Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Посланіе къ Несторію.

Благоговѣйнѣйшему и боголюбивѣйшему сослужителю Несторію Кириллъ о Господѣ (желаетъ) всякаго блага.

Нѣкоторые своимъ суесловіемъ, какъ слышу, хотятъ ослабить въ твоемъ благочестіи твое мнѣніе обо мнѣ, и это часто они дѣлаютъ, выискивая для этого то время, когда сановники составляютъ собранія, а иногда и потому, что этимъ надѣются угодить твоему слуху. Они говорятъ такія оскорбительныя слова, не потому, что они обижены мною, но потому, что были обличаемы мною къ ихъ же пользѣ: одинъ за то, что притѣснялъ увѣчныхъ и бѣдныхъ, другой за то, что обнажилъ мечь на свою мать, а третій за то, что чрезъ свою служанку похитилъ у другаго деньги, и всегда такой мучился подозрительностью, какой никто не пожелаетъ самому злому врагу. Ho o такихъ людяхъ я не стану говорить много, дабы мои слова не переступили ту мѣру, какую указалъ Господь и учитель, а также и отцы. Нельзя никому избѣжать невѣжественной дерзости злыхъ людей, какой бы кто ни избралъ образъ жизни. Они, у которыхъ уста полны клятвы и горечи (Псал. 35, 4; 13, 4), дадутъ отвѣтъ Судіи всѣхъ. А я обращусь опять къ тому, что болѣе всего прилично мнѣ: и теперь тебѣ, какъ брату въ Господѣ, напоминаю, чтобы ты въ поучительныхъ словахъ своихъ со всякою внимательностію предлагалъ народу ученіе вѣры, и имѣлъ въ мысляхъ, что соблазнить и единаго изъ меньшихъ, вѣрующихъ во Христа, заслуживаетъ непощадный гнѣвъ Бога. И если теперь такъ много есть смущенныхъ, то какъ намъ не употребить всего старанія не только для исполненія обязанности — благоразумно прекратить соблазнъ, но и предложить здравое слово вѣры тѣмъ, которые ищутъ истины. Для этого самымъ правильнымъ дѣломъ нашимъ будетъ то, если мы, обратившись къ словамь святыхъ отцевъ, постараемся принять ихъ за главное руководство, и, испытывая, по слову Писанія, самихъ себя, аще въ вѣрѣ есмы, наши собственныя разсужденія будемъ, сколько можно, вѣрнѣе соображать съ ихъ вѣрными и непорочными мыслями.

Такъ святый и великій соборъ изрекъ, что единородный Сынъ Бога Отца, родившійся отъ существа Его, Богъ истинный отъ Бога истиннаго, свѣтъ отъ свѣта, которымъ Отецъ все сотворилъ, сошелъ съ небесъ, воплотился и вочеловѣчился, страдалъ, воскресъ въ третій день и возшелъ на небеса. Этимъ словамъ и догматамъ должны слѣдовать и мы, вникая мыслію въ значеніе словъ: Богъ Слово воплотился и вочеловѣчился. Мы не говоримъ, что естество Слова, измѣнившись, стало плотію, ни того, что оно преложилось въ цѣлаго человѣка, состоящаго изъ души и тѣла; но говоримъ, что Слово, соединивъ съ собою, въ единствѣ лица тѣло, одушевленное разумною душею, неизреченно и непостижимо для нашего ума, стало человѣкомъ, сдѣлалось сыномъ человѣческимь, не волею одною и благоизволеніемъ, не воспринятіемъ только лица; a говоримъ, что естества, истинно соединенныя между собою, хотя различны, но въ соединеніи обоихъ сихъ естествъ есть одинъ Христосъ и Сынъ. Это мы представляемъ не такъ, что въ семъ соединеніи уничтожилось различіе естествъ, но божество и человѣчество, при неизреченномъ и неизъяснимомъ соединеніи, пребыли совершенными, являя намъ единаго Господа Іисуса Христа и Сына. Такимъ образомъ говоримъ, что сущій и рожденный отъ Отца, прежде вѣковъ, по плоти родился и отъ жены, не такъ, какъ-бы божественное естество Его приняло начало бытія въ Святой Дѣвѣ, и не такъ, какъ-бы Онъ, послѣ рожденія отъ Отца, имѣлъ нужду родиться отъ Нея. Ибо безразсудно и легкомысленно было бы говорить, что Тотъ, который прежде всѣхъ вѣковъ всегда пребываетъ со Отцемъ, еще имѣетъ потребность родиться, чтобы начать свое бытіе. Такъ какъ Онъ ради насъ и ради нашего спасенія родился отъ жены, соединивъ съ собою, въ свою ѵпостась, естество человѣческое, то поэтому и говорится, что Онъ родился плотію. Это не такъ, что прежде родился отъ Святыя Дѣвы простой человѣкъ, а послѣ сошло на Него Слово; но Оно, соединившись съ плотію въ самой утробѣ, родилось по плоти, усвоивъ себѣ плоть, съ которою родилось. Таковымъ же мы Его исповѣдуемъ и въ страданіи и въ воскресеніи: не говоримъ, что Слово Бога по своему естеству подвергалось ударамъ, язвамъ гвоздиннымъ и прочимъ ранамъ, потому что божественное естество, какъ безтѣлесное, не причастно страданію. Но такъ какъ всѣмъ этимъ страданіямъ подвергалось Его тѣло, которое есть Его собственное, то мы и говоримъ, что Слово страдало за насъ; потому что безстрастный былъ въ страдающемъ тѣлѣ. Равнымъ образомъ мы разумѣемъ и смерть Его; безсмертно по естеству, нетлѣнно, жизнь и животворяще есть Слово Бога. Такъ какъ Его тѣло благодатію Божіею, какъ говоритъ Павелъ, за всѣхъ вкусило есть смерти (Евр. 2, 9), то говоримъ, что Оно за всѣхъ претерпѣло смерть; не то, что Оно подверглось смерти по своему естеству: — говорить и думать такъ было бы безумно; — a то, что Его тѣло, какъ я сказалъ уже выше, вкусило смерть. Также, когда говоримъ, что воскресло тѣло Его, опять къ Нему же относимъ воскресеніе, не такъ, какъ бы Онъ подвергался смерти (ϕϑοράν), нѣть, а такъ, что Его тѣло воскресло. Такимъ образомъ мы исповѣдуемъ Христа единымъ и Господомъ, не такъ, какъ-бы мы покланялись Слову и вмѣстѣ съ тѣмъ покланялись еще какому-то человѣку; никакого представленія о раздѣльности здѣсь не вводится при словѣ вмѣстѣ: но покланяемся единому и томуже, потому что не есть что либо особое отъ Слова тѣло Его, съ которымъ Онъ сѣдитъ вмѣстѣ съ Отцемъ, не два сына сѣдятъ вмѣстѣ со Отцемъ, но одинъ, соединенный съ своею плотію. Если бы мы стали отвергать ѵпостасное соединеніе, какъ что-то непонятное и странное, то мы должны бы были признать двухъ сыновъ; потому что тогда необходимо должно было бы сдѣлать раздѣленіе и одного называть собственно человѣкомъ, удостоеннымъ званія Сына, а другаго собственно — Словомъ Бога, какъ имѣющаго имя и достоинство сыновства по своему естеству. Посему не дóлжно раздѣлять единаго Господа Іисуса Христа на два сына. Правое ученіе вѣры нисколько не поддерживается и тѣмъ, что нѣкоторые считаюгь за лучшее допустить соединеніе лицъ. Потому что Писаніе говоритъ, что Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14), a не то, что Слово соединило съ собою лице человѣка. Выраженіе: Слово плоть бысть, означаетъ только то одно, что Слово пріискренне пріобщися нашей плоти и крови (Евр. 2, 14); наше тѣло Оно усвоило Себѣ, и отъ жены произошелъ человѣкъ, не переставъ быть Богомъ, рожденнымъ отъ Бога Отца, и при воспріятіи плоти пребывъ тѣмъ, чѣмъ Онъ былъ. Таково ученіе правой вѣры, повсюду исповѣдуемой. Такъ мыслили святые отцы, какъ находимъ въ ихъ писаніяхъ. Они дерзновенно говорили, что Святая Дѣва есть Богородица, не потому, что естество Слова или Божество Его началось по бытію отъ Святой Дѣвы, но потому, что отъ Нея родилось святое тѣло, имѣющее разумную душу; такимъ образомъ Слово, соединившись съ нимъ ѵпостасно, родилось по плоти. Пишу къ тебѣ эти слова, побуждаемый любовію во Христѣ, и, какъ брату, совѣтую тебѣ и умоляю предъ Богомъ и святыми ангелами Его, одинаково съ нами мыслить и учить, дабы сохранился миръ церквей, и чтобы союзъ единомыслія и любви, пребылъ неразрывнымъ между священниками Божіими. Привѣтствуй братію, находящуюся при тебѣ; тебя привѣтствуетъ братія, находящаяся со мною.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 328-334.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0