Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ родился ок. 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. далѣе>>

Творенія

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)
Бесѣда по возвращеніи изъ изгнанія
[1].

Подлинно, велика буря, и свирѣпы волны; но я не боюсь потопленія, потому что стою на камнѣ. Пусть бушуетъ море, поколебать камня оно не можетъ; пусть возстаютъ волны, корабль Іисусовъ потонуть не можетъ. Къ чему же все это? Мнѣ ли, кому еже жити — Христосъ, и еже умрети пріобрѣтеніе (Флп. 1, 21), бояться смерти? Страшиться ли мнѣ изгнанія, когда я знаю, что Господня земля и исполненіе ея (Псал. 23, 1)? Или опасаться лишенія имущества, когда я знаю, что если ничтоже внесохомъ въ міръ сей, явѣ, яко ниже изнести что можемъ (1 Тим. 6, 7)? Чтó есть въ мірѣ устрашающаго, я презираю; надъ тѣмъ, что есть въ немъ привлекательнаго, я смѣюсь. Богатства я не желаю, бѣдности не страшусь, смерти не боюсь. Самой жизнью я дорожу только для вашего преуспѣянія, и умоляю вашу любовь, чтобы вы были спокойны. Никто не можетъ разлучить насъ съ вами. Чтó Христосъ соединилъ, того человѣкъ не разлучитъ. Если о мужѣ и женѣ сказано: сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь и прилѣпится къ женѣ своей, и будета два въ плоть едину (Быт. 2, 24), и если это брачное сочетаніе не можетъ быть разрушено человѣкомъ, тѣмъ болѣе не можетъ быть разлучена церковь съ пастыремъ. Ты нападаешь на меня? Но какой вредъ причинитъ мнѣ твое нападеніе, кромѣ того только, что меня ты своими нападеніями сдѣлаешь болѣе славнымъ, а свою силу сокрушишь? Жестоко ти есть противу рожна прати (Дѣян. 9, 15); острія ты не притупишь, а свои ноги обагришь кровью. Развѣ волны, которыя бьютъ о камень, достигаютъ чего-нибудь бóльшаго, кромѣ того, что сами разбиваются и обращаются въ пѣну? Нѣтъ ничего сильнѣе Церкви Христовой. Кто съ ней захочетъ бороться, тотъ неизбѣжно погубитъ свои силы: это все равно, что ополчиться войной противъ неба. Когда ты воюешь съ человѣкомъ, ты можешь побѣдить или быть побѣжденнымъ, а Церковь побѣдить никакая сила не можетъ. Церковь — Божія, а Богъ всего сильнѣе. Или раздражаемъ Господа, еда крѣпчайши его есмы (1 Кор. 10, 22)? Господь основалъ, а ты пытаешься ниспровергнуть? Или хочешь испытать могущество Божіе? Онъ призираетъ на землю и творитъ ю трястися (Псал. 103, 32); повелѣваетъ, и трусъ прекращается. Развѣ ты не видѣлъ, сколько разъ Онъ утверждалъ твой потрясенный городъ? Тѣмъ болѣе можетъ Онъ оградить отъ потрясеній Свою Церковь. Церковь выше земли, она превосходитъ даже небо. Небо и земля мимоидутъ, словеса же Моя не мимоидутъ (Матѳ. 24, 35). Какія слова? Ты еси Петръ, и на семъ камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Если не вѣришь слову, то дѣламъ долженъ повѣрить. Сколькими тиранами воздвигались гоненія на Церковь Божію? Сколько употреблялось ими мученій, крестовъ, сколько костровъ, печей, дикихъ звѣрей, изощренныхъ мечей? И они ничего не достигли. Гдѣ теперь тѣ, которые дѣлали это, и гдѣ тѣ, которые мужественно перенесли все это. Теперь тѣ подвергаются вѣчнымъ мученіямъ, а эти ублажаются вѣчнымъ веселіемъ. Церковь превзошла своимъ блескомъ блескъ солнца, а ея гонители объяты вѣчнымъ мракомъ. Развѣ ты не знаешь, что [нѣкогда] было только одиннадцать, и они не были побѣждены? Теперь, когда вселенная наполнена множествомъ вѣрующихъ, какъ они могутъ быть побѣждены? Небо и земля мимоидутъ, словеса же Моя не мимоидутъ. И несомнѣнно такъ, потому что для Бога Церковь дороже неба. Не Церковь для неба, а небо для Церкви. Итакъ, прошу, пусть ничто не смущаетъ васъ изъ того, чему вы были свидѣтелями. Будемъ имѣть предъ глазами примѣръ Петра: онъ ходилъ по водамъ, но усомнился, и тогда едва не погибъ, не отъ сильныхъ волнъ, но по слабости вѣры. Развѣ по человѣческой волѣ мы пришли сюда, или человѣкомъ можемъ быть удалены отсюда? Это я говорю не изъ надменности или самохвальства, но чтобы укрѣпить сердца ваши, объятыя смущеніемъ. Вспомните, какъ подвижеся и трепетна бысть земля (Псал. 17, 8), но городъ не былъ разрушенъ. Нечестивѣйшій діаволъ, какъ ты думаешь, что можешь одолѣть Церковь, послѣ того какъ не могъ разрушить и потрясенныхъ стѣнъ? А Церковь не въ стѣнахъ, но во множествѣ вѣрующихъ. Какъ сильны вы, какъ непоколебимо вы стоите, связанные не желѣзомъ, а вѣрою! Но что я говорю о такомъ множествѣ? Одного вѣрнаго ты не можешь одолѣть. О, діаволъ, развѣ ты не знаешь, что причинили тебѣ мученики? Часто [на мученія] выходила дѣвица нѣжнаго возраста, юныхъ лѣтъ, и оказывалась крѣпче желѣза; ты строгалъ ребра ея, но вѣры поколебать не могъ. Часто тѣло истощалось въ мученіяхъ, а крѣпость вѣры не ослабѣвала; плоть изнурялась, а духъ не поддавался испытанію; существо изнемогало, а терпѣніе пребывало. Если такимъ образомъ одна дѣвица тебя побѣждала, то какъ ты надѣешься побѣдить вѣру этого столь великаго и столь вѣрнаго множества? Развѣ ты не слышишь гласа Господа, говорящаго: идѣже бо еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20)? Что же тамъ, гдѣ связано узами любви такое множество вѣрныхъ? Не на собственныя силы я полагаюсь, меня поддерживаетъ Писаніе Господа моего; я опираюсь на Его руку, она послужитъ мнѣ надежной опорой и сдѣлаетъ меня безопаснымъ и спокойнымъ. Хотя бы вселенная поколебалась, я держусь обѣтованія Господня. Я читаю Его руку. [Въ Писаніи Господь подаетъ мнѣ руку, какъ тогда Петру]; вотъ моя несокрушимая защита. Вы хотите, чтобы я напомнилъ вамъ это обѣщаніе Господне? Се, говоритъ, Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 18, 20). Со мной Христосъ, — кого мнѣ бояться? Хотя бы волны неистовствовали, и все море устремилось противъ меня, или ярость правителей, все это для меня паутина, даже ничтожнѣе паутины. И если бы не ваша немощь, я сегодня же не усомнился бы идти, куда угодно. Я всегда повторяю: Господи, да будетъ воля Твоя (Матѳ. 6, 10); не то, что хочетъ тотъ или другой, но что Ты хочешь. Твоя воля для меня крѣпче всякой башни, скала непоколебимая, опора надежная. Если Ты хочешь удержать меня здѣсь, я благодарю; если не хочешь, одинаково благодарю. Пусть никто не смущаетъ васъ, братіе, только молитесь: вѣдь діаволъ и дѣлаетъ все это только для того, чтобы разсѣять ваше усердіе и прервать ваши подвиги въ молитвѣ и бдѣніяхъ. Но пусть же не удастся ему расхитить ваше усердіе къ церкви: пусть онъ найдетъ васъ бодрыми и еще болѣе возбудитъ вашу ревность. Завтра я выйду съ вами на молитву: и гдѣ я, тамъ будете и вы; гдѣ вы, тамъ буду и я. Мы одно тѣло, и ни голова отъ тѣла, ни тѣло отъ головы не можетъ быть отдѣлено; хотя бы раздѣляло насъ другъ отъ друга пространство, мы соединены любовью. Самая смерть не разлучитъ меня съ вами: пусть умретъ мое тѣло, душа моя жива и помнитъ о васъ. Вы мнѣ отцы, вы мнѣ мать, вы мнѣ жизнь, вы мнѣ друзья; если вы преуспѣваете, я буду радоваться. Вы мой вѣнецъ и мое богатство; вы мое сокровище. Тысячу разъ готовъ я принести себя въ жертву за васъ; и это не заслуга съ моей стороны, а мой долгь. Пастырь добрый долженъ душу свою полагать за овцы своя (Іоан. 10, 11); такая смерть уготовляетъ безсмертіе. Не земныя богатства и не какой-нибудь грѣхъ, — по справедливости, тогда я терпѣлъ бы огорченія, — навлекли на меня эти козни, но моя любовь къ вамъ, именно, что я все дѣлаю для вашего преуспѣянія и никому не допускаю вторгаться въ это благоустроенное стадо, но соблюдаю васъ въ непорочной вѣрѣ. Вотъ въ чемъ причина моихъ бѣдствій, и этого достаточно мнѣ для полученія вѣнца. Да и чего я не потерпѣлъ бы ради васъ? Вы мои граждане, вы мои братья, вы мои дѣти, вы мои члены, вы мое тѣло, вы для меня свѣтъ, даже вожделѣннѣе этого свѣта. Могутъ ли лучи солнца доставить мнѣ то, чѣмъ украшаетъ меня ваша любовь? За любовь вашу приготовляется мнѣ вѣнецъ въ будущемъ вѣкѣ, а блескъ солнца этого доставить не можетъ. Это я говорю въ уши слушающихъ. А что внимательнѣе и охотнѣе къ слушанію, чѣмъ ваши уши? Вотъ сколько дней уже вы бодрствуете, и никого изъ васъ не склонилъ сонъ, никого не обезсилила продолжительность времени. Никто не уступилъ страху или угрозамъ, но то, чѣмъ хотѣли устрашить васъ, сдѣлало васъ болѣе сильными. Теперь я вижу въ васъ то, чего всегда желалъ: вы пренебрегли земными непріятностями и въ лице всѣхъ объявили, что совсѣмъ теперь не заботитесь о землѣ и земныхъ дѣлахъ. Теперь мнѣ уже кажется, что вы переселились на небо, освободились отъ узъ тѣла и преуспѣваете въ этой блаженной и небесной философіи. Теперь я спокоенъ за васъ; это мое утѣшеніе, это, какъ бальзамъ, подкрѣпляетъ меня въ моемъ подвигѣ, дѣлаетъ болѣе сильнымъ для борьбы и возводитъ къ безсмертной и вѣчной радости. За все это воздадимъ благодареніе Богу, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Эта бесѣда, весьма сходная съ предшествующей, въ изданіи Миня существуетъ только на латинскомъ языкѣ, съ котораго и сдѣланъ переводъ ея.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ третій: Въ двухъ книгахъ. Кн. ІІ. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1897. — С. 449-452.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0