Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Бесѣда на притчу о виноградникѣ
.

Подобно есть Царствіе Небесное человѣку домовиту, иже изыде купно утро наяти дѣлатели въ виноградъ свой (Матѳ. 20, 1).

Ты слышалъ, возлюбленный, евангельскую притчу Господа; выслушай и посильное изъясненіе наше. Домовладыка великаго дома — это Господь Богъ, ибо домъ — міръ; Владыка же, создавшій его — Богъ. Виноградникъ Его — это природа человѣческая; дѣлатели виноградника — это святые, работающіе для спасенія людей. Первый часъ означаетъ время благочестивыхъ при Авелѣ, Енохѣ и Ноѣ, ибо они были первыми богопочитателями, т. е. первыми дѣлателями виноградника. Такъ Ной, — разумѣй въ духовномъ смыслѣ, ибо духовны (таинственны) слова, — насадилъ виноградникъ. Сіи работали до 3-го часа. Время послѣ 3-го часа есть періодъ Авраама, Исаака и Іакова, ибо и они дѣлатели спасенія нашего, трое почислу, почему и работали до 6-го часа. Отъ 6-го часа — средина дня, когда солнце ярче освѣщаетъ вселенную, — это время закона, потому что теперь именно озарилъ человѣчество заповѣдями закона истинный свѣтъ — Богъ нашъ. Такъ, дѣйствительно заповѣдь Господня свѣтла, просвьщающая очи (Пс. 18, 9), и еще: свѣтъ повелѣнія Твоя (Ис. 26, 9).

Отъ 6-го часа — полдень. Дѣйствительно, когда преполовились времена отъ начала міротворенія и до скончанія временъ, тогда въ качествѣ полуденнаго луча посланъ былъ Моисей и Ааронъ, и вотъ культъ закона до 8-го часа. Девятый же часъ — время духоносныхъ пророковъ, ибо и они, какъ прекрасные дѣлатели, были посылаемы Домовладыкой воздѣлывать виноградникъ души нашей до 10-го часа. Десятый часъ — пришествіе Единороднаго; ибо на послѣдокъ временъ, по исполненіи вѣковъ, снисшелъ къ намъ Сынъ Божій, Слово Бога; и какъ съ 11-го часа до 12-го остается одинъ уже и послѣдній часъ (время), такъ и отъ пришествiя Христова до исполненія (вѣковъ) — одна година (время). Слушай, что говоритъ Іоаннъ: дѣти, послѣдняя година есть (1 Іоан. 2, 18).

Ты видишь, что Владыка виноградника, вышедши въ 11-й часъ и найдя праздностоящихъ, нанялъ ихъ. Кто жъ эти праздные? Мы отъ языковъ, ибо праздны мы были отъ боговѣдѣнія, праздны отъ добрыхъ дѣлъ. И говоритъ имъ: что здѣ стоите весь день праздны? (Матѳ. 20, 6) Цѣлымъ днемъ Онъ назвалъ время отъ начала творенія міра до пришествія Его (Спасителя), ибо доселѣ язычники были праздны, не вѣдая Бога, яко никто же насъ наятъ, отвѣчаютъ. Благоразсудительны язычники: дѣйствительно, никто ихь не нанималъ, — ни законъ, ни пророки; послѣдніе были посылаемы къ Израилю, а не къ язычникамъ. Посему очень разумно отвѣчаютъ, — яко никто же насъ наятъ.

Но благiй Домовладыка говоритъ: идите и вы работать въ виноградѣ, и еже будетъ правда, дамъ вамъ (Матѳ. 20, 7. 4). И вотъ праздные стали дѣлателями; ибо работаетъ нынѣ сія Церковь, нѣкогда бывшая праздною: работаетъ ликъ апостоловъ, мучениковъ, подвижвиковъ, монашествующихъ, святыхъ дѣвъ, дѣвственниковъ (τῶν ἐγϰρατῶν) и живущихъ въ честномъ бракѣ. И заслуженно взяла сія Церковь одинъ динарій. Такъ быстро работающій способенъ за одинъ часъ сдѣлать то же, что и трудившійся съ ранняго утра. Вотъ и разбойникъ за одинъ часъ услышалъ: Днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43).

Но слушай, что говорятъ тѣ: мы понесли тяготу дне и варъ (Матѳ. 20, 12). Правду говорятъ они: язычники въ періодъ закона не несли таготы ярма закона и однакожъ были уравнены съ первыми въ работѣ. Друже, говоритъ, Азъ не обижаю тебе. Не обижаетъ праведный Судія. А чтобы слова: хощу сему дати, якоже и тебѣ, ты не счелъ лицепріязнію, а не дѣломъ благодати, думай такъ: сколько бы мы ни дѣлали, сколько бы ни трудились, мы ничего не дѣлаемъ достойнаго цѣны: вся правда человѣка, якоже портъ нечистыя (Ис. 64, 6). Все есть дѣло благодати, какъ говоритъ Павелъ: оправдаеми туне благодатію Его (Римл. 3, 24): и не отъ дѣлъ, да никтоже похвалится (Тамъ же). Даръ Божій не потому, что мы не трудимся, но потому, что ничего достойнаго награды не можемъ сдѣлать. Ибо говорится: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ. Въ самомъ дѣлѣ, ты подаешь бѣдному хлѣбъ, а получаешь въ наслѣдіе Царство Небесное, — видишь, что значитъ: хощу дати...

А далѣе: аще (ужели) око твое лукаво есть, яко Азъ благъ есмь. (Матѳ. 20, 15) Не сказалъ, что святые лукавы; напротивъ: не лукавы ли вы, такъ какъ Я благъ? Ибо поистинѣ Онъ благъ по благости. Не по работѣ, слѣдовательно, и плата: трудъ ничтоженъ, а награда велика. Ты напоилъ жаждущаго чашею воды, а получаешь ихже око не видѣ и ухо не слыша (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9). Видишь, какъ Онъ благъ. А начинаетъ отъ послѣднихъ къ первымъ потому, что первые будутъ послѣдними: и нареку не Мой народъ народомъ Моимъ (Ос. 2, 23) и потомъ: дондеже (когда) исполненіе (полное число) языковъ внидетъ; тогда и весь Израиль спасется (Рим. 11, 25) во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Проповѣди св. Кирилла Александрiйскаго. А. Миролюбова. Кiевъ: Типографiя Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1899. – с. 255-258.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0