Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Преп. Кассіанъ Римлянинъ († 435 г.)
Посланіе къ Кастору, епископу Аптскому, о правилахъ общежительныхъ монастырей.

Введеніе.

Въ священной исторіи говорится, что мудрѣйшій Соломонъ, удостоившійся получить отъ Бога такую мудрость, что, по свидѣтельству самого Господа, не было подобнаго ему между предшественниками, и не могло быть даже между потомками, намѣреваясь построить храмъ Господень, просилъ помощи у тирскаго царя, и при пособіи присланнаго имъ сына одной вдовы Хирама устроилъ благолѣпіе въ храмѣ и драгоцѣнные сосуды (3 Цар. 4, 7). Такъ точно и ты, блаженнѣйшій архипастырь, намѣреваясь создать истинный, духовный и вѣчный храмъ Богу, въ составъ коего войдутъ не камни безчувственные, но соборъ святыхъ мужей, и желая посвятить Богу драгоцѣннѣйшіе сосуды, кои будутъ составлять не золото и серебро, но святыя души, сіяющія незлобіемъ, правотою и цѣломудріемъ, приглашаешь меня ничтожнаго къ содѣйствію тебѣ въ семъ святомъ дѣлѣ. Желая, чтобы общежительные монастыри въ твоей области устроены были по правиламъ восточныхъ, а особенно египетскихъ монастырей, не смотря на то, что самъ будучи столь совершенъ въ добродѣтели и разумѣ, и вообще столь богатъ духовными дарами, что желающіе совершенства могутъ получить достаточное назиданіе не только отъ твоего ученія, но и отъ одной жизни, — отъ меня убогаго словомъ и знаніемъ ты требуешь, чтобы я изложилъ тѣ монастырскія правила, кои я видѣлъ въ Египтѣ и Палестинѣ, и о коихъ слышалъ отъ отцевъ, дабы братія новаго твоего монастыря могли знать образъ жизни, какой ведутъ тамъ святые. Хотя мнѣ сильно хочется исполнить твое желаніе, впрочемъ я повинуюсь тебѣ не безь страха, во 1-хъ потому, что образъ жизни моей совсѣмъ не таковъ, чтобы я могъ обнять умомъ этотъ возвышенный и святой предметъ; во 2-хъ потому, что теперь не могу совершенно припомнить тѣхъ правилъ, кои зналъ или соблюдалъ, живя въ молодыхъ лѣтахъ между отцами восточными, такъ какъ подобные предметы удерживаются въ памяти отъ исполненія ихъ самымъ дѣломъ; а въ 3-хъ потому, что я не умѣю хорошо объяснить ихъ, хотя и могу вспомнить о нѣкоторыхъ. Кромѣ сего о сихъ правилахъ уже говорили мужи отличные по жизни, уму и краснорѣчію, каковы суть: Василій Великій, Іеронимъ и другіе, изъ коихъ первый на вопросы братіи о разныхъ правилахъ общежительныхъ, отвѣтилъ на основаніи Священнаго Писанія, а другой не только издалъ свое сочиненіе, но еще изданныя на греческомъ языкѣ перевелъ на латинскій. Послѣ краснорѣчивыхъ произведеній сихъ мужей мое сочиненіе обличило бы во мнѣ самонадѣянность, если бы меня не воодушевляла надежда на твою святость, и увѣренность въ томъ, что и тебѣ угодно мое лепетанье, и братству новоустрояемаго монастыря можетъ быть полезно. Итакъ, блаженнѣйшій архипастырь, только одушевляясь твоими молитвами, я принимаюсь за дѣло, тобою мнѣ поручаемое, и стану излагать для новаго монастыря тѣ правила, о коихъ не разсуждали предки наши, писавшіе обыкновенно только о слышанномъ, а не о томъ, что они сами дѣлали. Здѣсь я не буду говорить о тѣхъ чудесахъ отцевъ, о коихъ я слышалъ, или коихъ былъ свидѣтелемъ, потому что чудеса, возбуждая удивленіе, мало содѣйствуютъ святой жизни; но только, сколько возможно вѣрнѣе, разскажу о правилахъ монастырскихъ, о происхожденіи восьми главныхъ пороковъ, и о томъ, какъ можно, по ученію отцевъ, искоренить сіи пороки, потому что я цѣлію имѣю повѣствованіе не о чудесахъ Божіихъ, а о томъ, какъ, по наставленію отцевъ, исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную. Постараюсь исполнить твое предсказаніе, и въ томъ случаѣ, если въ здѣшнихъ странахъ найду что нибудь не согласное съ древними правилами, то исправлю это по правиламъ, какія существуютъ въ древнихъ египетскихъ и палестинскихъ монастыряхъ; потому что лучше тѣхъ монастырей, которые сначала апостольской проповѣди основаны святыми и духовными отцами, не можетъ быть никакое новое братство на западѣ въ странѣ Галліи. Также я буду держаться и того, что если замѣчу, что какія нибудь правила египетскихъ монастырей будутъ здѣсь неисполнимы, по суровости воздуха, или по трудности и разности нравовъ, то, сколько возможно, замѣню ихъ правилами монастырей палестинскихъ или месопотамскихъ, потому что если правила будутъ соразмѣрны съ силами, то ихъ можно будетъ исполнять безъ труда и съ неравными способностями.

Источникъ: Писанія преподобнаго отца Іоанна Кассіана Римлянина. / пер. съ лат. епископа Петра. — Изданіе 2-е., Аѳонскаго Русскаго Пантелеімонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1892. — С. 7-8.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0