Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Преп. Кассіанъ Римлянинъ († 435 г.)
Посланіе къ Кастору, епископу Аптскому, о правилахъ общежительныхъ монастырей.

Книга вторая. О правилахъ касательно ночнаго молитвословія и псалмопѣнія.

Глава 1-я.

И такъ препоясавшись двойнымъ [1] поясомъ, о которомъ сказано выше (гл. 2 и 10), воинъ Христовъ долженъ знать тѣ правила, какія издревле постановлены св. отцами на Востокѣ, касательно молитвословія и псалмопѣнія. О качествѣ молитвы, или о томъ, какъ мы можемъ, по апостолу, непрестанно молиться, сколько Богъ поможетъ, я скажу въ своемъ мѣстѣ, когда буду излагать собесѣдованія старцевъ.

Глава 2-я.
О разномъ числъ псалмовъ для пѣнія въ разныхъ областяхъ.

Намъ извѣстно, что въ разныхъ странахъ постановлены разныя правила касательно ночнаго молитвословія и псалмопѣнія, такъ что число сихъ правилъ почти равняется числу монастырей и келлій. Нѣкоторые ревнители благочестія думали, что въ каждую ночь надобно пропѣть 20 или 30 псалмовъ напѣвомъ антифоннымъ [2], съ присовокупленіемъ къ нимъ нѣкоторыхъ пѣснонѣній, а иные превышали это число; нѣкоторые пѣли 18 псалмовъ. Нѣкоторымъ казалось, что и въ дневныхъ собраніяхъ на богослуженіи надобно прочитывать въ третій часъ три псалма и три молитвы, въ шестой шесть, въ девятый девять; а другіе почитали достаточнымъ въ каждое собраніе днемъ на богослуженіе прочитать шесть псалмовъ и столько же молитвъ. Почему считаю необходимымъ сказать о томъ древнѣйшемъ уставѣ отцевъ, который по всему Египту рабы Божіи соблюдаютъ доселѣ, чтобы новому монастырю дать въ руководство древнѣйшія правила древнѣйшихъ отцевъ.

Глава 3-я.
О соблюденіи однообразнаго правила по всему Египту и объ избраніи начальниковъ надъ братіями.

Въ Египтѣ и Ѳиваидѣ молитвословія на вечернихъ собраніяхъ или ночныхъ бдѣніяхъ совершаются правильно по тому, что тамъ монастыри доселѣ устрояются согласно преданіямъ предковъ, а не такъ, какъ кому вздумается. Ибо въ нихъ никому не дозволяется распоряжаться не только собраніемъ, но и самимъ собою, пока не отречется не только отъ всѣхъ своихъ имѣній, но и отъ господства или власти надъ самимъ собою. Отъ обладающаго какимъ либо имѣніемъ и богатствомъ при отреченіи отъ міра для поступленія въ киновію, необходимо требуется, чтобы онъ не имѣлъ пристрастія ни къ какой изъ тѣхъ вещей, кои оставилъ у себя или внесъ въ монастырь, чтобы всѣмъ такъ былъ послушенъ, чтобы, по выраженію Господа (Матѳ. 18, 3), дошелъ до прежняго дѣтства, не присвояя себѣ никакой важности ради возраста или многочисленности лѣтъ, которыя, проведши въ мірской суетѣ, напрасно погубилъ; но какъ неопытный новичекъ въ служеніи Христу, покарялся бы даже и младшимъ предъ собою. Требуется, чтобы пріучался къ труду, такъ чтобы своими руками, по заповѣди апостола, приготовляя ежедневную пищу для своего употребленія и для приходящихъ странниковъ, утомительнымъ трудомъ могъ истребить въ себѣ память о пышности прежней жизни и удовольствіяхъ, и пріобрѣсть смиреніе сердца. Потому тамъ избираютъ въ начальники только того, кто научился самъ дѣлать то, что онъ будетъ приказывать подчиненнымъ своимъ, и кто самъ оказалъ старшимъ то послушаніе, которое будетъ требовать себѣ отъ младшихъ. Правильное управленіе и правильное подчиненіе есть дѣло мудраго и высшій даръ Святаго Духа, потому что спасительныя правила можетъ постановлять только опытный въ добродѣтели, и истинно покаряться старшему можетъ только богобоязненный и смиренный. А что въ нашихъ странахъ мы видимъ другія правила и уставы, то это происходитъ отъ того, что у насъ настоятелями дѣлаются незнающіе установленій предковъ, и аввами — еще не вышедшіе изъ ученія, и что у насъ требуютъ соблюденія болѣе нашихъ изобрѣтеній, нежели уже испытаннаго ученія предковъ. Но желая объяснить образъ молитвъ, который преимущественно должно соблюдать, и увлекшись постановленіями отцевъ, мы прервали повѣствованіе. Теперь возвратимся къ тому, о чемъ предположили говорить.

Глава 4-я.
По всему Египту и Ѳиваидѣ соблюдалось одно правило читать 12 псалмовъ.

Въ Египтѣ и Ѳиваидѣ, во время какъ вечернихъ, такъ и ночныхъ собраній, читается 12 псалмовъ, съ присовокупленіемъ двухъ чтеній изъ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ. Этотъ древній законъ тамъ во всѣхъ монастыряхъ чрезъ многіе вѣки ненарушимо соблюдается; потому что, по сказанію старцевъ, онъ установленъ не людьми, а открытъ отцамъ ангеломъ.

Глава 5-я.
О чтеніи 12 псалмовъ по наставленію ангела.

Говорятъ, что въ началѣ вѣры христіанской, когда имени монаховъ удостоивались немногіе испытанные, которые, принявъ правила жизни отъ евангелиста Марка, бывшаго первымъ епископомъ въ Александріи, не только обладали тѣми свойствами, какими отличалась, по сказанію Дѣяній Апостольскихъ (4, 32-35), первенствующая церковь, но еще домогались высшихъ совершенствъ (такъ, напримѣръ, удаляясь въ уединенныя подгородныя мѣста, вели столь воздержную жизнь, что возбуждали изумленіе въ иновѣрцахъ, потому что съ такимъ усердіемъ днемъ и ночью занимались чтеніемъ Священнаго Писанія, молитвою и рукодѣльемъ, что и алканіе пищи не прерывало ихъ поста, развѣ уже на другой или на третій день принимали пищу не лакомую, а только необходимую, и ту при закатѣ солнца, дневное время употребляли на духовное размышленіе, а попеченіе о тѣлѣ принимали только ночью, и другіе болѣе высокіе подвиги совершали; (кто не зналъ этого изъ разсказа туземцевъ, тотъ можетъ узнать изъ церковной исторіи), и такъ въ то время, когда совершенство первенствующей церкви у преемниковъ ея неизмѣнно сохранялось еще въ свѣжей памяти, и ревность немногихъ, избранныхъ къ вѣрѣ, распространяемыхъ во множествѣ народа, еще не охладѣла, — достопочтенные мужи, заботясь о благѣ потомковъ, собрались, чтобы опредѣлить, какъ должно во всѣхъ братствахъ совершать ежедневное богослуженіе; ибо они хотѣли своимъ преемникамъ оставить единообразное наслѣдіе благочестія и мира безъ всякаго раздора, потому что опасались, чтобы разнорѣчіе въ ежедневномъ богослуженіи не произвело заблужденія, раздора и раскола. На собраніи семъ возникъ споръ; потому что каждый предлагалъ число псалмовъ, кои должно прочесть въ собраніи, примѣняясь къ своей силѣ и не обращая вниманія на слабѣйшихъ, о коихъ также не должно забывать: такъ одни требовали, чтобы было прочитываемо 50, другіе — 60 псалмовъ, а иные болѣе, и споръ сей не былъ рѣшенъ до вечерняго собранія. Когда же они по обычаю хотѣли начать вечернее молитвословіе, то одинъ вышелъ на средину пѣть псалмы Господу. Когда всѣ сидѣли (какъ и доселѣ продолжается этотъ обычай въ египетскихъ странахъ) и съ напряженнымъ вниманіемъ слушали слова поющаго псалмы, онъ пропѣлъ единообразно 12 псалмовъ, по 12 псалмѣ аллилуія, сдѣлался невидимъ, чѣмъ и положилъ конецъ спору о богослуженіи.

Глава 6-я.
Объ обычаѣ прочитывать 12 молитвъ.

Изъ этого соборъ уразумѣлъ, что Господь чрезъ ангела постановилъ общее правило для молитвенныхъ собраній, почему и опредѣлилъ, чтобы какъ въ вечернія, такъ и полуночныя собранія было прочитываемо по 12 псалмовъ; отъ себя же присовокупилъ, чтобы желающіе непрестанно размышлять о Священномъ Писаніи къ сему присовокупляли два чтенія — одно изъ Ветхаго, а другое изъ Новаго Завѣта, въ субботы же и воскресные дни, равно какъ и въ Пятидесятницу, два чтенія — одно изъ апостольскихъ посланій или Дѣяній, а другое изъ Евангелій.

Глава 7-я.
О чинѣ и молитвѣ.

Совершая эти молитвословія, они не тотчасъ, по окончаніи псалма преклоняютъ колѣна, какъ это дѣлаютъ у насъ нѣкоторые, желающіе скорѣйшаго окончанія богослуженія и помышляющіе болѣе объ успокоеніи тѣла, нежели о пользѣ, происходящей отъ молитвъ, но прежде колѣнопреклоненій немного молятся, и тотчасъ послѣ сего упавши на землю, поклонясь божественному милосердію, немедленно встаютъ, и стоя прямо съ воздѣтыми руками опять начинаютъ съ ревностію также молиться, какъ молились прежде. Они почитаютъ неприличнымъ долго лежать на землѣ, потому что на лежащаго долго на землѣ, по словамъ ихъ, нападаютъ не только помыслы, но и сонъ. Встаютъ же съ земли всѣ вслѣдъ за читающимъ молитву, такъ что никто не можетъ ни колѣно преклонять прежде его, ни лежать на землѣ послѣ того, какъ онъ встанетъ, чтобы чрезъ это не подать повода подумать, что лежащій на землѣ совершаетъ особенныя молитвы.

Глава 8-я.
О совершеніи молитвы послѣ псалма.

Но о томъ, чтобы на Востокѣ всюду всѣ припѣвали, когда по окончаніи псалма начинаетъ одинъ пѣть — слава Отцу и Сыну и Святому Духу, какъ это дѣлается въ нашей странѣ, я не слыхалъ. Тамъ читающій, по окончаніи псалма, начинаетъ молитву, а прочіе всѣ молчатъ, прославленіемъ же Святой Троицы оканчиваются обыкновенно антифоны.

Глава 9-я.
О качествѣ молитвы.

Поелику порядокъ послѣдовательнаго изложенія постановленій дошелъ до образа молитвъ, положенныхъ правиломъ, болѣе полное изъясненіе коихъ хотя мы отложили до изложенія себесѣдованій старцевъ, намѣреваясь подробнѣе изслѣдовать, когда станемъ разсуждать о ихъ качествѣ или непрестанности въ словахъ, то считаю необходимымъ, по удобству мѣста и самаго разсказа при настоящемъ случаѣ, теперь немногое сказать, чтобы изображая дѣйствія внѣшняго человѣка, и какъ бы полагая нынѣ нѣкоторыя основанія молитвы, послѣ этого, при разсужденіи о состояніи внутренняго человѣка, съ меньшимъ трудомъ мы могли установить и верхъ совершенства молитвъ. Мы заботимся прежде всего о томъ, чтобы на случай, если преждевременный конецъ нашей жизни воспрепятствуетъ намъ изложить предполагаемый трактатъ, оставить вамъ въ этомъ сочиненіи хоть начало особенно важнаго предмета, чтобы въ случаѣ промедленія этого дѣла, представить вамъ хоть нѣкоторыя черты молитвъ, изъ которыхъ могли бы получить назиданіе, особенно пребывающіе въ киновіяхь. Вмѣстѣ имѣемъ въ виду и то, чтобы тѣ, которые случайно встрѣтившись съ этою книгою, могутъ получить изъ нея какое нибудь наставленіе касателыю качества молитвы, не могли не знать образа и одѣянія внѣшняго человѣка, и того, какъ они должны держать себя при принесеніи духовныхъ жертвъ. Эти книжки, которыя мы предполагаемъ, при помощи Божіей, теперь написать, болѣе будутъ относиться къ благочинію внѣшняго человѣка и постановленіямъ киновій; а собесѣдованія будутъ относиться болѣе къ благочинію внутренняго человѣка, къ совершенству сердца, къ жизни и ученію отшельниковъ.

Глава 10-я.
О молчаніи и краткости молитвъ, совершаемыхъ у египтянъ.

Когда они соберутся на молитву, то въ церквахъ царствуетъ такое молчаніе, что, не смотря на безчисленное множество присутствующихъ, будто нѣтъ никого, кромѣ читающаго псалмы, а особенно когда совершается молитва, то не слышно не только харканья, кашля, позѣвоты, вздоховъ, но даже никакихъ словъ, кромѣ священническихъ, который заключаетъ молитву и кромѣ тѣхъ, кои отъ сердечнаго избытка сами собою непостижимымъ образомъ вырываются у молящихся. А того, кто вслухъ молится, или во время молитвы кашляетъ, зѣваетъ, вздыхаетъ и проч., они почитаютъ вдвойнѣ виновнымъ: во 1-хъ онъ виноватъ тѣмъ, что самъ небрежно приноситъ молитву Богу, и во 2-хъ тѣмъ, что мѣшаетъ другому молиться съ усердіемъ. Посему, когда поднимается мокрота или харкотина, то совѣтуютъ поскорѣе окончить молитву. По мнѣнію ихъ, это діаволъ возбуждаетъ въ насъ мокроты, чтобы чрезъ это отвлечь наши мысли отъ намѣренія молиться и погасить въ насъ усердіе къ молитвѣ, потому что онъ болѣе всего враждуетъ, когда видитъ, что мы хотимъ молиться Богу. Посему-то они считаютъ болѣе полезнымъ совершать молитвы хоть краткія, но чаще, чтобы чрезъ частовременныя молитвы пребыть въ непрестанномъ союзѣ съ Богомъ, а чрезъ краткія избѣжать стрѣлъ діавола, нападающаго на насъ особенно во время молитвы.

Глава 11-я.
Въ какомъ порядкъ у египтянъ читаются псалмы.

Псалмы сіи они прочитываютъ не вдругъ, но, смотря по числу стиховъ, раздѣляютъ на двѣ, или на три статьи, присовокупляя къ каждой молитвы. Основываясь на словахъ апостола, который говоритъ: воспою духомъ и воспою умомъ (1 Кор. 14, 15), они почитаютъ важнымь не то, чтобы прочитать много стиховъ, но то, чтобы понять содержаніе ихъ. Посему говорятъ, что полезнѣе пропѣть съ разумною раздѣльностію 10 стиховъ, нежели весь псаломъ со смятеніемъ, которое иногда происходитъ отъ поспѣшности произносящаго, когда онъ заботится не о томъ, чтобы внушить слушающимъ раздѣльное понятіе, но о скорѣйшемъ окончаніи богослуженія. Если же кто изъ новиковъ, по ревности или неопытности, станетъ читать слишкомъ протяжно; то настоятель, дабы сидящіе отъ такого чтенія не почувствовали скуки и такимъ образомъ не лишились плода, — сидя на своемъ сѣдалищѣ, даетъ знакъ, чтобы всѣ встали на молитву, чѣмъ самымъ и останавливаеть читающаго. Чтеніе же 12 псалмовъ между братіями они раздѣляютъ такъ: если читающихъ бываетъ два брата, то каждый читаеть по 6 псалмовъ; если три, то по 4; а если четыре, то по 3. Читающихъ меньше двухъ и больше четырехъ никогда не бываетъ ни въ одномъ собраніи.

Глава 12-я.
Почему, когда одинъ поетъ, прочіе въ собраніи сидятъ, и съ какою ревностію послѣ того въ келліяхъ своихъ проводятъ время въ бдѣніи даже до разсвѣта.

Когда читаются эти 12 псалмовъ, то обыкновенно стоитъ одинъ читающій, а слушающіе сидятъ на самыхъ низкихъ сѣдалищахъ, потому что отъ поста и работъ дневныхъ и ночныхъ они такъ устаютъ, что если не дать имъ этого послабленія, то не смогутъ слушать псалмовъ. Что касается до ихъ занятій, то они и малѣйшаго времени не проводятъ въ праздности, но непрестанно занимаются не только дѣлами, свойственными дню, но и тѣми, кои сдѣлать не можетъ препятствовать самая глубокая ночь. Они думаютъ, что чѣмъ усерднѣе будутъ къ рукодѣлью и работамъ, тѣмъ большее возродится у нихъ желаніе высшей чистоты духовнаго созерцанія. По ихъ мнѣнію, Богъ для того правиломъ опредѣлилъ посредственное число [3] молитвъ въ собраніи, чтобы болѣе усердные къ вѣрѣ находили время для неутомимаго упражненія въ добродѣтеляхъ, а съ другой стороны чтобы отъ чрезмѣрности (службы) не произошло для утомленныхъ и больныхъ тѣлъ обремененія. И по окончаніи сихъ молитвословій каждый, возвратившись въ свою келлію, гдѣ живетъ или одинъ или съ другимъ товарищемъ по работѣ, или съ учителемъ своимъ, или единонравнымъ другомъ, принимается опять за молитву, и не ложатся спать даже до восхода солнца, когда можно приняться за рукодѣлье и занятія дневныя.

Глава 13-я.
Почему не должно спать послѣ ночнаго молитвословія.

Кромѣ того убѣжденія, что они своимъ трудомъ со всѣмъ усердіемъ приносятъ Богу жертву отъ плода рукъ своихъ, до утра они не прерываютъ своихъ занятій, во 1-хъ изъ опасенія, чтобы діаволъ, ненавидящій чистоту, не внушилъ какихъ нибудь грезъ, если предадутся сну, и чрезъ то не лишилъ той чистоты, какую имъ доставило ночное молитвословіе и псалмопѣніе; ибо онъ силится осквернить насъ во время покоя и повергнуть въ отчаяніе особенно послѣ того, какъ мы принесли Богу покаяніе, и испросивъ прощеніе въ грѣхахъ невѣдѣнія или нерадѣнія, съ горячностію совершаемъ чистыя молитвы; и ему удается иногда и въ краткое время этого часа сна уязвитъ того, кого онъ не могъ уязвить въ продолженіе всей ночи; а во 2-хъ потому, что и чистый сонъ безъ опасныхъ грезъ можетъ разслабить монаха, которому нужно скоро встать, производитъ въ духѣ лѣнивую вялость, ослабляетъ бодрость его на цѣлый день, изсушаетъ сердце, притупяетъ зоркость смысла, которыя на весь день могли бы сдѣлать насъ болѣе осторожными и болѣе сильными противъ всѣхъ навѣтовъ врага. Посему къ общественному бдѣнію они присоединяютъ и частное бдѣніе, которое совершаютъ съ большимъ вниманіемъ, чтобы не потерять и той чистоты, какая пріобрѣтена псалмопѣніемъ и молитвами, и ночнымъ размышленіемъ подготовить неослабное усердіе, которое нужно сохранить въ теченіе дня.

Глава 14-я.
Какъ заниматься рукодѣльемъ и совершать молитвы въ своихъ келліяхъ.

Но чтобы не напалъ на нихъ сонъ, то, совершая частныя молитвы, они вмѣстѣ занимаются и рукодѣльемъ, такъ что у нихъ не бываетъ ни минуты безъ дѣла и размышленія. Ибо, равно упражняя тѣлесныя и душевныя силы, они уравниваютъ выгоды внѣшняго человѣка съ пользою внутренняго, страстнымъ движеніемъ сердца, и не постоянному волненію помысловъ противопоставляютъ тяжесть рукодѣлья, какъ какой нибудь твердый, непоколебимый якорь, которымъ можно бы удерживать разсѣянность и блужданіе сердца внутри келліи, какъ въ безопасной пристани. Такимъ образомъ, занимаясь только духовнымъ размышленіемъ и охраненіемъ помысловъ, бодрствующій умъ не только не склоняется къ согласію съ какимъ либо злымъ внушеніемъ, но и остерегается всякаго суетнаго, празднаго помысла, такъ что трудно и опредѣлить, что отъ чего зависитъ, — духовное ли размышленіе заставляетъ ихъ непрестанно заниматься рукодѣльемъ, или потому такъ совершенны они въ духовномъ вѣдѣніи, что непрестанно занимаются рукодѣльемъ.

Глава 15-я.
По окончаніи молитвъ въ какомъ молчаніи всякій возвращается въ свою келлію, и какому укору подвергается тотъ, кто поступаетъ иначе.

По окончаніи псалмопѣнія въ общемъ собраніи никто, даже и на малое время, не останавливается и не разговариваетъ съ другимъ; также никто не выходитъ изъ келліи во весь день, и не оставляетъ дѣла, которымъ занимается, кромѣ тѣхъ, кои будутъ позваны на какое либо необходимое дѣло. Вышедши внѣ келліи, они такъ дѣлаютъ, что ни съ кѣмь не разговариваютъ; но исполняя порученное дѣло, твердятъ на память или псаломъ, или какое либо мѣсто изъ Священнаго Писанія; и такимъ образомъ непрестанно занимая умъ и уста, не пристаютъ не только къ вреднымъ заговорамъ, худымъ совѣтамъ, но и къ безполезнымъ разговорамъ. У нихъ строго наблюдается, чтобы никто, а особенно младшіе, ни съ кѣмъ не останавливались и на короткое время, не выходили куда нибудь и не брали другъ друга за руки. Замѣченные въ нарушеніи сихъ правилъ почитаются людьми упрямыми, нарушителями заповѣдей, виновными, подвергаются подозрѣнію въ злоумышленіи; и если въ присутствіи всѣхъ братій не раскаются, то не допускаются къ участію въ молитвѣ братій.

Глава 16-я.
Никому не дозволялось молиться съ отлученнымъ.

Съ отлученнымъ отъ участія въ молитвѣ, до тѣхъ поръ, пока не принесетъ публично покаянія, и настоятель не проститъ ему вину въ проступкѣ предъ всѣми братіями, никто не можетъ молиться, потому что почитаютъ его преданнымъ сатанѣ; а того, кто по неразумной ревности, сообщится съ нимъ въ молитвѣ прежде прощенія старцемъ, почитаютъ соучастникомъ въ его осужденіи, произвольно предающимъ себя также сатанѣ, и обвиняютъ его болѣе потому, что вступая въ разговоръ, или молясь вмѣстѣ съ отлученнымъ, усиливаетъ въ немъ надменіе и подаетъ ему поводъ упорствовать. Ибо, доставляя ему утѣшеніе, онъ можетъ болѣе ожесточить сердце его, такъ что, не уважая опредѣленій настоятеля, онъ не будетъ заботиться о прошеніи прощенія.

Глава 17-я.
Будильникъ въ урочный часъ долженъ будить братій на молитву.

Тотъ, на комъ лежитъ обязанность извѣщать о времени общаго собранія, долженъ будить братію на бдѣнія, не какъ ему вздумается, или какъ самъ ночью проснется; даже хотя бы ему самому не спалось, все онъ долженъ созывать на службу, по разсмотрѣніи положенія звѣздъ. Его долгъ — заботиться болѣе объ общей пользѣ, нежели о собственномъ покоѣ.

Глава 18-я.
Съ вечера субботы до вечера воскресенья не преклоняютъ коленъ.

Еще надобно замѣтить, что египтяне не преклоняютъ колѣнъ и не постятся съ вечера субботняго до вечера воскреснаго, равно какъ и во всю Пятидесятницу. Причины сего я изложу, если Богъ поможетъ, когда буду излагать мои собесѣдованія съ отцами.

Примѣчанія:
[1] Т. е. тѣлеснымъ и духовнымъ. Препоясавшись тѣлеснымъ поясомъ, монахъ бываетъ развязнѣе ко всѣмъ внѣшнимъ дѣламъ; а духовный поясъ означаетъ обузданіе похоти въ чреслахъ.
[2] Т. е. поперемѣнно на двухъ клиросахъ.
[3] Т. е. только по 12 псалмовъ съ молитвами какъ днемъ, такъ и ночью.

Источникъ: Писанія преподобнаго отца Іоанна Кассіана Римлянина. / пер. съ лат. епископа Петра. — Изданіе 2-е., Аѳонскаго Русскаго Пантелеімонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1892. — С. 13-22.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0