Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Наставленіе
[1], данное святѣйшимъ епископомъ Кирилломъ Посидонію, котораго онъ послалъ въ Римъ по дѣлу о Несторіи.

I. Вѣра Несторія или — вѣрнѣе — его злоученіе въ главныхъ своихъ чертахъ таково. Онъ говоритъ, что Богъ-Слово, знавшій напередъ, что родившійся отъ святой Дѣвы будетъ святымъ и великимъ (Лук. 1, 35. 32), избралъ именно его для сей цѣли и устроилъ такъ, что онъ родился отъ Дѣвы безъ (сѣмени) мужа, позволилъ ему называться Своими собственными именами и (наконецъ) воздвигъ его (изъ мертвыхъ). Поэтому, хотя Единородное Слово Божіе и называется вочеловѣчившимся, но только въ томъ смыслѣ, что Оно всегда пребывало съ тѣмъ святымъ человѣкомъ, который родился отъ Дѣвы; — подобно тому, какъ Оно пребыло съ пророками, такъ же пребывало Оно, — по словамъ Несторія, — и съ этимъ человѣкомъ — только въ еще болѣе тѣсномъ соприкосновеніи (ϰατὰ μείζονα συνάϕειαν). Посему онъ (Несторій) всюду избѣгаетъ термина «соединеніе» (τὴν ἕνωσιν), но пользуется терминомъ «соприкосновеніе» (συνάϕειαν), когда Оно (Слово) остается внѣшнимъ (для родившагося отъ Дѣвы) и какъ бы говоритъ (Оно) къ Іисусу: якоже бѣхъ съ Моисеомъ, тако буду и съ тобою (Нав. 1, 5). Однако, скрывая свое нечестіе, онъ (Несторій) говоритъ, что (Слово) сопребывало съ нимъ (рожденнымъ отъ Дѣвы) отъ чрева (матери).

II. Поэтому онъ (Несторій) считаетъ Его (Іисуса Христа) не Богомъ истиннымъ, но только названнымъ такъ по благоволенію Божію. Что касается того, что Онъ именовался Господомъ, то опять (Несторій) хочетъ понимать это названіе такимъ же образомъ, что Богу-Слову благоугодно было дать Ему (Іисусу Христу) и это наименованіе.

III. Онъ (Несторій) не говоритъ, — какъ дѣлаемъ это мы — что за насъ умеръ и воскресъ Сынъ Божій, но говоритъ: умеръ человѣкъ и воскресъ человѣкъ; и ничего такого онъ не относитъ къ Слову Божію.

IV. Вѣдь и мы исповѣдуемъ, что Слово Божіе безсмертно и есть жизнь; но мы вѣруемъ, что Оно «сдѣлалось плотію» (Іоан. 1, 14), т. е., соединивъ съ собою плоть вмѣстѣ съ душою разумной, страдало плотію, по Писаніямъ; и когда пострадало Его тѣло, — говорится, что Само (Слово) страдало, хотя по природѣ Оно безстрастно; и когда воскресло Его тѣло, — ибо «плоть Его не видѣла тлѣнія» (ср. Псал. 15, 10; Дѣян. 2, 27. 31), — говорится, что Само (Слово) воскресло за мертвыхъ. А тотъ (Несторій) не такъ думаетъ, но утверждаетъ, что страданіе и воскресеніе принадлежали человѣку и что предлагается въ таинствахъ тѣло человѣка. Мы же вѣруемъ, что плоть Слова потому имѣетъ животворящую силу, что и плоть и кровь принадлежали животворящему все Слову.

V. He перенося подобныхъ выраженій, тотъ (Несторій) поручилъ Келестію [2] составить письменную жалобу противъ пресвитера Филиппа [3], который его обличалъ и не желалъ болѣе имѣть съ нимъ общенія (συναϕϑῆναι) по причинѣ его еретичества. А въ той письменной жалобѣ обвиненіе состояло въ томъ, яко бы онъ (Филиппъ) манихей. Потомъ (Несторій) позвалъ того человѣка (Филиппа) на соборъ. Тотъ, исполняя каноническое требованіе, явился туда, будучи готовъ оправдываться. Послѣ же того, какъ Келестій не могъ ничего доказать, онъ (Келестій) скрылся и не приходилъ (болѣе) на соборъ.

VI. Потерпѣвъ неудачу съ этой стороны, онъ (Несторій) прибѣгнулъ къ другому предлогу. Именно онъ спросилъ (Филиппа): «почему ты устраивалъ частныя собранія и въ (обыкновенномъ) домѣ совершалъ (литургійное) приношеніе?» Но такъ какъ почти весь клиръ сталъ говорить: «и изъ насъ каждый по нуждѣ, когда случится, дѣлаетъ это», то онъ (Несторій) вынесъ рѣшеніе о низложеніи этого человѣка (Филиппа).

Таковы для тебя (Посидонія) пункты, содержащіе самое главное изъ хуленій Несторія.

Примѣчанія:
[1] Или «наказъ» (ὑπομνηστιϰόν), инструкція (commonitorium), «мандатъ», докладная записка. Этотъ документъ помѣщается въ концѣ 11-го (9-го) письма св. Кирилла Александрійскаго къ папѣ Келестину I-му (Migne, gr. ser. t. LXXVII, col. 85. 88. 89).
[2] Ср. у Марія Меркатора Liber subnotationum in verba Juliani I, 4 сл.: Migne, lat. ser. t. XLVIII, col. 112 sqq.; см. также ibid., col. 285.
[3] См. y Сократа, Церковная Исторія VII, 26, 27 и 29.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 223-225. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0