Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Преп. Кассіанъ Римлянинъ († 435 г.)
Посланіе къ Кастору, епископу Аптскому, о правилахъ общежительныхъ монастырей.

Книга третья. О правилахъ касательно дневнаго молитвословія и псалмопѣнія.

Глава 1-я.

Сказавъ, по мѣрѣ силъ моихъ, о правилахъ касательно ночнаго молитвословія и псалмопѣнія, въ Египтѣ соблюдаемыхъ, теперь будемъ говорить, какъ въ монастыряхъ палестинскихъ, или месопотамскихъ совершается богослуженіе третьяго, шестаго и девятаго часовъ.

Глава 2-я.
У египтянъ во весь день, безъ различія часовъ, занимаются молитвою и псалмопѣніемъ даже и во время рукодѣлія.

Египтяне тѣ службы, кои мы совершаемъ Господу въ опредѣленные часы по повѣсткѣ будильника, добровольно совершаютъ въ теченіе всего дня и во время занятій рукодѣльемъ. Ибо они непрестанно въ келліяхъ такъ занимаются имъ, что не теряютъ изъ памяти псалмовъ и никогда не оставляютъ размышленія о Св. Писаніи, а такимъ образомъ соединяя съ рукодѣльемъ молитвы, весь день проводятъ въ тѣхъ службахъ, на совершеніе которыхъ мы собираемся въ опредѣленные часы. Посему, кромѣ вечернихъ и ночныхъ собраній, у нихъ днемъ не бываетъ общественнаго богослуженія, днемъ они собираются только въ субботу и воскресенье въ три часа [1] для св. причащенія. А то больше, что непрестанно приносится, нежели что совершается въ извѣстные промежутки времени; и добровольная жертва важнѣе службъ, совершаемыхъ по требованію правилъ, какъ это видно изъ словъ Давида, который говоритъ: волею пожру Тебѣ (Псал. 53, 8), вольная устъ моихъ благоволи же, Господи (Псал. 118, 108).

Глава 3-я.
На всемъ Востокѣ совершается служба въ 3, 6, 9 часу, состоитъ только изъ трехъ псалмовъ и молитвъ; и почему именно въ эти часы совершается богослуженіе.

Въ монастыряхъ палестинскихъ или месопотамскихъ и всѣхъ восточныхъ, во время богослуженія, совершаемаго въ 3, 6 и 9 часы, прочитываютъ только три псалма; а такимъ образомъ тамъ и молитвы тщательно приносятся Богу въ установленныя времена, и необходимыя рукодѣлья не прекращаются. Совершается же богослуженіе именно въ показанные часы потому, что въ эти часы исполнились важнѣйшія обѣтованія, и совершено наше спасеніе; ибо извѣстно, что Святый Духъ, обѣтованный пророками, сошелъ на апостоловъ въ 3 часу, какъ это значится въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ (гл. 2); въ шестомъ же часу Господь нашъ и Спаситель принесся Отцу въ жертву, и для спасенія всего міра на крестъ взошедъ, очистилъ грѣхи всего міра; въ этомъ же часу апостолу Петру открыта тайна призванія язычниковъ чрезъ сходящій къ нему изъ отверстаго неба сосудъ, какъ бы большую скатерть, привязанную за 4 угла; а въ 9 часу Господь, сошедъ во адъ, просвѣтилъ свѣтомъ Своея славы непроницаемую тьму адскую и, сокрушивъ мѣдныя врата, извелъ съ собою на небо святыхъ, которые были заключены во мракѣ преисподней, — чрезъ что первобытнаго жителя рая опять вселилъ въ рай; въ этомъ же часу Корнилію сотнику ангелъ открылъ открытую Петру въ 6 часу тайну призванія язычниковъ; еще въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ говорится, что апостолы Петръ и Іоаннъ шли вмѣстѣ въ храмъ на молитву въ 9 часу дня. Изъ сихъ свидѣтельствъ очевидно, что святые и апостольскіе мужи справедливо опредѣлили сіи часы на богослуженіе, и что слѣдовательно и мы должны посвящать ихъ на тоже, а не проводить всего дня въ праздности, забвеніи о молитвѣ и въ мірскихъ занятіяхъ. И вечернія жертвы должны быть непремѣнно приносимы; ибо и въ Ветхомъ Завѣтѣ онѣ непрерывно приносились, какъ это можно видѣть изъ словъ Давида, который говоритъ: да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою; воздѣяніе руку моею — жертва вечерняя (Псал. 140, 2). Въ сихъ словахъ Давида таинственно можно разумѣть ту жертву вечернюю, которую Спаситель преподалъ вечерявшимъ апостоламъ, или то, что подъ конецъ вѣковъ Онъ самъ за спасеніе міра, чрезъ распростертіе рукъ на крестѣ, былъ принесенъ Отцу въ жертву, каковое распростертіе Его рукъ на крестѣ можетъ быть названо воздѣяніемъ или возвышеніемъ ихъ; потому что Онъ дѣйствительно насъ, поверженныхъ въ адъ, вознесъ на небо, согласно сказанному Имъ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ себѣ (Іоан. 12, 32). А что утромъ надобно совершать богослуженіе, это доказываютъ слова, которыя ежедневно поются на утреннемъ богослуженіи: Боже, Боже мой, къ Тебѣ утреннюю, на утреннихъ поучихся въ Тя; предваристѣ очи мои ко утру поучитися словесемъ Твоимъ (Псал. 62, 2. 7; 118, 148). О всѣхъ сихъ временахъ богослуженія упоминается въ притчѣ о хозяинѣ, вышедшемъ рано поутру нанять работниковъ въ виноградникъ свой: ибо тамъ говорится, что онъ нанималъ работниковъ поутру, потомъ въ 3, 6 и 9 часовъ, и наконецъ въ 11, когда уже зажигается огонь.

Глава 4-я.
Утреннее богослуженіе, которое у насъ называется первымъ часомъ, установлено не по древнему преданію, а во времена преподобнаго Кассіана.

Надобно замѣтить, что утреннее богослуженіе установлено въ наше время, и первоначально въ Виѳлеемскомъ монастырѣ. Что касается до предшественниковъ нашихъ, то они, совершивъ утреннее богослуженіе, вслѣдъ за ночнымъ бдѣніемъ, предавались отдохновенію даже до третьяго часа. Но поелику чрезъ сіе нерадивымъ открылся случай къ продолженію сна, — потому что имъ не было необходимости прежде 3 часа выходить изъ келлій, или вставать съ постелей, — и поелику отъ продолженія сна они дѣлались вялыми въ исполненіи дневныхъ службъ, а особенно въ тѣ дни, когда отъ вечера до зари продолжалась служба; то старцы, получивъ отъ ревнителей благочестія, коимъ не могло быть пріятно это разслабленіе, жалобу, по долговременномъ совѣщаніи опредѣлили, чтобы при восходѣ солнечномъ, когда можно приняться или за чтеніе, или за рукодѣлье, всѣ, оставивъ ложе, собирались для чтенія 3 псалмовъ, дабы чрезъ сіе положить съ одной стороны конецъ сну, а съ другой начало рукодѣлью. Хотя это правило, повидимому, случайно постановлено; впрочемъ оно восполняетъ седмеричное число хваленій, кои въ продолженіе сутокъ совершалъ Давидъ (Псал. 118, 164). Включая сіе богослуженіе, мы дѣйствительно семь разъ въ продолженіе сутокъ хвалимъ Господа.

Глава 5-я.
Послѣ утреннихъ молитвъ не должно ложиться спать.

Нѣкоторые, не зная причинъ, по коимъ установлено сіе богослуженіе, по совершеніи утренняго богослуженія предаются сну; но этого никакъ не должно быть, дабы излишекъ естественныхъ мокротъ, или грезы, внушенныя врагомь, какъ нибудь истеченіемъ не повредили чистоты, пріобрѣтенной ночными молитвами, и чтобы сонъ, даже и безгрѣшный, не ослабилъ жара сердечнаго и отъ дебелости сна ставшихъ равнодушными не сдѣлалъ вялыми и нерадивыми на цѣлый день. Египтяне, чтобы избѣжать сего, не смотря на то, что встаютъ, по обычаю, прежде пѣнія пѣтуховъ, продолжаютъ бдѣнія даже до свѣта, такъ что утренній свѣтъ находитъ ихъ болѣе бодрыми, ревностными на цѣлый день, приготовленными къ дневной борьбѣ съ діаволомъ и утвержденными посредствомъ ночнаго бдѣнія и духовнаго размышленія.

Главл 6-я.
Старцы ничего не измѣнили въ древнемъ чинѣ псалмовъ, когда установили утреннее богослуженіе.

Необходимо упомянуть, что старцы наши, установивъ это утреннее богослуженіе, ни мало не измѣнили древняго порядка псалмопѣнія; напротивъ служба и при семъ богослуженіи совершается въ томъ же порядкѣ, въ какомъ она совершалась и прежде въ ночныхъ собраніяхъ; потому что тѣ пѣсни, которыя въ сей странѣ отнесены къ утреннему богослуженію, прежде пѣлись при концѣ ночныхъ бдѣній, оканчивающихся прежде зари, также и теперь поютъ, т. е. псалмы 148 и слѣдующіе за нимъ; а 50, 62, 89 псалмы отнесены къ послѣднему богослуженію.

Глава 7-я.
Кто на дневную молитву не придетъ прежде окончанія перваго псалма, тому не дозволено и входить въ церковь.

Если кто во время богослуженія въ 3, 6 и 9 часы придетъ по окончаніи начатаго псалма, то не смѣетъ войти въ церковь и соединиться съ молящимися, но остается за дверьми до окончанія службы, и при выходѣ всѣмъ кланяясь до земли, проситъ прощенія въ своемъ нерадѣніи или замедленіи; а если не покается и не поспѣшитъ испросить прощенія, то его не допускаютъ и къ слѣдующему за симъ послѣ 3 часовъ богослуженію. Что касается до ночныхъ собраній, то не наказывается, если кто замедлитъ до начала втораго псалма; но если не поспѣшитъ прійти въ церковь прежде окончанія его, то подвергается вышеозначенной же эпитиміи.

Глава 8-я.
О чинѣ бдѣнія съ вечера субботы.

Ночныя бдѣнія, еженедѣльно совершаемыя съ вечера субботы, по зимамъ, когда ночи бывають длиннѣе, тамъ продолжаютъ до четвертаго пѣнія пѣтуховъ — для того, чтобы остающіеся до свѣта два часа употребить на сонъ, и тѣмъ подкрѣпить себя на цѣлый день. И намъ должно держаться того же правила, т. е. соснувъ послѣ бдѣнія до утренняго молитвословія, весь день проводить въ необходимыхъ дѣлахъ, и отнюдь днемъ не спать взамѣнъ того, что мы не спали ночью; ибо такимъ образомъ мы измѣнимъ только время покоя, а не лишимъ себя покоя. Если послѣ всенощныхъ бдѣній не спать хотя немного, то въ слѣдующій день разслабѣетъ не только слабая плоть, но и духъ. Итакъ, чтобы не сдѣлать безполезными ночныя бдѣнія, нужно до восхода солнечнаго соснуть хоть часъ; ибо уступивъ такимъ образомъ природѣ свойственное ей, мы не будемъ имѣть нужды отнимать у дня того, что отняли у ночи.

Глава 9-я.
Почему установлено бдѣніе въ вечеръ субботній, и почему отмѣненъ постъ въ субботу на всемъ Востокѣ?

Совершать бдѣнія въ вечеръ субботній на Востокѣ опредѣлено еще съ начала вѣры христіанской, въ подражаніе апостоламъ, которые послѣ того, какъ Господь и Спаситель нашъ былъ распятъ въ вечеръ пятка, бодрствовали и не предавались ни малѣйшему сну. А по причинѣ бдѣнія, мужи апостольскіе, во уваженіе къ трудамъ бдѣнія, положили въ субботу не поститься. Такимъ образомъ сіе разрѣшеніе поста ничуть не доказываетъ сообщенія нашего съ іудеями въ празднествѣ, но оно необходимо для подкрѣпленія утомленнаго тѣла, потому что, если не разрѣшить поста въ субботу и воскресенье, то постившійся въ недѣлѣ пять дней необходимо ослабѣетъ.

Глава 10-я.
Почему у западныхъ постъ соблюдается и въ субботу?

По мнѣнію западныхъ, поста въ субботу не должно разрѣшать, потому что будто апостолъ Петръ въ субботу, готовясь вступить въ борьбу съ волхвомъ Симономъ, постился въ сей день. Но самая причина, по которой постился апостолъ Петръ, показываетъ, что онъ постился въ субботу не потому, чтобы на сіе было соборное опредѣленіе, но по требованію обстоятельства. Посему постъ апостола Петра былъ особенный, единократный, а не общій, не постоянный; онъ сталъ бы поститься и въ воскресный день, еслибы ему привелось вступить въ борьбу въ этотъ день.

Глава 11-я.
Воскресное богослуженіе чѣмъ отличается отъ службы другихъ дней?

Нужно знать и то, что тамъ въ воскресный день до обѣда собираются только на одну литургію, а на 3 и 6 часы особо не собираются. Впрочемъ, чрезъ это не измѣняется въ существѣ порядокъ богослуженій; а между тѣмъ братіи, изъ уваженія къ воскресенію Господню, дѣлается нѣкоторое послабленіе; отчего они дня воскреснаго ожидаютъ, какъ праздничнаго, и не скучаютъ постами, сохраняемыми въ продолженіе недѣли, потому что трудъ бываетъ не обременителенъ и не скученъ, если за нимъ слѣдуетъ какая-нибудь перемѣна.

Глава 12-я.
Въ какіе дни за ужиномъ не читается псаломъ, какъ бываетъ за обѣдомъ?

Въ субботу, воскресенье и дни праздничные, въ которые обыкновенно предлагается братіи обѣдъ и ужинъ, псаломъ не читается на вечерѣ, т. е. ни предъ ужиномъ, ни послѣ ужина, какъ это бываетъ въ праздничныхъ обѣдахъ и при разрѣшеніи постовъ, когда читаются обычные псалмы и предъ столомъ и послѣ стола; но предъ тѣмъ, какъ сѣсть за столъ и какъ вставать изъ-за стола читается только одна молитва, потому что тогда не обязываются всѣ быть при столѣ, а бываютъ только странники изъ приходящихъ братій, или тѣ, коихъ заставляетъ придти немощь тѣлесная, или кто самъ хочетъ.

Примѣчаніе:
[1] По нашему въ 9 часовъ дня.

Источникъ: Писанія преподобнаго отца Іоанна Кассіана Римлянина. / пер. съ лат. епископа Петра. — Изданіе 2-е., Аѳонскаго Русскаго Пантелеімонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1892. — С. 22-27.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0