Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Преп. Кассіанъ Римлянинъ († 435 г.)
Посланіе къ Кастору, епископу Аптскому, о правилахъ общежительныхъ монастырей.

Книга первая. Объ одѣяніи монашескомъ.

Глава 1-я.

Намѣреваясь говорить о правилахъ монастырскихъ, думаю, что приличнѣе всего начать съ одежды монашеской, потому что только смотря на внѣшнее ихъ украшеніе, мы можемъ основательно разсуждать о внутреннемъ ихъ благочестіи.

Глава 2-я.
О препоясаніи монаха.

Монахъ, какъ всегда готовый къ борьбѣ воинъ Христовъ, долженъ быть непрестанно препоясанъ. Изъ св. исторіи извѣство, что препоясаніе имѣли положившіе начало монашескому званію въ Ветхомъ Завѣтѣ Илія и Елисей, а въ Новомъ — Іоаннъ, Петръ и Павелъ. Такъ объ Иліи извѣстно, что поясъ былъ отличительнымъ его признакомъ, потому что по поясу узналъ его Охозія, нечестивый царь израильскій; ибо когда посланные имъ вопросить Ваала, бога аккаронскаго — выздоровѣетъ ли царь, по повелѣнію Иліи возвратившись, разсказали, что мужъ косматъ и поясомъ усменнымъ препоясанъ о чреслѣхъ своихъ оказалъ имъ, что царь не востанеть съ одра болѣзни, и запретилъ идти къ идолу, то Охозія прямо сказалъ, что это — Илія Ѳесвитянинъ (4 Цар. гл. 1). Объ Іоаннѣ Крестителѣ, составляющемъ конецъ Ветхаго Завѣта и начало Новаго, евангелисты говорятъ, что онъ имѣлъ ризу отъ власъ вельбуждъ и поясъ усменъ о чреслѣхъ своихъ. И Петру, при освобожденіи его изъ темницы, въ которую заключилъ его Иродъ, хотѣвшій предать смерти, ангелъ повелѣлъ препоясаться и обуться, — чего бы не сдѣлаль ангелъ, если бы Петръ, по причинѣ ночнаго успокоенія, не распоясался (Дѣян. гл. 12). Павлу апостолу, во время пути въ Іерусалимъ, пророкъ Агавъ чрезъ поясъ предсказалъ, что іудеи заключатъ его въ оковы; связавъ имъ руки и ноги, онъ говорилъ: тако глаголетъ Духъ Святый: мужа, его же есть поясъ сей, тако свяжутъ его въ Іерусалимѣ (Дѣян. 21, 11). Изъ этого видно, что апостолъ Павелъ постоянно носилъ на себѣ поясъ.

Глава 3-я.
Объ одеждѣ монаха.

Одежду монахъ долженъ имѣть такую, которая бы только покрывала наготу и защищала отъ холода, и избѣгать одежды, которою можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цвѣтная, щегольская и съ особеннымъ искусствомъ сшитая, но и не должна быть неопрятная отъ небрежности: она должна быть отлична отъ одежды мірянъ, однообразна съ тою одеждою, какую носятъ всѣ рабы Божіи. У рабовъ Божіихъ то почитается излишнимъ, или источникомъ гордости, тщеславія, а посему вреднымъ, что употребляютъ не всѣ, а только одинъ или немногіе. Посему чего не было у древнихъ святыхъ, или нѣтъ у отцевъ нашего времени, не нарушимо соблюдающихъ древнія установленія, то не должно принимать, какъ излишнее и безполезное. На семъ основаніи отцы неприняли вретища, какъ слишкомъ бросающагося въ глаза, — чѣмъ самымъ оно не только не доставляетъ никакой пользы духу, но еще можетъ возродить надменіе и сдѣлать монаха неспособнымъ къ его дѣламъ. Что касается до того, что нѣкоторые извѣстные мужи носили его, то изъ этого нельзя выводить общаго для всѣхъ монастырскаго закона, или нельзя нарушать древнихъ опредѣленій св. отцевъ. Ибо общему согласію нельзя предпочитать частнаго поступка. Мы должны безпрекословно повиноваться не тѣмъ правиламъ и уставамъ, кои опредѣлены немногими, но тѣмъ, кои существуютъ отъ древнихъ временъ и утверждены многими святыми отцами. Посему не можетъ намъ служить закономь то, что царь израильскій носилъ вретище (4 Цар. гл. 6), или то, что ниневитяне, услышавь отъ пророка Іоны объ опредѣленной имъ казни, облеклись во вретище (Іон. гл. 3); у царя израильскаго вретище никто не увидѣлъ бы, еслибы онъ не раздралъ верхней одежды, а ниневитяне облеклись въ оное тогда, когда никто не могъ тщеславиться этимъ одѣяніемъ.

Глава 4-я.
О кукуляхъ египтянъ.

Египтяне, чтобы постоянно помнить, что они должны хранить простосердечіе и невинность дѣтскія, носятъ и днемъ и ночью небольшіе наглавники. Посему, представляя, что они дѣти во Христѣ, непрестанно поютъ: Господи не вознесеся сердце мое, ниже вознесостѣся очи мои, ниже ходихъ въ великихъ, ниже въ дивныхъ паче мене. Аще не смиренномудрствовахъ, но вознесохъ душу мою, яко отдоеное (дитя) на матерь свою (Псал. 130, 1-2).

Глава 5-я.
О коловіяхъ египтянъ.

Чтобы показать свое отчужденіе отъ дѣлъ мірскихъ и общенія съ землею, они носятъ льняныя (colobia) туники, безъ рукавовъ, едва достававшія до локтей, такъ что у нихъ руки были совсѣмъ голы. Эта одежда приводитъ имъ на память слова апостола: умертвите уды ваша, яже суть на земли; умросте, и животъ вашъ сокровенъ со Христомъ въ Бозѣ (Кол. 3, 5. 3); мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14).

Глава 6-я.
О шнуркахъ.

Монахи носять также два шнурка, связанные изъ шерстяныхъ нитокъ, которыми, накинувъ ихъ на затылокъ и спустивъ подъ мышцы, опоясываютъ себя, чтобы, подпоясавъ одежду, имѣть болѣе свободы въ дѣланіи, желая исполнить заповѣдь апостола, который говоритъ, что требованію его и сущимъ съ нимь послужили руки его (Дѣян. 20, 34), и что онъ напрасно ни у кого хлѣба не ѣлъ, но въ трудѣ и подвигѣ ночь и день дѣлалъ, чтобы не отяготить кого нибудь, и яко аще кто не хочетъ дѣлати, ниже да ястъ (2 Сол. 3, 8. 10).

Глава 7-я.
Объ епанечкахъ.

Далѣе стараясь, чтобы одѣяніе ихъ было и малоцѣнное и удобное, избѣгая дорогихъ одеждъ, они закрываютъ шею и плечи не большею епанечкою.

Глава 8-я.
О милоти, козлиной кожѣ.

Послѣднее одѣяніе ихъ есть козлиная кожа, называемая милотію, которую они носятъ, подражая изобразившимъ ихъ званіе въ Ветхомъ Завѣтѣ, о коихъ апостолъ говоритъ, что они проидоша въ милотяхъ и козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени: ихъ же не бѣ достоинъ весь міръ, въ пустыняхъ скитиющеся, и въ горахъ, и вертепахъ и пропастяхъ земныхъ (Евр. 11, 37). Козлиная кожа внушаетъ имъ, чтобы они, умертвивъ плотскія страсти, постоянно прилежали добродѣтелямъ и не допускали, чтобы въ тѣлѣ ихъ оставались свойственныя юношескимъ лѣтамъ горячность и непостоянство.

Глава 9-я.
О жезлѣ.

Примѣръ Елисея, который, посылая отрока своего Гіезія воскресить сына жены, далъ жезлъ свой и повелѣлъ возложить его на лице мертваго (4 Цар. гл. 4), показываетъ, что мужи, принадлежавшіе къ этому званію, носили также жезлы. Жезлъ внушаетъ имъ, чтобы они были осторожны среди безчисленнаго множества духовныхъ звѣрей, и въ случаѣ нападенія, отражали и далеко отъ себя отгоняли ихъ крестнымъ знаменіемъ, и истребляли ихъ непрестаннымъ воспоминаніемъ страданій Господнихъ и послѣдованіемъ Ему въ самоотверженіи.

Глава 10-я.
Объ обуви.

Хотя по заповѣди евангельской, они не имѣютъ сапоговъ, впрочемъ, въ случаѣ немощи тѣла, или холода, или жара, обуваются въ полусапоги, чѣмъ самымъ и показываютъ, что хотя мы не можемъ совершенно освободиться отъ попеченія о плоти, впрочемъ не много должны заботиться о ней, чтобы не осѣтовать ногъ души нашей, которыя всегда должны быть готовы къ благовѣствованію мира, смертоносными мірскими попеченіями. А этихъ заботъ не будетъ, если мы не будемъ творить плотоугодія въ похоти (Рим. 13, 14). Впрочемъ, приступая къ молитвѣ или принятію Святыхъ Таинъ, они скидаютъ сіи полусапоги, чтобы буквально исполнить ту заповѣдь, которую Богъ далъ Моисею и Іисусу Навину: иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ, мѣсто бо, на немъ же ты стоиши, земля свята есть (Исх. гл. 3; Нав. гл. 5).

Источникъ: Писанія преподобнаго отца Іоанна Кассіана Римлянина. / пер. съ лат. епископа Петра. — Изданіе 2-е., Аѳонскаго Русскаго Пантелеімонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1892. — С. 9-12.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0