Или раздражаемъ Господа; еда крѣпчайши Его есмы (1 Кор. 10, 22)? Богъ утвердилъ: кто осмѣлится поколебать? Ты не знаешь могущества Его. Онъ призираетъ на землю, и творитъ ю трястися (Псал. 103, 32); повелѣваетъ, и колеблющееся утверждается. Если Онъ утвердилъ колебавшійся городъ, то тѣмъ болѣе можетъ утвердить Церковь. Церковь сильнѣе неба: небо и земля прейдутъ, словеса же Моя не прейдутъ (Матѳ. 24, 35). Какія словеса? Ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18).

2. Если не вѣришь слову, вѣрь дѣламъ. Сколько было тирановъ, хотѣвшихъ одолѣть Церковь! Сколько сковородъ! Сколько печей, звѣриныхъ зубовъ, изощренныхъ мечей! И не одолѣли. Гдѣ враждовавшіе? Они умолкли и преданы забвенію. А гдѣ Церковь? Она сіяетъ свѣтлѣе солнца. Ихъ дѣла исчезли, а дѣла ея безсмертны. Если христіане не побѣждены тогда, когда были малочисленны, то какъ ты можешь побѣдить ихъ, когда благочестіемъ полна вселенная? Небо и земля прейдутъ, словеса же Моя не прейдутъ. И весьма справедливо, потому что для Бога Церковь вожделѣннѣе неба. Небеснаго тѣла не принялъ Онъ, а плоть Церкви принялъ. Небо для Церкви, а не Церковь для неба. Ничто изъ случившагося пусть не смущаетъ васъ. Одолжите меня этимъ — вѣрою неизмѣнною. Развѣ вы не знаете, что Петръ, идя по водамъ и немного усумнившись, сталъ утопать не отъ безпорядочнаго движенія воды, а отъ слабости вѣры? Развѣ по человѣческимъ опредѣленіямъ мы пришли сюда? Развѣ человѣкъ привелъ насъ, чтобы человѣкъ могъ и извести? Это говорю я не по гордости, — да не будетъ, — и не по тщеславію, а желая утвердить колеблющееся въ васъ. Діаволъ захотѣлъ поколебать Церковь послѣ того, какъ успокоился городъ. Проклятый и коварнѣйшій діаволъ, ты не одолѣлъ стѣнъ, и надѣешься поколебать Церковь? Но развѣ Церковь — въ стѣнахъ? Церковь — во множествѣ вѣрующихъ. Вотъ, сколько твердыхъ столповъ, но желѣзомъ связанныхъ, но скрѣпленныхъ вѣрою! Не говорю, что столь великое множество сильнѣе огня; даже, если бы былъ и одинъ, ты не одолѣлъ бы его. Ты знаешь, какія раны нанесены тебѣ мучениками. Нерѣдко [мученіямъ] подвергалась нѣжная, неискусобрачная отроковица; она была мягче воска, и становилась тверже камня. Ты строгалъ ея ребра, а вѣры ея не похитилъ. Естество плоти ослабѣвало, а сила вѣры не оскудѣвала; тѣло истощалось, а душа юнѣла; составъ измождался, а благочестіе оставалось неизмѣннымъ. Ты не одолѣвалъ одной женщины, и надѣешься одолѣть столь многочисленный народъ? Развѣ не слышишь, чтó говоритъ Господь: идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20)? А гдѣ связанъ любовію столь многочисленный народъ, ужели тамъ нѣтъ Его? Я имѣю отъ Него залогъ; вѣдь развѣ на собственную силу я надѣюсь? Я владѣю Его Писаніемъ. Это — мой жезлъ, это — моя опора, это — моя безмятежная пристань. Хотя бы возмущалась вселенная, я держусь Его Писанія; я читаю его; эти письмена — моя стѣна и безопасность. Какія письмена? Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Христосъ со мною, и кого мнѣ бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, все это для меня ничтожнѣе паутины. Если бы не удерживала меня любовь къ вамъ, я не отказался бы идти куда угодно и сегодня. Я всегда говорю: Господи! да будетъ воля Твоя (Матѳ. 8, 10); не то да будетъ, чего хочетъ тотъ или этотъ, но чего хочешь Ты. Это — моя твердыня, это — мой камень неподвижный, это — мой жезлъ несокрушимый. Если Богу угодно, чтобы это было, да будетъ! Если же Онъ хочетъ, чтобы я былъ здѣсь, благодарю Его. Какъ угодно Ему, за все благодарю.

3. Пусть не смущаетъ васъ никто; усердно молитесь. Это сдѣлалъ діаволъ, чтобы прекратить ваше усердіе къ священнослуженію. Но онъ не успѣлъ въ этомъ; мы нашли васъ еще болѣе ревностными и пламенными. Завтра я выйду на богослуженіе съ вами. Гдѣ я, тамъ и вы; гдѣ вы, тамъ и я: мы — одно тѣло; тѣло отъ головы, и голова отъ тѣла не отдѣляется. Мы раздѣлены мѣстомъ, но соединены любовію, и самая смерть не можетъ разлучить насъ; хотя бы и умерло мое тѣло, живетъ душа, и помнитъ о народѣ. Вы мнѣ отцы: какъ я могу забыть васъ? Вы мнѣ отцы, вы мнѣ жизнь, вы мнѣ похвала. Если вы успѣваете, я прославляюсь; моя жизнь, мое богатство хранится въ вашей сокровищницѣ. Тысячу разъ готовъ я быть убитымъ за васъ, и это считаю не заслугой съ моей стороны, а исполненіемъ долга, потому что пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы (Іоан. 10, 11); тысячу разъ готовъ я быть убитымъ, и тысячу разъ подвергаться отсѣченію головы. Для меня эта смерть — переходъ къ безсмертію; эти козни для меня — средство къ достиженію безопасности. Развѣ изъ-за денегъ подвергаюсь я кознямъ, чтобы мнѣ скорбѣть? Развѣ — за грѣхи, чтобы мнѣ сѣтовать? Нѣтъ, за любовь къ вамъ, за то, что я все дѣлаю, чтобы привести васъ въ безопасность, чтобы никто но проникъ въ паству, чтобы стадо пребывало невредимымъ. Этого достаточно, чтобы мнѣ заслужить вѣнецъ. Чего не потерпѣлъ бы я за васъ? Вы мнѣ сограждане, вы мнѣ отцы, вы мнѣ братья, вы мнѣ дѣти, вы мнѣ члены, вы мнѣ тѣло, вы мнѣ свѣтъ, даже гораздо усладительнѣе этого свѣта. Развѣ доставляютъ мнѣ солнечные лучи что-нибудь такое, что — ваша любовь? Солнечные лучи приносятъ мнѣ пользу въ настоящей жизни, а ваша любовь сплетаетъ мнѣ вѣнецъ въ будущей. Это говорю я въ уши слушающихъ; а какія уши усерднѣе вашихъ къ слушанію? Вы бодрствовали столько дней, и ничто не утомило васъ; ни продолжительность времени, ни страхи, ни угрозы не произвели въ васъ ослабленія; во всемъ вы оказались мужественными. И что я говорю: оказались? Вы сдѣлали то, чего я всегда желалъ: презрѣли дѣла житейскія, отказались отъ земли, переселились на небо, освободились отъ тѣлесныхъ узъ, подвизались въ блаженной любви къ истинѣ. Вотъ мои вѣнцы, вотъ ободреніе, вотъ утѣшеніе, вотъ мое помазаніе, вотъ жизнь, вотъ залогъ безсмертія!

4. [1] Но я вижу нѣкоторыхъ изъ тѣхъ, которые убѣждали меня оставаться при моихъ убѣжденіяхъ. Многія изъ благопріятныхъ дѣлъ обращаются въ противныя; и я уже подпалъ злобѣ тѣхъ, кому казался ревнителемъ. Одни, нападая на образъ жизни, своими нападками достигаютъ побѣды благодаря разнообразію взглядовъ [на этотъ предметъ]; другіе, правда, не угрожали сами, но принимали сторону первыхъ. Теперь время сказать о моей скорби. Законъ остается въ силѣ, но законодатель побѣждается. Дѣти! Свидѣтельствуюсь вашею любовію: я вижу козни, поднимающія войну и оскорбляющія Бога; вижу борьбу потерянною и подвигоположника скорбящимъ; вижу убѣжденіе въ истинѣ ослабѣвшимъ, а козни торжествующими. Мнѣ говорятъ: ты крестилъ послѣ принятія пищи. Если я дѣлалъ это, да буду анаѳема, да не считаюсь въ главѣ епископовъ, да не буду вмѣстѣ съ ангелами, да не буду угоденъ Богу. Впрочемъ, если я и крестилъ, вкусивъ пищи, то не сдѣлалъ ничего непристойнаго. Выслушай внимательно, что я говорю и что говорить не перестану. Говорить — для меня необременительно, а для васъ — полезно. Но возвратимся къ предмету. Говорятъ, что я крестилъ, вкусивъ пищи. Пусть же низложатъ Павла за то, что онъ совершилъ крещеніе темничнаго стража послѣ вечери. Дерзаю сказать: пусть низложатъ и самого Христа за то, что Онъ преподалъ своимъ ученикамъ причащеніе послѣ вечери. Нѣтъ, это у насъ въ надлежащемъ порядкѣ и уваженіи; это — свѣтлыя дѣла мира; это — похвала народу. Это — мой вѣнецъ, а вашъ плодъ. Вы знаете, возлюбленные, за что еще хотятъ низложить меня. За то, что я не разстилалъ ковровъ, не облачался въ шелковыя одежды и не угождалъ чревоугодію другихъ. Порожденія аспида еще процвѣтаютъ; еще осталось сѣмя Іезавели; но еще подвизается и благодать со Иліею. Вспомнимъ дивнаго и богатаго вѣстника жизни, т. е. Іоанна, бѣдняка, у котораго не было даже и свѣтильника, но который имѣлъ лампаду Христову, котораго главы пожелала сослужительница Евы, бывшая препятствіемъ для святыхъ, гнавшая пророковъ, коварно проповѣдавшая постъ, знавшая пляску, достойную названія эхидниной, плясавшая во время некончившагося пиршества. Она не пожелала жизни, не пожелала множества денегъ, или царскаго достоинства, или изобилія въ чемъ-нибудъ другомъ. Но, скажи мнѣ, человѣкъ, чего пожелала она? Головы человѣка. Что я говорю? Не просто человѣка, но благовѣстника. Однако, и получивъ голову, она не одержала побѣды. Она потребовала головы и отсѣкла ее, получивъ на блюдѣ удовлетвореніе беззаконнаго желанія. Смотри же и подивись силѣ Божіей. Невинный обличалъ и былъ усѣченъ; но усѣченный — въ десницѣ Христовой, а она подверглась неотвратимому наказанію. [Теперь] опять сѣмя той [Іезавели], это тернистое произрастеніе обнаруживается и преуспѣваетъ. Но, тогда какъ Иродіада требуетъ головы Іоанна, мы ликуемъ не тѣмъ ликованіемъ, которое выражается движеніемъ ногъ, а вдохновеннымъ ликованіемъ Маріами. Іоаннъ же опять взываетъ и говоритъ: не достоитъ тебѣ имѣти жену брата твоего (Марк. 6, 18).

5. Что еще сказать? Настоящее время есть время слезъ. Все стремится къ безславію, и все подлежитъ суду времени. Все оцѣнивается золотомъ. Между тѣмъ святый Давидъ говоритъ и взываетъ: богатство аще течетъ, не прилагайте сердца (Псал. 61, 11). А кто, скажи мнѣ, былъ человѣкъ, произнесшій это изреченіе? Не возсѣдалъ ли онъ на высотѣ царскаго престола? Не былъ ли облеченъ царскою властію? Но онъ не склонялся на хищеніе; помыслы его не были направлены къ истребленію благочестія; заботился онъ не о сокровищахъ, а о воинскихъ дружинахъ, и не угождалъ женѣ. Избѣгайте же вы, жены, чуждыхъ вамъ собраній; не внушайте мужьямъ худыхъ совѣтовъ, но утверждайтесь въ томъ, что сказано. Погасили ли мы вашъ пламень? Смягчилось ли ваше сердце? Впрочемъ я знаю, что дщери Маріами получатъ пользу; прочія же пресытились безъ вина и упились сребролюбіемъ, какъ взываетъ и проповѣдуетъ блаженный Павелъ: корень всѣмъ злымъ сребролюбіе есть (1 Тим. 6, 10). Такъ безумныя женщины заграждаютъ слухъ свой, и, вмѣсто добраго сѣмени, произращаютъ терніе. Но увѣщеваю васъ, не допустите, чтобы наше сѣмя бросаемо было какъ бы на камень. Мы — нива Христа, отъ Котораго услышимъ: добрѣ, рабе благій, вниди въ домъ Мой; но какъ бы, вмѣсто этого не было сказано: злый рабе (Матѳ. 25, 23. 26)! Увѣщеваю же васъ, да просвѣтится жизнь ваша предъ человѣками, да не обуяемъ своей соли, но будемъ прославлять и благодарить — богатые богатаго, бѣдные человѣколюбиваго и нищелюбиваго Христа, сильные мощную руку Его. Это — касательно васъ. А мнѣ Богъ попускаетъ терпѣть то, что умышляютъ противъ меня, можетъ быть, для того, чтобы испытать меня бѣдствіями, потому что побѣда непремѣнно сопровождается трудами и вѣнецъ уготовляется подвигами. Такъ и божественный Павелъ говорилъ: теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ, прочее убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды (2 Тим. 4, 7-8). Этого вѣнца да сподобитъ васъ Владыка всѣхъ во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Этотъ и слѣдующій параграфы возбуждаютъ сомненіе въ своей подлинности.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ третій: Въ двухъ книгахъ. Кн. ІІ. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1897. — С. 444-449.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0