Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ родился ок. 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. далѣе>>

Творенія

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

3. Епископамъ, пресвитерамъ и діаконамъ, заключеннымъ за благочестіе въ темницу [1].

Блаженны вы въ темничномъ заключеніи, въ цѣпяхъ и узахъ; блаженны троекратно, тысячекратно блаженны вы, возбудившіе во всей вселенной нѣжное участіе къ себѣ и содѣлавшіе своими приверженцами даже людей, далеко отъ васъ находящихся! Повсюду, на морѣ и сушѣ, прославляются ваши подвиги, ваше мужество, ваша непреклонная воля, вашъ чуждый раболѣпства образъ мыслей. Не сломило васъ ничто — изъ всего, что считается страшнымъ, — ни судилище, ни палачъ, ни безчисленныя пытки, ни тысячекратныя угрозы смертью, ни судьи съ пламенемъ въ устахъ, ни враги, скрежещущіе зубами и воздвигающіе всевозможныя интриги, ни безсовѣстная клевета, ни безтыдныя обвиненія, ни ежедневно предъ глазами являющаяся смерть; для утѣшенія во всемъ этомъ вамъ достаточно было причины всего этого. За то всѣ открыто возлагаютъ на васъ вѣнцы и провозглашаютъ вашу славу, — не друзья только, но и сами враги и виновники вашихъ истязаній; если же иные — и не открыто, то стоитъ только заглянуть въ ихъ совѣсть, въ глубинѣ ея и у нихъ окажется великое удивленіе вамъ. Таково свойство добродѣтели: ей удивляются даже и тѣ, кто ее преслѣдуетъ. Таково свойство зла: его презираютъ даже тѣ, кто его дѣлаетъ. И все это еще здѣсь; а что — тамъ, на небѣ, какое слово въ состояніи это выразить? Ваши имена уже вписаны въ книгу жизни и вы сопричислены къ сонму святыхъ мучениковъ. Ясно знаю я все это, не потому, чтобы входилъ на небо, но потому, что узналъ изъ божественныхъ вѣщаній. Если (Іоаннъ), этотъ плодъ неплодной, этотъ гражданинъ пустыни, возставшій противъ беззаконнаго брака (Ирода Филиппа) и могшій не отвратить беззаконіе, а только обличать его, будучи вверженъ за то въ темницу и обезглавленъ, содѣлался мученикомъ и первымъ изъ мучениковъ, — то подумайте, какую получите награду вы, возставшіе за преступленіе отеческихъ законовъ и постановленій, за попраніе и нарушеніе правъ священства, и столько пострадавшіе за правду и за праведное обличеніе безстыдныхъ клеветъ! Не достоитъ ти имѣти жену Филиппа, брата твоего (Матѳ. 14, 4), сказалъ тогда этотъ добродѣтельный и великій мужъ, и этого было достаточно, чтобы получить ему неизреченное дерзновеніе. Такъ и вы сказали: вотъ наши тѣла, — ихъ можно подвергнуть наказаніямъ, мученіямъ, пыткамъ, — губи, изводи ихъ, какими хочешь, мученіями; но мы не соглашаемся клеветать и лучше готовы тысячу разъ умереть. Правда, вы не обезглавлены; но вы подвергнуты еще гораздо большимъ жестокостямъ. Не одно и то же — сложить голову въ краткое мгновеніе времени, или бороться такъ долго со столькими скорбями, опасеніями, угрозами, темницами, ссылками, судилищами, усиліями палачей, безстыдными устами клеветниковъ, со столькими порицаніями, поношеніями, насмѣшками. Это — гораздо высшій видъ подвижничества, и блаженный Павелъ полагаетъ его въ числѣ великихъ подвиговъ, говоря такъ: воспоминайте первыя дни ваша, въ нихже просвѣтившеся, многъ подвигъ подъясте страданій (Евр. 10, 32). Говоря далѣе о самомъ подвигѣ, онъ описалъ его слѣдующими словами: ово убо поношенми и скорбми позоръ бывше, ово же общницы бывше страждущимъ тако (Евр. 10, 33). Если и раздѣлявшіе поношенія были уже подвижники, то тѣмъ болѣе претерпѣвшіе ихъ. Вы не одну, не двѣ, не три, вы перенесли много смертей, если и не на дѣлѣ, то въ душѣ. Радуйтеся убо и веселитеся (Матѳ. 5, 12): такъ повелѣлъ Владыка небесный — не скорбѣть только и не сокрушаться, но веселиться и радоваться, когда имя ваше проносятъ яко зло. Если же при клеветѣ радоваться должно, то, когда къ клеветамъ привходятъ еще удары, мученія, наточенные мечи, темницы, оковы, ссылки, новыя ссылки, безчисленныя скопища враговъ, подумай, какая тогда награда, до какой степени тогда высоко будетъ воздаяніе! Итакъ радуйтеся, веселитеся, мужайтеся, укрѣпляйтеся, помышляйте, сколько другихъ людей вы воздвигли на подвигъ вашими страданіями, у сколькихъ подняли духъ, сколько утвердили колебавшихся, — не только находящихся при васъ, но и отсутствующихъ, — принесши величайшую пользу не только тѣмъ, кто могъ видѣть все, что вы перенесли, но и тѣмъ, кто въ своей дали могъ только о томъ слышать. Постоянно да будетъ въ устахъ вашихъ это апостольское слово, что не достойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18). Надѣйтесь, что очень скоро наступитъ конецъ испытаній и совершенное освобожденіе, и молитесь всегда о насъ. Хотя мы отдѣлены отъ васъ большимъ протяженіемъ пространства и уже много времени съ вами разлучены, но обнимаемъ васъ, какъ бы живя и находясь вмѣстѣ съ вами, и цѣлуемъ каждаго изъ васъ въ любезную главу, съ распростертыми руками принимая увѣнчанныхъ борцовъ и надѣясь даже отсюда, отъ великой нашей любви къ вамъ, получить себѣ величайшую пользу. Если же любящіе васъ должны ожидать себѣ великой награды, то подумайте, какія уготованы воздаянія вамъ, просіявшимъ во столькихъ подвигахъ.

Примѣчаніе:
[1] Писаію, вѣроятно, въ концѣ 404-го года.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ третій: Въ двухъ книгахъ. Кн. ІІ. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1897. — С. 563-565.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0